Устройство и рабочий процесс гидротрансформатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и рабочий процесс гидротрансформатора



Основными элементами гидравлического трансформатора являются три соосно установленных лопастных колеса насосное, турбинное и реактивное (реактор), а также корпус, подшипники и другие вспомогательные детали. На осевом разрезе гидротрансформатора (рис. 17.3, а) показаны насосное колесо Н, турбинное колесо Т, реактивное колесо (реактор) Р и корпус гидротрансформатора К, а также муфта свободного хода М, назначение которой будет рассмотрено позднее. Основным конструктивным отличием колес гидротрансформатора от колес гидромуфты является сложный криволинейный профиль их лопаток (рис. 17.3, б).

Насосное колесо Н приводится во вращение вращающим моментом М1 двигателя. Жидкость, находящаяся в межлопаточном пространстве насоса, раскручивается с угловой скоростью ω1 и отбрасывается от оси вращения к периферии колеса – от точки 1 к точке 2 (см. рис. 17.3, б). При этом каждая частица жидкости приобретает кинетическую энергию и скорость в направлении вращения колеса. В окрестностях точки 2 поток жидкости перемещается с насосного колеса на турбинное колесо Т (см. рис. 17.3, а). В межлопаточном пространстве турбинного колеса жидкость воздействует на лопатки турбинного колеса и приводит его во вращение

с угловой скоростью ω2. При этом частицы жидкости постепенно теряют кинетическую энергию, полученную в насосном колесе, и движутся от периферии к оси вращения (от точки 2 к точке 3). В окрестностях точки 3 поток жидкости перемещается с турбинного колеса Т на реактор Р (см. рис. 17.3, а).

Затем поток жидкости проходит через межлопаточное пространство неподвижного реактора от точки 3 к точке 1 и в окрестностях точки 1 перемещается на насосное колесо. Далее рабочий процесс повторяется, т.е. жидкость циркулирует в межлопаточном пространстве колес по замкнутому контуру с расходом Q.

Реактор Р служит для изменения вращающего момента на гидротрансформаторе, т.е. для получения на выходном валу вращающего момента М2, отличного от входного момента М1. Для более подробного рассмотрения рабочего процесса в гидротрансформаторе на рис. 17.3, б приведена условная развертка его колес. На этой развертке показана траектория движения частицы жидкости через его рабочие колеса. Эта частица перемещается вдоль криволинейной лопатки насосного колеса от точки 1 к точке 2. В точке 2 она «срывается» с насосного колеса и «ударяет» в точке 2’ по лопатке турбинного колеса. Затем частица жидкости перемещается вдоль криволинейной лопатки турбинного колеса от точки 2’ к точке 3, потом уходит с турбинного колеса в реактор и перемещается вдоль лопатки реактора от точки 3’ до точки 1’. В точке 1’ частица уходит с реактора и попадает в точке 1 на лопатку насосного колеса. Далее рабочий процесс повторяется.

Изменение вращающего момента с М1 на насосном колесе до М2 на турбинном колесе происходит за счет дополнительной закрутки потока лопатками реактора, т.е. за счет изменения вектора скорости от v3 до v1 (см. рис. 17.3, б).

Необходимо отметить, что у каждого гидротрансформатора существует частный режим работы, когда векторы v3 и v1 одинаковы. На этом частном режиме обеспечивается равенство моментов М1 = М2. При отклонении от него указанное равенство нарушается, причем оно может нарушаться как в одну сторону 1 > М2), так и в другую 12).

Для проведения анализа характеристик гидротрансформатора рассмотрим его работу на установившемся режиме. На этом режиме сумма моментов, приложенных к гидротрансформатору извне, должна равняться нулю:

где М1 и М2 – вращающие моменты на валах соответственно насосного и турбинного колес; М3 – вращающий момент, воспринимаемый корпусом; Мс – момент сопротивления, вызванный трением в подшипниках и уплотнениях.

На большинстве эксплуатационных режимов момент сопротивления Мс мал по сравнению с активными моментами и им пренебрегают.

Тогда

т. е. момент на валу турбинного колеса М2 может быть больше или меньше момента на валу насосного колеса М1 на величину реактивного момента М3.

