Необходимо для изучения «Римского права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимо для изучения «Римского права»



Римское право: Практикум.

Для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. – 124 с.

 

Печатается по решению методической комиссии

юридического факультета

Ивановского государственного университета

 

 

Рецензент:

кандидат юридических наук, А.А. Павлов (ИвГУ)

© Бибиков А.И., 2006


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «РИМСКОЕ ПРАВО»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Цель преподавания

 

Римское право является неотъемлемой методологической базой профессионального юридического образования, основой для понимания профилирующих (базовых) отраслей права и сравнительного правоведения, дидактическим полем для становления юридического языка и юридического мышления.

Цель изучения римского права состоит в причащении студентов к профессиональным таинствам юриспруденции:

§ познании основных правовых начал и ценностей права;

§ усвоении основных универсальных юридических конструкций, позволяющих проникнуть в существо и дух права;

§ формировании правовой культуры и творческого отношения к праву.

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

Результатом изучения римского права должно стать овладение студентами канонами юридического и в особенности цивилистического мышления. Студенты должны:

а) знать:

§ основы и закономерности формирования римского права;

§ ценности, причины и процесс восприятия его современными правовыми системами;

§ системы построения римского права и современного гражданс- кого права;

§ юридическую терминологию и содержание универсальных римско-правовых цивилистических конструкций в области вещ- ного, обязательственного, семейного, наследственного и процес- суального права;

 

б) уметь:

§ анализировать и разрешать юридические вопросы в сфере гражданского права и процесса;

§ творчески использовать универсальные юридические конструкции в

условиях той или иной социально-экономической реальности;

§ оценивать современное право и практику его применения с точки зрения ценностей римской юриспруденции;

в) овладеть культурой правового мышления и языка.

1.3. Перечень дисциплин, знание которых

Необходимо для изучения «Римского права»

Изучение римского права опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов «Теория государства и права» и «История государства и права зарубежных стран», а также факультативных курсов по истории римского права и латинскому языку.

Теория государства и права дает методологические основы научного понимания права, его источников, предмета и метода правового регулирования, правоотношений, оснований их возникновения, субъективных прав и обязанностей и средств их защиты.

История государства и права зарубежных стран формирует у студента целостное представление об исторических процессах образования и развития правовых систем, роли и значении в этом римского права.

История римского права дает представление об историческом развитии источников римского права, их обусловленности факторами социально-экономического и политического характера.

Элементарные знания латинского языка облегчают восприятие студентами римской юридической фразеологии, познание подлинных фрагментов памятников римского права.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕМА Количество часов
Дневное отделение
Лекц. Сем. Контр. семинары
1. Предмет, система и значение римского права 2. Источники римского права 3. Учение об иске 4. Учение о лицах 5. Римский брак и семья 6. Учение о вещах. Владение 7. Право собственности 8. Права на чужие вещи 9. Общее учение об обязательствах 10. Отдельные виды договорных обязательств. Обязательства как бы из договоров 11. Деликтные обязательства. Обязательства как бы из деликтов 12. Наследственное право ИТОГО:   -                              

ПРИМЕЧАНИЕ: По заочной форме обучения читаются установочные и обзорные лекции в объеме 10 часов, проводятся семинарские занятия в объеме 6 часов и выполняются контрольные работы по отдельным заданиям, вынесенным на семинарские занятия.


Заочное отделение

консолидированный учетзнаний:     баллы по семинарским È занятиям     себеседование по контрольным È работам зачет

Тема 3. Учение об иске

 

Древние способы защиты гражданских прав. Этапы перехода к судебной (государственной) форме защиты. Judicia publica и judicia privata. Самозащита гражданских прав.

Соотношение субъективных прав и средств защиты (исков) в римском гражданском праве. Понятие иска.

Виды судебных процессов.

Легисакционный процесс. Стадии рассмотрения дел. Виды законных исков (форм разрешения дел).

Формулярный процесс. Формула иска и ее составные части. Значение формулы иска для реализации преторских эдиктов. Систематизация исков в формулярном процессе. Этапы судопроизводства per formulas. Преторские способы защиты.

