Феномены зрительного восприятия в дизайне костюма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномены зрительного восприятия в дизайне костюма



Иллюзия цвета в костюме. Цвета взаимно влияют друг на друга, и то, что мы видим, не всегда соответствует действительности. Например, один и тот же цвет на черном фоне будет казаться светлее, а на белом темнее. Это иллюзия контраста по светлоте. Хроматические цвета в качестве фона дадут противоположную картину – на темном фоне цвет будет заметно темнеть, а на светлом светлеть. На этом основано явление иррадиации, которое состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем на самом деле, и как бы захватывают часть темного фона.

Иллюзия хроматического контраста проявляется в том, что цветовой тон, лежащий на другом хроматическом цвете, будет приобретать оттенок дополнительного цвета к фону. То есть голубой, лежащий на красном, будет казаться зеленоватым. В зависимости от взаимного расположения и свойств граничащих цветов меняется их восприятие. Например, рядом с активным красным нейтральный серый становится чуть зеленоватым. Но в окружении зеленых оттенков цвета серый приобретает розовый оттенок. Белый становится теплее, если рядом располагаются цвета теплой гаммы. Дополнительные цвета, расположенные рядом будут казаться более яркими. При расположении рядом родственных цветов менее насыщенные теряют яркость.

Визуально мы воспринимаем поверхность как цветовую массу, плотно лежащую на плоскости, или как воздушную, стремящуюся выйти из плоскости. Цвета «выступают» (теплые) и «отступают» (холодные), мешая нам правильно воспринимать пространство. Неплотно лежат на поверхности голубой, ярко-синий и фиолетовый. Плотно – коричневый, теплый серый, кирпично-красный.

Используя эффекты цветовых иллюзий можно добиться интересных решений в дизайне одежды. (Так, например. Г. Шанель выполняла костюмы с подкладом в цвет блузки, что оптически уменьшало талию). Такой же эффект вызывает иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями. Эта иллюзия основана на переоценке вертикали, на контрасте цветов, на асимметрии. Ее можно создать в костюме, сделав его левую половину белой, а правую – черной, левый рукав – черным, а правый – белым. Благодаря делению по вертикали можно сократить объемы фигуры, придать ей стройность и динамичность.

На наше зрительное восприятие влияет также освещение. При искусственном цвете красные цвета кажутся более насыщенными, оранжевые – желтоватыми, светло-желтые белеют, их сложно отличить от белого. Вся гамма желто-красных цветов светлеет. Голубые тона зеленеют, а синие и фиолетовые кажутся менее насыщенными, более темными и смещаются в сторону пурпурного цвета. Зеленые, не меняя светлоты, становятся теплее и кажутся желтоватыми. Синие темнеют, приближаясь к черному.

Каждый дизайнер должен знать и уметь правильно использовать зрительные иллюзии, чтобы с помощью феноменов зрительного восприятия создавать исходный продукт. Цвет передает психологическое послание, действует на подсознание, оказывая огромное влияние на окружающих. С помощью цвета одежды можно понизить или повысить свой социальный статус, привлечь внимание или раствориться в толпе.


Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение колористики, цветоведения.

2. С каких позиций изучается цвет представителями различных наук?

3. Что такое цветовой круг?

4. Охарактеризуйте другие цветовые модели и системы

5. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

6. Дайте определение «цвета»

7. Что подразумевают под несобственными качествами цвета?

8. Охарактеризуйте несобственные качества цвета

9. Что представляет собой слагательный процесс смешение цвета?

10. В чем заключается вычитательный процесс смешения цвета?

11. Назовите основные типы контрастов и охарактеризуйте их

12. Приведите примеры использования цветовых контрастов в дизайнерской практике

13. Каким образом в цветовом круге располагаются родственные и родственно-контрастные цвета

14. Какие факторы вызывают окраску химических веществ?

15. Существуют ли факторы, влияющие на изменение цвета химических веществ? Приведите примеры

16. Расскажите о цветах химических веществ и соединений, встречающихся в нашем окружении

17. Назовите виды цветового зрения

18. Что представляет собой механизм зрения?

19. Дайте определение цветовой гармонии

20. Какие первые цветовые гармонии известны науке цветоведения

21. Назовите типы цветовых гармоний. Приведите примеры

22. Приведите примеры создания гармоний по модели треугольника

23. Приведите примеры создания гармоний по модели четырехугольника

24. Дайте понятие «колорита», «цветовой гаммы»

25. Расскажите о колористическом строе произведения на примере работы известного художника

26. Дайте понятие объективных, субъективных и индивидуальных факторов цветовых предпочтений

27. Какая связь существует между психофизическими характеристиками цвета и органами чувств? Приведите примеры

28. Что представляют собой физические цветовые ассоциации?

29. Охарактеризуйте иллюзии, наблюдающиеся при восприятии цветовых композиций?

30. Каким образом знание законов цветоведения и цветовосприятия может быть использовано в практической деятельности дизайнера костюма?

31. Объясните иллюзию хроматического контраста с точки зрения дизайна одежды

32. На чем основано явление иррадиации?

33. Расскажите о цветовых иллюзиях, с помощью которых можно добиться интересных решений в дизайне одежды

34. Как влияет освещение на зрительное восприятие цветовой гаммы костюма?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждая культура понимает и воспринимает цвет по-своему. Современный человек живет в соответствии с цветовым «лексиконом», который помогает ему ориентироваться в окружающем мире. Менялись представления человека о цвете, которые становились все более сложными и разносторонними. В настоящее время реклама и мода часто порождают продукты, ставящие под сомнение традиционные представления о цветах и их взаимосвязях, дизайнеры стремятся создать свой продукт уникальным и неповторимым. Вполне возможно, что причина путаницы, возникающей в последнее время вокруг цветовой символики именно в этом. Последствия такой эстетической несуразицы следующие: а) некоторая усталость от цветового многообразия, частичная притупленность восприятия; б) подсознательно укрепляющаяся вера в скрытую силу цветов. Все эти факторы обусловливают нынешнее понимание цвета человеком.

Любое цветовое решение обладает рядом психологических и физиологических воздействий на человека. Цвета могут создавать гармонию и хаос в душе, провоцировать напряжение или способствовать умиротворению. А это значит, что дизайнеры несут за свою деятельность и некую духовно-эстетическую ответственность.

Знание законов цвета, понимание правил составления цветовых гармоний, изложенных в учебном пособии «Цветоведение» помогут решить практические вопросы: создания выразительных эскизов моделей и коллекций одежды; проектирования цветовой составляющей имиджа, расширения и углубления цветовой палитры живописи.

Учебное пособие «Цветоведение» является важным дополнением к специальной литературе при изучению таких дисциплин как «Химия и физика цвета», «Колористика», «Живопись». Оно в первую очередь адресовано студентам и преподавателям дисциплин, связанных с профессиональной культурой цвета. Оно логично, систематизирует и обобщает научные знания по цветоведению и раскрывает следующие вопросы.

Во-первых, знакомит читателя с историей науки о цвете и традициями цветовой культуры различных эпох.

Во-вторых, дает краткие сведения из области физических, химических и биологических основ цвета.

В-третьих, повествует об основных закономерностях воздействия цвета на человека, которое можно разделить на психофизиологическое, психологическое и эстетическое. Этими факторами обусловлены цветовые ассоциации и предпочтения, символика цветов и использование цвета в костюме, что особенно актуальны для дизайнеров одежды.

В-пятых, дает практические рекомендации по созданию цветовых гармоний, необходимых для создания композиции костюма, цветовой гаммы коллекций одежды, цветовых предпочтений потребителя.

Теорию цвета, законы и парадоксы зрительного восприятия можно постичь и научиться применять только в гармонии разума и чувства, науки и искусства.

 

 


СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агюстон Ж. Н. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Н. Агюстон. – М.: Мир, 1982. – 91 с.

2. Алиева Н. З. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим / Н. З. Алиева. – Ростов н/Д, 2007. – 333 с., ил.

