Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рисование как метод обучения
Опытным путем установлено, что образы предметов запоминаются и воспроизводятся детьми намного лучше, чем слова, поскольку зрительное восприятие значительно продуктивнее, чем слуховое. В связи с этим дидактический принцип наглядности в обучении умственно отсталых школьников приобретает исключительно важное значение. Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала. Наиболее трудная задача в использовании средств наглядности состоит в том, чтобы обеспечить у школьников необходимый уровень процессов анализа и синтеза и переход от наглядных образов к обобщенным представлениям и понятиям. Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Гра-боров, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования (курсив наш. — И. Г.) или письма...». Действительно, рисование является одним из эффективных средств наглядного обучения детей. На занятиях тем или иным учебным предметом педагогу полезно возможно чаще предлагать рисовать детям и самому выполнять рисунки на классной доске. Оба эти приема находят положительную оценку в общей и специальной литературе по методике и дидактике обучения. На большую пользу рисования в свое время указывали Я. А. Коменский, Д.Локк, И.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др. Известный немецкий педагог и деятель в области народного образования И.Дистервег говорил, что тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит. Многие педагоги и психологи подчеркивают, что процесс изображения предмета независимо от его художественного исполнения имеет большое познавательное значение. Рисование помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно углубляет и активизирует наблюдательность. Так, например, методист К. П. Ягодовский справедливо указывает, что «зарисовка, с одной стороны, приводит к более тщательному наблюдению, а с другой — имеет огромное значение не только для прочности запоминания формы, величины, цвета и других сторон изучаемых явлений, но во многих случаях также и для фиксации в сознании учащихся многих существенных признаков и особенностей». Воспроизводя в рисунке предметы и явления, школьники глубже познают окружающую действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали и частности, которые ими не замечались до рисования.
Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова акцентирует внимание на положительной роли практической деятельности, в том числе рисования, при обучении умственно отсталых детей математике. Автор пишет: «Непосредственная активная деятельность с предметами, лепка, рисование (курсив наш. — И. Г.), черчение служат прочным основанием для речи ребенка. Здесь воспроизведение условия задачи осуществляется как словесный отчет о конкретной, наглядной в своей форме деятельности. Именно поэтому качество этого отчета гораздо выше, совершеннее, чем воспроизведение после воспринятого на слух или только прочтенного». Мысль о том, что рисование способствует обогащению географических представлений ребенка, подчеркивает М. М. Нудельман. Он, в частности, отмечает, что картографические представления учащихся специальной школы поддаются совершенствованию. Так, например, срисовывание географических карт, вычерчивание контуров морей, озер, материков являются теми способами, которые помогают закреплению в памяти четких картографических представлений изучаемых объектов. Существенное место рисование занимает в пропедевтический период обучения. В значительной мере оно служит основой для подготовки руки ребенка к письму. Не случайно учебники, учебные пособия и программа для специальной (коррекционной) школы предусматривают выполнение первоклассниками различных графических упражнений, построение контурных изображений несложных по форме предметов, рисование бордюров. Например, на уроках математики учащиеся составляют узоры из знаков + (прибавить), — (отнять), = (получится), делают зарисовки в тетрадях заданного числа предметов, рисуют и раскрашивают геометрические фигуры и т.д.
Сочетание слова, наглядности и практической деятельности составляет один из принципов работы с умственно отсталыми школьниками. Зарубежные ученые в области специальной педагогики также считают, что графическая деятельность умственно отсталых детей представляет собой не только средство упражнений, но и принцип современного урока. О необходимости проводить, начиная с первого года обучения, ежедневные систематические упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки учащихся и способствующие приемам работы с географической картой, пишет Г. Раду (Румыния). Бельгийский олигофренопедагог Ж.Демор еще в 1909 г. указывал, что для ребенка основанием всякого ручного труда обязательно должно служить рисование. «Пусть ребенок, — писал Демор, — научится рисовать от руки, с помощью линейки, с натуры или с оригинала, чтобы он так или иначе мог изобразить тот предмет, который он должен сделать в мастерской...». Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование — выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. К сожалению, в специальной школе это дидактическое средство используется недостаточно. Между тем каждому учителю, а тем более учителю-дефектологу очень важно уметь правильно и быстро рисовать мелом на классной доске. С особой категоричностью эту мысль подчеркивает Л.Ф.Кейран, утверждающий, что рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый учитель. Слабое использование этого вида рисования в учебном процессе объясняется тем, что его методика применительно к условиям специального обучения фактически не разработана. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что существует ошибочное мнение, будто педагогическое рисование доступно только тем учителям, которые в совершенстве владеют искусством художественного, реалистического рисунка. На самом деле для построения мелового рисунка нужно овладеть несложным техническим навыком, требующим, однако, систематического закрепления, систематической тренировки. Особенно важно для учителя овладеть умением быстро от руки воспроизводить основные геометрические фигуры, так как уже в результате только одного сочетания геометрических фигур можно получить множество различных рисунков. Хотя техническое исполнение рисунков, конечно, имеет определенное значение, все же наиболее существенным моментом является умелое сочетание слова учителя с воспроизведением соответствующих контуров. Основное достоинство выполненного на доске рисунка — простота, четкость и лаконичность изображения. При этом вполне допустимо известное обобщение формы путем упрощения деталей и подчеркивания, выделения характерных, наиболее существенных признаков. Восприятие выполняемого на доске рисунка протекает сравнительно более эффективно в том случае, если школьники поэтапно повторяют его в своих тетрадях. В этом случае создание рисунка происходит в соответствии с постепенным анализом изображаемого.
Встречающееся в практике перерисовывание учениками готовых изображений из школьных учебников следует считать нецелесообразным, поскольку такая работа часто проходит механически, без должной предварительной подготовки и анализа нарисованного. Выполняемый на доске рисунок не только поясняет мысль учителя, но и, что самое главное, действует одновременно на умственно отсталого ребенка через группу рецепторов: зрительных, слуховых, а в случаях перерисовывания — и кинестетических. Это соответствует психолого-педагогическим принципам обучения учащихся специальной (коррекционной) школы, базирующимся на естественно-научной теории академика И. П. Павлова об анализаторах. Систематическое выполнение рисунка учителем приучает школьников не только смотреть, но и действительно видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала. Так, например, во время выполнения предложенного детям задания наиболее точные и детализированные рисунки по памяти были получены в тех случаях, когда во время объяснения широко использовался меловой рисунок и делались зарисовки в тетрадях. Педагогический рисунок может успешно применяться на уроках по всем учебным дисциплинам в различных целях. С его помощью особенно хорошо можно показать структуру того или иного предмета, отношение частей между собой, положение в пространстве, размер, форму, величину, сущность какого-либо явления и т. п. Не следует забывать, что выполняемый учителем рисунок не может полностью заменить натуральный предмет. Поэтому вполне правомерно его ограниченное применение в младших классах. Однако по мере накопления у детей соответствующих представлений такой рисунок наряду с другими средствами обучения играет все более возрастающую роль. Литература Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. — М., 1997. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М.Лифанова. — М., 1995. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М., 1983.
Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в вспомогательной школе: Кн. для учителя. — М., 1993. Грошенков И.А. Коррекционно-развивающая направленность обучения рисованию во вспомогательной школе: Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. — М., 1980. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. Миловская С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы //Дефектология. — 1980. — №4. -С. 55-62. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и ср. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. — М., 2000. О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1953. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М., 1968. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.
Глава II
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.012 с.) |