Понимание серии картин, связанных единым сюжетом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание серии картин, связанных единым сюжетом



Таблицы 45, 4 6, 47, 48

Цели исследования. Выявить умение у танавливать причинно-следственные свяг делать обобщения; давать оценки восприн маемым ситуациям; уровень речевого разв тия ребенка.

Процедура проведения. Ребенку предл гают рассмотреть таблицы с изображена событий и положить их в необходимой смы ловой последовательности. После этого обсл дующий предлагает ребенку составить ним рассказ.

Анализ результатов. Дети с нормальнь умственным развитием таблицы 45, 46 в: полняют к 5—6 годам, в 7—8 лет самосто тельно справляются с таблицами 47, 48. П; составлении рассказа некоторым из них ну; на помощь со стороны взрослого (уточня: щие вопросы).

Дети с задержкой психического развит: при установлении причинно-следственн! связей испытывают трудности, особенно п] составлении рассказов по таблицам 47, i При оказании им значительной меры пом щи эти задания они выполняют.

Умственно отсталые дети в 7—8 лет лиг перечисляют изображенные на картинк.



объекты. Они не могут сами установить пос­ледовательность событий, особенно в табли­цах 47, 48. Попытки составить рассказ по на­водящим вопросам ограничиваются только рассказом по одной картинке. Помощь неэф­фективна.

Характеристика некоторых общих представлений

Таблица 49

Цели исследования. Выявить запас и точ­ность представлений; характер сравнения; способность к обобщению; наблюдатель­ность; устойчивость внимания; целенаправ­ленность деятельности; проявление и стой­кость интереса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на воп­рос: «Чем похожи и чем отличаются кар­тинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 7—8 лет легко вы­полняют это задание, при этом производят сравнение картинок по основным признакам и не отклоняются от поставленной цели.

Дети с задержкой психического развития понимают ситуацию и способны определить изображенное на картинках время года, но нуждаются в наводящих вопросах.

Умственно отсталые дети этого возрас­та при самостоятельном сравнении кар­тинок не учитывают характерные для каждого времени года особенности, в ре­зультате чего производят сравнение по не­сопоставимым признакам. Их деятельность сводится к перечислению того, что они ви­дят на картинках. Эти дети нуждаются в стимуляциях, самостоятельный вывод сде­лать не могут.

Таблицы 50 — 57

Цели исследования. Те же, что и в табли­це 49.

Процедура проведения. На первых двух таблицах (50, 51) изображены животные и употребляемая ими пища. То и другое выре­зают и по отдельности наклеивают на кар­тон. Перед ребенком кладут изображения животных и просят положить к каждому жи­вотному его любимое блюдо. Эти таблицы можно предлагать детям с 4,5—5 лет.


На таблицах 52—56 изображены разные картинки-ситуации, а на таблице 57 — недо­стающие к ним элементы. Картинки-ситуа­ции и недостающие к ним элементы выреза­ют.и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут несколько картинок-ситуаций и ма­леньких карточек, затем просят положить недостающие элементы-фрагменты к соот­ветствующим ситуациям. Эти таблицы пред­лагают детям с 6—7 лет.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом выпол­няют все эти задания.

Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес к заданию и в 6—7 лет выполняют задание (некоторым нужны наводящие вопросы).

Умственно отсталые дети 7—8 лет могут выполнить это задание только при оказании помощи со стороны взрослых (разъяснение и показ).

Таблица 58

Цели исследования. Выявить запас сведе­ний и представлений об окружающем; пони­мание безречевых инструкций.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подхо­дящими карточками, которые предваритель­но вырезают и наклеивают на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это зада­ние в 5—6 лет. Некоторые из них нуждаются в помощи в виде показа или устных разъяс­нений.

Дети с задержкой психического развития с 6—7 лет выполняют задание, но большин­ству из них требуется организующая помощь.

Умственно отсталые дети в указанном возрасте не располагают необходимыми для решения предложенных им задач сведения­ми и чаще всего раскладывают карточки на­угад. Даже 7—8-летние умственно отсталые дети нуждаются в соответствующих разъяс­нениях и одной—двух практических демон­страциях. Особого интереса к предложенно­му заданию не проявляют.

