Семинарское занятие №12 (4 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №12 (4 Ч. )



 

Этический кодекс психолога

1. Понятие этики.

2. Основные составляющие этического кодекса (концепция жизни, обобщенная теория, Я-концепция, концепция Другого человека).

3. Характеристика основополагающих принципов этического кодекса психолога.

4. Составление и анализ собственного этического кодекса.

Доклады и сообщения

1. Нужна ли психологу клятва Гиппократа? Этика психологии и психология этики в XXI веке // Вопросы психологии. - 2000. - №№ 1 – 2 (Круглый стол, вопрос 6).

2. Этическая проблема в отечественной психологии на рубеже XIX - XX веков // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 1. - С. 41 - 50.

Учебные задания

1. Прочитайте главу П из работы Э. Фромма «Человек для себя» (Мн.: Коллегиум, 1992. - С. 16–36).

Конспективно ответьте на следующие вопросы:

· От чего зависят критерии этических норм?

· Какова характеристика авторитарной этики и ее главный критерий добродетели?

· Что такое гуманистическая этика? На какие критерии она опирается?

· Что такое "искусство жить "и "быть живым "?

· Какова человеческая природа (изменчива или постоянна)?

· Почему наука о человеке является основой этики?

2. Сформулируйте собственное жизненное кредо, свою формулу жизни и проанализируйте ее по следующей схеме:

· Какое отношение к самому себе содержится в вашем представлении о жизни в целом? Считаете ли вы себя создателем собственной жизни или игрушкой в руках судьбы? Может быть, вы совмещаете обе позиции.

· Какое поведение в реальных жизненных ситуациях следует из такого отношения к самому себе?

· Чем вы сможете пожертвовать для другого человека (любого, неважно, близкого или незнакомого)? Чего бы вы себе никогда не позволили совершить по отношению к другому?

3. Используя готовые этические стандарты для психологов (литература: 2–5) составьте свой собственный этический кодекс. Подготовьтесь к его обсуждению в группе.

4. Изучите выдержки из некоторых статей Международной конвенции о правах ребенка (1989 г).

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Почему люди, даже зная права других, их нарушают? Какими качествами обладают (или не обладают) эти "нарушители "?

Почему на словах проявлять заботу о человеке всегда проще, чем в конкретных делах?

5. Дополните недостающие характеристики этических норм деятельности психолога:

• В решении всех вопросов психолог должен исходить из интересов...

• Психолог должен принимать решения только в границах...

• Психолог должен хранить профессиональную тайну...

• Психолог должен информировать администрацию и педагогические коллективы учреждений образования о проводимой им работе в рамках...

Творческие задания для самостоятельной работы

1) На рис. рассмотрите карикатуру.

Какие принципы практической этики нарушил взрослый герой этого рисунка?

 

Рис. МОРАЛИСТ

Часто ли у вас самих слова расходятся с реальными поступками? Почему так происходит? Что необходимо, чтобы этого избежать?

2) О каком законе психической реальности говорят писатели?

а) "Ненавидя кого-то, ты ненавидишь в нем нечто такое, что есть в тебе самом. То, чего нет в нас самих, нас не волнует" (Г. Гессе);

б) "Откровенная неприязнь всегда подозрительна и выдает тайное родство душ" (У. Хэзлитт).

Есть ли в вашей жизни люди, которых вы ненавидите или которые вызывают у вас сильное раздражение?

Какие именно качества этих людей выводят вас из себя? Почему?

3) Обдумайте следующее высказывание:

"Если как следует покопаться, то можно обнаружить низкие побуждения, лежащие в основе даже самых похвальных поступков; так даже в самом чистом воздухе химик находит следы непригодного для дыхания газа. Все дело в пропорциях" (А. Моруа).

Согласны ли вы с мнением писателя?

О каком свойстве психической реальности свидетельствует одновременное наличие в человеке "черного" и "белого"? Что происходит с человеком, если он постоянно "закрывает глаза" на свои низкие побуждения?

Что лично вы считаете в человеке "черным" и "низким"? Почему?

4. Придумайте хотя бы один собственный образ (желательно больше), описывающий взаимодействие психолога и клиента.

Например: клиент - цветок, о котором необходимо заботиться; клиент - "черный ящик", а психолог - ключ к нему и т.п.