Зависимость (17.4) представлена в виде графика (рис. 17.4, а) при постоянной угловой скорости насосного колеса ω1 постоянном вращающем моменте М1 и переменном передаточном отношении i = ω2 / ω1. Отметим, что при малых i в любой произвольно выбранной точке А1 момент М2 определяется суммой моментов М1 и М3. При i = i* момент М3 на реакторе принимает нулевое значение и М1 = М2. Возможность работы гидротрансформатора без изменения вращающего момента была отмечена ранее при рассмотрении его рабочего процесса. Так происходит, когда v3 = v1 (см. рис. 17.3, б). Этот частный режим работы гидротрансформатора принято называть режимом гидромуфты.

При i > i* в любой произвольно выбранной точке А2 момент М2 определяется разностью М1 и М3 (см. рис. 17.4, а).

При сравнительном анализе свойств различных гидротрансформаторов широко используются безразмерные параметры. В частности, для анализа изменения моментов вводят коэффициент трансформации.

Графическая зависимость η = f(i) приведена на рис. 17.4, б. Она практически идентична кривой М2 = f(i) на рис. 17.4, а, так как последняя была построена для М1 = const. Максимальные значения коэффициента трансформации kmax могут колебаться от 2 до 8 в зависимости от назначения и конструкции гидротрансформатора. Важной характеристикой эффективности работы гидротрансформатора является его КПД.

Математическую формулу для его оценки получим из отношения мощностей N2 на турбинном и N1 на насосном колесах. С учетом (17.2) и (17.5) имеем

т.е. КПД гидротрансформатора равен произведению коэффициента трансформации k и передаточного отношения i.

Графическая зависимость η = f(i) показана на рис. 17.4, б. Она представляет собой кривую с максимумом в точке В и нулевыми значениями в точках 0 и D. В точке 0 КПД принимает нулевое значение, так как в этой точке i = 0. Тогда в соответствии с (17.6) η = 0. В точке D КПД принимает нулевое значение, так как в этой точке k = 0, и, следовательно, η = 0.

Следует отметить, что график, приведенный на рис. 17.4, б, принято называть характеристикой гидротрансформатора.

Применение гидротрансформаторов ограничивается недостаточно высокими КПД. Их максимальные значения составляют 0,80…0,93 (точка В на рис. 17.4, б), но существенно падают при отклонении от этого режима. Особенно неприемлемо это падение в области высоких значений передаточного отношения, т.е. при i → 1 (окрестности точки В на рис. 17.4, б).

КПД гидротрансформатора при i → 1 можно существенно повысить, начиная с режима гидромуфты, т.е. с i = i*. до этого режима (при i < i) вращающий момент на реакторе М3 имеет положительное значение (см. рис. 17.4, а), а после него (при i > i*) принимает отрицательные значения. Следовательно, при i = i вращающий момент на реакторе меняет знак, т.е. направление действия.

Это обстоятельство используют следующим образом. В конструкцию гидротрансформатора включают муфту свободного хода М (см. рис. 17.3, а). При положительном значении вращающего момента на реакторе она обеспечивает неподвижность реактивного колеса (стопорит). При изменении направления момента на реакторе (этот момент действует и на обгонную муфту М) она освобождает реактор, который начинает свободно вращаться вместе с потоком жидкости. Тогда гидротрансформатор становится гидромуфтой, так как в этом случае у него отсутствует неподвижное реактивное колесо. Такое устройство, совмещающее функции гидротрансформатора и гидромуфты, называется комплексным гидротрансформатором.

Характеристика комплексного гидротрансформатора при 0 < i < i * совпадает с характеристикой обычного гидротрансформатора, т. е. графической зависимостью КПД является линия 0 ВС (см. рис. 17.4, б). При i > i* характеристика комплексного трансформатора совпадает с характеристикой гидромуфты, т.е. зависимостью КПД является линия СЕF. Таким образом, КПД комплексного гидротрансформатора изменяется по линии 0 ВСЕF (см. рис. 17.4, б) и имеет существенно более высокие значения в области больших передаточных отношений по сравнению с обычным гидротрансформатором.

Коэффициент трансформации k комплексного трансформатора с переходом его на режим гидромуфты становится равным единице.

для повышения КПД используют также блокировку гидротрансформатора. С этой целью в его конструкцию включают дополнительное устройство с принудительным включением, которое позволяет на определенном режиме соединить валы насосного и турбинного колес, т.е. объединить их в единый вал. В этом случае КПД гидротрансформатора становится 0,95…0,98.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.035 с.)