Эти таблицы удобны также при обследо­вании детей, у которых имеют место нару­шения слуха или речи. Эксперементатор мо­жет использовать «безречевую» инструкцию в виде наглядного демонстрирования пра­вильного выполнения задания.



Понимание содержания литературных текстов

Таблица 59

Цели исследования. Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вы­вод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); со­стояние речи (звукопроизношение, грамма­тический строй речи, словарный запас).

Процедура проведения. В таблице представ­лены тексты рассказов. Они могут быть прочита­ны самими детьми, но будет лучше, если их про­чтет взрослый.

Анализ результатов. При оценке интеллек­туальной деятельности ребенка надо учиты­вать и его эмоциональные реакции. Они могут служить показателем понимания содержания текста, его основного смысла. Важно устано­вить характер помощи, в которой нуждается ребенок для решения стоящей перед ним за­дачи. Такая помощь может оказываться в фор­ме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационных выделений значимых слов, по­нятий, актуализация прошлого опыта.

Дети с нормальным умственным развити­ем в 7—9 лет решают эту задачу самостоя­тельно, лишь некоторым нужны наводящие вопросы. Дети анализируют содержание дан­ных рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, делают выводы.

Детям с задержкой психического разви­тия требуется разъясняющая помощь.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не в состоянии понять смысл предложенных им рассказов. Оказываемая им помощь не­эффективна.

Таблицы 60, 61

Цели исследования. Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения; про­верить память.

Процедура проведения. Обследующий пред­лагает ребенку рассмотреть таблицу, после это­го дает инструкцию: «Я буду читать (расска­зывать) отрывки из сказок, а ты показывай подходящие к ним картинки». Сказки должны быть знакомы детям.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием это задание выпол­няют успешно уже в возрасте 4,5—5 лет. Они проявляют интерес к предложенной работе


и без особого труда находят подходящие в тинки.

Дети с задержкой психического разви проявляют интерес к заданию и в 6—7 выполняют задание.

Умственно отсталые дети выполняют задание не раньше 8—9 лет, поскольку по, знакомятся с соответствующими сказкам!

Таблицы полезны при обследовании де малоконтактных, с речевым недоразвити

Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным

в предложенной группе. Установление закономерностей

Таблицы 62 — 64

Цели исследования. Выявить способнс устанавливать сходство и различие мея зрительно воспринимаемыми изображен ми (сравнить предметы по величине, цы форме); проводить анализ, синтез; объе нять в группу с учетом того или иного п знака.

Эти таблицы могут быть предложены тям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку пока: вают таблицу и задают вопрос: «Какая с гура не подходит?» В случае необходимо дают более подробную инструкцию: «Поем ри на таблицу. На ней четыре фигуры. 1 из них одинаковые. Одна к ним не подхо; Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отли ется от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальв умственным развитием выполняют это за, ние уже в возрасте 4—4,5 лет.

Дети с задержкой психического раз: тия — к 5 годам (если с ними проводил: занятия), а в 6—7 лет могут объяснить с: решение.

Умственно отсталые дети справляютс таким заданием в более позднем возрас Исключение по форме дается им с больп трудом даже в возрасте 7—8 лет.

Таблицы 65—68

Цели исследования. Выявить способно! детей выделять в предметах их существ) ные признаки и делать на этой основе не< ходимые обобщения; уровень развития каг гориального мышления; способность речев^ обобщения выделенных признаков.



Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех пред­метов, один из которых существенно отлича­ется от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подхо­дит. Назови (покажи) неподходящий предмет». Если выбор сделан правильно, попросить ре­бенка обосновать свой выбор: «Почему?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6—7 годам после выполнения (самостоятельно или с помощью) первого задания справляются с последующи­ми. Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограни­читься предъявлением таблицы и задать вопрос: «А здесь что не подходит?» Дети спо­собны самостоятельно сделать речевое обоб­щение выделенных признаков.

Детям с задержкой психического разви­тия нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной класси­фикации помощь оказывается эффективной.

