Земская и городская реформы. Судебная реформа 1864г. Военная и политическая реформы в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земская и городская реформы. Судебная реформа 1864г. Военная и политическая реформы в России.



Земская и городская реформа. Земские органы занимались теми делами, которыми не занимались государственные органы, то есть социальными вопросами. Городские – очень похожи на земские. Земская контрреформа. Наступление реакции ознаменовалось отказом от проекта «лорис меликовской конституции». Наступление на земства началось путём сокращения их компетенции и надзора за их решениями. 1889. Учреждён институт земских участковых начальников, которые заменили мировых посредников. Земские начальники (в отличие от мировых посредников и судей) назначались администрацией, эту должность могли занимать только дворяне. В круг обязанностей входили: контроль за самоуправлением общин рассмотрение судебных дел, изъятых из мирового суда. решение, земельных, административных вопросов. Городская реформа Новое городовое положение резко повысило избирательный ценз для граждан. Число избирателей сократилось в 34 раза и стало незначительным. Избранный городской голова подлежал утверждению администрации и состоял на государственной службе. Узаконивалась практика вмешательства администрации в дела городских управ.

Судебная реформа в России во второй половине XIX века. Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п. Судебная система. Существовала 2 вида судов: система общих судов (окружной судья, потом судебная палата) система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей) каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат. Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах. Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т.п. Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали. Каждый судья автоматически был членом палаты. Окружной суд суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией. Военная реформа в России во второй половине XIX века. Причины реформы. Поражение в крымской войне было вызвано технической, тактической отсталостью. 200м стреляло наше оружие их 1300м. Ужасные условия в армии погибло 100000 человек в мирное время. Армия самая многочисленная сокращена до 1.5 млн.Реформу провелназначенный военным министром Милютин, до назначения был профессором. Реформа с 1762 –1784, включала ряд мероприятий: изменен принцип комплектования армии введена всеобщая рекрутская повинность, но армия не могла принять всех и призывали около 30% остальных записывали в ополчение. Кому идти на службу решали жребием, существовали многочисленные льготы. Служили в армии 6 лет и 9 лет запаса, на флоте 7 лет и 3 года запаса. Служба была бессословной. Окончившие вузы служили 0.5 года, гимназии –1.5 года, начальную 4 года. В 1888г принят новый воинский устав, введены единые сроки службы: 5 лет действительной и 12 лет в запасе. Реорганизованы военные училища. Кадетские училища частью остались, а частью переведены в военные гимназии с более высоким уровнем подготовки. Для подготовки младших офицеров созданы специальные юнкерские училища. Офицерский корпус пополнялся выпускниками вузов, которые служили 0.5 года. Но только во время войны призывали к реальной службе. В юнкерские училища стали принимать не только дворян, хотя попрежнему преобладали дворяне. Реорганизован аппарат военного управления. Раньше командующие гвардией, артиллериями, военными округами, были великими князями, право личного доклада царю, не подчиняясь военному министру, теперь весь аппарат подчинялся военному министру. Территория России разделена на 15 военных округов – во главе командующий округа. Проведена военносудебная реформа по уставу 1864 года, отменены телесные наказания, но избиение солдат офицерами оставалось. Приняты новые военные уставы. В них новые принципы обучения войск: для войны, а не для парадов. Изменился устав караульной службы. Началось перевооружение армии. Внедряется нарезное оружие, строятся первые броненосцы, стали иметь стальные пушки вместо чугунных. Милютин очень много сделал для изменения имиджа солдата, раньше служба воспринималась как каторга, теперь – почетное право и обязанность. Введен термин “защитника отечества”.высшее образование в магнитогорске.

 

 

94.Контрреформы в Российской империи в 7090 е гг. XIX в.