Литература

  1. Пряжников, Н.С. Право на нравственность: этические проблемы / Н.С. Пряжников // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 1.
  2. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.
  3. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002. – С.545–552.
  4. Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. – 1989. – № 1.
  5. Этические стандарты психологов // Вопросы психологии. – 1990. – №5.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА

Тема 1. Загадка человеческого «Я»

1. Я-концепция и её составляющие.

2. Множественность Я человека.

3. Проблема взаимодействия внутреннего и внешнего Я человека.

 

Учебные задания

1. Выполните упражнение "Круг субличностей".

1) Перечислите все свои желания, записывайте все, что приходит вам в голову, сосредоточьтесь на том, чтобы это были ваши собственные желания.

2) Когда в вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что перечислили все свои желания), просмотрите список и выберите 5-6 наиболее существенных, самых важных.

3) На листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см, внутри него - круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше Я. А в самом кольце разместите те 5-6 субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

4) Нарисуйте и раскрасьте символы, которые отражают ваши желания, художественные способности в данном случае значения не имеют.

5) После рисования дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Имя может быть абсолютно любым (похожим на кличку или более романтическим). Главное, чтобы оно имело смысл именно для вас.

6) Раскрасьте свое "Я".

2. Согласны ли вы со следующим определением?

"Быть эгоистом - это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе хотелось бы." (О. Уальд).

· Кого лично вы считаете эгоистом?

· Почему люди почти всегда "причесывают других под одну гребенку" и какую?

3. Какую особенность Я-концепции описывает следующая притча?

Грязные гнезда

Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, опытному голубю. А тот все кивал головой и наконец сказал: "От того, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не измениться. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого".

· Почему голубь не замечал своего запаха, но считал, что он исходит от других?

· Встречали ли вы в своей жизни человека, подобного голубю? Если "да ", опишите свои переживания от встречи с ним.

Творческие задания для самостоятельной работы

1) Какие переживания собственного "Я" описывают поэты?

 

а) Я сам себя заколдовал.

Блаженство? Выбирай любое.

Пустого зеркала овал,

В нем только небо голубое.

 

Но ты внимательно вглядись

В его растущие просторы,

Туда, в сияющую высь,

Где тонут ангельские взоры.

 

 

И как парящего орла

Из этой глубины лучистой,

Неудержимая стрела

Тебя пронзит с протяжным свистом.

 

И ты увидишь свой же лик,

Но в восхищеньи совершенства,

И будет это краткий миг

Блаженней вечного блаженства.

(В. Пяст)

 

б) В глубине, на самом дне сознанья,

Как на дне колодца - самом дне –

Отблеск нестерпимого сиянья

Пролетает иногда во мне.

 

Боже! И глаза я закрываю

От невыносимого огня.

Падаю в него...и понимаю,

Что глядят соседи по трамваю

Странными глазами на меня.

(Г. Иванов)

· Возникали ли у вас когда-либо подобные переживания? Что явилось толчком для них?

· Почему, на ваш взгляд, такие минуты очень редки в жизни современного человека?

2) Проанализируйте следующую историю.

Сон о рыцарском поединке

На мне были тяжелые жаркие доспехи. Их блеск - с малиновым оттенком - слепил глаза мне самому. Одна железная перчатка сжимала копье, другая лежала на рукоятке меча. Конь, тоже покрытый железными пластинами, шагал ровно и уверенно, как робот. Навстречу мне ехал рыцарь - тоже в латах, слитый воедино с конем. Вишневый блеск доспехов означал одно: это враг. Наши кони убыстрили шаг. Копья опустились наперевес.

Мне было страшно: страшно скучно... Я вытащил руку из железного рукава, но она продолжала сама орудовать мечом. Нащупав сзади, за спиной, паз в доспехах, я раздвинул их дверцу, и выбрался наружу. Конь стряхнул меня со своего крупа, словно лишнюю тяжесть. Поединок продолжался. Яотбежал в сторону, к узкому ручью, поросшему кустами цветущего шиповника, и увидел там своего соперника, выбравшегося на свободу еще раньше меня. Он был светловолос, в белой рубашке с расстегнутым воротничком. Мы улыбнулись друг другу и оба обернулись на приближающийся грохот. Брошенные нами рыцарские фигуры мчались на нас! Копья были нацелены в нашу сторону, кони скакали мерно и неотвратимо. Я в ужасе бросился бежать. Малиновый рыцарь настиг меня - и я вновь оказался в доспехах. Мир сузился до щели в забрале.

