Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Термин «инновация», современные подходы к его понимаюСтр 1 из 21Следующая ⇒
ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности). Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них. Инновация -это: • полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс); • процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс) • конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова). КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ. Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы. 1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. – модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. – модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции. 2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.
3. По месту на предприятии: – инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства; – инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции. 4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. 5. По характеру удовлетворяемых потребностей: – инновации, ориентированные на существующие потребности. – инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. 6. По степени территориальной новизны: – инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира; – инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было; – инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.
ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих: * зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества; * рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок); * зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж); * насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж); * упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.
США Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются: - Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); - Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); - НАСА (Национальное космическое агентство); - Национальное бюро стандартов; - Национальный институт здравоохранения; - Министерство обороны; - Национальный центр промышленных исследований; - Национальная академия наук; - Национальная техническая академия; - Американская ассоциация содействия развитию науки Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%. Особенностями стран Евросоюза являются: - дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; - большая плотность народонаселения; - высокий технологический уровень производства и информатизации; - уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; - государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; - применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; - индикативное планирование инновационной деятельности; - развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; - высокий уровень концентрации и кооперирования производства. Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: - выработка единого антимонопольного законодательства; - использование системы ускоренной амортизации оборудования; - льготное налогообложение НИОКР; - поощрение малого наукоемкого бизнеса; - прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; - стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию. Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне. Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.
Особенностями стран Евросоюза являются: - дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; - большая плотность народонаселения; - высокий технологический уровень производства и информатизации; - уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; - государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; - применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; - индикативное планирование инновационной деятельности; - развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; - высокий уровень концентрации и кооперирования производства. Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: - выработка единого антимонопольного законодательства; - использование системы ускоренной амортизации оборудования; - льготное налогообложение НИОКР; - поощрение малого наукоемкого бизнеса; - прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; - стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «Планразвития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне в целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно по тем же принципам, которые приняты в мировой практике. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает: •постановку целей развития региона; •определение путей достижения поставленных целей; •анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; •разработку методов организации движения по избранным направлениям; •обоснование рациональных способов использования ресурсов. Стратегический план социально-экономического развития региона — это индуктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона. К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся: •выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конку рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей; •краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития; • партнерское взаимодействие всех региональных сил. Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (ГОРОДА) И РЕГИОНА. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Р. Фатхутдинов определяет ее как свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. До недавнего времени такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность использовались применительно к категориям товар, предприятие и отрасль (рынок). Сейчас их начинают изучать и на уровне территорий (городов, регионов и страны в целом). Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства увязывается со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться. Кроме того, в достижение успешной конкурентоспособности того или иного государства вносят вклад различия в национальных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих условиях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными. Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов: по размеру ВРП; по величине производственных ресурсов; по величине природных ресурсов; по величине человеческих ресурсов; по уровню прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство. Конкурентоспособность города — это способность урбанизированной территории соревноваться на равных с аналогичными ей территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынков, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других городов, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни горожан. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности). Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них. Инновация -это: • полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс); • процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс) • конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова). КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ. Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы. 1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии. – модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии. – модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции. 2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические. 3. По месту на предприятии: – инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства; – инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции. 4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу. 5. По характеру удовлетворяемых потребностей: – инновации, ориентированные на существующие потребности. – инновации, ориентированные на формирование новых потребностей. 6. По степени территориальной новизны: – инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира; – инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было; – инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.
ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.06 с.) |