Правительство стремилось гарантировать незыблемость самодержавия и было готово в любой момент, при наличии угрозы монархическому режиму, повернуть реформы вспять. В первую очередь консерваторы стремились нанести удар по судебной власти, еще окончательно не окрепшей, но уже демонстрировавшей свою независимость от правительственной бюрократии. Так, с 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям разбирались в специально образованном для этих целей Особом присутствии Сената. Дознание по государственным преступлениям проводил корпус жандармов. Особое значение приобрела военная юстиция, более подконтрольная властям, чем гражданские суды. После убийства императора Александра II па престол вступил Александр III (1881 — 1894), предпочитавший реформам полицейские методы умиротворения страны. Именно в годы его правления политика контрреформ проводилась наиболее последовательно и масштабно. В 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», расширявшее применение военной юстиции к гражданскому населению. Ограничивалась гласность судебного разбирательства. В 1889 г. почти повсеместно упразднялись мировые суды, а их функции передавались земским начальникам — должностным лицам, назначавшимся из числа потомственных дворян. Контрреформы затрагивали не только судебные органы, но и местное самоуправление. В 1890 г. была проведена земская контр рсформа, изменившая порядок выборов в земства. Куриальная избирательная система сохранилась, но были ужесточены требования к избирателям с целью более последовательного проведения сословного принципа. В 1892 г. вступило в силу новое «Городовое положение». Налоговый ценз заменялся имущественным, в результате чего число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось. Правительство тем самым стремилось ограничить проникновение в состав местных органов самоуправления представителей оппозиции и превратить их в преимущественно дворянские учреждения. Контрреформы отбросили страну назад, затормозили постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству. 95. Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 19051907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Статус Государственной думы. Аграрная реформа П. Столыпина. Причины революции 190507 г.г. коренились в экономическом и социально политическом строе России. Нерешенность аграрнокрестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейскочиновничий произвол и накопившийся социальный протест все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся изза кризиса 19001903 гг. и русскояпонской войны 19041905гг. В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие. Поэтому она была общенародной, по целям и составу участников имела буржуазнодемократический характер. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905г. до 3 июня 1907г.) В своем развитии она прошла несколько этапов. Февральская революция 1917 в России была порождена открытыми социальнополитическими и экономическими противоречиями России начала 20 в., вызвавшими еще в январе 1905 революционный кризис. Коренные задачи революции: демократические преобразования страны, ликвидация помещичьего землевладения, свержение самодержавного строя, ликвидация национального неравноправия. Участие России в Первой мировой войне 19141918 до крайности обострило внутриполитическую ситуацию в стране, поставило ее перед экономической катастрофой: усиливалась хозяйственная разруха, надвигался голод. Военные поражения на фронте революционизировали армию и флот, солдаты отказывались выполнять приказы командования, в тылу участились антиправительственные рабочие выступления и крестьянские восстания, разваливалась власть правительства. В конце 1916 года страна оказалась перед революционным кризисом, в который втянулись все классы и социальные слои, требовавшие политических и социальноэкономических реформ. Император же, его правительство и дворянскопомещичьи правящие круги обещали приступить к выполнению этих требований после войны, хотя приблизившиеся революционные потрясения требовали неотложного их решения. 2. Сравните задачи и характер революций Задачи первой русской революции это свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенства народов России. К началу 1917 года недовольство властью и ее носителями стало в России почти всеобщим. Тянувшаяся два с половиной года война, стоившая стране неисчислимых жертв и принесшая пока одни лишь поражения, прогрессирующий развал транспорта, создававший трудности со снабжением, невероятный рост дороговизны, все это вызвало растущее утомление и озлобленность против режима. При этом высшие круги общества были настроены и против самодержавного государства, и лично против императора гораздо резче, чем масса населения. Влияние “придворной камарильи” было несравненно заметнее для петербургской аристократии, думских верхов и столичной интеллигенции, чем для миллионов рядовых солдатфронтовиков или крестьян отдаленных тыловых губерний. Именно российская элита, выведенная из терпения разгулом последних времен распутинщины, и стала питательной средой для разного рода заговоров и тайных союзов, ставящих своей целью избавление от ставшего предельно непопулярным, если не сказать ненавистным, императора. Самодержавию была поставлена в вину самая гибельная черта для авторитарного государственного строя: полная неэффективность, бессилие и недееспособность власти при очевидной, так раздражающей всех деспотичности. В конце 1916 начале 1917 года все явные и тайные организации российских верхов думские фракции, аристократические клубы, великосветские салоны, масонские ложи, общественные комитеты были охвачены лихорадкой встреч, переговоров и соглашений самых различных лиц, в той или иной степени причастных к политике