Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их.



В 1922 г., воспользовавшись слабостью правительства и расколом рабочего движения, фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих "чернорубашечников" в поход на Рим. Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч. Но король и его приспешники приняли иное решение-- глава фашистской партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.

Новое правительство начало с отмены указа о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли, с реакционных перемен в рабочем законодательстве, с установления жестокого контроля над профсоюзами, с преследования демократических организаций. Фашистские боевые отряды сделались частью репрессивного правительственного аппарата. Не решаясь еще на разгон парламента, Муссолини и его клика провели закон, согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей.

Результаты выборов (1924 г.) подозрительно точно совпали с планами Муссолини: из 12 млн голосов 4 млн были сочтены профашистскими. Фашистская милиция - - главный виновник "победы" - - торжествовала. Но демократия не была убита. В лице социалиста Матеотти, депутата, оратора, мужественного человека, она разоблачила комедию выборов и заодно продажность и подкупность деятелей нового режима, в особенности самого Муссолини. За это фашисты убили Матеотти. Страну охватила волна негодования. Трудящиеся массы были готовы смести фашизм. Нужно было воспользоваться моментом. Но оппозиция, имевшая влияние, - социалисты, республиканцы, "пополяри" (католическая партия) - предпочла тактически ошибочный уход из парламента, бойкот последнего.

Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию.

Январским законом 1926 г. оно присваивает себе право издания декретов помимо парламента. " Чрезвычайные законы " следовали один за другим.

1. Они запретили профессиональные союзы (за исключением огосударствленных фашистских) и политические партии (за исключением одной фашистской);

2. восстановили смертную казнь за "политические преступления"; вводили чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внеcудебную) высылку;

3. коммунистическая партия была объявлена вне закона, органы местного самоуправления упразднялись: на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).

Политический режим итальянского фашизма определился быстрее, чем сложился его государственный строй.

Известный Пьемонтский статут отменен не был, но никакого соответствия между ним и тем, что стало при фашизме, не существовало. Сохранялась монархия, но в таком жалком виде, что никто не принимал ее в расчет. Считалось, что Муссолини отвечает перед королем, так даже писалось в законах, но никто этому не верил и меньше всего король. Какие бы то ни было упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. Прежде других в Италии определилась тенденция "вождизма", единоличной диктатуры.

Уже закон 1925 г. "О полномочиях главы правительства" делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превращались в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно.

Закон 1926 г. "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" предоставил "исполнительной власти", то есть тому же главе правительства, право на издание "декретов-законов". При этом никакой грани между "законами", оставшимися компетенцией парламента, и "декретами-законами" проведено не было.

Парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, стал ненужным Но его сохраняли для "демонстрации единства" между "народом" и правительством. "Должный" состав парламента обеспечивался "реформой политического представительства", осуществленной в 1928 г.

Выборы депутатов производились следующим образом: а) кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами (на практике - - руководящими центрами фашистских союзов): б) так называемый большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов; в) избирателям предоставлялось право одобрить это назначение. Право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований: а) платили взносы в профессиональный союз; б) уплачивали налог в размере не менее 100 лир; в) держали ценные бумаги (государственные или банковские); г) принадлежали к церковному клиру.

Вторая тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие иные формы партийного "самоуправления". Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии ("секретарь") назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные организации партии руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.

Третья тенденция - это террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини.

Помимо общей полиции существовали: "организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА); "особая служба политических расследований"; "добровольная милиция национальной безопасности". Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные "полицейскими судами". Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в "политической неблагонадежности". Наиболее важные политические дела рассматривались "особым трибуналом".

Однако, никакой антинародный режим не может держаться только насилием. Отсюда проистекала потребность прикрыть тоталитарную диктатуру какой-нибудь видимостью "заботы" о трудящемся человеке. Так родилось теория " корпоративного государства ". Оно было создано законами 1926- -1934 гг. Его официальной, напоказ выставляемой целью были "примирение" между трудом и капиталом; его действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий.