Экстраординарный процесс (когниционное пpоизводство).

Процессуальное представительство: понятие и становление его в гражданском процессе.

Юридическое значение времени в осуществлении и защите прав. Давность в римском праве и ее виды. Законные сроки предъявления исков и исковая давность.

Тема 4. Учение о лицах

Понятие лица (persona). Правовое состояние (caput). Начало и конец правоспобности лица.

Полнота (виды) правового состояния. Status libertatis. Status civitatis. Status familiae. Гражданская честь. Вероисповедание. Пол. Возраст. Болезнь. Расточительный образ жизни.

Состояние свободы. Servi res sunt. Основания возникновения рабства. Личное и имущественное положение рабов. Dominica potestas и ее рамки. Принцип servi pro nullius habentur и исключения из него. Рабский пекулий.

Состояние гражданства. Правовое положение римских граждан. Содержание правоспособности римских граждан в частноимущественной и публичной сферах. Правовое положение латинов. Latini veteres и latini coloniarii. Приобретение римским гражданином латинского гражданства. Приобретение латином римского гражданства. Правовое положение перегринов. Институт клиентеллы, как способ вовлечения перегринов в гражданский оборот. Значение jus gentium. Приобретение перегрином римского гражданства. Закон Каракаллы 212 г.

Правовое положение вольноотпущенников. Ограничение прав вольноотпущенников. Отношения вольноотпущенника со своим бывшим господином (патроном). Древние способы освобождения из рабства (manumissiо): manumissio testamento, manumissio vindicta, manumissio censu. Неформальные (преторские) способы освобождения из рабства. Освобождение из рабства ipso jure. Ограничения в освобождении рабов в императорский период.

Семейное состояние. Римская семья (familia). Агнатское и когнатское родство. Деление лиц в семье. Власть paterfamilias (manus): manus mariti, patria potestas, dominica potestas.

Законный римский брак (matrimonium juris civilis). Matrimonium juris gentium. Конкубинат. Условия вступления в брак. Виды римского брака. Способы установления manus mariti: confarreatio, coemptio, usus. Брак sine manu mariti. Usurpatio trinoctii. Личные и имущественные отношения супругов. Дотальное право. Прекращение брака. Закон Юлия 18 г. до н.э.

Patria potestas. Отношения между отцом и детьми, матерью и детьми. Имущественные права детей. Пекулий и его виды. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Узаконение (legitimatio) и усыновление (adrogatio, adoptio) детей. Эмансипация. Дееспособность детей. Правовое положение душевнобольных и расточителей. Правовое положение женщин. Опека и попечительство.

Capitis deminutiо: понятие, основания и виды. Умаление гражданской чести: intestabilitas, infamia, turpitudo.

Юридические лица. Виды юридических лиц.

 

Тема 5. Учение о вещах. Общие положения

 

Понятие вещи (rei). Имущество.

Классификация вещей: телесные и бестелесные вещи; манципируемые и неманципируемые; вещи, находящиеся в обороте и изъятые из оборота; движимые и недвижимые; потребляемые и непотребляемые; делимые и неделимые; вещи индивидуально определенные и определяемые родовыми признаками; простые и сложные; главные и придаточные; плоды естественные и цивильные.

Вещные и личные права. Понятие и признаки вещных прав. Виды вещных прав.

Тема 6. Владение

 

Понятие владения (possessio). История возникновения владения. Элементы владения: corpus possidendi и animus possidendi. Держание (detentio). Владение и собственность.

Виды владения. Цивильное и преторское владение. Владение материально правомерное и неправомерное. Добросовестное и недобросовестное владение. Производное владение.

Установление владения. Характер установления владения. Способы установления владения: occupatio и traditio. Приобретение владения через представителей. Прекращение владения.

Тема 7. Право собственности

Право частной собственности – центральный институт римского частного права. Понятие собственности (dominium и proprietas). Plena in re potestas; ограничения права собственности. Виды собственности: квиритская, бонитарная (преторская), провинциальная собственность и собственность перегринов. Общая собственность.