Мой конь развернулся и двинулся к месту поединка. Я увидел светлого своего соперника, который шел навстречу своему вишневому рыцарю, будто не замечая ни направленного в сердце копья, ни самого всадника. Я застонал от отчаяния, но светловолосый парень прошел сквозь грозного рыцаря, как сквозь облако пара, и весело зашагал дальше - вдоль ручья, мимо цветущего шиповника. Вскоре я потерял его из виду, потому что мой конь двинулся навстречу вишневому всаднику. Копья лязгнули о металл...

(Кротов В.Г. Массаж мысли.)

· О каком поединке, по вашему мнению, идет речь?

· Какие части человеческого "Я" символизируют рыцари и надетые на них доспехи?

· Почему одному из всадников удалось выбраться на свободу из своих доспехов? Благодаря каким качествам?

· Почему люди часто отождествляют себя с доспехами и забывают о рыцаре, существующем в каждом из нас?

3) Прочитайте следующий отрывок из романа Г. Гессе "Степной волк".

"Вам известно ошибочное и злосчастное представление, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества "я".... Тому, кто изведал распад своего "я", мы показываем, что его куски он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного "я" все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!

Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и быстро составил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сраженья, осаждать любовью, вступать в браки и размножаться; это была и правда многоперсонажная, бурная и увлекательная драма.

Затем он весело провел рукой по доске, осторожно опрокинул фигуры, сгреб их в кучу и задумчиво, как разборчивый художник, построил из тех же фигур совершенно новую партию, с совершенно другими группами, связями и сплетеньями. Вторая партия была родственная первой: это был тот же мир, и построена она была из того же материала, но переменилась тональность, изменился темп, переместились акценты мотивов, ситуации приобрели иной вид. И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга, все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.

Это и есть искусство жить, - говорил он поучающе. - Вы сами вольны впредь на все лады развивать и оживлять, усложнять и обогащать игру своей жизни, это в ваших руках.... Фигуру, которая сегодня выросла в несносное пугало и портит вам партию, вы завтра понизите в чине, и она станет безобидной второстепенной фигурой. А из милой, бедной фигурки, обреченной, казалось уже на сплошные неудачи и невезенье, вы сделаете в следующей партии принцессу".

Попробуйте сыграть в аналогичную игру, похожую на шахматы, с фигурами вашей собственной жизни. Обозначьте, например, следующие фигуры: Я маленький; Я в настоящее время; фигуры значимых для вас людей (реальных или идеальных, которые оказывают положительное или негативное влияние на вас.

Попытайтесь расставить фигуры так, как они представлены в вашей жизни в данный момент. Что вам нравится, а что нет в этой игре?

А теперь сыграйте с теми же фигурами другую партию. Какой новый мир вы построили для себя? Уютно ли вам в нем? Что необходимо, чтобы этот игрушечный мир воплотить в реальный?

Литература

1. Вахромов, Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии / Е.Е. Вахромов // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 30–44.

2. Как построить свое "Я" / под ред. В.П.Зинченко. – М.: Педагогика, 1991.

3. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1981.

 

 

Тема 2. Основные виды отношений «Я – Другой»

1. Общение как форма жизнедеятельности человека.

2. Отличительные особенности непродуктивных видов взаимоотношений.

3. Дружба и любовь как высшие формы развития отношений "Я–Другой".

4. Другой человек как объект и как ценность.

 

Учебные задания

1. Напишите сочинение-рассуждение на любую из предложенных ниже тем:

а) "Возлюби ближнего своего как самого себя";

б) "Отношения к другому и отношения к самому себе никогда не бывают противоположны; они в принципе параллельны" (Э. Фромм).

2. Определите, какие виды отношений "Я–Другой" описаны в следующих текстах. По каким существенным признакам вы это сделали?

А) Речь идет о некоем весьма тонком, часто и неосознанном соглашении..., в соответствии с которым между партнерами устанавливается определенный тип взаимоотношнеий, регулируемый следующим условием: я позволяю партнеру стимулировать, поддерживать и укреплять во мне те черты характера и манеру поведения, которые соответствуют тому, каким я себя вижу и каким бы хотел видеть. Непосвященный читатель, лишь приступающий к овладению этой нелегкой наукой, может по наивности задать вопрос: за каким дьяволом здесь вообще нужен партнер? Ответ предельно прост: представьте себе на минутку мать без ребенка, врача без больных или главу государства, у которого нет государства.

