Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «материя, движение, пространство и время»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема: «Материя, движение, пространство и время» ВОПРОС 1: Эволюция представлений о «материи» в истории философии (субстрат - субстанция - объективная реальность) 1. Античные взгляды на «материю» В рамках материалистической традиции материя как "ПервоНАЧАЛО всего" (или как "Все" до "всего" и "во всем") мыслилась долгое время субстратно. Материя есть вечное бескачественное первоВЕЩЕСТВО,абсолютно изначальный МАТЕРИАЛ и носитель свойств", на основе которого и в процессе саморазвития которого возникает и существует "все остальное", т.е, все "отдельное", "единичное" и "конкретное". Материя несотворима и неуничтожима. Она способна существовать и "сама по себе», не нуждаясь в "отдельном", как условии своего осуществления. Данное видение материи было мировоззренчески реализовано в нескольких вариантах: А/ Через уподобление материи как "Всеобщего"с некими, возведенными в статус всеобщего, конкретными материальными "веществами" /водой, воздухом, огнем и т.п/. Так, Фалес утверждал, что "все состоит из воды". На этом примере наглядно просмат-риваются ключевые мировоззренческие парадоксы субстратного понимания материи. Очевидно, что оно носит "полуфилософский" характер, ибо в нем некри-тически совмещены философские представления о материи как о «первом ВСЕ» и в тоже время материя рассматривается в контексте естественнонаучных представлений о «составе всего существующего". На вопрос же о том, "из чего состоит" вода как одна из вещественных сред физического мира, наука уже давно ответила. Суть же философского подхода к материи принципиально иная. Философию интересует не просто "вода", а_"вода всего". На такого рода вопрос, а точнее вопрошание, наука не в силах ответить, ведь это уже область "предельного" и "изначального". Далее. Трактовка материи как «строительного материала» для конкретных, предметно оформленных воплощений, дает веские основания к идеалистическим интерпретациям материи как " аморфной восприемнице всего ", являющейся одновременно и " условием возможности всего существующего многообразия», и источником зла и несовершенства (неоплатонизм), по причине ее пассивного сопротивления преображающим воздействиям «мира идей», наделяющих материю "формами" и "смыслами".
Б/ через отождествление «материи как таковой» с совокупностью "перво-стихий" и "первокачеств". В частности, по мнению Аристотеля, в "природе" наличествуют четыре противополож-ных качества: "холодное и теплое", "сухое и влажное". Они характеризуют собой первичные свойства "материи ". Материя же является носителем этих качеств, которые соединяются попарно, но так, что соединение прямо противоположных из них не допускается. В конечном итоге, оказываются возможны четыре комбинации, посредством которых образуются «четыре первостихии бытия": сочетание сухости и тепла порождает "материю огня "; тепло и влажность создают "материю воздуха"; влажность и холод – образуют "материю воды", а холод и сухость дают начало "материи земли". Из соединения "первостихий" или "начал" порождаются все "тела" природы и различные бытийные состояния: ОГОНЬ З Е М Л Я _______сухость____________________тепло______________В О З Д У Х Холод влажность В О Д А В/ вариант «множественного первоначала». Атомистическая гипотеза. Согласно представлениям Левкиппа, Демокрита и Эпикура "все состоит из атомов и пустоты". Атомы символизируют собой "неделимые и непроницаемые первокирпичики мироздания» и выражают идею прерывности материи. Пустота же характеризует непрерыв- Это обстоятельство, во-первых, воспроизводит философско-мировоззренческую альтернативу "материализма" и "идеализма", решая ее в пользу первого из названных умонастроений, а, во-вторых, делает ленинское определение философски неуязвимым для последующих корректировок, со стороны научного Разума, ибо, чтобы ни было впредь открыто учеными в объективной действительности (новые микрочастицы, поля или астрофизико-биохимические "состояния"), все это будет лишь дополнять и конкретизировать) исходную категорию "объективной реальности". Иначе говоря, ленинское определение предостерегает ученых от попыток искать абсолютные и неизменные "субстратные первосущности" бытия, ориентирует на осмысление факта качественной и количественной неисчерпаемости мира и его познания.