3. Араухо И. Архитектурная композиция / И. Араухо. – М.: Высшая школа, 1982. – 208 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм. Пер. с англ. – М.: «Архитектура-С», 2007. – 392 с.: ил.

5. Браэм Г. Психология цвета / Гарольд Браэм; пер. с нем. М. В. Крапивкиной. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с.

6. Вибер Ж. Ж. Живопись и ее средства / Ж. Ж. Вибер. – М.: Сварог и К., 2000. – 230 с.

7. Буймистру Т. А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 236 с.: ил.

8. Визер В. В. Живописная грамота: Система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. – 192с.: ил.

9. Гармония цвета. – Мн.: Харвест, 2004. – 320 с.: ил

10. Глезер В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. – Л.: Наука, 1985.

11. Демидов В. Как мы видим то, что видим / В. Демидов. – М.: Знание. 1987. – 138 с.

12. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. – М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 184 с.: ил.

13. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986. – 158 с.

14. Измайлов Ч. А. Психофозиология цветового зрения / Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов. – М.: МГУ, 1989. – 195 с.

15. Иттен И. Искусство формы / Иоханнес Иттен. Пер. с нем. Л. Монаховой. – М.: Д. Аронов, 2004. – 136 с.

16. Иттен И. Искусство цвета / Иоханнес Иттен. Пер. с нем. Л. Монаховой– М.: Д. Аронов, 2000. – 96 с.

17. Кандинский В. О духовном искусстве / В. Кандинский. – М.: 1992. – 108 с.

18. Кравков С. В. Глаз и его работа / С. В. Кравков. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. – 531 с.

19. Кравков С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. – 175 с.

20. Кувватов А. С. Искусство гармонии и красоты. Колористика. Том 1. / А. С. Кувватов. – М.: 2008. – 137с.

21. Кувватов А. С. Искусство цвета / А. С. Кувватов. Изд-е 2-е. – М.: 2007. – 258 с.

22. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спциальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 144 с.: ил. (Изобразительное искусство).

23. Макавеева Н. С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н. С. Макавеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.: [8] с. цв. ил.

24. Милн Л. Дж. Чувства животных и человека / Л. Дж. Милн, М. Милн. – М.: Мир, 1966. – 302 с.

25. Миронова Л. Н. Цветоведение: учеб. пособие / Л. Н. Миронова. – Мн.: Высшая школа, 1984. – 286 с.

26. Нуроси А. Оптические иллюзии / пер. А. Зыковой. – М.: Эксмо, 2004. – 80 с.: ил.

27. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет…/ Уильям Ф. Пауэл. Пер. с англ. У. Сапциной. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 63 [1] с.: ил. – (Библиотека художника).

28. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма / Н. В. Серов. – СПб.: БИОНТ, 1997. – 64 с.

29. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. – СПб.: Речь.2004. – 672 с.

30. Спенсер К. Советы по выбору стиля в одежде, прическе и макияже / К. Спенсер. – М., 2000. – 320 с.

31. Станьер П. Практический курс рисования; пер. с англ. О. Г. Белошеев;– 2-е изд. / П. Станьер, Т. Розенберг. – Мн.: Попурри, 2004. – 431 с.

32. Сурина М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна» / М. О. Сурина, А. А. Сурин. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д.: Издательский центр МарТ, 2003. – 352 с.

33. Тидеманн Б. Малые предприятия и профессиональное образование ремесленников / Б. Тидеманн // Профессиональное образование. – 2004. – № 9. – С. 8-13.

34. Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие / В. Б. Устин. 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 239 с.: ил.

35. Цойгнер Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. – М.: Стройиздат, 1971. – 160 с.

36. Шашлов Б. А. Цвет и цветовоспроизведение / Б. А. Шашлов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мир книги. 1986. – 280 с.

37. Шафрановский И. И. Симметрия в природе / И. И. Шафрановский. – 2-е изд. – Л.: 1985. – С. 14

38. Яньшин П. В. Психосемантика цвета / П. В. Яньшин. – СПб.: Речь. 2006. – 368 с.

39. Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек. www.rоsdеsign.cоm,

40. Спектр. Хромотерапия, цветотерапия, светотерапия и дизайн. www.соlоrzonу.ru

41. Колористика. Цвет, характеристики, значение, воздействие. www.раssiоn.ru, www.wikipеdiа.оrg

42. М. Боскини. Библиотека статей для художников. http://paintingart.ru/tolkingart/citation/boskini.html

43. Виртуальная справочная служба (Российская Национальная библиотека) http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2017148

44. Гроссе Э., Вайсмантель X., Марков А.В. О химии красителей // http://www.mitht.ru/files/18.pdf

 

 


Приложение 1. Глоссарий.

Валёр в живописи и графике – оттенок цветового тона, выражающий определенное соотношение света и тени, служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета.

Восприятие – это процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Вычитательный (субтрактивный) синтез цвета – процесс поглощения какой-то части светового потока в процессе образования цвета.

Глубина цвета – степень яркости или приглушенности тональности цвета.

Дополнительные цвета – цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга.

Интенсивность – уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона).

Колориметрия – наука об измерении и количественном выражении цвета.

Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Колорит – образующее эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.

Контраст – явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.

Контрастность – отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.

Насыщенность – процент присутствия темно-серого и черного тонов.

Натуральным (локальным) цветом предмета называетсяосновной, истинный цвет предмета без учета внешних воздействий (различного освещения, рефлексов и пр.)

Несобственные качества цвета – объективно не присущие цветам качества, возникающие вследствие эмоциональной реакции при их восприятии.

Нюанс – очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Основные цвета – это такие цвета, которые невозможно получить при смешении каких либо красок.

Оттенок – градация цветового тона; различие в цвете при его переходе от холодного к теплому и, наоборот.

Полутон – переходный тон между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета.

Родственные цвета содержат в разной степени два цвета, расположенные рядом в цветовом круге.

Родственно-контрастные цвета составляют цветовые сочетания из расположенных рядом четвертей цветового круга.

Свет – видимая часть электромагнитного спектра, это частный случай электромагнитного излучения.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного.

Слагательный (аддитивный) синтез цвета – процесс, в котором образование цветов происходит в результате смешения двух или нескольких цветовых потоков.

Собственные качества – это те качества, которые ему объективно присущи.

Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия.

Цвет – это ощущение, которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света.

Цвет – это различное число колебаний световых волн данного источника света, воспринимаемых нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми.

Цветовой тон – качество цвета, позволяющее дать ему название (например, красный, синий и т.д.).

Цветовая гармония – приятное для глаз сочетание цветов, предполагающая определенную согласованность их между собой; соразмерность и пропорциональность.

Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.

Цветовое зрение – способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (400-700 нм).

Цветовая гамма – совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Цветовая гамма – это ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности.

Цветовые ассоциации – эмоции и образы, которые вызывают цветовые ощущения.

Цветовой рефлекс – в живописи – оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов, обнаруживают взаимодействие различно окрашенных предметов.

Яркость – характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

Яркость цвета – качество цвета, связанное с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, вызывающее ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности.


Учебное издание

 

Цесевичене Ольга Александровна

Цветоведение

 

Учебное пособие

 

 

Редактор

Компьютерная верстка

 

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета университета

 


[1] В цветоведении и в изобразительном искусстве происходит путаница с понятием «контраст». Слово «контраст» употребляется для обозначения разных понятий. (То же происходит с понятиями «контрастные цвета», их часто путают с дополнительными).

[2] И. Иттен в своей книге «Искусство цвета» перечисляет семь видов контраста: по цвету, светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, симультанный, по насыщенности, по площади цветовых пятен.

[3] Часть ученых, занимающихся теорией цвета строят цветовой круг на основе четырех цветов, мотивируя это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета, поэтому зеленый цвет они выводят в группу основных цветов спектра.

[4] См. настоящее пособие. 2.3. Систематика и классификация цветов. С.22.

[5] См. предыдущий параграф настоящего пособия. 6.3. Зрительные иллюзии при восприятии цвета. С.79



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.082 с.)