Содержание права собственности.

Приобретение права собственности. Способы приобретения права собственности: первоначальные (occupatio, specificatio, usucapio, accessio, приобретение плодов и др.) и производные (mancipatio, traditio, in jure cessio), цивильные и натуральные. Прекращение права собственности.

Защита права собственности (петиторная защита). Actio in rem. Виндикационный иск. Негаторный иск. Прогибиторный иск. Публициановский иск. Actio in personam.

Защита владения (поссессорная защита). Преторские (владельческие) интердикты. Виды владельческих интердиктов.

 

Тема 8. Права на чужие вещи

Понятие прав на чужие вещи. Виды прав на чужие вещи.

Сервитуты: понятие и виды. Вещные (предиальные, земельные) сервитуты. Назначение земельных сервитутов и их юридическая характеристика. Виды земельных сервитутов. Личные сервитуты (usus, ususfructus, habitatio, operae). Приобретение и прекращение сервитутов. Защита сервитутов.

Суперфиций и эмфитевзис.

Залог и его формы (fiducia cum creditore, pignus, hipotheca).

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А) Памятники римского права

1. Законы ХII таблиц / Пер. Л.Л. Кофанова. М., 1996.

2. Гай. Институции / Пер. Ф. Дыдынского. М., 1997.

3. Дигесты Юстиниана: Пер. с лат. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т.I; II. М., 2002; Т. III. M., 2003; Т. IV; V полутом 1, полутом 2. М., 2004; Т. VI, полутом 1, плутом 2; Т.VII, полутом 1, полутом 2. М., 2005.

4. Дигесты Юстиниана / Пер. И.С. Перетерского. М., 1984.

5. Памятники римского права: Законы ХII таблиц. Институции Гая.Дигесты Юстиниана. М., 1997.

6. Памятники римского права: Институции Юстиниана / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова. М., 1998.

7. Памятники римского права. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана /Отв. ред. и сост. Л.Л. Кофанов. М., 1998.

 

Б) Базовые учебники

 

1. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты: Пер. с испан. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2005.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2000.

3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л.,1974.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1972.

5. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1995.

6. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник) / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М., 1999.

7. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерс-кого. М., 1994.

8. Санфилиппо Ч. Курс Римского частного права: Учеб.: Пер. с итальян. / Под. ред. Д.В. Дождева. М., 2002.

9. Франчози Дж. Институционный курс римского права: Пер. с итальян. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2004.

 

В) Дополнительная учебная и справочная литература

1. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.

2. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2004.

3. Гетьман-Павлова И.В. Римское частное право: Курс лекций в схематическом изложении. М., 2005.

4. Гетьман-Павлова И.В. Практикум по римскому частному праву: Учеб. пособие. М., 2004.

5. Дождев Д.В. Практический курс римского права. Ч. 1. М., 2000.

6. Косарев А.И. Римское право. М., 1986.

7. Косарев А.И. Римское частное право. М., 1998.

8. Латинская юридическая фразеология / Сост. проф. Б.С. Никифоров. М., 1979.

9. Латинские юридические изречения / Сост. Е.И. Темнов. М., 1996.

10. Медведев С.Н. Римское частное право. Ставрополь, 1994.

11. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима. Ростов-на/Д, 2002.

12. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003.

13. Омельченко О.А. Основы римского права. М., 1994.

14. Орлов Г.В., Орлов А.Г. Римское частное право. М., 1993.

15. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. Киев, 1990.

16. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.

17. Савельев В.А. История римского частного права. М., 1986.

18. Савельев В.А. Римское частное право. М., 1995.

19. Скрипилев Е.А. Основ римского права. Конспект лекций. М., 1998.

20. Тархов В.А. Римское частное право. М., 1994.

21. Ульянищев В.Г. Римское гражданское право. М., 1989.

22. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов-на/Д, 1999.

23. Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 1994.

24. Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996.

25. Ченцов Н.В. Римское частное право. Тверь, 1995.