Еще одним фундаментальным аспектом ленинской интерпретации материи как объективной реальности, является мировоззренческая актуализация проблемы "реальности "и бытийных вариантов ее осуществления. Выясняется, что наряду с «Объективной», существующей «ДО Сознания» и «материальной» по своей природе реальностью, можно выделить также «Субъективную реальность», идеально полагаемых сознанием ценностно-смысловых измерений бытия и «Субъективно-Объективную онтологию культурных предметностей», которые представляют собой социально-историческое и предметно-практическое «воплощение» Идеального в Материальном, форму опредмеченного существования субъективных замыслов и проектов в «материале» природных и социальных закономерностей. Материя мыслится существующей не "сама по себе", а в «отдельном» и посредством "отдельного", что подчеркивает бытийную взаимосвязь «общего», «особенного» и «единичного» в диалектическом самообнаружении материей своих внутренних возможностей. ВОПРОС 2. Представления о движении в истории философии. В истории философии понятие "движения" претерпело известную смысловую эволюцию, в процессе которой были мировоззренчески опробованы весьма разнообразные подходы к его истолкованию. Можно выделить некоторые "сквозные" для философского мышления взгляды на движение, как на характеристику бытия. 1. Субстанциональное и атрибутивное понимания движения Ряд мыслителей идеалистической ориентации рассматривали движение как некую само-стоятельную "сущность", существующую в виде "дематериализованной энергии" и порож-дающую различные бытийные состоянии в качестве собственных "флуктуационных возму-щений". Более традиционной версией идеалистической интерпретации движения было увязы-вание его с определенной "первосущностью", способом самореализации кото-рой движение и объявлялось. При этом сама Абсолютная Первосущность мыслилась или как некий " перводвигатель ", или как «чистый акт творческой активности вечного первоначала, характеризующий его как " актуальную бесконечность" бесконечной активности и бытийной полноты осуществления всех своих абсолютных возможностей. В контексте материалистических представлений движение рассматривалось как "способ существования материи", ее неотъемлемое, коренное, фундаменталь-ное С В О Й С Т В О ("атрибут"). В этой связи движение также наделялось характеристи-ками вечности, несотворимости и неуничтожимости. Провозглашая мировоззренческий тезис о том, что «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение" (марксизм), материалисты, трактовали его в качестве фактора, обусловливающего внутреннюю самоактивность /"жизненность" / материи. "Сказать ли: мир есть материальное движение, или: мир есть движущаяся материя, от этого дело не изменится" /В.И.Ленин/. Материя предстает в качестве вечного становления и качественных перевоплощении объектов, событий, вещей и явлений, бытийно "завязанных" между собой посредством «материального единства мира».
Таким образом, движение либо рассматривалось как механизм самоосуществления тем или иным Абсолютным Первоначалом /"материей", "Богом", "Мировым Разумом”, «чис-тым сознанием», «мировой Волей»и т.п.) своих внутренних возможностей к «самоопреде-лению через существование» в Другом (своем Ином), либо мыслилось как «субстанция» всего. Движение и покой. По мере исторической эволюции человеческого общества, появления философии, науки и иных способов теоретического и духовно-практического освоения действительности, исход-ные представления о пространстве и времени подвергаются строгому понятийному анализу и мировоззренческой конкретизации. При этом отмечается, что пространство и время лишь в абстракции, лишь в определенных исследовательских контекстах, допустимо рассматри-вать в отрыве друг от друга События Прошлого, в рамках данного воззрения, «уже не существуют», а события Будущего «еще не существуют», хотя и те и другие оказывают безусловное «возмущающее» воздействие на каждое бытийное «сейчас и теперь», неустранимы из них. Время извечно слагается из перетекающих друг в друга подвижных «сейчасностей», временной «возраст» которых всегда равен их существованию в качестве определенных бытийных самотождественностей. Таким образом, если для субстанциональной и статической концепций все существующее существует «ВО ВРЕМЕНИ ВЕЧНОСТИ», которая их сущностно объемлет и характеризует как «одновременные и совечные», «не становящиеся, но ставшие», то для реляционной и ди-намической концепций, время есть ВЕЧНАЯ ПРОИЗВОДНАЯ «сейчасных», качественно определенных, временных единичностей, производная от их становления, взаимодействия и саморазвития, феномен постоянного «переХОДА» из возможности в действительность. Тема: «Материя, движение, пространство и время»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.202 (0.015 с.) |