Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение передач, классификация
Механическими передачами или просто передачами называют механизмы, служащие для передачи механической энергии на расстояние, как правило, с преобразованием скоростей и моментов, иногда с преобразованием видов (например, вращательное в поступательное) и законов движения. Передачи имеют широкое распространение в машиностроении; например, в таких машинах, как автомобиль или станок, имеется по нескольку десятков зубчатых колес, а выпуск зубчатых колес в России измеряется сотнями миллионов штук в год. Основные причины применения передач в машинах следующие: 1) требуемые скорости движения рабочих органов машины, как правило, не совпадают с оптимальными скоростями двигателя, обычно ниже, а тихоходные двигатели для больших моментов очень громоздки и дороги; 2) для большинства технологических и транспортных машин необходима возможность регулирования скорости и периодическая работа с большими моментами (при малых скоростях); между тем регулирование скорости двигателя не всегда возможно и экономично; 3) двигатели обычно выполняют для равномерного вращательного движения, а в машинах часто оказывается необходимым поступательное движение с заданным законом изменения скорости; 4) двигатели не всегда могут быть непосредственно соединены с исполнительными механизмами из-за требования к габаритам машины, условий техники безопасности, удобства обслуживания, а иногда должны приводить по нескольку механизмов. В зависимости от назначения передачи выполняют с постоянным или с переменным (регулируемым) передаточным отношением. В последнем случае применяют ступенчатое или бесступенчатое регулирование. Ступенчатое регулирование дешевле и осуществляется более простыми и надежными механизмами. Бесступенчатое регулирование вследствие возможности выбора оптимального процесса способствует повышению производительности и качественных показателей работы машины. Применение автоматических бесступенчатых передач в автомобилях и тракторах приводит к уменьшению расхода топлива до двух раз. Кроме того, оно благоприятно для автоматизации и управления на ходу. Наряду с механическими передачами трением и зацеплением широко применяют гидравлические, пневматические и электрические передачи.
По принципу действия все механические передачи вращательного движения делятся на две группы; а) передачи трением - фрикционные (рис. 2 а) и ременные (рис. 2 г); б) передачи зацеплением - зубчатые (рис. 2 б), червячные (рис. 2 в), цепные (рис. 2 д). В зависимости от способа соединения ведущего и ведомого звеньев различают: передачи с непосредственным контактом - фрикционные, зубчатые, червячные и с гибкой связью - ременные, цепные. К передачам вращательного движения относят также передачу винт-гайка, которая преобразовывает вращательное движение в поступательное и наоборот.
Рис. 2. Механические передачи Механические передачи одновременно могут выполнять следующие функции: 1) изменять угловые скорости и передаваемые моменты; 2) реверсировать движение; 3) распределять работу двигателя на несколько рабочих машин (исполнительных рабочих органов) 4) преобразовывать один вид движения в другой (вращательное в возвратно-поступательное, прерывистое и т.п.).
Основные кинематические и силовые Соотношения в передачах Основными характеристиками каждой передачи являются: мощность на ведущем Р1 и ведомом Р2 валах, угловая скорость ведущего ω1 и ведомого ω2 валов (рис. 3).
Рис. 3. Схема механической передачи: а - колеса в рабочем состоянии, б - колеса условно раздвинуты
Кроме того существуют дополнительные характеристики, например, механический КПД передачи: . Для многоступенчатой передачи, состоящей из нескольких отдельных последовательно соединенных передач, общий КПД:
, где – КПД каждой передачи (ступени). Окружная скорость ведущего и ведомого звеньев: , , где d1, d2 – диаметры колес, шкивов, и др.; ω1, ω2 – угловые скорости ведущего и ведомого звеньев. Угловая скорость звена связана с частотой вращения зависимостью: . Окружная сила: . Крутящий момент: . Вращающий момент ведущего вала является моментом движущих сил, поэтому его направление совпадает с направлением вращения вала (см. рисунок 3). Момент ведомого вала - момент сил сопротивления, поэтому его направление противоположно направлению вращения вала.