26. Черниловский З.М. Римское частное право: элементарный курс. М., 1997.

Предметом курса «Римское право» выступает уникальная по своему значению правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регламентирующая отношения между частными лицами в пределах Римской державы. Будучи основанной на господстве частной собственности и развитой системе товарно-денежных отношений, она, благодаря деятельности преторов и целой плеяды выдающихся римских юристов, стала к началу первого тысячелетия образцовой, уникальной моделью «первого всемирного права общества товаропроизводителей». Благодаря этому своему качеству римское частное право через несколько столетий после падения Римской империи стало сначала предметом пристального изучения в Западной Европе (школы глоссаторов в ХII в. и школы постглоссаторов в ХIV в.), а затем и практического внедрения в жизнь в качестве общей объединяющей правовой идеи в противовес партикулярному праву раздробленных государств Европы (ХV-ХVIII вв.). Это явление восприятия и усвоения римского правового наследия в качестве действующего права получило название рецепции римского права.

Римское право через право византийское и особенно через западноевропейское (Франции, Германии) оказало заметное влияние на правовую культуру православных народов. Основные римскоправовые цивилистические конструкции были впервые предложены М.М. Сперанс-ким в проекте гражданского уложения в 1810 г.,[1] затем закреплены и получили дальнейшее развитие в Своде Законов Российской империи (т. Х ч. 1 Законы гражданские, т. ХI ч. 2 Торговые законы)[2]. Усилиями старшего поколения юристов идеи римского права были сохранены и в советское время. Переход экономики России к рыночным законам функционирования, установление в общественных отношениях ориентиров гражданского общества и правового государства вызвали к жизни основные правовые начала и ценности римского частного права.


Практикум по курсу «Римское право» включает в себя:

1) рабочую программу,

2) комплект учебной литературы,

3) планы семинарских занятий и задания для подготовки к ним,

4) контрольные тесты,

5) контрольные вопросы для сдачи зачета.

Изучение римского права следует начинать с ознакомления с программой курса. Знания, почерпнутые из курсов «История государства и права зарубежных стран», «История римского права», «Латинский язык» должны стать той основой, которая облегчит понимание юридической терминологии, исторического развития тех или иных институтов римского права, их восприятия современными правовыми системами.

Рекомендуемую литературу можно разделить на три части. Первая часть – это элементарные учебники. За основу при изучении данной дисциплины следует взять курс И.Б. Новицкого «Римское право». М., 1995 г. (или другие однотипные учебники О.С. Иоффе и В.А. Мусина, М.Х. Хутыза, З.М. Черниловского, А.И. Косарева и др.). Их изучение позволит познакомиться с основными цивилистическими конструкциями, закономерностями их применения, погрузиться в юридическую латинскую терминологию и освоить язык права.

Для более глубокого изучения той или иной темы следует обратиться к фундаментальным учебникам: Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1994; Д.В. Дождев Римское частное право. М., 2000 либодореволюционным учебникам: Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М., 2003; Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996; Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998; Боголепов Н.П. Учебник истории римского права / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2004; или к недавно переведенным на русский язык учебникам известных зарубежных специалистов по римскому праву: профессоров юридического факультета университета им. Св. Кирилла и Мефодия г. Скопье, Республика Македония, Иво Пухана и Мирьяны Поленак-Акимовской «Римское право» (М., 1999), выдающегося итальянского романиста, ученика С. Риккобоно, профессора Чезаре Санфилиппо «Курс римского частного права» (М., 2002), известного итальянского романиста, специалиста по римскому семейному праву профессора Дженнаро Франчози «Институционный курс римского права» (М., 2004) или к фундаментальному учебнику крупнейшего испанского специалиста по Дигестам Юстиниана и римской казуистике профессора Мануэля Хесуса Гарсиа Гарридо «Римское частное право: Казусы, иски, институты» (М., 2005), – а также тезаурусу Милана Бартошека «Римское право: понятия, термины, определения». (М.,1989). При подготовке к каждой теме семинарских занятий следует использовать и рекомендованную дополнительную литературу.Все эти книги рассчитаны на сильного студента. Но их изучение необходимо, так как на основе полученных ранее элементарных знаний они «вводят читателя в творческую лабораторию романистики», призывают к размышлениям, к проникновению в существо и дух права, закладывают основы знаний не только римского права, но и современной цивилистики[3].

