Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции



Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОПК-3);

способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1).

Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы:

- Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).

- Основные тенденции в развитии мировой историографии во 2-ой пол. XX– нач. XXI вв.

- Методологические основания изучения истории культуры во 2-ой пол. XX – нач. XXI вв.

- Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы.

-Проблемы организации исторических исследований в соврменной РФ,

Курс имеет практическую часть в виде практических занятий, рефератов, творческих работ.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1);

способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· Современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития,

· новые концептуальные идеи и направления развития исторической науки;

· основные противоречия развития исторической науки на современном этапе

· Проблемы, возникающие в ходе организации научных исторических исследований.

Уметь:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

Владеть:

  • навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
  • навыками обобщения, систематизации и теоретического осмысления эмпирического материала.

 

2. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Формируемые компетенции (код)
Л. Пр. Сам. раб. ОК1, ОПК3, ПК1
1. Введение. Предмет и задачи курса.           +
2. Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).           +
  Рождение исторической науки. Характеристика эпохи ПросвещенияРождение сравнительно-исторического метода.           +
  Немецкое Просвещение и формирование исторической науки.             +
  Историческая наука в XVIII веке.           +
  Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века.             +
7. Социальная история           +
8. Методологические основания изучения истории культуры во 2-ой пол. XX – нач. XXI вв.           +
9. Гендерные исследования в современной историографии.             +
10. Историческая биография и «новая биографическая история»           +
11. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы.           +
  Итого:            

 

3. Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Тема 1. Введение. (2 часа)

Предмет и задачи курса.

Тема 2.Этапы развития исторической науки. (3 часа)

Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).

Тема 3. Историческая наука в XVIII веке. (2 часа)

Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов. Дворянская история.

 

Тема 4. Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века. (2 часа)

«Историчность» XIX века. Подчинение исторического познания социологическому. Характеристика позитивизма и марксизма.

 

Планы практических занятий

Тема 1. Предыстория становления исторической науки в XVII веке. (4 часа) Характеристика эпохи Просвещения.

    1. Значение английского эмпиризма (Ф. Бэкон, Дж. Локк).
    2. Прагматизм Просвещения. Вольтер и рождение термина «философия истории».
    3. Появление универсальной, или всеобщей истории, объединенной общей точкой зрения.
    4. Понимание человеческого интеллекта как определяющего фактора истории.
    5. Значение Монтескье.
    6. Рождение сравнительно-исторического метода.

 

Тема 2. Немецкое Просвещение и формирование исторической науки. (4 часа)

  1. Философия Лейбница, Вольфа.
  2. Академический характер немецкого Просвещения.
  3. Значение принципа моральности в отличие от идей социального и политического благоденствия, характерных для французского Просвещения.
  4. И. Кант и его вклад в развитие истории (примат практического разума над теоретическим, приоритет математического естествознания в понимании наук).

Тема 3. Социальная история (6 часов)

1. Основные подходы к изучению социальной структуры общества. Марксистская (социологическая) школа.

2. Школа "Анналов" и антропологический подход к изучению социальных структур.

3. Критика классических социальных построений в историографии 2-ой пол. XX в.

4. Основные концепты и категории социальной истории в современных исследованиях.

5. Универсальные и конкретно-исторические категории. Проблема социальных интеракций: важнейшие подходы и границы их применения.

6. Социальная история и картина мира.

7. Проблема верификации выводов в современной социальной истории.

 

Тема 4. Методологические основания изучения истории культуры во 2 пол. XX – нач. XXI вв. (4 часа)

1. Кризис традиционной модели культуры в послевоенном мире Западной Европы и Америки.

2. Реструктуризация исследовательских парадигм в исследованиях культуры.

3. Текстуальные интерпретации культуры. Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца и ее влияние исторические исследования.

4. Итальянская микроистория. Джованни Леви и Карло Гинзбург.

5. Символические интерпретации культуры. Умберто Эко.

6. Философская антропология Мишеля Фуко.