В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал "сам" Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Но каждый раз решения принимались к неизменной выгоде предпринимателей и невыгоде для рабочих.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом. Вместо него была создана "палата фашистских организаций и корпораций". Члены ее назначались Муссолини (1938 г.). Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов. Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки. В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна "Монтекантини" (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн лир в 1934 г. до 160 млн лир в 1939 г.) и многих других.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы "возродить Римскую империю". Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, никак не соответствовавшей военной способности Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938 г.).В июне 1940 г. Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию.

Важнейшим направлением внешней политики являлись аг­рессивные устремления и активная подготовка к войне. Италия рассматривала Средиземное море как свое «внутреннее озеро». Германия уже в 1935 г. отказалась от выполнения военных ста­тей Версальского договора. За этим последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935 - - 1936), интер­венция в Испании (1936 - - 1939 гг.), расчленение Чехословакии (1938 - - 1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т.д. В апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке рас­торгла англо-германское морское соглашение и договор о не­нападении с Польшей. Тем самым были ликвидированы все препятствия для начала Второй мировой войны.

 

Истоки германского нацизма.

После окончания первой мировой войны нацизм появился и в Германии в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

Так уже в 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принци­пе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготов­ка специального террористического аппарата для подавления демокра­тических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти. В 1923 г. в Баварии на юге Германии нацисты предпринимают прямую попытку захватить государ­ственную власть. Провал путча заставляет нацистских лидеров изме­нить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания широкой социальной базы фаши­стской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге. 30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

 

 

17.4 Изменения в структуре власти. Законодательство "Третьего рейха".

 

 

Государственный строй, политические ре­жимы фашистской Ита­лии и гитлеровской Гер­мании обнаруживают больше сходства, чем раз­личий. Недаром Муссо­лини признавал: "Фа­шизм и национал-социа­лизм есть два параллельных течения в истории". Так же как в Италии фашизм, в Герма­нии нацизм начал с лик­видации буржуазно-демо­кратических свобод. Этим целям служила це­лая серия чрезвычайных декретов, приходящихся на первые месяцы 1933 г.

Февральский декрет, названный "В защиту народа и государства", отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же "чрезвычайный" декрет "В защиту германского народа" наделял неограниченными полномочиями полицию и т. д.

Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама компартия была запрещена (март 1933 г.), ее пресса закрыта.

В ночь на 28 февраля 1933 г. гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог для гонений на компартию. Находившийся в Германии болгарский коммунист Георгий Димитров и некоторые другие коммунисты были арестованы и преданы суду по обвинению в поджоге рейхстага. Димитров с необыкновенным достоинством и мужеством разоблачил преступление фашистов. Знаменитый Лейпцигский процесс, которым хотели дискредитировать не только германских коммунистов, но и все международное коммунистическое движение, закончился оправданием Димитрова и других коммунистов - - обвиняемых.

Однако в стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 г. тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при "попытках к бегству". Был арестован и Эрнст Тельман, выдающийся вождь немецкого пролетариата, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Преследованию подвергли и социал-демократическую партию: нацисты преподали ей практический урок легальности и конституционности. Право на существование получила одна только нацистская партия. Воцарилась однопартийная система.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось с присягой на верность "национал-социализму". Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления. Решения съездов партии получали силу закона.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных "фюреров", которых (как и в Италии) назначали сверху. В непосредственном подчинении партийного центра находились "штурмовые отряды" (СА), "охранные отряды" (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера. Особое место в системе репрессивного аппарата заняла тайная полиция - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Местное самоуправление и традиционное деление государства на зем­ли в интересах централизации управления были ликвидированы. Облас­тями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством. Германия по существу превратилась в унитарное государство.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе "фюрера".

Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не испрашивая санкций парламента, издавать акты, которые "уклоняются от Конституции".

Августовский закон 1934 г. уничтожал должность президента, а его правомочия передавал "фюреру", который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, "фюрер" пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда - в демагогических и внешнеполитических целях - гитлеровцы проводили "народные опросы". При этом заранее объявлялось, что всякий, кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться "врагом народа".

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а, соответственно, с тем земельные ландтаги, упразднялось "во имя единства нации". Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально не отмененная Веймарская Конституция прекратила свое действие.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями - экономическими гигантами типа "Фарбениндустри", автогиганта "Круппа" и др.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10-12 часов, тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 г. всего только 70% от зарплаты 1933 г. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8,6 млн. марок в 1933 г. и 27 млн. в 1940 г.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, ко­торая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием "большой войны", в которой "великая Германия" завоюет себе "достойное жизненное про­странство".

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к "большой войне", которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Франции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

Механизм японского фашизма.

 

Япония вышла из первой миро­вой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особен­но военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-про­мышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение фео­дальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее кресть­ян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся. Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х — начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

В 1937—1939 и 1940—1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ — сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбацу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься. Взамен создавалась полуоб­щественная, полугосударственная организация — Ассоциация помо­щи трону, низовые ячейки которой охватывали всю страну. Ассо­циацию возглавлял министр-президент, а ее основные подразделе­ния возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий. В состав Ассоциации вошли на правах коллективных чле­нов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распу­щенных профсоюзов были созданы «общества служения отечест­ву», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами. Формировались и другие подобные им организации. Так, в деревне была введена по существу средневековая система «две­надцати дворов», когда одному из односельчан — самому благона­дежному — поручался контроль за умонастроениями, выполнением налоговых обязательств остальных.

С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропа­гандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое населе­ние страны было включено в глобальную военно-бюрократиче­скую структуру, призванную организационно и идеологически под­готовить население к войне.

Новая экономическая структура. «Новая политическая структу­ра» была дополнена «новой экономической структурой», предусмат­ривавшей принудительное объединение всех предприятий по терри­ториально-отраслевому принципу. Каждое территориально-отраслевое подразделение возглавлялось лицом, назначаемым правительством, как правило, из представителей крупных предпринимателей. В их ве­дение передавалось решение важнейших вопросов производства и сбыта: распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы, оп­ределение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продол­жительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована.

В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную вой­ну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами — членами антигитлеровской коалиции.

 

Глоссарий

ГЕСТАПО - тайная государственная полиция в фаши­стской германии, созданная в 1933 г. С це­лью устранения политических противников фашизма. Международный трибунал в Нюрнберге признал гестапо преступной ор­ганизацией

ДУЧЕ - вождь; так называли в Италии б. Муссолини.

НСДАП - аббревиатура названия национал-социалистической рабочей партии германии (партии нацистов), возглавлявшейся а. Гитлером.

ОХРАННЫЕ ОТРЯДЫ (СС) - созданы в 1925 г. Для охраны руководства нацистской партии. После установления фашистской диктатуры служили базой для развертывания карательного аппарата, охра­няли концентрационные лагеря. В период войны были созданы войска СС численно­стью более 1 млн человек. Международный трибунал в Нюрнберге признал СС преступ­ной организацией

РЕЙХСВЕР - вооруженные силы германии в 1919 - 1935 гг., ограниченные по составу и числен­ности условиями версальского договора, вербовались по найму

РЕЙХСРАТ - орган представительства земель, верхняя палата парламента германии по конститу­ции 1919 г. Депутаты назначались прави­тельством земель из своей среды в количе­стве, пропорциональном численности насе­ления

РЕЙХСТАГ - общеимперский законодательный орган германии по конституции 1919 г. Депутаты избирались всеобщей, равной, прямой и тай­ной подачей голосов на началах пропорцио­нального представительства

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ (СД) - разведывательно-диверсионная организация фашистской партии «союз борьбы», фашо ди комбаттименто - название партии фашистов в Италии.

ФЮРЕР - вождь; так называли в германии а. Гитлера.

ШТУРМОВЫЕ ОТРЯДЫ (СА) - военизированная организация фашистской партии, созданная в 1921 г. В 1934 г. Штур­мовые отряды были переведены в резерв фашистской партии

 

Вопросы для самоконтроля:

· Каково сходство и различие между нацистским режи­мом в Германии и фашистским режимом в Италии?

· Как изменялся государственный аппарат в нацистской Германии?

· Что такое «СА», «СС», гестапо в нацистской Германии?

· Сравните механизм фашистской диктатуры в Германии и Японии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.037 с.)