Тема 1. Порядок слов в немецком предложении (повествовательное, вопросительное) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Порядок слов в немецком предложении (повествовательное, вопросительное)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Учебный план

Требования к зачету и экзамену

I семестр

Грамматика

1. Порядок слов в немецком предложении (повествовательное, вопросительное)

2. Существительное. Артикль. Склонение существительных (сильное, слабое, женское)

3. Предлоги

4. Образование множественного числа существительных

5. Сложные существительные

6. Глагол. Времена глаголов. Präsens – настоящее время глагола (слабые, сильные, возвратные, модальные глаголы, глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками)

7. Imperfekt (Präteritum) – простое прошедшее время глагола

8. Futurum I – будущее время глагола

9. Числительные

Разговорные темы

1. Меine Familie

2. Unsere Universität

Контрольная работа № 1

II семестр

Грамматика

1. Склонение прилагательных (сильное, слабое, смешанное склонение)

2. Степени сравнения прилагательных и наречий.

3. Неопределенно-личное местоимение man.

4. Perfekt - сложное прошедшее время глагола.

5. Plusquamperfekt – сложное прошедшее время глагола.

6. Partizip I и II.

7. Инфинитивные обороты с zu и без zu.

Разговорные темы

1. Lehrerberuf

2. Pestalozzi

Контрольная работа № 2

III семестр

Грамматика

1. Безличное местоимение es.

2. Пассив (образование и перевод на русский язык).

3. Модальные глаголы в пассив.

4. Сложноподчиненные предложения.

5. Инфинитивные обороты: um…zu, statt…zu, ohne…zu.

6. Местоименные наречия.

Разговорные темы:

1. Deutschland

2. Friedrich Schiller

Контрольная работа № 3

IV семестр

Грамматика

1. Konjunktiv – сослагательное наклонение глагола.

2. Инфинитивные группы с глаголами haben или sein в модальном значении (конструкции глаголов haben/sein+ zu + Infinitiv).

3. Бессоюзное придаточное предложение.

Разговорные темы

1. Russland

2. Tscheljabinsk

Контрольная работа № 4

Приложение

Список рекомендуемой литературы

 

 

Введение

 

Настоящее пособие предназначено для студентов-заочников I и II курсов.

Основная цель обучения иностранному языку на заочных отделениях неязыковых факультетов – научить студентов читать и понимать литературу по специальности широкого профиля. Это нашло отражение в содержании и характере настоящего учебного пособия.

Пособие содержит учебный план по изучению курса немецкого языка для студентов-заочников, требования к зачету и экзамену, краткий курс грамматики немецкого языка, контрольно-тренировочные упражнения, материал контрольных работ, выполнение которых предусмотрено программой по иностранному языку для студентов заочных отделений неязыковых специальностей, а также требования к зачету и экзамену.

Учебный план составлен в соответствии с программой изучения немецкого языка на факультетах неязыковых специальностей заочных отделений.

Теоретический материал по грамматике немецкого языка излагается в пособии предельно кратко, преимущественно посредством грамматических таблиц и схем. Автор стремился сделать пособие максимально наглядным, чтобы облегчить студентам-заочникам усвоение соответствующего грамматического материала.

Лексико-грамматические упражнения носят тренировочный характер, в процессе выполнения которых студенты приобретают навыки анализа грамматических явлений.

Контрольные задания даются в нескольких вариантах. В основе контрольных работ лежит текст и лексико-грамматические упражнения к нему. К контрольным заданиям даются тексты для дополнительного чтения и перевода, а также разговорные темы для устного изложения. При выполнении контрольных работ 1 – 3 студентам потребуется не только правильный перевод грамматических конструкций, но и стилистическая обработка фразы, умение передать значение слова и словосочетания в связи с контекстом. Контрольные работы последнего семестра содержат только текст для перевода и не имеют дополнительных грамматических заданий. Однако они включают в себя те грамматические разделы и конструкции, которые по программе изучаются в течение четвертого семестра. Студент должен показать свое понимание грамматической структуры языка непосредственно в переводе.

Контрольные работы сдаются на проверку преподавателю в срок, установленный учебным планом. Студент, не выполнивший контрольную работу в срок или получивший на нее отрицательную рецензию, не допускается к очередному зачету (экзамену). Если работа не зачтена студент имеет возможность выполнить другой вариант этой же работы, проанализировав отмеченные в рецензии ошибки первого варианта.

Дополнительные тексты для чтения и перевода обработаны в соответствии с проходимым в семестре грамматическим материалом и дают возможность проверить на практике степень его усвоения. Эти тексты могут быть использованы и как учебный материал для чтения на занятиях в аудитории.

Следует уделять большое внимание оформлению контрольной работы. Она должна быть выполнена в отдельной тетради, четким, разборчивым почерком. Тетрадь должна иметь поля для замечаний рецензента.

Разговорные темы студенты заучивают наизусть и сдают преподавателю непосредственно в аудитории в день зачета.

От автора

Учебный план

I семестр

Грамматика:

10. Порядок слов в немецком предложении (повествовательное, вопросительное).

11. Существительное. Артикль. Склонение существительных (сильное, слабое, женское).

12. Предлоги.

13. Образование множественного числа существительных.

14. Сложные существительные.

