Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Термин «инновация», современные подходы к его понимаюСодержание книги
Поиск на нашем сайте ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности). Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них. Инновация -это: • полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс); • процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс) • конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова). КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ. Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы. 1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. – модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. – модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции. 2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические. 3. По месту на предприятии: – инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства; – инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции. 4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. 5. По характеру удовлетворяемых потребностей: – инновации, ориентированные на существующие потребности. – инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. 6. По степени территориальной новизны: – инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира; – инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было; – инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.
ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих: * зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; * рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); * зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж); * насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж); * упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. США Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: - Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); - Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); - НАСА (Национальное космическое агентство); - Национальное бюро стандартов; - Национальный институт здравоохранения; - Министерство обороны; - Национальный центр промышленных исследований; - Национальная академия наук; - Национальная техническая академия; - Американская ассоциация содействия развитию науки Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%. Особенностями стран Евросоюза являются: - дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; - большая плотность народонаселения; - высокий технологический уровень производства и информатизации; - уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; - государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; - применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; - индикативное планирование инновационной деятельности; - развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; - высокий уровень концентрации и кооперирования производства. Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: - выработка единого антимонопольного законодательства; - использование системы ускоренной амортизации оборудования; - льготное налогообложение НИОКР; - поощрение малого наукоемкого бизнеса; - прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; - стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию. Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне. Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.
Особенностями стран Евросоюза являются: - дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; - большая плотность народонаселения; - высокий технологический уровень производства и информатизации; - уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; - государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; - применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; - индикативное планирование инновационной деятельности; - развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; - высокий уровень концентрации и кооперирования производства. Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: - выработка единого антимонопольного законодательства; - использование системы ускоренной амортизации оборудования; - льготное налогообложение НИОКР; - поощрение малого наукоемкого бизнеса; - прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; - стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «Планразвития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне в целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг. Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно по тем же принципам, которые приняты в мировой практике. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает: •постановку целей развития региона; •определение путей достижения поставленных целей; •анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; •разработку методов организации движения по избранным направлениям; •обоснование рациональных способов использования ресурсов. Стратегический план социально-экономического развития региона — это индуктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона. К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся: •выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конку рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей; •краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития; • партнерское взаимодействие всех региональных сил. Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (ГОРОДА) И РЕГИОНА. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Р. Фатхутдинов определяет ее как свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. До недавнего времени такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность использовались применительно к категориям товар, предприятие и отрасль (рынок). Сейчас их начинают изучать и на уровне территорий (городов, регионов и страны в целом). Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства увязывается со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться. Кроме того, в достижение успешной конкурентоспособности того или иного государства вносят вклад различия в национальных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих условиях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными. Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов: по размеру ВРП; по величине производственных ресурсов; по величине природных ресурсов; по величине человеческих ресурсов; по уровню прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность города — это способность урбанизированной территории соревноваться на равных с аналогичными ей территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынков, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других городов, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни горожан. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности). Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них. Инновация -это: • полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс); • процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс) • конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова). КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ. Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы. 1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. – модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. – модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции. 2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические. 3. По месту на предприятии: – инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства; – инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции. 4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. 5. По характеру удовлетворяемых потребностей: – инновации, ориентированные на существующие потребности. – инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. 6. По степени территориальной новизны: – инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира; – инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было; – инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.
ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |