Термин «инновация», современные подходы к его понимаю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Термин «инновация», современные подходы к его понимаю



ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п

Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).

Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них.

Инновация -это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс)

• конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ.

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии.

– модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии.

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.

3. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции.

4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

5. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

6. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

 

ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

* зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

* рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

* зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

* насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

* упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.

США

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

- Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);

- Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);

- НАСА (Национальное космическое агентство);

- Национальное бюро стандартов;

- Национальный институт здравоохранения;

- Министерство обороны;

- Национальный центр промышленных исследований;

- Национальная академия наук;

- Национальная техническая академия;

- Американская ассоциация содействия развитию науки

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.

Особенностями стран Евросоюза являются:

- дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

- большая плотность народонаселения;

- высокий технологический уровень производства и информатизации;

- уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

- государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

- применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;

- индикативное планирование инновационной деятельности;

- развитие наукоемких отраслей народного хозяйства;

- высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.

Германия, Англия и Франция вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,3; 2,4 и 2,2% ВВП. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%. Удельный вес продукции, направляемой на экспорт, составляет 20-25% ВВП. В этих странах высок удельный вес государственного сектора — от 35 до 40%.

 

Особенностями стран Евросоюза являются:

- дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

- большая плотность народонаселения;

- высокий технологический уровень производства и информатизации;

- уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

- государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

- применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции;

- индикативное планирование инновационной деятельности;

- развитие наукоемких отраслей народного хозяйства;

- высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

 

Основой инновационной политики Евросоюза является «Планразвития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана — «Кооперация между странами в области инноваций» — предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями — специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне в целях развития информационного обеспечения НИОКР были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной связью. ЕИЦ получает 25% финансирования от Евросоюза, а 75% его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно, посредством оказания платных услуг.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно по тем же принципам, которые приняты в мировой практике.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

•постановку целей развития региона;

•определение путей достижения поставленных целей;

•анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;

•разработку методов организации движения по избранным направлениям;

•обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индуктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

•выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конку рентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

•краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

• партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение «социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (ГОРОДА) И РЕГИОНА.

В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Р. Фатхутдинов определяет ее как свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

До недавнего времени такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность использовались применительно к категориям товар, предприятие и отрасль (рынок). Сейчас их начинают изучать и на уровне территорий (городов, регионов и страны в целом).

Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства увязывается со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться. Кроме того, в достижение успешной конкурентоспособности того или иного государства вносят вклад различия в национальных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих условиях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Конкурентоспособность региона — продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов: по размеру ВРП; по величине производственных ресурсов; по величине природных ресурсов; по величине человеческих ресурсов; по уровню прямых инвестиций в экономику региона с учетом необходимого для воспроизводства объема, в том числе и в наукоемкое производство.

Конкурентоспособность города — это способность урбанизированной территории соревноваться на равных с аналогичными ей территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынков, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других городов, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни горожан.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

ТЕРМИН «ИННОВАЦИЯ», СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАЮ

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране традиционно разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п

Под инновацией чаще всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (новшество) – это результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками: новизны, т.е. новыми качествами; практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности; экономической эффективности (конкурентоспособности).

Существуют различные определения инновации я перечислю лишь некоторые из них.

Инновация -это:

• полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке (Я. Кук, П. Майерс);

• процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание (Б. Твисс)

• конечный результат творческой деятельности, получив ший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности (А.В. Сурин, О.П. Молчанова).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ.

Многообразие и разнородность инноваций требуют проведения определенной классификационной работы.

1. По инновационному потенциалу выделяются следующие виды инноваций: – радикальные (базисные) являются отраслеобразующими и представляют выпуск новой ранее не производимой продукции или использование новой технологии.

– модернизирующие (улучшающие)– это изменения (существенные) отдельных характеристик уже выпускаемой продукции или используемой технологии.

– модифицирующие (псевдоинновации) предполагают собой изменение внешнего вида или незначительное изменение отдельных характеристик уже выпускаемой продукции.

2. По содержанию: – управленческие (организационные), маркетинговые, социальные, технологические.

3. По месту на предприятии:

– инновации на входе, к которым относятся нововведения в процессе материально-технического обеспечения производства;

– инновации на выходе, к которым относятся нововведения в мероприятиях, процедурах, схемах сбыта готовой продукции.

4. По причинам возникновения: – реактивные обеспечивают выживание фирмы на рынке. Стратегические, внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

5. По характеру удовлетворяемых потребностей:

– инновации, ориентированные на существующие потребности.

– инновации, ориентированные на формирование новых потребностей.

6. По степени территориальной новизны:

– инновации в мировом масштабе, когда внедряется новшество, не имеющее аналогов ни в одной стране мира;

– инновации для страны или отрасли, когда известное в международной практике нововведение начинает осваиваться в пределах конкретной страны или отрасли, где ранее его не было;

– инновации для предприятия, когда новшество уже известно в стране или отрасли, но на конкретном предприятии внедряется впервые.

 

ВИДЫ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.06 с.)