Передаточным отношением i называется отношение угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев: . При - передача понижающая; ее называют редуктором. При - передача повышающая; ее называют мультипликатором. Поскольку в технике более распространены редуцирующие (замедляющие угловую скорость ведомого звена) передачи, чаще пользуются понятием передаточного числа U, которое является частным случаем передаточного отношения i: .
Передаточное число U в отличие от передаточного отношения i всегда положительно и не может быть меньше единицы. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Фрикционные передачи — это передачи, в которых движение от ведущего тела к ведомому передается силами трения. Простейшая фрикционная передача между параллельными валами состоит из двух роликов, прижимаемых друг к другу с заданной силой При вращении ведущего ролика в месте контакта возникают силы трения, которые приводят во вращение ведомый ролик. Заменив цилиндрические ролики коническими можно осуществить передачу между валами с пересекающимися осями. Выполнив одно из тел качения с переменным радиусом качения, можно осуществить передачу с переменным передаточным отношением (вариатор). Простейшим примером такой передачи является лобовая передача, состоящая из диска и ролика. При передвижении ролика вдоль оси вала меняется радиус качения на диске и, следовательно, передаточное отношение. Для передачи окружной силы F фрикционной передачей тела качения должны быть прижаты одно к другому с силой где f — коэффициент трения; S — запас сцепления, принимаемый в силовых передачах равным 1,25...2, а в передачах приборов - до 3. Расчетные значения коэффициентов трения: сталь по стали со смазкой в условиях роликовых вариаторов 0,04...0,05, в условиях дисковых вариаторов 0,015...0,035, без смазки сталь — текстолит и гетинакс 0,3...0,35, закаленная сталь- металлокерамика ФАБ-П 0,3...0,35; закаленная сталь — закаленная сталь 0,15...0,18
Условие работоспособности передачи:
где F1 - передаваемая окружная сила; Fтр - сила трения в месте контакта катков.
Рис. 4. Схема цилиндрической фрикционной передачи
Нарушение этого условия приводит к буксованию, при котором ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, вызывая износ рабочих поверхностей. Для создания необходимой силы трения катки прижимают друг к другу силой, создаваемой с помощью пружины (гидроцилиндра, собственным весом машины, центробежной силой и др.). Достоинства фрикционных передач: простота конструкции и обслуживания; плавность и бесшумность передачи; наличие предохранительных свойств за счет возможной пробуксовки; возможность бесступенчатой регулировки скорости. Недостатки: непостоянство передаточного отношения из-за проскальзывания; необходимость применения устройств для прижатия катков; большое и неравномерное изнашивание рабочих поверхностей катков при буксовании; незначительная передаваемая мощность (обычно до 20 кВт); невысокий КПД (0,7...0,9);повышенный износ подшипников. Все фрикционные передачи делят на две основные группы: с нерегулируемым передаточным отношением (рис. 4, 5) и с бесступенчатым регулированием (рис. 6, 24) передаточного отношения (последние называются вариаторами).
Рис. 5 Фрикционные передачи Рис. 6 Схема торового вариатора
По взаимному расположению осей валов передачи могут быть с параллельными осями - цилиндрическими (рис. 4) и коническими (рис. 5 а); с пересекающимися осями - коническими (рис. 5 б) и лобовыми (рис. 5 в); торовыми соосными (рис. 6). В зависимости от условий работы передачи подразделяют на открытые (работающие на воздухе без смазки) и закрытые (работающие в масляной ванне). Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяются в приборах, где требуется плавность и бесшумность работы (спидометры, магнитофоны, швейные машинки и др.). Фрикционные вариаторы применяют в машинах текстильной, химической и бумажной промышленности, в станкостроении, сварочных и литейных машинах. У фрикционных передач в связи с так называемым упругим скольжением (не путать с буксованием) окружные скорости V1 ведущего и ведомого V2; катков не равны. Соотношение между V1 и V2 выражается формулой: ,
где - коэффициент упругого скольжения. Передаточное отношение с учетом упругого проскальзывания катков будет равно: .