7. Дисциплинарная концепция культуры и ее влияние на характер исторического дискурса.

 

Тема 5. Гендерные исследования в современной историографии (6 часов).

1. Зарождение гендерных исследований как части нового междисциплинарного научного направления в западной историографии в конце 1960-х гг.

2. Влияние движения за права женщин на «новую социальную историю». Историческая ретроспектива феминистского сознания.

3. Переопределение понятий мужского и женского на рубеже 70-х – 80-х гг. XX в. Обновление феминистской теории и расширение методологической базы исследований.

4. Появление новой категории «гендер» для исключения влияния теории биологического и психологического детерминизма на изучение процесса формирования и воспроизведения половой идентичности.

5. Понятия «гендерного статуса» и «гендерного сознания».

6. Создание гендерной модели исторического анализа. Проблема соотношения приватного и публичного.

7. Понятие «women`s power». Изучение способов активного влияния женщин на изменение и передачу новых культурных стереотипов.

8. Исследование «мира воображаемого».

9. Сближение гендерной истории с другими историческими дисциплинами.

 

Тема 6. Историческая биография и «новая биографическая история» (6 часов).

1. Человек как биологический и социальный индивид. Роль человека в историческом процессе как объект исторического исследования.

2. Методология изучения взаимовлияния личности и общества. Биография как награда, нравоучительное и научное произведение.

3. Проблема соотношения роли объекта изучения, окружающего мира и сознания автора.

4. Марксистское представление о роли личности.

5. Персональная и «новая биографическая история».

6. Использование микроисторического подхода.

7. Изучение личности как самоцель историко-биографического исследования.

8. Генезис и эмансипация личности как один из критериев истоичесокго развития.

9. Фатализм и волюнтаризм. Лидер, вожак и вождь. Антропометрический подход.

10. Продолжительность жизни человека как один из критериев развития общества.

 

Тема 7. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы (4 часа).

1. Общее и особенное между предметом «интеллектуальной истории» и «историей идей».

2. Артур Лавджой и «Журнал истории идей».

3. Проблема акцентирования роли социального контекста.

4. Расширение предметного поля истории идей.

5. Влияние «новой культурной истории».

6. Неразрывная связь между историей идей и идейных комплексов наряду с историей условий и форм интеллектуальной собственности.

7. Проект «новой культурно-интеллектуальной истории» и ее интегральная установка.

8. Преодоление оппозиции между «внешней» и «внутренней» историей идей и текстов.

9. Изучение религиозной истории как истории религиозного сознания и мышления.

10. Трансформация истории историографии.

 

3.3. Программа самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК1, ОПК3,ПК1 Введение. Предмет и задачи курса. Поиск и изучение информационных ресурсов по темам СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории). Конспект научной статьи по теме СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Рождение исторической науки. Характеристика эпохи Просвещения Рождение сравнительно-исторического метода. Историографические обзоры по истории изучения СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Немецкое Просвещение и формирование исторической науки.   Конспект научной статьи или главы монографии по теме СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Историческая наука в XVIII веке. Поиск и изучение информационных ресурсов по темам СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века.   Поиск и изучение информационных ресурсов по темам СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Социальная история Эссе по теме СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Методологические основания изучения истории культуры во 2-ой пол. XX – нач. XXI вв. Поиск и изучение информационных ресурсов по темам СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет-ресурсы
ОК1, ОПК3,ПК1 Гендерные исследования в современной историографии.   Поиск и изучение информационных ресурсов по темам СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет
ОК1, ОПК3,ПК1 Историческая биография и «новая биографическая история» Поисковые библиографически, историографические исследования по теме реферата СРС   В соответствии с материалами, рекомендованными к лекциям и практическим занятиям, интернет
ОК1, ОПК3,ПК1 Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы. Контрольная работа СРС,   ГОСТ «Библиографическое описание» 2003 г.

 

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

-

-.