15. Глагол. Времена глаголов. Präsens – настоящее время глагола (слабые, сильные, возвратные, модальные глаголы, глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками).

16. Imperfekt (Präteritum) – простое прошедшее время глагола.

17. Futurum I – будущее время глагола.

18. Числительные.

Разговорные темы:

1. Meine Familie

2. Unsere Universität

Контрольная работа № 1

II семестр

Грамматика:

2. Склонение прилагательных (сильное, слабое, смешанное склонение)

2. Степени сравнения прилагательных и наречий.

3. Неопределенно-личное местоимение man.

4. Perfekt - сложное прошедшее время глагола.

5. Plusquamperfekt – сложное прошедшее время глагола.

6. Partizip I и II.

7. Инфинитивные обороты с zu и без zu.

Разговорные темы:

1. Lehrerberuf

2. Pestalozzi

Контрольная работа № 2

III семестр

Грамматика:

7. Безличное местоимение es.

8. Пассив (образование и перевод на русский язык).

9. Модальные глаголы в пассив.

10. Сложноподчиненные предложения.

11. Инфинитивные обороты: um…zu, statt…zu, ohne…zu.

12. Местоименные наречия.

Разговорные темы:

1. Deutschland

2. Friedrich Schiller

Контрольная работа № 3

IV семестр

Грамматика:

1. Konjunktiv – сослагательное наклонение глагола.

2. Инфинитивные группы с глаголами haben или sein в модальном значении (конструкции глаголов haben/sein+ zu + Infinitiv).

3. Бессоюзное придаточное предложение.

Разговорные темы:

1. Russland

2. Tscheljabinsk

Контрольная работа № 4

 

Требования к зачету и экзамену

Зачет

Зачет состоит из 2 вопросов:

I семестр

1.Сделайте устное сообщение на следующие темы (см. учебный план)

2. Выполните Контрольную работу №1.

II семестр

1. Выполните Контрольную работу № 2.

2. Сделайте устное сообщение на следующие темы (см. учебный план).

III семестр

1. Выполните Контрольную работу № 3.

2. Сделайте устное сообщение на следующие темы (см. учебный план).

IV семестр

1. Выполните Контрольную работу № 4.

2. Сделайте устное сообщение на следующие темы (см. учебный план).

Экзамен

Билет включает в себя 2 вопроса:

1. Прочитать и перевести текст по специальности со словарем (объем

текста 1500 п. знаков).

2. Сделать устное сообщение на заданную тему (одна из разговорных тем

базового курса).

I семестр

Грамматика

Упражнения

1. Превратите в следующих предложениях прямой порядок слов в обратный, а обратный порядок слов в прямой. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.

1) Die Lehrerin spricht Deutsch. 2) Ein fleißiger Schüler liest immer viel. 3) Im Herbst ist das Wetter oft schlecht. 3) Morgen musst du früh aufstehen. 4) Heute findet die Versammlung statt. 5) Die Felder und Wiesen werden im Frühling grün. 6) In unserer Stadt gibt es viele schöne Strassen und Plätze. 7) Heute ist die Hausaufgabe leicht.

2. Поставьте вопросы к данным предложениям: а) с вопросительным словом (к выделенным словам); б) без вопросительного слова.

1) Tausende Jungen und Mädchen absolvieren jedes Jahr die Hochschulen. 2) Im Sommer fahren die Leute ans Meer. 3) Dieser Professor prüft die Studenten sehr streng. 4) Du nimmst meinen kleinen Bruder ins Kino mit. 5) Dieser Student wohnt im Studentenheim. 6) Der neue Roman gefällt mir. 7) Die Tochter dieser Frau ist Studentin. 8) Sie absolviert die Universität in diesem Jahr.

Тема 2. Существительное. Артикль. Склонение существительных (сильное, слабое, женское).

1. В немецком языке имя существительное обычно употребляется в сопровождении служебного слова, которое называется артиклем. Артикль бывает определенный (der bestimmte Artikel) и неопределенный (der unbestimmte Artikel).

Артикль указывает на род, число и падеж существительного.

Род существительного:

Мужской род: der (ein) Mensch (человек)

Женский род: die (eine) Frau (женщина)

Средний род: das (ein) Kind (ребенок)

Число существительного:

der Mensch (ед.ч.) – die Menschen (мн.ч.)

die Frau (ед.ч.) – die Frauen (мн.ч.)

das Kind (ед.ч.) – die Kinder (мн.ч.)

Падеж существительного (в немецком языке 4 падежа)

Nominativ – именительный падеж

Genetiv – родительный падеж

Dativ – дательный падеж

Akkusativ – винительный падеж

В зависимости от рода и числа существительного в каждом падеже меняется/или не меняется артикль (см. таблицу склонения существительных).

2. Склонение существительных.

В немецком языке различают три типа склонения существительных: сильное, слабое, женское. К сильному относятся существительные мужского и среднего рода. По слабому типу склоняются «слабые» существительные мужского рода (см. таблицу), по женскому – только существительные женского рода.