страны. "Нынешняя власть не способна преодолеть хаос, ибо она сама является источником хаоса, она не способна привести Россию к победе в войне, и потому склоняется к сепаратному миру, унизительной капитуляции перед Германией" таков был общий вывод большинства политических сил и группировок России к февралю 1917 года. За положением в верхах "великой восточной союзницы" с растущей тревогой наблюдали и в западных столицах государств Антанты. К этому моменту правящие круги этих стран уже имели основания считать, что мировая война ими выиграна, анализ объективного соотношения сил показывал, что Германии не продержаться более, чем два года. Однако будущность громадного Восточного фронта, сковывавшего значительную часть германских сил, вызывала у них явное беспокойство. Способность России к дальнейшему продолжению войны оказалась под серьезным вопросом, и прежде всего, по мнению союзнических разведок и дипломатий, по вине ее собственной верховной власти. Отсюда и стремление предупредить нежелательный для Запада ход событий, провести с помощью российских друзей своего рода "хирургическую операцию" смену носителей власти и прежней формы правления, дабы новая, "свободная Россия" стала более надежной союзницей в войне и менее требовательной победительницей за столом послевоенных переговоров. Орудием осуществления этих далеко идущих планов стали многочисленные союзнические миссии, к тому моменту располагавшие чрезвычайно разветвленными связями в российских верхах. И для отечественных, и для зарубежных "друзей свободы" речь могла идти лишь о смене политического режима с помощью верхушечного переворота, но никак не о революции. Память о 1905 годе была слишком живой, чтобы ктото мог хотеть повторения тех страшных для "правосознательных граждан" дней. Однако, как это почти всегда случается в истории, действительность очень быстро опрокинула все расчеты, и несколькими месяцами спустя времена первой русской революции могли показаться своего рода идиллическими сценами. Подлинный механизм февральских событий во многих своих деталях неясен и по сей день. Изучение их во всей полноте дело современных и будущих историков, внешний же их ход давно и хрестоматийно известен. 23 февраля 1917 года на улицах Петрограда начались первые манифестации, вызванные прошедшей волной массовых увольнений и начавшимися перебоями в снабжении хлебом. Военные власти столицы не сумели сразу же овладеть положением, а через три дня это стало уже невозможным: войска отказывались от повиновения и братались с манифестантами. 3. Манифест 17 октября 1905 Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 23 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911). 4. Участие в революционных событиях и значение деятельности партий Расстрел манифестантов взорвал мирную жизнь не только столицы, но и всей России. Рабочие Петербурга, Москвы, Риги, Киева, Лодзи, Варшавы, Тифлиса, других городов вышли на улицы под лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствуют демократические свободы!» (число стачечников в январе 1905 достигло 440 тыс., в апреле 810 тыс.) Требование народного представительства поддерживалось либеральной земской общественностью, рядом крупных московских предпринимателей. В стране не прекращались вооруженные столкновения бастующих с войсками, полицией, что заставило боевую организацию Партии социалистовреволюционеров (эсеров) наметить ряд террористических акций против государственных деятелей, членов царской семьи, самого царя. 4 февраля ими был убит бывший московский генералгубернатор вел. кн. Сергей Александрович. Санкционируя введение чрезвычайного положения, царь подписал 18 февраля 1905 рескрипт на имя мин. вн. дел А.Г. Булыгина о намерении привлекать выборных представителей к принятию законов. В марте 1905 состоялись съезды партий и политических групп. Съезд либерального «Союза освобождения» подтвердил необходимость сохранения монархии, допустимость использования войск против вооруженных выступлений, но высказался за создание народного представительства на началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов, за введение буржуазнодемократических свобод, принципиальное отчуждение части помещичьих земель, за введение 8часового рабочего дня. Социалдемократы расценивали события в стране как развивающуюся буржуазнодемократическую революцию, ведущей силой которой был признан пролетариат. Большевики поставили задачу сплочения левых сил (принцип «Врозь идти, вместе бить»), чтобы подготовить массы к вооруженному восстанию. Умеренные социалисты (меньшевики) считали, что либеральная буржуазия должна взять власть, а массы будут «давить снизу» на Временное правительство. Они исходили из недостаточного уровня сознательности пролетариата, не считали крестьянство его союзником, предлагали координацию его действий с либеральной буржуазией. 17 апреля царь подписал указ Об укреплении начал веротерпимости, уравняв в правах представителей всех российских конфессий, кроме иудаистской. Но революция уже соединила несколько асинхронных потоков людей разных конфессий с политически бесправными низами города и деревни, земской интеллигенцией 5. История создания и значение деятельности Государственной думы После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу. Дума это первый опыт представительного (т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан, наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения. Об этом очень красноречиво сказал П.