 

 

График контроля СРС

Недели семестра                                    
формы контроля   кт   кт               э       к    

 

Условные обозначения: кт- конспект

к- контрольная работа

э- контрольная работа

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Е., 2010

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI веков. М., 2011

Тавадов Г.Т. Этнология / http://ibooks.ru/reading.php?productid=22319

Дополнительная литература

Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII- первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.

Анкерсмит Ф.А. Нарративная логика. Семантический анализ языка историка. М., 2003.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры // ВФ. 1986. №12. С. 104.

Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Барт Р. Дискурс истории // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // ВФ. 1989. №6. С. 31.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

Вейнберг И.П. Рождение истории. М., 1993.

Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М., 2000.

Гинзбург К. Сыр и черви. М., 2000.

Гинзбург К. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история. М., 2004. С. 189 – 241. Idem // Новое литературное обозрение. 1994. № 8. С. 32 – 61.

Гирц К. Интерпретации культуры. М., 2004.

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 171–200.

Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направле­нии в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С.114–135.

Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // ВФ. 1990. №4. C. 23.

Гуревич А.Я. Территория историка // Одиссей-1996. Человек в истории. М., 1996.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.

Делюмо Ж. Ужасы на Западе. М., 1994.

Дэвис Н. 3. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.

Дэвис Н. 3. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

Историк в поиске: Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980.

Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Леви Дж. Биография и история // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Лиотар Ж.–Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М, 1992.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера - история. М., 1996.

Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира //ВФ. 2003. №1.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1993.

Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002.

Репина Л.П Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной исто­рии // Социальная история. М., 1997. С. 11–52; М., 1999. С. 7–38.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история: в 2-т.: Т.1.: Конструирование прошлого. СПб., 2003.

Согомонов А.Ю., Уваров П.Ю. Открытие социального (парадокс XVI века) // Одиссей. 2001. М., 2001. С 199–215.

Смоленский С.И. Теория и методология истории. М., 2007.

Тавадов Г.Т. Этнология: современный словарь-справочник. – М., 2007

Основы этнологии / под ред. В.В. Пименова. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

Страны и народы мира: энциклоп. справ. – Ростов на Дону, 2009

Соколов А.Б. Введение в современную западную историографию: Учебное пособие. Ярославль, 2002.

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

Фуко М. История сексуальности. М., 2000.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

Черутти С. Социальный процесс и жизненный опыт: индивиды, группы и идентичности в Турине XVII века // Прошлое – крупным планом: Современные исследования по микроистории. СПб., 2003. С. 27 – 57.

Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

Этнология / под ред.: Е. В. Миськового, Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова. - М.: Альма Матер: Акад. проект, 2006.

Эко У. Заглавие и смысл // Эко У. Имя розы. СПб., 1997.

Эко У. Рассказывание процесса // Эко У. Имя розы. СПб., 1997.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1-2. М., 2001 (1-е нем. изд. - 1939).

Периодические издания

Вестник МГУ. Сер. 8, История

Вопросы истории

ЭБС

Удмуртская электронная библиотечная система

ЭБС «Лань»

ЭБС IPRbooks
ЭБС eLibrary

Интернет-ресурсы

Институт всеобщей истории РАН // http://www.igh.ru/

Институт российской истории РАН // http://iriran.ru/

 

 

Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных

умений по образцу: лекция, семинар, диалог.

Использование традиционных технологий обеспечивает базовое понимание предмета.

 

 

При проведении практических занятий используются: составление презентаций, снятие собственных короткометражных фильмов.

 

 

Данные технологии обеспечивают глубокое понимание предмета, развивают эвристическое начало в работах магистра.

Согласно учебному плану количество часов по дисциплине 144, из них проводимых в интерактивной форме – 36.

Интерактивные образовательные технологии

Тема Виды учебной работы Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории). Лекция Лекция-дискуссия  
Немецкое Просвещение и формирование исторической науки.   Лекция Лекция-дискуссия  
Предыстория становления исторической науки в XVII веке. Практическое занятие Презентация студентов и её обсуждение  
Немецкое Просвещение и формирование исторической науки Практическое занятие Презентация студентов  
Социальная история Практическое занятие Презентация студентов  
Методологические основания изучения истории культуры во 2 пол. XX – нач. XXI вв. Практическое занятие Презентация студентов  
Гендерные исследования в современной историографии Практическое занятие Презентация студентов  
Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века. Лекция Лекция-дискуссия  
Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы Практическое занятие Презентация студентов  

Итого: 36

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме реферата.