Падеж Вопросы падежа Мужской род Средний род Женский род Множественное число
Nominativ (именительный падеж) Wer? (кто?) Was? (что?) der (ein) Tisch der (ein) Mensch* das (ein) Kind die(eine) Schule dieTische die Menschen dieKinder die Schulen
Genetiv (родительный падеж) Wessen? (чей?) des(eines) Tisches des(eines) Menschen* des(eines) Kindes der(einer) Schule derTische der Menschen derKinder der Schulen
Dativ (дательный падеж) Wem? (кому?) Wo? (где?) Wann? (когда?) dem(einem) Tisch dem(einem) Menschen* dem(einem) Kind der(einer) Schule den Tischen den Menschen den Kindern den Schulen
Akkusativ (винительный падеж) Wen? (кого?) Was? (что?) Wohin? (куда?) den(einen) Tisch den(einen) Menschen*   das (ein) Kind   die(eine) Schule dieTische die Menschen die Kinder die Schulen

 

* Cуществительные слабого склонения – существительные только мужского рода, чаще всего одушевленные. Для существительных слабого склонения характерно окончание -(e)n во всех падежах кроме именительного. Во множественном числе эти существительные также имеют всегда окончание -(e)n.

К таким существительным относятся:

a) существительные мужского рода с окончанием –е, zum Beispiel (например): der Junge (мальчик), der Russe (русский).

б) некоторые односложные существительные,

z.B: der Held - герой der Herr - господин

der Mensch - человек der Bär - медведь

в) существительные с иностранными суффиксами: -ent, -ant, -ist, -graph, -soph, -log, -at и др.

z.B.: der Student - студент

der Aspirant - аспирант

der Journalist - журналист

der Geograph - географ

г) А также некоторые неодушевленные существительные с этими же суффиксами, получающие во множественном числе окончание –en-

z. B.: der Diamant – алмаз

der Automat – автомат

der Planet – планета

der Paragraph – параграф

Запомните: Все существительные, независимо от рода и типа склонения, во множественном числе в дательном падеже имеют окончание -(e)n

Упражнения

1. Просклоняйте следующие существительные в единственном числе, определите, к какому типу склонения они относятся.

1) der Direktstudent, ein Aspirant, der Junge, der Betrieb, der Freund;

2) das Land, ein Gerät, das Werk, das Buch, ein Wort;

3) die Ausstellung, die Übersetzung, eine Woche, die Prüfung, eine Karte.

2. Определите по словарю род следующих существительных, просклоняйте их в единственном и множественном числе.

Geselschaft, Gesicht, Laborant, Ziel, Leben, Land, Stunde

3. Существительные, данные в скобках, поставьте в соответствующем падеже единственного числа.

1) Der Vater hilft (Kind) beim Rechnen. 2) Die Strassen (Stadt) sind breit und schön. 3) Der Lehrer lobt (Schüler). 4) Ich bringe (Vater) eine Zeitschrift. 5) Der Inhalt (Buch) ist interessant. 5) Die Diplomarbeit (Student) ist sehr gut.

 

Упражнения

1. Переведите предложения, обратите внимание на управление глаголов.

1) Ich danke meinem Freund für das Geschenk.2) Wem dankst du für die Hilfe? 3) Der Direktor dankt den Arbeitern für ihre Arbeit. 4) Ich gratuliere meiner Freundin, sie hat heute Geburtstag. 5) Gratulieren Sie seiner Frau zum Geburtstag? 6) Die Kinder gratulieren ihren Eltern zu Neujahr und wünschen ihnen viel Glück.

2. Раскройте скобки и поставьте существительное в правильный падеж. Предложения переведите.

1) Ich komme aus (der Hörsaal). 2) Du gehst in (der Hörsaal). 3)Wir sind in (der Hörsaal). 4) Vor (das Fenster) steht ein Stuhl. 5)Ich wohne bei (die Eltern). 6) Ich gehe zu (die Arbeit). 7) Mein Haus liegt (die Universität) gegenüber. 8) Ich gehe um 8 Uhr aus (das Haus). 9) Während (die Reise) habe ich viel gesehen.

Тема 4. Образование множественного числа существительных.

Все существительные во множественном числе имеют артикль die.

Чаще всего существительные в немецком языке образуют множественное число по следующим правилам:

1) Для существительных мужского рода во множественном числе наиболее типично окончание -е (гласные a, o, u получают умлаут – ä, ö, ü),

zum Beispiel: der Stuhl –die St ü hl e

der Tisch –die Tisch e

der Schrank –die Schr ä nk e

Встречаются исключения из правил, их следует запомнить или проверять по словарю!

2) Существительные мужского рода, относящиеся к слабому склонению, получают во множественном числе окончание –en,

z.B.: der Mensch –die Menschen

der Student –die Studenten

der Affe – die Affen

3) Для существительных женского рода наиболее типично во множественном числе окончание –en,

z.B.: die Frau –die Frau en

die Stunde –die Stund en

die Übersetzung –die Übersetzung en

Исключения из правил следует запомнить или проверять по словарю!

4) Для существительных среднего рода наиболее характерно во множественном числе окончание –er (гласные a, o, u получают умлаут – ä, ö, ü),

z.B.: das Kind –die Kind er

das Haus –die H äu s er

das Buch –die B ü ch er

Исключения из правил следует запомнить или проверять по словарю!

5) Существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на –er, -el, -en не получаютво множественном числе окончаний, (гласные a, o, u получают умлаут – ä, ö, ü),

z.B.: das Mädchen –die Mädchen

der Lehrer –die Lehrer

der Mantel –die M ä ntel

6) Некоторые существительные мужского и среднего рода иностранного происхождения образуют множественное число с помощью окончания –s,

z.B.: das Photo – die Photos

das Radio – die Radios

der Park – die Parks

Упражнения

1. Употребите данные в скобках существительные во множественном числе, затем проверьте себя по словарю.