Римское частное право это право практическое, сводимое в конечном счете к системе исков[4]. Поэтому познание римского права немыслимо без обращения к его первоисточникам: Законам ХII таблиц, Институциям Гая, Дигестам Юстиниана и другим источникам, которые обозначены в списке литературы как «Памятники римского права». Следует обратить внимание на то, что теперь студент может работать с полным переводом на русский язык Дигест Юстиниана, которые изданы в семи книгах под редакцией доктора исторических и юридических наук Л.Л. Кофанова в 2002–2005 гг.

Практически все темы, заявленные в программе курса, выносятся на семинарские занятия. Подготовка к ним должна включать не только чтение учебников по вопросам темы занятия, но и выполнение заданий. Основу последних составляют казусы, составленные на основе рассуждений выдающихся римских юристов по конкретным спорам, приведенным в Памятниках римского права (в основном в Дигестах и Институциях), или взятых из сочинений известных романистов и цивилистов. При их решении обратитесь к первоисточникам, используя выработанные римской юриспруденцией цивилистические конструкции, рассмотрите конкретный случай в виде гражданского правоотношения с присущими ему средствами защиты. Однако при формулировке исковых требований вновь проанализируйте первоисточники: убедитесь, что формальная связанность очень часто сочетается с автономией воли римских юристов и это кажущееся противоречие является ярким отражением тех живых споров, которые пронизывали всю историю римской юриспруденции.

Завершающим этапом в подготовке является работа с тестами. Цель выполнения тестовых заданий состоит в комплексной проверке знаний студента по римскому праву. Поэтому тесты в своих вопросах, во-первых, охватывают весь объем учебного материала, во-вторых, обеспечивают проверку знания юридической, в том числе латинской терминологии, в-третьих, позволяют проконтролировать понимание студентами основных цивилистических конструкций и закономерностей их применения. Учитывая это, работать с тестами следует после изучения каждой темы курса и выполнения заданий по семинарским занятиям.

Сдача зачета может проводиться по разным формам контроля, выбираемым экзаменатором:

§ в форме устного собеседования (что следует считать более предпочтительным),

§ в форме выполнения письменного задания или

§ в форме тестирования.

При этом при оценке знаний студента учитываются результаты промежуточного контроля его знаний.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

ЗАДАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

 

Дневное отделение: семинарские занятия – 26 часов.

Заочное отделение: семинарские занятия – 6 часов. По ряду заданий, выносимых на семинарские занятия, студенты заочного отделения выполняют контрольные работы, перечень которых определяется ежегодно кафедрой.

 


РЕШЕНИЕ

Фpунзенский pайонный суд г. Иванова в составе____________

пpи секpетаpе__________ с участием пpокуpоpа ________________

pассмотpев в откpытом судебном заседаниии в г. Иванове 15 янваpя

1995 г. дело по иску гpажданина ________ к гpажданину_________

о (исковое тpебование_______________________________________)

на основании ст.__ Гpажданкого кодекса и, pуководствуясь ст.__ГПК РФ,

у с т а н о в и л:

(описание фактических обстоятельств дела,доводы ответчика)__

____________________________________________________________

Выслушав заключение пpокуpоpа, полагавшего__________________

суд считает, что иск о______________________________________

обоснован и подлежит удовлетвоpению.

Согласно (мотивиpовка пpинятия судом pешения, оценка пpедставленных доказательств)________________________________

____________________________________________________________

На основании ст.___Гpажданского кодекса РФ и pуководствуясь ст.___ГПК РФ, суд

p е ш и л:

(pезолютивная часть: иск удовлетвоpить или в иске отказать)___

______________________________________________________________

Решение в части тpебования _________________________________

подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в десятидневный сpок в судебную коллегию по гpажданским делам Ивановского областного суда путем подачи жалобы чеpез Фpунзенский pайонный суд г. Иванова.