Умственно отсталые дети даже в 8—9 лет нуждаются (как правило) в подробных ин­струкциях при предъявлении им каждой из таблиц. Самостоятельно выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответсвующей группы предме­тов в школе, детском саду или в семье. Ум­ственно отсталые дети чаще объединяют предметы в одну группу не на основе выде­ления их существенных признаков, а ру­ководствуясь внешними или ситуационны­ми признаками. Такой характер объединения может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину вы­полненного им объединения. Бывают слу­чаи, когда за внешне правильным исключе­нием предмета стоит неверное обоснование. Так, например, на вопрос: «Почему ты ис­ключил шапку?» был получен ответ: «Она большая. В портфель не войдет». Умствен­но отсталым детям трудно оформить рече­вое выражение своего выбора, помощь ока­зывается малоэффективной.

Таблицы 69 — 70

Цели исследования. Выявить особенности словесно-логического мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков. Так как задания данных таблиц аналогичны за-


даниям, данным в таблицах 65—68, то можно судить и об обучаемости детей.

Процедура проведения. Ребенку предъяв­ляют таблицу 69 и дают инструкцию: «Здесь четыре слова, три из них можно объединить по смыслу, четвертое к ним не подходит. Ска­жи, какое слово к ним не подходит». При не­обходимости дети получают помощь в фор­ме разъяснений и совместного выполнения задания. Затем предъявляют таблицу 70.

На таблице 70 даны группы слов, каждая из которых включает в себя пять слов. Во время предъявления пяти слов остальной ре­чевой материал должен быть закрыт чистым листом бумаги. Детям дают инструкцию: «Здесь пять слов, четыре слова можно объе­динить, одно к ним не подходит по смыслу. Назови это слово».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 8—10 лет, как пра­вило, не нуждаются в подробной инструкции. Можно ограничиться вопросом: «А здесь ка­кое слово следует исключить?» Помощь эф­фективна.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при выполнении словесно-логических заданий. Необходима значительная помощь.

Умственно отсталым детям всякий раз нужно давать подробную инструкцию. Одна­ко в этом возрасте задание оказывается не­посильным. Помощь малоэффективна.

Таблицы 71 — 72

Цели исследования. Выявить сформирован-ность операции сравнения; способность нахо­дить существенные признаки и мысленно син­тезировать их по принципу аналогии; умение устанавливать закономерности; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 71, в которой даны два ана­логичных задания. На примере задания, при­веденного в верхней части таблицы, дают ин­струкцию, содержащую объяснение и показ экспериментатором способа решений зада­ния. Затем предлагают задание, приведенное в нижней части таблицы. Инструкция: «Какой здесь должен быть рисунок?» После этой таблицы предлагают таблицу 72, Ин­струкция: «Положи картинки на пустые клетки так, чтобы в каждом ряду картинки не повторялись». Предварительно картинки дол­жны быть вырезаны и наклеены на картон.



Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием в 6—7 лет имеют раз­ный уровень сформированное™ аналитико-синтетической деятельности. Одни легко и быстро анализируют условия заданий на­глядного характера, производят мысленно операции синтеза и устанавливают необхо­димые закономерности. Другие дети испыты­вают трудности при первом задании, но после указаний на допущенные ошибки и разъясне­ний они понимают общий принцип решения и пользуются им в последующих заданиях. Все дети проявляют ярко выраженный интерес к заданию.

Детям с задержкой психического разви­тия нужна значительная помощь даже в 8-летнем возрасте.

Умственно отсталые дети это задание (осо­бенно табл. 72) не понимают и в более стар­шем возрасте (9—10 лет). Обучение оказы­вается малоэффективным.

Классификация предметов (изображений)

Таблицы 73 — 75

Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; спо­собность группировки объектов на основе су­щественных признаков; обдуманность дей­ствий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; ра­ботоспособность.

Процедура проведения. Детям предъявля­ют набор карточек (предварительно вырезан­ных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи кар­точки по группам — что к чему подходит».

Необходимо выяснить, что ребенок поло­жил в основу объединения и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую ин­струкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объе­динить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу но­вого объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

Анализ результатов. Дети с нормаль­ным умственным развитием в 7—9 лет при небольшой помощи со стороны взрослого сравнительно легко переходят от ситуаци-


онных объединений к объединениям на нове существенных признаков.