1) Ich brauche …(der Bleistift). 2) Ich schreibe …(der Satz). 3)Ich lese …(das Buch). 4)Ich lerne …(das Wort).5) Ich mache … (die Übung). 6) Der Lehrer fragt … (der Hörer). 7) Wir wiederholen …(die Regel). 8) Der Lehrer korrigiert …(der Fehler). 9) Die Studenten verlassen …(das Zimmer). 10) Wir studieren …(die Fremdsprache).

2. Поставьте следующие существительные во множественное число, проверьте себя по словарю, обратите внимание на исключения, запомните их.

Die Wand, der Mann, der Professor, das Beispiel, der Unterricht, das Auge, das Hemd, das Bett, der Vater, die Mutter, die Tochter, der Wald

 

Упражнения

1. Данные сложные существительные разложите на составные части и переведите их.

Die Eisenbahn, die Hundehütte, der Schnellzug, das Pionierlager, die Landkarte, die Fremdsprache, der Stundenplan, die Hauptstadt, das Wörterbuch.

Тема 6. Глагол. Времена глаголов. Präsens – настоящее время глагола (слабые, сильные, возвратные, модальные глаголы, глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками).

В немецком языке в зависимости от типа спряжения глаголы можно разделить на слабые, сильные, неправильные, возвратные и модальные.

В немецком языке различают шесть временных форм глагола, которые употребляются для обозначения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Презенс служит для обозначения действия в настоящем времени. Презенс выражает действие, совпадающее с моментом речи, постоянно повторяющееся длительное время, совершающееся всегда, а также для обозначения действия в будущем времени. Презенс употребляется в повествованиях, рассказах и т.п., где речь идет о прошлом.

Образование презенса

1. Большинство глаголов при спряжении в презенс имеют следующие личные окончания.

Лицо Единственное число Лицо Множественное число
ich (я) du(ты) er (он),sie (она),es (оно)     -e -(e)*st -(e)*t   wir (мы) ihr(вы) sie(они) Sie(Вы) -en -(e)*t -en -en  

* Если корень слабого глагола оканчивается на t, d, chn, tm, gm, то во 2-м лице единственного и множественного лица и в 3-м лице единственного числа между корнем и окончанием вставляется гласная е.

z.B.:

ich lern e (arbeit e, rechn e)wir lern en (arbeit en, rechn en)

du lern st (arbeit est, rechn est)ihrlern t (arbeit et, rechn et)

er,sie, es lern t (arbeit et, rechn et)sie (Sie) lern en (arbeit en, rechn en)

2. Сильные глаголы с корневыми гласными e, a(u), o изменяют их во 2-м и 3-м лице единственного числа e – i(e), a(u) – ä(u), o – ö. Личные окончания остаются те же.

Лицо Единственное число Лицо Множественное число
ich (я) du(ты) er (он),sie (она),es (оно) -e i(e) ä(u) ö -(e)st i(e) ä(u) ö -(e)t   wir (мы) ihr(вы) sie(они) Sie(Вы) -en -(e)t -en -en

z.B.:

ich lese(fahre, laufe)wir lesen(fahren, laufen)

du l ie st(f ä hrst, l äu fst)ihrlest(fahrt, lauft)

er,sie, es l ie s t (f ä hrt, l äu ft)sie (Sie) lesen(fahren, laufen)

3. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden и глагол tun спрягаютсяне по общему правилу.

Следует запомнить спряжение этих глаголов!

haben (иметь) sein (быть) werden (стать, становиться) tun (делать)
ich habe du hast er,sie es hat wir haben ihr habt sie haben Sie haben ich bin du bist er,sie,es ist wir sind ihr seid sie sind Sie sind ich werde du wirst er,sie,es wird wir werden ihr werdet sie werden Sie werden ich tue du tust er,sie.es tut wir tun ihr tut sie tun Sie tun

 

4. Возвратные глаголы немецкого языка употребляются с возвратной частицей sich. Такие глаголы часто соответствуют в русском языке возвратным глаголам с частицей -ся. Хотя следует помнить, что в немецком языке некоторые возвратные глаголы не являются в русском языке возвратными (z.B.: sich erinnern –вспоминать, sich bedanken –благодарить и др.) и, наоборот, возвратные глаголы русского языка не являются возвратными в немецком языке (учиться – lernen).

Следует запомнить, что при спряжении возвратных глаголов возвратная частица sich изменяется в зависимости от лица. Личные окончания при этом изменяются по общим правилам спряжения сильных и слабых глаголов.

ich kämm e (beschäftig e) mich wir kämm en (beschäftig en) uns

du kämm st (beschäftig st) dich ihr kämm t (beschäftig t) euch

er, sie, es kämm t (beschäftig t) sich sie (Sie) kämm en (beschäftig en) sich

5. В немецком языке встречаются глаголы с приставками. Приставки могут быть отделяемыми и неотделяемыми.