Б) Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему. Если человек бескорыстен в отношениях, он обладает свободой, позволяющей воспринимать все аспекты другого, а не только тот аспект, который служит какой-то утилитарной цели. Человек расширяет себя до другого, признавая другого чувствующим существом, которое также строит мир вокруг себя. Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности. Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему "поворачивается к другому", он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.

В) Молодой паре очень хочется уединиться, но в квартире постоянно возится малолетний племянник. Просто выпроводить его будет нелегко. В таких ситуациях, как известно, способность к изобретательности заметно повышается, поэтому пышущей молодостью чете не составило труда найти повод и сделать замечание своему непоседливому племяннику за "нехорошее" поведение. А затем добавить: "Придется тебя наказать сегодня тем, что не пойдешь гулять". У мальчугана тут же появляется желание погулять. Его начинают взвинчивать – настаивать на наказании, дабы упрямому малому еще пуще захотелось на улицу. Когда же он заупрямился: "Пойду!", - пара лицемерно "уступает" ему, достигая своей заветной цели.

 

3. Согласны ли вы со следующими мыслями о дружбе:

а) "Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам - лишь натура необычайно тонкая" (О. Уальд);

б) "Друг - это тот человек, который знает о вас все и не перестает любить вас" (Э. Хаббард).

О каких качествах истинного друга говорят писатели? Проявляете ли вы эти качества в отношении других людей? В каких жизненных обстоятельствах? Как часто? Есть ли у вас настоящие друзья? Почему вы так думаете?

 

4. Какой закон взаимоотношений между людьми описан ниже:

* Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя. Никто не может никого возненавидеть, если до этого он не возненавидел себя (Э. Роттердамский);

* Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека (Ж. Поль);

* Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, сколько можем видеть в других людях (У. Хэзлитт).

О каких закономерностях существования психической реальности он говорит?

5. Проведите в группе игру "Другое мнение".

а) Составьте список примерно из десяти качеств человека, которые традиционно считаются отрицательными, например: лень, зависть, эгоизм, неряшливость и пр.

б) Дайте каждому качеству свое определение.

в) А теперь каждое из обозначенных вами качеств постарайтесь определить с другой позиции - как положительное. Желательно при характеристике качеств избегать трюизмов типа "Лень – двигатель прогресса", "Наглость - второе счастье" и т.п. Например:

Традиционный взгляд Другое мнение

ЛЕНЬ

Невозможность добиваться Способность свести свои

желаемой цели потребности к минимуму

ЗАВИСТЬ

ЭГОИЗМ

 

Творческие задания для самостоятельной работы

1) Сопоставьте свою точку зрения на библейскую заповедь "Возлюби ближнего своего, как самого себя" с точкой зрения выдающихся философов:

а) "Возлюби ближнего своего" - это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями" (Ф. Ницше).

б) "Нам была дана заповедь: "Люби ближнего, как самого себя", - но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: "Ты обязан любить себя должным образом". (С. Кьеркегор).

Почему оставить ближнего своего в покое самое трудное дело? Что вы понимаете под любовью к самому себе?

2) Проанализируйте следующую притчу.

Притча о пропавшем топоре

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.

Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот уже ничем не был похож на укравшего топор.

· Какие особенности отношения к другому человеку раскрывает данная притча?

· Вспомните ситуации из собственной жизни, когда вы желаемое принимали за действительное, фантазии за реальность? Как это отразилось на ваших взаимоотношениях с конкретными людьми?

· Почему люди практически постоянно употребляют ярлыки и оценки по отношению друг к другу?

3) Рассмотрите карикатуру датского художника Х. Бидструпа.

Опишите каждый вид взаимодействия с позиций его участников

(чувства, мысли, желания каждой из сторон). Каким видам взаимоотношений между людьми соответствуют рисунки?

Подберите образные выражение, описывающие каждую манеру общения.

4) Обдумайте шутку Б. Шоу:

"Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи".

· Какие личностные качества необходимы для такого взаимообогащающего обмена?

· В каких видах человеческих взаимоотношений они формируются и проявляются?

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб. - М: "Университетская книга", ACT, 1996.

2. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи.- М.: Прогресс. - Мн.: Беларусь, 1990.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. С. 343 - 450.

 

 

Рисунок МАНЕРА ОБЩЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.101 с.)