Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 179
если сделать это сейчас, то можно спровоцировать бесполезную дискуссию или даже спор о том, действительно ли названное психотерапевтом, но совершенно неосознаваемое клиентом намерение является причиной конкретного блока. Эпизод 10.1 является иллюстрацией того, как может разворачиваться этот процесс. Эпизод 10.1 Клиентка — Бетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн. К-21. Я позже обдумывала то, что сказала тебе о моем отце и о том, как он изменился, когда я прошла через пубертатный возраст. Я не знаю, является это моей фантазией или так оно и было на самом деле. П-21. Находясь в стороне от этого, как ты сейчас, трудно продвинуться куда бы то ни было. К-22. Да, я знаю. Но когда я пробую почувствовать, у меня все перемешивается в голове. П-22. У тебя все перемешалось сейчас? К-23. Ну, прямо сейчас нет, но почти. Подожди минуту (пауза). Хорошо, сейчас, когда я думаю об этом, я вспоминаю, какой он был добрый, когда я была младше, и я чувствую, что готова расплакаться, так я хочу, чтобы он оставался таким. П-23. Тогда он был таким хорошим по отношению к тебе. К-24. О да, но потом... Когда мне исполнилось двенадцать или тринадцать, ну, это стало чем-то другим. П-24. Тогда это стало меняться. К-25. Да, но я не могу больше ничего об этом вспомнить. Я имею в виду, что знаю, что это стало чем-то другим, но не могу вернуть эти чувства. (Пауза.) Да, когда я пробую сделать это сейчас, приходят только всякие мысли, и я смущаюсь. Это то, что случается всегда. П-25. Итак, снова твое смущение не дает тебе узнать, что тебе нужно знать. Эпизод 10.1 демонстрирует два момента, важных в работе с сопротивлением: клиент уже начинает осознавать (К-21) паттерн сопротивления — смущение, но психотерапевт не делает попытки объяснить его до тех пор, пока он не становится актуальным в конкретный момент (П-25 — разъясняющий ответ идет после того, как клиентка осознала переживание блокирования — К-25, но не тогда, когда она просто заговорила об этом — К-22). Разъяснение неслучайности По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления, имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием. Эпизод 10.1 (продолжение) К-26. Ну, меня не смущает цель, ты знаешь. Я ничего не могу с этим поделать.
П-26. Это звучит, как будто я обвиняю тебя в том, что ты что-то делаешь не так. К-27. Да, то есть нет, я имею в виду, я знаю, что ты стараешься помочь мне, но я ничего не могу поделать с тем, что я смущаюсь. П-27. Тебе трудно заметить, что каким-то образом ты можешь бессознательно использовать свое смущение. К-28. Зачем бы мне это делать? П-28. Ладно, пусть это вопрос немного подождет. А теперь скажи мне, ты прямо сейчас испытываешь смущение? Раздел IV. Достижение большей глубины К-29. Сейчас нет. П-29. Сейчас мы, если можно так сказать, не внутри твоего переживания, а где-то снаружи и говорим о нем. К-30. Угу. Да, верно. П-30. Хорошо, теперь попробуй попасть снова внутрь. Ты можешь снова соприкоснуться с желанием быть любимой своим отцом, которое у тебя было, когда ты была маленькой? К-31. (Садится глубже в кресло, закрывает глаза и вздыхает. Молчит какое-то время. Затем снова вздыхает и открывает глаза, которые теперь затуманены.) Да, да, кажется, это чувство всегда там. Ты знаешь, я видела отца на Рождество, и теперь он выглядит таким старым, таким старым и таким слабым. От этого становится грустно. П-31 {мягко). Просто оставайся с этой грустью. К-32. Я спрашиваю себя, сколько еще раз для него наступит Рождество. С тех пор как умерла мама, у него, кажется, нет воли хотя бы попытаться что-то предпринять. Интересно, думает ли он, как нам быть, ему и мне. Я хочу, чтобы мы смогли говорить об этом. Я хочу... я хочу... Ох, я не знаю, чего я хочу. {Садится прямее.) Я не знаю, все опять перепуталось в голове. П-32. Когда все перепутывается — это еще одна форма твоего смущения. Как оно мешает тебе понять свои собственные чувства! К-33. Да, это оно мешает! Я никогда так об этом не думала. Но что я могу с этим сделать? Важно отметить, что перед тем как предложить интерпретацию сопротивления, психотерапевт снова удостоверился, что клиентка субъективно готова к этому. Если бы он высказал свое предположение в тот момент, когда клиентка первый раз задала вопрос (К-28), это могло оказаться не просто бесполезным, но и осложнило бы дальнейшую работу по осознанию эффекта сопротивления.
Демонстрация альтернатив Последняя фраза клиентки (К-33) как будто содержит вопрос о дальнейшей работе с ее сопротивлением, но психотерапевт может заметить, что здесь по-прежнему присутствует элемент защиты. В этом случае он поступит правильно, если отложит переход к следующему шагу до тех пор, пока клиентка не научится сама осознавать вторжение сопротивления в свою работу и не начнет более целенаправленно искать решение. (Естественно, если отслеживание и разъяснение эффектов сопротивления прошло хорошо, она может и самостоятельно понять, что от нее требуется.) Читая эпизод 10.2, представьте, что проделана еще часть работы, и теперь клиентка движется к истинному поиску ответа на вопрос «что делать?», когда снова появляется сопротивление в форме смущения. Эпизод 10.2 П-41. Ты опять чувствуешь, что застряла. К-41. Ну, я не знаю, что я могу сделать, если я смущена. Я просто смущена, и все. П-42. И это все? К-42. Твой вопрос смущает меня еще больше. Что еще может быть? Что еще я могу сделать? П-43. Твое смущение приходит всегда, когда надо удержать тебя от того, чтобы глубже заглянуть в себя. К-43 {печально). Да, это так. П-44. Просто побудь со своим смущением. Чувствуй его, переживай любым способом, каким можешь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.007 с.) |