Неотделяемыеприставки be-, ge-, er-, ver-, zer-, emp-, ent-, miß- при спряжении не отделяются и всегда безударны.

ich be schreibe(emp fehle)wir be schreiben (emp fehlen)

du be schreibst (emp fiehlst)ihr be schreibt(emp fehlt)

er,sie, es be schreibt(emp fiehlt)sie (Sie) be schreiben (emp fehlen)

Отделяемые приставки an-, auf-, aus-, mit-, nach-, zu-, vor-,ein-, ab-, fort-, vorbei-, herein-, durch-, über-, wieder- отделяютсяпри спряжении и всегда ударные.

z.B.: an fangen, vor bereiten

ich fange an (bereite vor)wir fangen an (bereiten vor)

du fängst an (bereitest vor)ihrfangt an (bereitet vor)

er,sie, es fängt an (bereitet vor)sie (Sie) fangen an (bereiten vor)

6. Модальные глаголы (wollen, mögen, können, dürfen, müssen, sollen) при спряжении в презенс изменяют корневой гласный в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного числа, кроме глагола sollen, а в 1-м и 3-м лице единственного лица не принимают личных окончаний.

Значения модальных глаголов.

Глагол Значение Пример Перевод
wollen 1.Основное значение «желать», «хотеть». 2.Действие в будущем и намерение что-либо сделать. 3.Приглашение к действию. 1. Er will studieren. 2. Im Sommer will ich ans Meer fahren. 3. Wollen wir ins Kino gehen. 1.Он хочет учиться. 2. Летом я хочу поехать на море.   3.Давайте сходим в кино!
mögen 1.Расположение, любовь к чему-либо. 2.Желание в форме „möchten“.   3.Вежливое обращение. 1. Ich mag Eis.   2. Ich möchte bitte ein Kilo Äpfel.   3. Möchten Sie Kaffee trinken? 1. Я люблю мороженое. 2.Я хотела бы килограмм яблок. 3. Не хотели бы Вы выпить кофе?
können 1.Основное значение «мочь», «иметь возможность». 2. «Уметь».   3.Иметь разрешение. 1. Kann man hier Theaterkarten kaufen? 2. Ich kann Deutsch lesen. 3. Du kannst mein Auto nehmen. 1.Здесь можно купить билеты в театр? Я умею читать по-немецки. Ты можешь взять мой автомобиль.
dürfen 1.Разрешение.   2.Запрет.   3.Вежливый вопрос 1. Man darf hier parken. 2.Маn darf hier nicht rauchen. 3. Darf ich Ihnen helfen? 1. Здесь можно парковаться. 2. Здесь нельзя курить. 3.Могу я Вам помочь?  
müssen 1. Долг, поручение, приказ извне. 2. Необходимость, вытекающая из внутреннего убеждения или каких-либо обстоятельств. 3. С отрицанием переводится на русский язык как «не нужно»   1. Der Arzt hat gesagt, ich muss diese Tabletten dreimal täglich nehmen. 2. Ich muss auf die Toilette. 3. Ich muss heute nicht zur Arbeit gehen.   1.Врач сказал, я должен принимать эти таблетки три раза в день. 2. Я должен в туалет. 3. Мне не нужно сегодня идти на работу.
sollen 1. Совет, рекомендация.     2. Моральное обязательство.     3. Распоряжение.   1. Der Arzt hat gesagt, ich soll nicht so viel rauchen. 2. Man soll Rücksicht auf die anderen Menschen nehmen. 3. Du sollst ins Dekanat gehen! 1.Врач сказал, я не должен так много курить. 2.Нужно обращать внимание на других людей.   3.Ты должен пойти в деканат!

 

Запомните спряжение модальных глаголов в презенс!

Лицо wollen mögen können dürfen müssen sollen
ich du er wir ihr sie Sie will willst will wollen wollt wollen wollen mag magst mag mögen mögt mögen mögen kann kannst kann können könnt können können darf darfst darf dürfen dürft dürfen dürfen muss musst muss müssen müsst müssen müssen soll sollst soll sollen sollt sollen sollen

Упражнения

1. Определите с помощью словаря тип глаголов, проспрягайте их во всех лицах в презенс.

Wachsen, wirken, ziehen, stellen, stehen, gehen, binden, tragen, schlagen, schaffen, warten, sprechen, singen, erscheinen, dauern, bitten, beginnen, verstehen, aufstehen, anrufen, abfahren, sich vorbereiten, sich versammeln, sich erholen.

2. Дополните предложения глаголами, данными под чертой.

1) Er …ein Wörterbuch. 2)…du Student? 3)Ihr…jung.4)Ich … jetzt Urlaub. 5)Meine Schwester … Lehrerin.6)Morgen … wir einen interessanten Ausflug. 7)Die Pädagogik … die Wissenschaft von Erziehung und Bildung.

_____________________________________

haben, sein, werden, sein, haben, haben, sein

3. Поставьте глаголы, данные в скобках, в нужную форму.

1) Ich (spielen)Klavier. 2) Wem (helfen) du? 3) Wo (arbeiten) deine Mutter? 4) (Warten) ihr auf eure Lehrerin? 5) Ich (empfehlen) Ihnen dieses Buch. 6) Der Unterricht (beginnen) um 8 Uhr. 7) Um wieviel Uhr (esse) du zu Mittag? 8) Ich (mitnehmen) mein Kind auf Urlaub.9) Der Zug (ankommen) rechtzeitig. 10) Ich (sich freuen) über das gute Wetter. 11) Wir (sich unterhalten) deutsch. 12) Sie (sich anziehen) im Winter warm.