Н. Милюков: "Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее". В разгар Московского восстания был опубликован указ о выборах в Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Царь так выразил свое опасение: идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и прежде всего рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин. Избирательное право не было равным. Все выборщики делились на курии сословноцензовую систему представительства. Для буржуазии существовала двухступенчатая система выборов, для рабочих трехступенчатая, для крестьян четырехступенчатая. Это позволяло отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов. 20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были. За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало "Основные государственные законы", в которых за царем оставался титул самодержца. 6. Третьиюньская монархия: характер политической системы, устройство государственного строя Третьеиюньская монархия это система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны. Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А. Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота, практически вся социалдемократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована. Это было сделано без решения думской комиссии по расследованию обвинения в подготовке переворота. Одновременно был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Указ об изменении избирательного закона, повысивший имущественный ценз для избирателей (его текст составил С.Е. Кржижановский, председатель департамента общих дел), нарушал несколько статей так называемых «Основных законов Российской империи», утвержденных 23 апреля 1906 во время революции 19051907 и обнародованные в Манифесте 17 октября 1905. Ранее, согласно Основным законам страны, ни один новый государственный акт не мог быть принят без согласия Думы. Теперь же, при распущенном парламенте, судебная власть стала осуществляться от имени императора, назначавшего Сенат и имевшего право законодательной инициативы, утверждавшего законы перед вступлением их в действие. По статье 87 Основных законов, в перерывах между роспуском и возобновлением деятельности Думы царь мог издавать указы, которые сразу проводились в жизнь, объявлять чрезвычайное положение в губерниях (что было постановлено еще ранее, Временными правилами 1881, которые продлевались каждые три года). При введении чрезвычайного положения Основные законы переставали действовать, и в губерниях устанавливалась диктатура генералгубернаторов, имевших право ссылки без суда на 5 лет, запрета общественных организаций, закрытия предприятий и органов печати. С июня 1907 на 75% территории европейской части России стало действовать положение о чрезвычайной охране. Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства. Государственная дума IIIго созыва (1 ноября 1907 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социалдемократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, IIой Думой представительство было сокращено: от крестьян в 2 раза (теперь они имели право избирать лишь 22% выборщиков, а прежде 42%), от рабочих в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4% до 2%). Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны». После такого умиротворения, полагал Столыпин, Россия могла перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин планировал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору монархии. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно. Хотя IIIя Дума и поддержала реорганизацию армии и флота, утвердила увеличение ассигнований на начальное народное образование, все же не успели войти в силу планы введения непрерывного образования, отвергнута реформа местного самоуправления. Правое большинство IIIей Думы саботировало обсуждение так называемых «рабочих законопроектов» (о больничных кассах, о государственном страховании рабочих, ненаказуемости участников стачек), оставив принятие их на будущие годы. С целью обеспечения большей подконтрольности территорий, в годы третьеиюньской монархии Дума приняла законы об ограничении законодательных прав Финляндского сейма, о выделении из Польши Холмщины в особую губернию «в связи с преобладанием там русского элемента», что было расценено левыми силами как «четвертый раздел Польши». Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета. Он был подписан царем как «постановление» этих органов власти. Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом. В 19121914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась. В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. Однако новый государственный переворот в стране оказался уже невозможен. Патриотический подъем в России в связи с началом Первой мировой войны при первых же проигранных сражениях пошел на спад. Дума потребовала от правительства ответа за военные поражения. Разозленный премьерминистр И.Л. Горемыкин выдвинул предложение лишить непослушную Думу права законотворчества, а депутатов неприкосновенности. Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства «Прогрессивного блока». В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. «Третьеиюньская монархия» перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой. Мероприятия в области крестьянского землеустройства и землепользования были начаты премьером с подписания 27 августа 1906 указа о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель, а 5 октября 1906 указа об окончательной отмене подушной подати и круговой поруки в общине. Были сняты ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменен закон, запрещающий семейные разделы, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах. Еще один Указ от 9 ноября 1906 касался землевладения и землеустройства (в переработанном виде стал действовать через четыре года). Эти акты составили юридическую основу мероприятий, известных как начало «столыпинской аграрной реформы». Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а обогатив одних крестьян за счет других. Путем разрушения общины премьер рассчитывал создать слой крепких хозяйственников (разорившиеся должны были пополнить рынок городской наемной рабочей силы), предоставить им экономическое и политическое равноправие через реформу местного управления, и создать тем из них опору монархии. Премьер искал способы стимулирования труда инициативных крестьян, возлагал надежды на Крестьянский банк как средство оказания им помощи и разрабатывал меры, поощряющие переселение предприимчивых крестьян на новые земли в Сибири. Оценки реформ Столыпина сильно разнятся. Либеральные, особенно западные исследователи полагали, что ему на преобразования просто не хватило времени, и за 20 лет Россия бы постепенно завершила аграрную реформу. Советские историки писали о провале реформ (так как цели их не были достигнуты), а в постсоветское время возникла тенденция к безудержному восхвалению деяний премьера. Неоспоримо однако, что благодаря системе политических, экономических и финансовых мер, осуществлявшихся Столыпиным с 1906 по 1915, из общины выделилась 1/4 хозяйств, дававших до половины рыночного хлеба в России. Сила аграрной реформы Столыпина перед Первой мировой войной вывела страну на первое место среди экспортеров сельскохозяйственной продукции (пшеницы). 96. Развитие Российского права во второй половине XIX нач. XX вв. В годы Первой мировой войны в государственном строе Российской империи произошли новые изменения. Началось формирование государственно монополистического капитализма. В мае 1915 г. были созданы военнопромышленные комитеты, целью которых было посредничество между властями империи и промышленными предприятиями (распределение военных заказов, регулирование внешней торговли и рынка сырья). Летом 1916 г. началось создание Особых совещаний по обороне, состав которых определялся Государственной Думой и утверждался императором. Их задачей было распределение военных заказов и контроль за администрацией государственных и частных предприятий (с правом ее отстранения от руководства заводами и фабриками). Осенью 1916 г. был создан Союз земств и городов (Земгор). Его функции – оказание помощи раненым, распределение заказов по мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Во всех этих организациях русская буржуазия и активисты буржуазных партий получили опыт управления государством, который позволил им сразу же после свержения самодержавия в феврале 1917 г. захватить власть и начать строительство нового, демократического государства – Февральской республики. Примером может служить биография председателя Тульской губернской земской Управы – князя Г. Е. Львова, который в 1912 г. был избран депутатом 4ой Думы, в 1916 г. был председателем Земгора, а в марте 1917 г. – председателем Временного правительства. В годы войны усилилось вмешательство государства в социально – экономические процессы. Были установлены твердые цены на сырье и продовольствие, введены карточная система и продовольственная разверстка. Для обеспечения фронта и тыла продовольствием был создан Главный продовольственный комитет. Другая особенность государственного строя России этого времени – кризис «верхов». Шла «министерская чехарда» (за три года в России сменилось четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра иностранных дел, три министра путей сообщения и т. д.). Усилилась роль императрицы Александры и Григория Распутина. Небывалых размеров достигла коррупция. В результате к началу 1917 г. Россия стояла на пороге новой революции. В эпоху капитализма (вторая половина ХIХ – нач. ХХ вв.) радикальные изменения в государственном строе Российской империи сопровождались рядом изменений в её правовой системе. В это время шла вторая кодификация российского права. В 1864 г. были приняты Устав гражданского судопроизводства и Устав уголовного судопроизводства, в 1866 и 1885 гг. – новые редакции Уложения о наказаниях 1845 г., в 1903 году – Уголовное уложение, в 1906 г. – новая редакция Основных законов Российской империи. В 18631917 гг. еженедельно выходило «Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате». В гражданском праве провозглашался принцип равенства всех граждан как субъектов правоотношений, но на практике он ограничивался (в 1882 г. евреям было запрещено приобретать недвижимость в черте оседлости, а права крестьян на приобретение земли в частную собственность до 1906 г. ограничивались общиной). Шло приспособление гражданского права к нуждам развития капитализма: появились «Устав о промышленности заводской и фабричной», «Биржевой устав» и «Вексельный устав», детально были разработаны понятия «торговопромышленное предприятие» и «юридическое лицо». Заметно смягчилось уголовное право. В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение и шпицрутены в армии, но до 1885 г. сохранялось наказание розгами. По Уголовному уложению 1903 года число составов преступления сократилось с 2 тыс. до 615, а число видов наказания – со 180 до 7. Отвергался средневековый принцип аналогии (в Уложении 1903 г. было записано: «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе»). Возраст привлечения к уголовной ответственности по сравнению с Уложением о наказаниях 1885 г. был повышен с 7 до 10 лет. Более либеральным стало семейное право. В 1874 г. получили юридическое признание браки раскольников и сектантов, в 1914 г. была отменена обязанность жены следовать за мужем к его новому месту жительства. В то же время в российском праве эпохи капитализма сохранялись многочисленные феодальные пережитки: до конца XIX в. – телесные наказания, до начала ХХ в. – использование полиции для розыска самовольно ушедших с предприятия рабочих и тюремное заключение совершеннолетних детей, «ведущих развратный образ жизни» (по ходатайству родителей).    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)