Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.



 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требуют пересмотра работы по трудовому воспитанию дошкольников в современном детском саду, ориентируют специалистов системы дошкольного образования на обновление ее содержания, интеграцию образовательной области «Труд» с другими образовательными областями и ее реализацию в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

Особенности педагогической технологии трудового воспитания (М.В. Крулехт) связанысконструированием педагогического процесса, направленного на целостное развитие ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда по мере вхождения в современный мир, реальные трудовые связи с близкими людьми. Конструирование педагогического процесса на основе методик взаимосвязи средств трудового воспитания определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности.

Первый шаг в приобщении к современному миру – формирование знаний о предметах и труде взрослыхмладшей группе – наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т.д.; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома (кулинария, рукоделие и др.)).

Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки (в младшем возрасте – освоение процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом, элементарной почине одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.).

Третий шаг связан с вхождением ребенка в реальные условия связи с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. Активность младших дошкольников к освоению самообслуживания стимулируют привлекательные дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать, намылить и пр., играя. В старших группах создаются уголки детского творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов, конструктора, а девочки – шить, вышивать и пр.

Взаимодействие с детьми младшем возрасте направлено на развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых, поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Для этого необходимо эмоционально поддерживать ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч). В каждом отдельном случае подчеркивать детские достижения и успехи («Как хорошо, что ты это делаешь сам», «Какой молодец, что сам оделся (вымыл руки»), чтобы ребенок испытывал чувство радости от достигнутого результата, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Необходимо поддерживать стремление малыша быть опрятным, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки, учить пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи; благодарить словом, улыбкой, жестом. Использовать дидактические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания; создавать условия и побуждать детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом.

В средней группе необходимо развивать познавательный интерес к миру взрослых, желание войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Взаимодействие и сотрудничество с ребенком ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Необходимо способствовать приобщению детей к самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни детского сада. Например, помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде; напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф и пр. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам и оборудованию, которое используется в процессе самообслуживания (аккуратно вешать и складывать одежду; класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания).

Расширять объем самообслуживания за счет новых обязанностей, связанных с освоением процессов хозяйственно-бытового труда.

Последовательно проектировать образовательные ситуации, формирующие умение детей переносить представления и умения в хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы: сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей. Эффективно использование игровых персонажей, позволяющих учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организовывать себе рабочее место; выполнять трудовые действия в верной последовательности; осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля качества выполнения. Важно эмоционально поддерживать проявления добросовестности, ответственности, активности и инициативности, стремление помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела; сопереживать трудовым успехам и неудачам ребенка, радоваться, давать почувствовать детям свою умелость.

В старшей группе ребенку важно обеспечивать опыт вхождения в реальные связи со взрослыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей 6 года жизни.

Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление.

Поэтому необходимо расширять спектр детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры; совместное приготовление со взрослыми несложных блюд; уход за растениями и животными). Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и целостные виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы).

Проектировать включение всех воспитанников в повседневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивать умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

Создавать предметно-развивающую среду и проектировать образовательные ситуации, стимулирующие желание детей создавать разнообразные поделки для игр, подарков. Побуждать осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом); развивать способность к преобразованию материалов: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать. Приучать детей использовать выкройки, переводить рисунок на бумагу, дерево, ткань; скреплять детали с помощью пластилина, липкой ленты; вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку», пришивать пуговицы, нанизывать бисер. Дети осваивают обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, создавать условия для включения трудовых процессов с настоящими инструментами в игровой сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из бумаги, дерева и других материалов). При этом широко практиковать приемы, побуждающие к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты)

В подготовительной группе необходимо ориентировать детей на реальную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширяя круг поручений. Включать в детские обязанности протирать пыль на полках с игрушками, с подоконников, на мебели в спальной комнате; наводить порядок в хозяйственном шкафу и пр. Развивать у детей умения осознанно принять задачу от взрослого или поставить ее самостоятельно; способность выбрать лучший способ решения, попытаться самостоятельно отыскать варианты, получить совет, дополнительную информацию от взрослого, посоветоваться, реально оценить свои возможности, попросить при необходимости о помощи; контролировать себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.

Включать в содержание хозяйственно-бытового труда обучение детей элементарному приготовлению пищи (нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой, «читать» схематические рецепты приготовления блюд и пр.).

Вместе с детьми изготавливать простейшие пособия для организованной деятельности, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, деталей костюмов и украшений для праздников. Совершенствовать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумага, дерево).

Развивать умения старших дошкольников самостоятельно использовать простейшие инструменты - ножницы, иголки, тиски, пилу, молоток, прибор для выжигания, детскую швейную машину. Побуждать детей к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, использование пооперационных карт, обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия, «чтение» схем, простейших чертежей).

Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности: плетение из бисера, вышивание крестиком, вязание крючком, шитье кукольной одежды и мягких игрушек, поделки из бумаги, дерева, конструкторов, «бросового» и природного материала. В этих целях приемлемо организовывать детские мини-мастерские, студии творчества, кружки по интересам [3]. В условиях поиска разных форм организации педагогического процесса актуальным является использование детского досуга.

В педагогической технологии развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности (Крулехт М.В., Созинова М.В.) досуг определяется как интегративная деятельность, сочетающая в себе элементы отдыха, развлечения, игры и создания творческого продукта.

Результаты исследования разрешают противоречие между декларированием значимости самостоятельной детской деятельности для развития личности и доминированием обучения в образовательном процессе. Предлагаемая технология содержательного досуга старших дошкольников базируется на индивидуально-дифференцированном подходе и становится возможной при использовании продуктивных видов деятельности, ориентированных на интересы и предпочтения мальчиков и девочек этого возраста. Педагогическая технология выстраивается как поэтапная.

Этап 1 - «Путешествие в мир волшебников» направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Первый шаг – «Удивительный мир волшебников» включает в себя наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги), инструментах для приобретения детьми представлений о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Второй шаг направлен на освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование) и дает возможность ребенку реализовать свои творческие замыслы. Интересными формами работы являются сказочные путешествия по стране мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый молоточек, Волшебная кисточка, Кирпичик), что позволяет включать детей в проблемные ситуации, предполагающие освоение базовых умений в продуктивных видах деятельности.

Этап 2 – «Я-волшебник» направлен на развитие творческого потенциала в продуктивных видах деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование) в пространстве мини-мастерских по 4-5 человек как «погружение» ребенка в творческую атмосферу интересной ему досуговой деятельности.

Педагогическое руководство деятельностью детей, прежде всего, ориентировано на развитие общих творческих умений: способности к вариативности, переносу, гипотетичности, импровизации. Для создания комфортных условий, обеспечивающих снятие «дидактического синдрома», заорганизованности, излишней регламентации, целесообразно использование игры, в частности, игровых ролей, игровой презентации результатов детской деятельности. Это создает атмосферу доверия, сопереживания, творческого взаимодействия взрослых и детей во взаимно увлекательной деятельности, где интегрируется игра и труд.

В исследованиях М.В. Крулехт, А.А. Крулехт разработана программа «Самоделкино» и педагогическая технология организации досуговой деятельности мальчиков 5-6 лет, связанная с конструированием из «бросового» материала. Авторы вслед за многими исследователями (И.Я. Базик, Р.С. Буре, Э.К. Гульянц, О.В. Дыбина, Т.А. Маркова, Ф.П. Филенко и др.) относят конструирование из «бросового» материала к ручному труду. Поэтому в предлагаемой технологии оно рассматривается в логике структуры трудового процесса: цель (создание поделки, реализация проекта), «бросовый» материал для труда, инструменты, трудовые действия по созданию поделки, сама поделка или проект как результата труда (В.И. Логинова).

Если конструирование используется в организации досуга детей, то оно может быть организовано в рамках реализации творческих проектов. Темы проектов («Космическое путешествие», «Конструкторское бюро», «От кареты до ракеты», «Город будущего», «Рыцарский замок», «Подарок маме») представляются детям в форме конструкторской задачи: например, надо решить, что потребуется для космического путешествия, из чего можно сделать, кто будет делать и т.д. При разработке проектов реализуется идея ориентации досуга мальчиков на характерное для них стремление к приключениям, тайнам, мужским секретам. Стержневая игровая фабула строится на сюжете о роботе У-2 (Умелкин — 2), который прилетает со сказочной планеты С на космическом корабле. Организация деятельности в мини-мастерской «Планета С» строится пошагово: - знакомство с содержанием работы в мини-мастерской и игровым персонажем; - знакомство с разнообразием «бросового» материала, его качествами и свойствами в процессе экспериментирования; – знакомство с инструментами, правилами их использования; - знакомство с альбомами, технологическими картами, развитие умений «читать» чертежи, схемы. оставлять их самостоятельно; - деятельность в мини-мастерской по реализации творческих проектов.

Предлагаемое содержание детской досуговой деятельности, позволяет учитывать своеобразие субкультуры современного старшего дошкольника, соответствие возрастным и половым интересам и склонностям мальчиков и девочек 5-6 лет. Использование предлагаемых технологий трудового воспитания дошкольников будет способствовать не только воспитанию трудолюбия ребенка, способности прикладывать интеллектуальные и физические усилия для достижения желаемого результата, но и укреплению детского сообщества, дружеских взаимоотношений, формированию специфической детской субкультуры.

 

Повышению эффективности педагогического процесса способствует тематическое объединение содержания, по близким детскому опыту «темам-сюжетам», подсказывающим основную идею будущих работ, экскурсий, игр, воспринимаемого визуального ряда («Детский мир», «В мире животных», «Лестные приключения», «Морские путешествия», «Краски и настроение осени», «Фруктовые сказки», «В семейном кругу»).

 

Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста и мониторинг образовательного процесса в детском саду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.019 с.)