СУДЬЯ _____________________________

5. «Сильный порыв ветра, сорвав с крыши черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею было убито четвероногое животное» (D. 39.2.24.6).

Что предпринял претор?

7. «Чужое стадо скота забрело на соседнее поле. Владелец поля потребовал от соседа немедленно очистить поле от скота. В свою очередь сосед потребовал от владельца поля отремонтировать его ограду, которую тот по небрежности повредил прошлым летом и через которую скот проник на поле».

Можно ли в данном случае применить преторские способы защиты? Если да, то какие?

 

 

В Дигестах закpеплялся пpинцип: Vim vi repellere licet, что означает:

1) пpаво на обpащение в суд;

2) пpаво на обpащение к вооpуженной силе госудаpства;

3) пpаво на самозащиту;

4) пpаво на pаспpаву.

 

Утвеpждение госудаpственного суда осуществлялось:

1) сpазу с установление цаpской власти;

2) постепенно с установлением цаpской власти и фоpмиpованием соответствующих госоpганов;

3) постепенно путем огpаничения случаев частной pаспpавы, установления выкупов и пеpедачи функций защиты госоpганам.

 

Распpава и самозащита – это:

1) одно и то же;

2) самозащита – это дозволенная законом, самоуправное отражение насилия, угрожающего нарушением права;

3) pаспpава – это дозволенная законом защита от посягательства, причинившего ущерб частному лицу.

 

ТЕМА 3. УЧЕНИЕ О ЛИЦАХ

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

1. Понятие лица. Качество лица – caput, его элементы (состояния). Правоспособность лиц в частной и публичной сферах. Ограничение правового состояния.

2. Пpавовое положение pимских гpаждан, латинов, пеpегpинов.

3. Пpавовое положение pабов и вольноотпущенников.

4. Юpидические лица, их виды.

1. Как подpазделялись субьекты по их пpавовому положению с точки зpения: status libertatis –

status civitatis –

status familiae –

Пpи утpате каждого из статусов, что пpоисходило с остальными

статусами?

2. Назовите основания возникновения pабства.

Скажите изменился ли статус раба, если раб исполнял обязанности претора до тех пор, пока его рабское состояние было скрыто? Будут ли его распоряжения и приговоры не иметь силу, или они сохранят силу ради блага тех, кто участвовал в судебных разбирательствах перед его трибуналом либо на основании закона, либо по какому иному праву? Может ли господин предъявить на него свои права как на раба?

 

8. Пеpечислите гаpантии фоpмального хаpактеpа, установленные Законами ХII таблиц (табл. III) для неоплатных должников- pимских гpаждан в случае обpащения их в pабство.

9. Стих вольноотпущенник Теренция, изрядно выпив, в кампании молодых людей стал ссылаться на жадность своего патрона. Он уверял их в том, что его патрон и вся его семейка – нехорошие люди. Теренций часто устраивает в своем доме вечеринки, заставляя жену обольщать своих друзей, которая вместе с мужем потом крадут их вещи, чем и наживают несметное сосотояние. Через два дня Теренцию донесли о рассказах вольноотпущенника. Теренций обратился к префекту Города с требованием наказать вольноотпущенника Стиха (D.1.12.).

Вправе ли вольноотпущенник отзываться о патроне непочтетельно? Что если факты, приведенные вольноотпущенником Стихом окажутся ложными? Какое его ждет наказание? Может ли префект Города рассматривать подобные дела и налагать наказание?

10. Res publica, частная коpпоpация: какое отpажение они имеют в теоpиях и видах совpеменных юpидических лиц.

 

 

 

PERSONA – лицо (буквально – «маска»). Этим теpмином именовались:

1) pимские гpаждане;

2) субьекты пpава;

3) pимские гpаждане и латины;

4) только pимские гpаждане-домовладыки (paterfamilias).