4. Глаголы, данные в скобках, поставьте в соответствующем лице и числе Präsens.

1) Ich (müssen) meine wissenschaftliche Arbeit fortsetzen. 2) Er (können) das deutsche Buch im Original lesen. 3) Ihr (müssen) zur Vorlesung rechtzeitig kommen. 4) Die Studenten (können) den Artikel ohne Wörterbuch übersetzen. 5) Du (dürfen) die Sportschule besuchen. 6) (Können) du diesen Text übersetzen? 7) Ihr (dürfen) euch zum Unterricht nicht verspäten. 8) Morgen (sollen) die Aufnahmeprüfungen stattfinden. 9) Er (wollen) ihr helfen.10) Ich (mögen) keinen Kaffee.

 

Тема 7. Imperfekt (Präteritum) – простое прошедшее время глагола.

Имперфект (претерит) служит для обозначения действия в прошедшем времени. Он употребляется обычно в повествовании, в связном рассказе.

Слабые и модальные глаголы образуют имперфект с помощью суффикса –te и личных окончаний, модальные глаголы теряют умлаут, z.B.: stellen – stell te, müssen – m u ss te.

Слабые глаголы, основа которых оканчивается на d,t,m, n получают суффикс –ete, z.B.: baden – bad ete, arbeiten –arbeit ete, rechnen –rechn ete.

Сильные глаголы образуют претеритум путем изменения корневой гласной, z.B.: lesen –l a s, nehmen – n a hm, empfehlen – empf ie hl, fahren –f u hr (см. словарь, таблицу сильных глаголов).

Неправильные глаголы образуют претерит путем прибавления суффикса –te как слабые глаголы и изменением гласной, как сильные, z.B.: bringen – br a ch te, nennen n a nn te, denken –d a ch te, brennen –br a nn te, kennen –k a nn te, senden – s a nd te, wenden – w a nd te, wissen – w u ss te.

При спряжении в имперфекте в 1-м и 3-м лице единственного числа у всех глаголов отсутствуют окончания!

Отделяемые приставки отделяются так же, как и в презенсе. Возвратная частица sich изменяется как в презенсе.

Упражнения

1. Образуйте от глаголов в презенсе форму претеритума. Предложения переведите.

1) Der Unterricht fängt an. 2)Sie bringt mir ein Geschenk. 3) Der Arzt verbindet die Wunde. 4) Er zieht sich um. 5) Die Katze frisst die Maus. 6) Der Bus hält hier nicht. 7) Sie lädt mich zur Party ein. 8) Er läuft schnell. 9) Sie kommt auch. 10) Das Baby schreit viel. 11) Sie treibt viel Sport. 12) Er verzeiht mir die Lüge.

2. Напишите глаголы в инфинитивной форме.

Verglich, sandte, warf, nahm, schwieg, fror, packte aus, kam an, mochte, bot, blieb, stand, zählte, hob, erschrak.

3. Переведите предложения на русский язык. Обратите внимание на имперфект вспомогательных глаголов.

1)Warst du schon einmal im Ausland? 2) Um 6 Uhr war ich schon zu Hause. 3) Gestern hatte er eine Prüfung. 4)Den ganzen Tag war ich in der Arbeit. 5) Diese Geschichte wurde allen bekannt.

Упражнения

1.Поставьте предложения, данные в презенсе в форму футура I. Предложения переведите.

1) Ich studiere Deutsch. 2) Ich besuche diese Stadt. 3) Wir versammeln uns im Lesesaal. 4) Ich lese das neue Buch. 4)Wo arbeitest du? 5) Wohin gehst du nach dem Unterricht?

2. Раскройте скобки, поставьте глаголы в форму футура I. Предложения переведите.

Образец: Ich (sich anwenden) an den Arzt. –Ich werde mich an den Arzt anwenden.

1) (sich versammeln) wir im Lesesaal? 2) In dieser Stadt (sich aufhalten) ich nicht lange. 3) In dieser Vorlesung (sich notieren) ich alles. 4) Ich (sich freuen) über deine Erfolge. 5) Im neuen Roman (sich handeln) es um die moderne Gesellschaft. 6) Nächstes Mal (sich anziehen) du wärmer! 7) Mit den Gästen (sich verständigen) wir auf Deutsch.

 

Тема 9. Числительные.

В немецком языке различают следующие группы числительных:

1. Количественные (eins – один, zwei – два, drei – три и т.д.).

2. Порядковые (der zweite – второй, der zehnte – десятый и т.д.).

3. Дробные (1/4 - ein Viertel, 1/20 -ein Zwanzigstel и т.д.).

Количественные числительные от 1 до 12 являются простыми.

1 – eins 4 – vier 7 – sieben 10 – zehn

2 – zwei 5 –fünf 8 – acht 11 – elf

3 – drei 6 –sechs 9 – neun 12 – zwölf

Числительное один имеет форму ein s, если за ним не следует существительное, если за ним стоит существительное, то употребляется форма ein или einе, склоняющаяся как неопределенный артикль.

z.B.: Sie hat nur ein Heft –У нее только одна тетрадь.

Er kommt morgen um eins. – Он придет завтра в час.

