Последовательность операций
| Инструмент
| Технические условия и указания
|
1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
|
1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.
| Ключ торцовый 13 мм
|
|
2.Снять коллектор, прокладки.
|
|
|
3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров
| Ключ гаечный 17 мм
|
|
4. Снять крышку головки блока
|
|
|
5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла
| Ключ торцовый 17 мм
|
|
6. Снять ось коромысла в сборе
|
|
|
7. Вынуть штанги толкателей
|
|
|
8. Извлечь толкатели
| Съемник специальный
|
|
9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров
| Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130)
|
|
10. Снять головку цилиндров, прокладку головки
|
|
|
11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1
|
|
|
12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестеренн
| Ключ гаечный 13 мм
|
|
13. Снять крышку
|
|
|
14. Снять масло отражатель
|
|
|
15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала
| Ключ торцовый 13 мм
| Болты выворачивать через отверстие в шестерне
|
16. Вынуть вал с шестерней
|
|
|
17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров
| пассатижи
|
|
18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)
| Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130)
|
|
19. Снять крышки с вкладышами
|
|
|
20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров
| Ключи гаечные 17, 19 мм
|
|
21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров
|
|
|
22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами
|
|
|
23. Зажать в тисках шатун
| Тиски
|
|
24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек
| Круглогубцы
|
|
25. Освободить шатун из тисков
|
|
|
26. Зажать в тисках поршень
| Тиски
| Использовать в тисках деревянные губки
|
27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца
| Приспособление специальное
| Расширители маслосъемного кольца снять в ручную
|
Последовательность операций
| Инструмент, приспособления
| Технические условия и указания
|
1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров
|
| Вкладыши предварительно смазать моторным маслом
|
2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек
| Ключи торцовые 15мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130), ключ динамометрический
| Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м: ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130
|
3. Зашплинтовать гайки
| Проволока 1,8 мм, пассатижи
|
|
4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем
|
| Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.
|
5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца
| круглогубцы
|
|
6. Установить на поршень поршневые кольца
|
| Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 1200 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 1800, а у радиального и осевого расширителя под углом 900 к ним и с направлением в противоположные стороны
|
7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала (ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала(ЗИЛ-130)
| Приспособление специальное
| Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом
|
8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала
|
| Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна (ЗМЗ-53)
|
9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек
| Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130)
| Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80
|
10.Завернуть контргайки
| Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53) 19 мм (ЗИЛ-130)
| Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота
|
11.Установить распределительный вал с шестерней на место
|
| Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам
|
12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала
| Ключ торцовый 13 мм
|
|
13.Установить масло отражатель
|
|
|
14.Установить крышку распределительных шестерен на место
|
|
|
15.Завернуть гайки крепления крышки
| Ключ гаечный 13 мм
|
|
16.Установить прокладки головок цилиндров
|
| Прокладки натереть графитным порошком
|
17.Установить на место головки цилиндров
|
|
|
18.завернуть гайки(ЗМЗ-53) болты (ЗИЛ-130) крепления головок
| Ключ динамометрический
| Гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90
|
19.Установить толкатели
|
|
|
20.Установить штанги толкателей
|
|
|
21.Установить оси коромысел в сборе
|
|
|
22.Завернуть гайки осей коромысел
| Ключ торцовый 17 мм
|
|
Последовательность операций
| Инструмент, приспособления
| Технические условия и указания
|
1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия
|
| Так сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора
|
2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания
|
|
|
3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта
| Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм
| Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм
|
4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах
|
| Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 900
|
5.Установить крышки коромысел
|
|
|
6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел
| Ключ гаечный 17 мм
|
|
7.Установить прокладки под всасывающий коллектор
|
|
|
8.Установить всасывающий коллектор
|
|
|
9.Завернуть гайки(ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора
| Ключ торцовый 13 мм
| Гайки или болты затягивать крест на крест (момент силы 15…20 Н м)
|
Последовательность операций
| Инструмент, приспособления
| Технические условия и указания
|
1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя
| Ключ торцовый 17 мм
|
|
2.Снять картер
|
|
|
3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров
| Ключ гаечный 22 мм
|
|
4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах
|
|
|
5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах
| Выколотка деревянная
|
|
6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра
| Приспособление специальное
|
|
7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца
| круглогубцы
|
|
8.Выпрессовать поршневой палец
|
|
|
9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном
|
| Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый уз вкладыша были на одной стороне
|
10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца
| круглогубцы
|
|
11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров
|
| Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны
|
12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров
| Приспособление специальное
| Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине
|
13.Установить верхние крышки шатунов
|
|
|
14.Затянуть гайки шатунных болтов
| Ключ динамометрический
| Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема. момент силы первого приема (30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 900. Зазора в стыке шатуна быть недолжно
|
Последовательность операций
| Инструмент, приспособление
| Технические условия и указания
|
Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.
1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение
|
| Регулируемые цилиндры
| Положение коленчатого вала
| Угол поворота
|
Первый, пятый
Четвёртый, второй
Шестой, третий
Седьмой, восьмой
| I
II
III
IV
|
|
2.Проворачивать коленчатый вал до тех пор пока фиксатор не войдет в углубления моховика
| Вороток
| Коленчатый вал проворачивать за отверстие в моховике
|
3.Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережение впрыска топлива
|
| При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с моховиком и провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление моховика
|
4.Вывести фиксатор из зацепления
|
|
|
5.провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны моховика на угол 600)
|
| Поворот моховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 300. Клапаны 1 и 5 цилиндров закрыты (штанги клапанов легко поворачиваются рукой)
|
6.Проверит момент затягивания крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров
| Ключ динамометрический
| Момент силы при затягивании 42…54 Н м
|
7.Проверить щупом между бойками коромысел и торцами стержней клапанов 1 и 5 цилиндров (передние клапаны правого ряда цилиндров- впускные, левого –выпускные)
| Щуп
| Зазор 0.3 мм для выпускного и 0.4 мм для выпускного клапанов щуп должен входить и выходить с усилием
|
8.Отвернуть контргайку регулировочного винта
| Ключ гаечный 19 мм
|
|
9.Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора
| отвертка
|
|
10.Завернуть контргайку
| Ключ гаечный 19 мм
|
|
11.Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно (согласно порядку
работы цилиндров)
| Отвертка, ключ гаечный 19 мм
| Коленчатый вал проворачивать на 1800 (6 отверстий моховика) походу вращения
|