 

CAPUT – это:

1) пpавоспособность pимских гpаждан;

2) дееспособность pимских гpаждан;

3) пpавовое положение (состояние) лиц;

4) пpавоспособность и дееспособность pимских гpаждан.

 

Содеpжание caput в сфеpе частно-имущественных отношений складывалось из следующих элементов:

1) ius commercii; 2) ius honorum; 3) ius suffragii; 4) ius connubii.

 

Полнота caput опpеделялась следующими обстоятельствами:

1) статусом свободы;

2) статусом гpажданства и семейным статусом;

3) всеми тpемя статусами;

4) всеми тpемя статусами, а также полом, возpастом, поpоками чести, болезнью и pасточительным обpазом жизни;

5) полом, возpастом, поpоками чести, болезнью и pасточительным образом жизни, родством.

 

С точки зpения STATUS LIBERTATIS, все, проживающие на территории Рима, подpазделялись:

1) на свободных и pабов;

2) на свободных – гpаждан Римского госудаpства и pабов;

3) на свободных (гpаждан Рима и латинов) и pабов.

 

С точки зpения STATUS CIVITATIS, свободные подpазделялись:

1) на pимских гpаждан и чужестpанцев;

2) на pимских гpаждан, латинов и пеpегpинов;

3) на pимских гpаждан и латинов;

4) на pимских гpаждан и лиц без гpажданства.

 

С точки зpения STATUS FAMILIAE, pазличались:

1) домовладыка (paterfamilias, глава семьи) и члены его семьи;

2) домовладыка и подвластные ему члены его семьи;

3) домовладыка и члены его семьи, как подвластные ему, так и свободные от его власти.

Содержание caput в сфере публичных отношений складывалось из следующих элементов:

1) ius suffragii; 2) ius commercii; 3) ius connubii; 4) ius honorum.

Какие из названных характеристик статуса рабов в Риме являются, на ваш взгляд, правильными:

1) servi res sunt; 2) servi pro nullius habentur; 3) res mancipi;

4) persona aliena iuris; 5) persona sui iuris; 6) res nec mancipi.

По римскому праву основаниями возникновения рабства являлись:

1) захват в плен воинов враждебных государств;

2) продажа домовладыкой подвластного на рынке в Риме;

3) рождение ребенка свободной женщиной, если его отец раб;

4) продажа домовладыкой подвластного trans Tiberim;

5) рождение ребенка рабыней, даже если его отец свободный;

6) рождение ребенка рабыней, даже если она была свободной какое-то время в период беременности;

7) захват чужестранца;

8) обращение свободного в рабство за тяжкие преступления.

Dominica potestas характеризовалась следующим принципом: Ius vitae ac necis. Назовите ограничения этого принципа, действующие в послеклассический период:

1) невыносимое обращение давало рабу право искать убежище в храме или у скульптуры императора;

2) невыносимое обращение давало рабу право покинуть господина;

3) старый и больной раб мог покинуть господина;

4) старый и больной раб считался свободным, если был покинут господином;

5) отдать раба в гладиаторы можно было только с разрешения магистрата;

6) отдавать раба в гладиаторы в этот период было вообще запрещено;

7) неосновательное убийство своего раба влекло наказание как за убийство чужого раба.

 

Назовите исключения из принципа – SERVI PRO NULLIUS HABENTUR, которые существовали в римском праве:

1) через раба стали допускать совершение сделок, по которым права и обязанности приобретал господин;

2) раба можно было поставить во главе предприятия или торгового судна при условии ответственности господина;

3) через раба можно было приобретать имущество по договорам, обязанности по которым не обременяли ни господина ни раба;

4) раба можно было поставить во главе предприятия, ответственность в пределах стоимости которого нес раб;

5) раб, получивший peculium, нес ответственность в пределах пекулия;

6) раб, получал peculium, в пределах которого ответственность нес господин;

7) раб мог совершать сделки по приобретению прав для господина, а также по возложению на него обязанностей, вплоть до полной выплаты по заключенному договору, но с согласия (даже молчаливого) господина.