К простым числительным относятся 100 – hundert 1000 – tausend, 1000 000 -eine Million, das Dutzend – дюжина.

Остальные существительные образуются следующим образом:

 

Числа от 13 до 19 Названия десятков Двузначные числительные от 21 до 99 (кроме десятков) Названия сотен и тысяч
Названия единиц + числительное zehn   Названия единиц + суффикс -zig Название единиц +und+названия десятков Названия единиц +числительные hundertили tausend
13 –dreizehn 14 –vierzehn 15 – fünfzehn 16 –sechzehn 17 –siebzehn 18 –achtzehn 19 –neunzehn 20 –zwanzig 30 –dreißig 40 –vierzig 50 –fünfzig 60 –sechzig 70 –siebzig 80 –achtzig 90 –neunzig 21 –einundzwanzig 23-dreiundzwanzig 26 –sechsundzwanzig 45 –fünfundvierzig 72 –zweiundsiebzig и т.д. 100 –(ein)hundert 200 –zweihundert 300 –dreihundert 400 –vierhundert и т.д. 1000 -(ein)tausend 2000 –zweitausend 3000 –dreitausend

 

В немецком языке все числительные пишутся в одно слово.

148 – hundertachtundvierzig

3542 –dreitausendfünfhundertzweiundvierzig

В немецком языке название года количественное числительное. Летоисчисление проводится обычно по сотням, а не по тысячам.

1972 –neunzehnhundertzweiundsiebzig

Порядковые числительные образуются следующим образом:

Порядковые числительные от 2 до 19 Порядковые числительные от 20
Название числительного + суффикс -t и окончание -e Название числительного + суффикс -st и окончание -e
der zweite der vierte der neunte der fünfte der zwanzigste der fünfundzwanzigste dervierundsechzigste der siebenundachtzigste

Следует запомнить следующие порядковые числительные!

der erste (первый)

der dritte (третий)

Порядковые числительные употребляются обычно с определенным артиклем и склоняются как прилагательные.

При указании дат числительные обозначаются цифрами. В этом случае после цифры ставится точка, которая заменяет суффикс и падежное окончание.

der 1.Mai (читай: der erste Mai) – 1 –е мая

den 8. März (читай: den achten März) - 8 –го марта

Дробные числительные от 3 до 19образуются при помощи суффикса –stel. Названия дробей в немецком языке являются существительными среднего рода.

z.B.: 1/3 –das (ein) Drittel

1/4 –das (ein) Viertel

1/20 - das (ein) Zwanzigstel

Запомните!

1/2 –die Hälfte (ein halb)

1 ½ - anderthalb (eineinhalb)

21/2 – zweieinhalb

Десятичные дроби обозначаются на письме так же, как и в русском языке, но читаются иначе.

z.B.: 0,1 –Null Komma eins

0,17 –Null Komma siebzehn

3,5 –drei Komma fünf

 

Упражнения

1. Напишите словами следующие количественные числительные.

1, 3, 8, 11, 12, 13, 18, 16, 19, 20, 21, 30, 60, 79, 100, 154, 210

2. Образуйте порядковые числительные от количественных числительных упражнения 1.

3. Прочитайте следующие числительные.

5, 15, 50 – 40, 10 – 2, 13 – 20, 90 – 81, 91 – 100;

0,5; 2 ½; 31/3; 1 250 453

der 5. Januar 1950

der 14. Februar 1973

 

Разговорные темы

Thema 1. „Meine Familie“

Составьте тему самостоятельно с помощью данной лексики и вопросов.

Wörter zum Thema:

der Vorname – имя

der Familienname – фамилия

geboren sein – родился (родилась)

die Familie – семья

bestehen (aus + Dativ) – состоять из…

die Eltern – родители

der Vater – отец

die Mutter – мать

der Mann – муж

die Frau – жена

der Bruder (die Brüder) – брат(ья)

die Schwester(-n) – сестра(ы)

die Geschwister – братья, сестры

der Sohn (die Söhne) – сын(овья)

die Tochter (die Töchter) – дочь(дочери)

verheiratet sein – быть замужем (женатым)

ledig sein – быть холост(ым)ой

die Verwandte –(родственники)

die Grosseltern – бабушки, дедушки

die Großmutter – бабушка

der Großvater (die Großväter) – дедушка(и)

der Rentner (die Rentner) – пенсионер(ы)

die Rentnerin (-en) – пенсионерка(и)

von Beruf sein – быть по профессии

arbeiten als – работать кем-либо

der(die) Student (-en) – студент(ы)

die Studentin (-en) – студентка(и)

der Schüler (die Schüler) – ученик(и)

die Schülerin(-en) –ученица(ы)

stolz sein auf (etwas) – гордиться (чем-либо)

glücklich sein – быть счастливым

 

Ответьте на вопросы, составьте тему о своей семье.

1) Wie heißen Sie? – Ich heiße …(Vorname, Familienname).

2) Was sind Sie (von Beruf)? – Ich bin …(von Beruf).

3) Wo arbeiten (studieren) Sie? – Ich arbeite (studiere) ….

4) Wo und wann sind Sie geboren? – Ich bin (in der Stadt) im Dorf … 19… geboren.

5) Wie alt sind Sie? – Ich bin … Jahre alt.