Дети с задержкой психического развк в этом возрасте испытывают трудности укрупнении групп и в процессе работы н даются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети и в более ci шем возрасте осуществляют объедине предметов в группы обычно на основе cm ционных или просто наглядных призна Оказываемая им помощь дает малый эфф

Понимание загадок

Таблица 76

Цели исследования. Выявить понима ребенком иносказательного смысла зага с использованием наглядной опоры и ж ненного опыта; способность к активной пс ковой деятельности; характер эмоциональ реакции; наличие и стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед ребен: кладут таблицу, на которой нарисованы гадки (в виде предметных изображений), трех загадок. Затем обследующий чит первую загадку и просит.показать отга; Точно так же ведется работа и над след; щими загадками.

Анализ результатов. Дети с нормаль*-умственным развитием в 4—5 лет поним; задание. Они используют имеющийся опь активно ищут отгадки (рисунки). Проявл} интерес и радуются при отгадывании.

Дети с задержкой психического разви' к 6—7-летнему возрасту выполняют это дание. Отмечается адекватное эмоциона ное реагирование.

Умственно отсталые дети начинают i полнять задание с 7—8-летнего возрас Требуется помощь, интереса не проявля

Таблица 77

Цели исследования. Те же, что в преды, щем задании, но отсутствует наглядная one

Процедура проведения. Обследующий' тает загадку и просит ребенка ее отгад, («Послушай и отгадай загадку»).

Анализ результатов. Дети с нормальн умственным развитием 6—7 лет оказыва! ся в состоянии отгадывать незнакомые им гадки. Они умеют использовать свой прошл опыт и проявляют радость при отгадываг загадок.



Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности при отгадывании загадок без наглядной опоры, но помощь эффективна.

Умственно отсталые дети 7—8 лет отга­дывают только известные им загадки. Они не умеют использовать собственные наблюде­ния и имеющиеся представления при необ­ходимости отгадать новую для них загадку. Интереса к выполнению предложенного за­дания не проявляют.

Обучаемость детей при выполнении заданий

Таблицы 78 — 80

Цели исследования. Выявить уровень обу­чаемости и меры необходимой помощи; харак­тер деятельности ребенка в процессе выпол­нения им задания (целенаправленность работы, обдуманность действий, способность сравни­вать, планировать предстоящую деятельность).

Процедура проведения. Ребенку предла­гают две задачи (табл. 80). Задача 1 — с циф­рами, задача 2 — с буквами. Первоначально ребенок оперирует с цифрами (задача 1), за­тем с буквами (задача 2). Он должен изме­нить их расположение так, чтобы они распо­лагались в том же порядке, как на таблице 78, являющейся образцом.

Из таблицы 79 вырезают цифры и буквы, которые затем выкладывают на пустой карте в положении, заданном в задачах 1, 2 (табл. 80).

Работа проводится в четыре этапа. На пер­вом (ориентировочном) этапе показывают об­разец с цифрами (табл.78). Затем ребенку предлагают пустую карту с разложенными на ней цифрами, как показано в одном из вари­антов задач 1 (табл. 80). Инструкция: «Пере­двинь цифры так, чтобы было, как на табли­це 78» (показывают, как можно передвигать: не в шахматном порядке, а по пустым клет­кам по типу игры в «пятнадцать»).

На втором этапе (стимулирующем) ребен­ку говорят, что задача решается с помощью меньшего числа ходов. Это замечание дела­ется в том случае, если ребенок сделал боль­ше четырех ходов).

На третьем этапе (обучающем) проводятся три занятия. На первом занятии ребенку по­казывают один—два хода и просят довести ра­боту до конца. На втором показывают все че­тыре хода и просят их повторить. На третьем занятии все четыре хода делают совместно.


На четвертом этапе работают с буквами (перенос). Работа с задачей 2 (буквами) ана­логична работе с задачей 1: тоже решают за четыре хода.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют большой интерес к этому заданию уже в возрасте 6—

7 лет. Этому способствует его игровой ха­
рактер. Те из них, кто умеет играть в шах­
маты, начинают передвигать цифры согласно
правилам этой игры. Однако после необхо­
димого разъяснения они сразу же решают
задачу правильно, хотя и используют при
этом больше четырех ходов. После указания
дети осуществляют самоконтроль на основе
сопоставления полученных результатов с об­
разцом. Для решения задачи бывает доста­
точно одного занятия.