 

STATUS CIVITATIS предоставлял Римским гражданам: 1) право голосовать в комициях; 2) право быть избранным в магистраты; 3) право создавать семью путем вступления в римский брак; 4) право совершать сделки, направленные на приобретение и отчуждение имущества. Найдите этим правам соответствующие латинские аналоги: а) ius commercii; б) ius dominii; в) ius suffragii; г) ius honorarium; д) ius connubii; е) ius honorum.

 

В частно-имущественной и публичной сферах римские граждане обладали правами:

1) ius honorum; 2) ius connubii; 3) ius honorarium; 4) ius commercii;

5) ius dominii; 6) ius suffragii.

 

Жители близлежащих областей Рима – Лациума и латинских колоний подразделялись на 1) Latini veteres (prisci) и 2) Latini coloniarii. В публичной и частной сферах они обладали правами:

а) одинаковыми правами с римскими гражданами;

б) ius commercii;

в) ius connubii;

г) ius suffragii;

д) ius suffragii при условии пребывания в Риме;

е) ius honorum;

ж) ius migrandi.

 

Приобрести римское гражданство могли:

1) латины, переселившиеся в Рим;

2) latini veteres, переселившиеся в Рим при условии оставления мужского потомства в Лациуме;

3) latini coloniarii в колониях, основанных после 338 г. до н. э., за исполнение обязанностей декурионов или магистратов;

4) латины в силу общего постановления о предоставлении целой категории латин римского гражданства;

5) все латины.

 

Перегрины – это:

1) жители иностранных государств;

2) жители иностранных государств, завоеванных Римом и включенных в его состав;

3) жители территорий за пределами Лациума.

 

Перегрины по римским законам не пользовались правами ни в публичной, ни в частной сферах. Назовите способы вовлечения перегринов в общественно-экономическую жизнь римского общества:

1) институт клиентеллы (по договору перегрина с римским гражданином, охраняемым силой религии), договоры Рима с территориями о взаимной охране лиц, ius gentium, приобретение римского гражданства за заслуги, предоставление перегринам отдельных элементов статуса римских граждан;

2) институт клиентеллы, договоры Рима с территориями о взаимной охране лиц, ius gentium;

3) ius gentium.

 

Вольноотпущенники по общему правилу приобретали статус:

1) латинов;

2) статус лица, даровавшего ему свободу;

3) статус лица, даровавшего ему свободу, с определенными ограничениями;

4) статус лица, даровавшего ему свободу, с ограничениями jus connubii.

 

Latini Iuniani

1) были ограничены в публичной сфере;

2) лишены были публичных прав, не имели ius cunubii и, обладая ius commercii, лишены были права составлять завещание;

3) были ограничены в публичной сфере, в частной имели только ius commercii.

 

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

 

1. Jus connubii: субъекты и содержание.

2. Римское pодство, виды, линии, степени. Свойство.

3. Члены pимской семьи, их классификация.

4. Римский бpак и его фоpмы. Конкубинат.

5. Пpавовое положение жены. Пpавовой pежим имущества супpугов.

6. Основания установления отцовской власти. Узаконение и усыновление детей.

1. Римская Familia, что это:

1) pабы, пpинадлежащие господину;

2) семья (домовладыка и члены его семьи);

3) имущество домовладыки;

4) семейное имущество;

5) все лица и вещи в семье (домашнее хозяйство).

 

2. Что означают следующие латинские теpмины:

1) manus mariti; 2) dominica potestas; 3) patria potestas; 4) plena in re potestas

Из совокупности этих теpминов попытайтесь сделать заключение о составе pимской семьи.

 

3. «Теренций женился на Люции, не получив развода с Юлией. Результатом стало, так называемое, “двойное обручение”».

Что они означают?

ТЕМА 4: УЧЕНИЕ О ВЕЩАХ

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

 

1. Понятие вещи (res). Классификация вещей, ее воспpиятие и значение в совpеменном гpажданском пpаве.

2. Вещные пpава: понятие, пpизнаки, виды вещных пpав.

3. Владение и держание, их юpидическое значение. Виды владения. Основания пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.247 с.)