 

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой выполнение аннотации монографии, отражающей теорию и методологию исторических исследований.

 

Методические рекомендации к выполнению аннотации.

Аннотация (от лат. Annotation - замечание) – краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и любого другого письменного источника. Объем аннотации зависит от источника, но, как правило, в формате А4 это от 2 до 5 страниц. Среди существующих различных видов и типов аннотаций для выполнения данного вида самостоятельной работы по курсу предлагается Аналитическая аннотация научных публикаций по двум темам на выбор:

1. Типы, формы взаимодействия этносов, культур в теоретической систематике гуманитарных наук.

2. Проблема взаимодействия древних и средневековых этносов, культур Приуралья в научных публикациях.

По первой теме анализируется та часть выбранного источника – произведения, которая раскрывает обозначенную тематику. По второй теме характеризуется одна (если это монография) или несколько работ (если это небольшие статьи) определенного автора, затрагивающего предлагаемую тематику.

Структура аннотации:

1. Библиографическое описание работы, в т.ч. сведения об авторе.

2. Краткая характеристика содержания – основной элемент аннотации: основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, научные оценки, прогнозы.

3. Значимость работы.

При выборе произведения для аннотации вы можете ориентироваться на литературу, указанную в настоящей рабочей программе, а также библиографические справочники и указатели. Например: Лещинская Н.А., Широбокова Н.Ф. Библиография научных трудов Института истории и культуры народов Приуралья и кафедры археологии и истории первобытного общества за 1973-2008 гг. Ижевск, 2008.

 

Экзаменационные вопросы

  1. Введение. Предмет и задачи курса.
  2. Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания.
  3. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).
  4. Характеристика эпохи Просвещения. Рождение сравнительно-исторического метода.

Социальная история

Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОПК-3);

способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1).

Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы:

- Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).

- Основные тенденции в развитии мировой историографии во 2-ой пол. XX– нач. XXI вв.

- Методологические основания изучения истории культуры во 2-ой пол. XX – нач. XXI вв.

- Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы.

-Проблемы организации исторических исследований в соврменной РФ,

Курс имеет практическую часть в виде практических занятий, рефератов, творческих работ.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1);

способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· Современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития,

· новые концептуальные идеи и направления развития исторической науки;

· основные противоречия развития исторической науки на современном этапе

· Проблемы, возникающие в ходе организации научных исторических исследований.

Уметь:

  • формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
  • выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;
  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

Владеть:

  • навыками библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
  • навыками обобщения, систематизации и теоретического осмысления эмпирического материала.

 

2. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

 

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Формируемые компетенции (код)
Л. Пр. Сам. раб. ОК1, ОПК3, ПК1
1. Введение. Предмет и задачи курса.           +
2. Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).           +
  Рождение исторической науки. Характеристика эпохи ПросвещенияРождение сравнительно-исторического метода.           +
  Немецкое Просвещение и формирование исторической науки.             +
  Историческая наука в XVIII веке.           +
  Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века.             +
7. Социальная история           +
8. Методологические основания изучения истории культуры во 2-ой пол. XX – нач. XXI вв.           +
9. Гендерные исследования в современной историографии.             +
10. Историческая биография и «новая биографическая история»           +
11. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы.           +
  Итого:            

 

3. Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Тема 1. Введение. (2 часа)

Предмет и задачи курса.

Тема 2.Этапы развития исторической науки. (3 часа)

Формирование в XVI–XVII веках новых принципов познания. Основные этапы развития исторической науки (история повествовательная; история поучающая, или прагматическая; объяснительная история – первая научная стадия истории).