При выполнении аналогичной работы с бук­вами происходит перенос и оказывать помощь, как правило, не приходится. При предъявле­нии второй задачи достаточно указать, что и ее следует решать с помощью четырех ходов. Умение ребенка осуществить перенос явля­ется главным показателем его обучаемости.

Дети с задержкой психического развития и в 7—8 лет испытывают трудности в пони­мании задания. В процессе работы требует­ся постоянная организующая помощь и разъяснение.

Умственно отсталые дети даже после 10 лет проявляют весьма поверхностный интерес к предложенному им заданию, так как не пони­мают его смысла и того, что от них требуется.

8 отличие от нормальных детей они не обду­
мывают каждый из своих ходов и не планиру­
ют предстоящей деятельности, в результате
чего не могут выполнить предложенное им за­
дание. Помощь не способствует решению за­
дачи. При выполнении аналогичного задания с
буквами испытывают те же трудности.

Таблицы 81, 82

Цели исследования. Выявить умение вы­делять главные существенные признаки; ус­танавливать логические связи и отношения между понятиями; направленность мышле­ния; запас и точность представлений об ок­ружающем мире.

Процедура проведения. В таблице 81 даны две известные психологические методики: «Су­щественные признаки» (для детей 9—10 лет) и «Сложные аналогии»(для детей 12—14 лет).


 


В таблице 82 даны «Простые аналогии» (для детей 10—12 лет).

Каждую из таблиц разрезают по пунктир­ной линии и предъявляют ребенку.

Инструкция к методике «Существенные признаки»: «Посмотри, перед скобками сло­во, а в скобках — несколько слов. Надо выб­рать (найти) только два из них, самых глав­ных, которые определяют слово, стоящее перед скобками, без чего этот предмет не мо­жет быть». Первые примеры читаются экс­периментатором.

В методике «Простые аналогии» первые 2—3 примера выполняются экспериментато­ром и в ходе этого дается инструкция: «Смот­ри, слева два слова. Сверху «лошадь», внизу «жеребенок». У лошади жеребенок. Это ее детеныш. Справа — длинная черта. Над чер­той только одно слово, которое относится к слову «корова» так же, как слово «жеребе­нок» относится к слову «лошадь».

В методике «Сложные аналогии» допусти­мы пояснения и организующая помощь при выполнении всех примеров.

Во избежании трудностей, связанных с не-сфррмированностью навыка чтения, целесо­образнее слова, данные в заданиях, читать экспериментатору, а ребенку предложить следить зрительно (или на слух).

Анализ результатов. Эти методики тре­буют достаточно сформированного уровня мыслительных операций, запаса общих пред­ставлений об окружающем, знание родовых категорий.

Дети с нормальным умственным разви­тием указанного возраста понимают инст­рукцию и при оказании им помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов выпол­няют эти задания.

Детям с задержкой психического разви­тия требуется значительная помощь. Они ча­сто отвечают наугад или ориентируются на случайные ассоциации.

Умственно отсталые дети в указанном воз­расте не понимают цели задания, и помощь оказывается малоэффективной. Лишь в не­которых, наиболее легких задачах при совме­стном со взрослым решении находят нужные слова. Особенно сложны для умственно от­сталых детей методики «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Даже в более стар­шем возрасте (13—15 лет) данные задания ими самостоятельно не выполняются.


ИСЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

Таблица 8 3

Цели исследования. Выявить пош детьми эмоциональных состояний по м

Процедура проведения. Ребенку п< вают (поочередно) картинки, на каж, которых изображено лицо девочки, от ющее то или иное эмоциональное сост Обследующий наблюдает за эмоционс реакцией, возникающей у ребенка пр приятии каждой из предъявленны картинок.

Анализ результатов. Дети с норма, умственным развитием и сохранной ж нальной сферой дают адекватную реак понимают ярко выраженное эмоциона состояние по мимике лица уже в воз 4,5—5 лет. Эта реакция находит отра> и в их мимике.

Дети с задержкой психического раз] тоже выполняют это задание.

Умственно отсталые дети начи адекватно реагировать на выражение в возрасте 7—8 лет, причем наиболее тупными для понимания оказались cot ния смеха, плача, которые вызывают циональную реакцию даже у дет> умеренной степенью умственной отстг ти. Менее выраженная мимика, как пр ло, им непонятна.

