Понятие ценностей, их классификация. Специфика нравственных ценностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие ценностей, их классификация. Специфика нравственных ценностей.



Понятие ценностей, их классификация. Специфика нравственных ценностей.

Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение опре-деленных явлений действительности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира.

Природа ценностей в философия понималась по-разному. Платон считал, что ценности носят абсолютный характер, софисты полагали, что ценности относительны и индивидуальны. В Средние века ценности связывали с божественной сущностью и преобретают религиозный характер. Философия Возрождения гуманизировала природу ценностей. По Канту (немецкая классическая философия) человек существует в двух мирах свободы и природы. Мир свободы — мир ценностей. Новое время акцентировало внимание на ценностях науки.

В литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривалась как предмет, приносящий пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека. Это реальная сторона ценностей. Их надо рассматривать как взаимодополняющие общую концепцию ценностей.

В широком смысле слова ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности

Подходы к объяснению природы ценностей

а) натуралистический психологизм — ценности носят объективный характер, ценности кроются в природе;

б) аксиологический трансцендентализм — ценности есть идеальное бытие, проявление эмоций, предпочтений (Брентано); раскрывает ценности не как объективную реальность, а какидеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодостаточное значение. ценность — это не реальность, а идеал, носитель ее — «сознание вообще», т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Ценности, в этой концепции рассматриваются как нормы и образуют базу конкретных ценностей и культуры.

в) социологическая концепция (М. Вебер) ценности - общественные нормы; С его точки зрения ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Также он особо подчеркивал роль этических и ре-лигиозных ценностей в развитии общества.

 

г) персоналистический онтологизм ценности не являются эмпирическими свойствами вещей, они от них не зависят, а зависят от человека (Шелер).

На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия — биологические, социальные, психические и т. д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека, Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

В действительности сами по себе ценности в природе не существуют. Ценности представляют собой субъективное от-ношение человека к миру и возникают при взаимодействии человека с внешним миром. Ценности – вторичные качества, которое не есть результат внутренних взаимодействий предмета, а результат их внешних взаимодействий с человеком.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее, только в

XX веке философы сумели развить учение о ценностях.

Философские направления XX века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали-тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении. Ценность - это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Фено-менолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевт герменевтическую и т.д.

Классификация ценностей

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования определяет разнообразие ценностей, класси-фицировать которые можно по разным основаниям

С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на объек-тивные и субъективные.

По содержанию различаются религиозные, правовые, нравственные, познавательные, политические, эстетические, ху-дожественные, экологические и др.

Самое крупное разделение на предметные и духовные ценности. Предметные ценности связаны с целью, духовные - со смыслом поведения. Духовные ценности включают в себя

познавательные, эстетические и нравственные.

Виды ценностей

подсознательные, осознаваемые, сознательно-социальные, позитивные, негативные, фальшивые, реальные, исключающие друг друга, совместимые, фоновые, локальные, глобальные, индивидуальные, групповые, общественные, общече-ловеческие.

В Франк выделил три основных вида ценностей

- созидательные (те, что реализуются в продуктивных действиях),

- ценности переживания (мгновения сильных ощущений, наслаждения музыкой, поэзией и т.п.),

- ценности отношения (отношение к Факторам, ограничивающим жизнь человека болезни, смерти и т. п.).

За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделя-ют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды.

 

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Ан-тичные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.007 с.)