Тема 3. Историческая наука в XVIII веке. (2 часа)

Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов. Дворянская история.

 

Тема 4. Основные направления в развитии исторической науки в XIX – начале XX века. (2 часа)

«Историчность» XIX века. Подчинение исторического познания социологическому. Характеристика позитивизма и марксизма.

 

Планы практических занятий

Тема 1. Предыстория становления исторической науки в XVII веке. (4 часа) Характеристика эпохи Просвещения.

    1. Значение английского эмпиризма (Ф. Бэкон, Дж. Локк).
    2. Прагматизм Просвещения. Вольтер и рождение термина «философия истории».
    3. Появление универсальной, или всеобщей истории, объединенной общей точкой зрения.
    4. Понимание человеческого интеллекта как определяющего фактора истории.
    5. Значение Монтескье.
    6. Рождение сравнительно-исторического метода.

 

Тема 2. Немецкое Просвещение и формирование исторической науки. (4 часа)

  1. Философия Лейбница, Вольфа.
  2. Академический характер немецкого Просвещения.
  3. Значение принципа моральности в отличие от идей социального и политического благоденствия, характерных для французского Просвещения.
  4. И. Кант и его вклад в развитие истории (примат практического разума над теоретическим, приоритет математического естествознания в понимании наук).

Тема 3. Социальная история (6 часов)

1. Основные подходы к изучению социальной структуры общества. Марксистская (социологическая) школа.

2. Школа "Анналов" и антропологический подход к изучению социальных структур.

3. Критика классических социальных построений в историографии 2-ой пол. XX в.

4. Основные концепты и категории социальной истории в современных исследованиях.

5. Универсальные и конкретно-исторические категории. Проблема социальных интеракций: важнейшие подходы и границы их применения.

6. Социальная история и картина мира.

7. Проблема верификации выводов в современной социальной истории.

 

Тема 4. Методологические основания изучения истории культуры во 2 пол. XX – нач. XXI вв. (4 часа)

1. Кризис традиционной модели культуры в послевоенном мире Западной Европы и Америки.

2. Реструктуризация исследовательских парадигм в исследованиях культуры.

3. Текстуальные интерпретации культуры. Интерпретативная антропология Клиффорда Гирца и ее влияние исторические исследования.

4. Итальянская микроистория. Джованни Леви и Карло Гинзбург.

5. Символические интерпретации культуры. Умберто Эко.

6. Философская антропология Мишеля Фуко.

7. Дисциплинарная концепция культуры и ее влияние на характер исторического дискурса.

 

Тема 5. Гендерные исследования в современной историографии (6 часов).

1. Зарождение гендерных исследований как части нового междисциплинарного научного направления в западной историографии в конце 1960-х гг.

2. Влияние движения за права женщин на «новую социальную историю». Историческая ретроспектива феминистского сознания.

3. Переопределение понятий мужского и женского на рубеже 70-х – 80-х гг. XX в. Обновление феминистской теории и расширение методологической базы исследований.

4. Появление новой категории «гендер» для исключения влияния теории биологического и психологического детерминизма на изучение процесса формирования и воспроизведения половой идентичности.

5. Понятия «гендерного статуса» и «гендерного сознания».

6. Создание гендерной модели исторического анализа. Проблема соотношения приватного и публичного.

7. Понятие «women`s power». Изучение способов активного влияния женщин на изменение и передачу новых культурных стереотипов.

8. Исследование «мира воображаемого».

9. Сближение гендерной истории с другими историческими дисциплинами.

 

Тема 6. Историческая биография и «новая биографическая история» (6 часов).

1. Человек как биологический и социальный индивид. Роль человека в историческом процессе как объект исторического исследования.

2. Методология изучения взаимовлияния личности и общества. Биография как награда, нравоучительное и научное произведение.

3. Проблема соотношения роли объекта изучения, окружающего мира и сознания автора.

4. Марксистское представление о роли личности.

5. Персональная и «новая биографическая история».

6. Использование микроисторического подхода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.176 с.)