Таблица 84

Цели исследования. Выявить поним; инструкции; особенности зрительного приятия; концентрацию, устойчивость, о£ внимания в процессе деятельности; целе] равленность и планирование деятельно наличие самоконтроля.

Процедура проведения. Перед ребен кладут (поочередно) изображения лабир тов и дают инструкцию: «Возьми указк покажи, по какой дороге дети пойдут в и лу, только будь внимателен и не перех через стенку».

Анализ результатов. Дети с нормалы умственным развитием 5—6 лет, как прав! проявляют к этому заданию выраженный терес. Им понятен смысл задания. Некого] пытаются мысленно, на основе зрительн соотнесения, проследить путь к искомс объекту. Случаи «сбоев» в процессе выло л



ния связаны не с тем, что ребенок не понимает задания, а с излишней поспешностью.

Дети, у которых нарушено внимание, це­ленаправленность деятельности и недоста­точно развиты волевые качества, не доводят до конца предложенную им работу. Им нуж­на организующая помощь.

Детям с задержкой психического разви­тия требуется организующая помощь в ходе всей деятельности.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают смысла задания, поэтому у них не отмечается проявления интереса. Необхо­димо совместное выполнение (эксперимента­тор медленно ведет руку ребенка по дорож­ке). Однако и при такой помощи переноса способа деятельности на аналогичную рабо­ту и самостоятельного выполнения не наблю­дается.

Таблицы 85 — 86

Цели исследования. Выявить сформиро-ванность у детей нравственных качеств лич­ности и поведения.

Процедура проведения. Обследующий кладет перед ребенком картинку и задает вопрос: «Что ты можешь сказать об этой кар­тинке?» Может быть дана дополнительная инструкция, облегчающая ответ на вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо и кто посту­пил плохо».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 7—8 лет со сформи­рованными нравственными качествами дают правильную моральную оценку предложен­ной им ситуации, в помощи при этом не нуж­даются. Оценка сопровождается соответству­ющей эмоциональной реакцией.

Дети с нарушенным поведением иногда дают умышленно неправильные ответы, со­провождающиеся усмешкой.

Дети с задержкой психического развития понимают смысл задания, но при словесном оформлении оценки ситуации испытывают трудности.

Умственно отсталые дети могут понять си­туацию в 9—10 лет. Однако они не всегда улавливают смысл задания и в этом случае ограничиваются описанием картинок. Оцен­ка ситуации достигается лишь после того, как ребенку зададут наводящие вопросы. Дети эмоционально реагируют не на поступки пер­сонажей, а просто на изображение.


ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

Объем школьных знаний не является оп­ределяющим при решении вопроса о состоя­нии интеллекта ребенка и подходящем для него типе школы. Однако без выяснения это­го вопроса нельзя установить, в какой класс школы должен быть определен ребенок, по какой программе его следует обучать. Важ­но также выяснить, чем вызваны трудности усвоения учебного материала: состоянием физического развития и здоровья (снижение зрения, слуха, несформированность мотори­ки, слабость нервной системы, истощаемость) или несоответствием школьных требований умственным возможностям ребенка. В ряде случаев неуспеваемость является результа­том несформированности произвольной дея­тельности, навыка самоконтроля, адекватной самооценки. К неуспеваемости приводит и не­достаточное усвоение предшествующего ма­териала.

Ниже приводится описание таблиц, пред­назначенных для выявления школьных зна­ний и навыков по основным учебным пред­метам (математике, чтению, русскому языку). С помощью предлагаемых в них за­даний можно судить, что представляет для ребенка наибольшую сложность, какие опе­рации не сформированы. Так как большую часть направляемых на комиссию детей со­ставляют те, кто безуспешно обучался в массовой школе в течение одного-трех лет (в 1, 2, 3 классах), мы рекомендуем опреде­лить соответствие уровня их знаний требо­ваниям программы, применительно к соот­ветствующим классам данной школы. Именно поэтому приводим задания различ­ной сложности, чередуя легкие с трудными.

К некоторым заданиям даются аналогич­ные. В тех случаях, когда ребенок не пони­мает принцип выполнения задания, оно объясняется. В этом случае можно выявить обучаемость детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.118 с.)