В качестве материала катков быстроходных передач применяются закаленные стали 40ХН, ШХ15, 18ХГТ и др. Для тихоходных открытых передач применяют катки из чугуна СЧ15, СЧ20 и др. В малонагруженных передачах, не требующих большой долговечности, в качестве материала катков используют текстолит, гетинакс, фибру по стали или чугуну. Передача незначительных крутящих моментов может осуществляться катками из резины, кожи, пластмассы по стали или чугуну. В закрытых передачах, работающих при обильной смазке (она предотвращает схватывание, задиры, охлаждает катки) встречается усталостное выкрашивание рабочих поверхностей катков, связанное с действием контактных напряжений, способствующих развитию усталостных микротрещин. Задир рабочих поверхностей возникает в высоконагруженных передачах в результате нагрева катков, схватывания (приваривания) частиц металла с последующим отрывом их от одной из поверхностей катков. Интенсивный абразивный износ поверхностей имеют обычно открытые передачи. Основными критериями работоспособности фрикционных передач являются сопротивление контактной усталости (для передач с металлическими катками) и износостойкость поверхностных слоев для передач с катками из неметаллических материалов, не подчиняющихся закону Гука.
Расчет на контактную прочность (усталость) ведется по формуле Герца: ,
где σн, [σн] - расчетные и допускаемые контактные напряжения; Епр - приведенный модуль упругости материалов катков, ; ρпр - приведенный радиус кривизны цилиндрических катков, ; μ- коэффициент Пуассона; q - нагрузка на единицу длины линии контакта катков, , здесь b2 – ширина ведомого катка; Fr - сила прижатия катков друг к другу.
Для фрикционных передач, у которых рабочая поверхность хотя бы одного из катков выполнена из материалов, не подчиняющихся закону Гука (фибра, резина и др.), расчет ведется по формуле:
,
где [q] - допускаемая нагрузка на единицу длины контактной линии (для резины по чугуну или стали [q] = 10...30 Н/мм, для текстолита по чугуну или стали [q] = 50...6ОН/мм).
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Основные сведения
Зубчатая передача - механизм, предназначенный для передачи вращательного движения, а также преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот) Последнее осуществляется с помощью зубчато-реечной или просто реечной передачи. Меньшее из пары колес, находящихся в зацеплении, называется шестерней, а большее – колесом. Достоинства зубчатых передач постоянство передаточного числа, высокий КПД, надежность работы в широком диапазоне нагрузок и скоростей, компактность, простота обслуживания. Недостатки высокие требования к точности изготовления и монтажа, шум при больших скоростях. Зубчатые передачи классифицируют по следующим признакам: 1. По взаимному расположению осей колес: - при параллельных осях: цилиндрические прямозубая (рис 7 а), косозубая (рис 7 б), шевронная (рис 7 в), с внутренним зацеплением (рис 7 г), реечная прямозубая (рис 7 к); - при пересекающихся осях конические прямозубая (рис. 7 д), косозубая (рис. 7 е), с криволинейными зубьями (рис. 7 ж); - при перекрещивающихся осях конические или гипоидные (рис. 7 з) и винтовые передачи (рис. 7 и). 2. По расположению зубьев относительно образующей (линии) колес: прямозубые, косозубые, шевронные, с криволинейным зубом. 3. По расположению зубьев в передаче: внешнее (рис. 7 а, б, в), внутреннее (рис. 7 г) и реечное (рис. 7 к). 4. По конструктивному исполнению различают открытые (не защищенные от внешней среды) и закрытые (помещенные в специальном корпусе с постоянным смазыванием). 5. По окружной скорости: тихоходные (до 3 м/с) и быстроходные (свыше 15м/с) 6. По форме бокового профиля зубьев: эвольвентные, циклоидальные и круговые (зацепление М Л Новикова). В современном машиностроении для силовых передач применяется эвольвентное зацепление. Циклоидальное зацепление используется для кинематических передач (в приборах, часах и т. п.). Зацепление М. Л. Новикова применяется в высоконагруженных передачах в авиации. 7. По числу ступеней: одно- и многоступенчатые передачи.
Рис. 7 Зубчатые передачи
Назначение и конструкции зубчатых передач разнообразны. Их применяют в очень многих приборах и почти во всех машинах для передачи мощностей от самых малых до 50 МВт с диаметром колес от долей миллиметра до нескольких метров.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.043 с.) |