6) Wann haben Sie die Mittelschule absolviert? – Ich habe 19(20..).. die Mittelschule absolviert.

7) Wo wohnen Sie? (Wo liegt das?) – Ich wohne in der Stadt (im Dorf) …. (Es liegt im Gebiet …).

8) Haben Sie eine Familie? – Ich habe eine Familie.

9) Wie groß ist Ihre Familie? – Meine Familie ist (nicht) groß.

10) Sind Sie verheiratet? – Ich bin verheiratet (ledig).

11) Wie heißt Ihr Mann (Ihre Frau)? – Mein Mann (meine Frau) heißt ….

12) Was ist Ihr Mann (Ihre Frau) von Beruf? (als was arbeitet er /sie)? – Mein Mann (meine Frau) ist … (von Beruf). Er (sie) arbeitet als ….

13) Haben Sie Kinder? – Ich habe (keine) Kinder. / Ich habe (eine/n) ….

14) Wie heißen sie? – Mein Sohn (meine Tochter) heißt ….

15) Wie alt sind Ihre Kinder? – Mein Sohn (meine Tochter) ist …Jahre alt.

16) Besuchen Ihre Kinder die Schule (den Kindergarten)? – Mein(e) Sohn (Tochter) besucht die Schule (den Kindergarten).

17) Haben Sie Eltern? – Ich habe (keine) Eltern. /Ich habe eine Mutter und einen Vater.

18) Was ist Ihr Vater (Ihre Mutter) von Beruf? – Mein(e) Vater(Mutter) ist … 19) Sind Ihre Großeltern am Leben? – Ich habe eine(n) Großmutter (Großvater).

20) Was sind sie? – Sie sind Rentner.

21) Haben Sie Geschwister? – Ich habe eine(n) Schwester (Bruder).

22) Erzählen Sie über Ihre Geschwister?

23) Sind Sie glücklich (stolz) auf Ihre Familie? – Ich bin glücklich und stolz auf meine Familie.

Thema 2. Unsere Universität

Wörter zum Thema:

der(die) Fernstudent(in) –студент(ка) заочник(ца)

wurde gegründet – был основан

jetzt – сейчас

Fakultät für Fremdsprachen – факультет иностранных языков

Fakultät für Körperkultur – факультет физкультуры

an der Spitze – во главе

die Vorlesungen – лекции

zweimal – два раза

die Prüfungen ablegen – сдавать экзамены

eingerichtet sein – быть оборудованным

stolz sein auf etwas – гордиться чем-либо

 

1. Ich studiere an der Tscheljabinsker pädagogischen Universität.

2. Ich bin Fernstudent(in).

3. Ich studiere an der Fakultät für...

4. Ich möchte über unsere Universität erzählen.

5. Unsere Hochschule wurde 1934 * gegründet.

6. Zuerst waren 2 Fakultäten.

7. Jetzt gibt es 14* Fakultäten: mathematische, physikalische, philologische Fakultät, Fakultät für Geographie und Naturwissenschaften, Fakultät für Fremdsprachen und Fakultät für Körperkultur und andere.

8. An der Spitze der Universität steht der Rektor, an der Spitze der Fakultät steht der Dekan.

9. Die Vorlesungen halten Professoren und Dozenten, die Seminare leiten Assistenten.

10. Zweimal im Jahr, im Winter und im Sommer legen die Studenten die Prüfungen ab.

11. Die Kabinette und Laboratorien sind modern eingerichtet.

12. Viele Lehrer sind Doktoren und Kandidaten der Wissenschaft.

13. Ich bin auf meine Universität stolz.

***

1934 – neunzehnhundertvierunddreißig

14 – vierzehn

 

Контрольная работа № 1

1 вариант

Planetarium in Wolgograd

1. Die Kinder in Wolgograd besuchen das Planetarium und spielen manchmal vor dem Erdglobus.

2. Das Planetarium befindet sich am Anfang der Friedensstrasse und kommt aus Deutschland, aus Jena.

3. Das ist ein Geschenk an die Wolgograder von allen Bürgern Deutschlands.

4. Der Globus stellt die Erde dar.

5. Er ist rund.

6. Eine Kinderhand kann auf diesem Globus ein halbes Deutschland bedecken.

7. Viele Länder übertreffen Deutschland weit an Fläche und Bevölkerungszahl.

8. Aber so klein ist Deutschland trotzdem nicht.

9. Sie nimmt in der Industrieproduktion eine der ersten Plätze in der Welt.

10. Das wissen die Kinder von Wolgograd.

11. Sie kennen auch viele Tatsachen der Freundschaft und Zusammenarbeit zwischen den Arbeitern Wolgograds und verschiedener Städte von Deutschland.

12. Die Stadt Magdeburg liefert dem Wolgograder Kabelwerk Maschinen.

13. Die Stadt Wismar schickt an die Wolga schöne Schiffe.

14. Selbstverständlich kam auch der BRD die Produktion Wolgograds immer zugute.*

15. Die berühmten Traktoren aus Wolgograd arbeiten auf den Feldern Deutschlands.

16. Im Planetarium ist die große Erde nur ein Pünktchen.

17. Jedoch gerade dieses Pünktchen ist die Heimatstätte für den Menschen.

18. Nur auf diesem Planeten kann er leben.

19. Es wird im Saal dunkel.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.202 (0.376 с.)