Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка темы взрослых и детей в творчестве А. Алексина. Анализ одного произведения
А. Г. Алексин родился в 1924 году в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году. Его биография целиком принадлежит своему времени. Здесь, в Москве, прошло детство будущего писателя, здесь на даче в Серебряном бору «мальчика, причёсанного на косой пробор и одетого в нарядный костюмчик, представляют в качестве юного дарования С. Я. Маршаку». Учась в школе, Анатолий выступал в пионерской печати со стихами. После окончания школы (1941) работал литературным сотрудником в газете «Крепость обороны». В годы Великой Отечественной войны трудился на стройке. А после войны (1950) он окончил престижный Московский институт востоковедения, индийское отделение. В том же году появилось в печати его первое произведение – повесть «Тридцать один день». Одноименный сборник повестей был одобрен К. Г. Паустовским, и сразу же определил Анатолия Алексина как создателя «юношеской повести». Тогда же были изданы многочисленные произведения А. Г. Алексина. В 1950 – 60 годы он писал преимущественно для младшего школьного возраста повести «Саша и Шура», «Необычайные приключения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1966) и другие. В 1966 году в творчестве А. Алексина открылся новый этап – создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает, взрослым читателям. В одном интервью на вопрос: «Что для вас главное в книге для подрастающего поколения?», он ответил: - «Утверждать добро и обличать зло». Повести Анатолия Алексина населены добрыми и честными людьми. Светлый мир юности встает со страниц его произведений, мир, наполненный поэзией, романтическими порывами, первыми серьёзными жизненными открытиями, то радостными, то печальными. Как и во всём нашем «прекрасном и яростном мире», здесь бушуют страсти, сталкиваются жизненные представления, возникают важные нравственные проблемы, решая которые, герои мужают и учатся быть достойными людьми. Взрослые и подростки – равноправные партнеры в сюжете произведений писателя. «Поздний ребёнок» (1968), «Звоните и приезжайте» (1970), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Сердечная недостаточность» (1979), «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха» (1980), «Здоровые и больные» (1982), «Прости меня, мама» (1989) и другие повести и пьесы – это непосредственные, не лишённые мелодраматизма и сентиментальности повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых.
В произведении «Мой брат играет на кларнете» автор не показывает решительной перестройки главной героини – Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь ощутимый урок жизни, когда брат говорит о её подлом поступке. Книга А. Алексина «Прости меня, мама» - раздумья писателя о нашем долге перед матерью, перед самым дорогим и близким человеком о том, что значит быть сыном или дочерью, о нашей ответственности за её покой и счастье. Школьник из повести «Сигнальщики и горнисты», глядя на сооруженную им самим в память о погибших воинах мемориальную доску, мысленно произносит: - «Вечная память…Ненавижу войну!». Эти слова могли бы стать эпиграфом к нескольким книгам Анатолия Алексина: «В тылу как в тылу», «Запомни его лицо», «Ивашов» и другим, в которых автор рассказывает о годах Великой Отечественной войны, о подвигах, совершённых на фронте и в тылу.
А.Г. Алексин в своих произведениях ребенка показывает не только в детской субкультуре, как это было у Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского, а в основном во взаимодействии со взрослыми. В каждой из описанных писателем ситуациях ребенок того возраста, который принято обозначать отроческим, или подростковым, должен делать выбор наряду со взрослыми, так как для Алексина ребенок — равноправный субъект общения. А это, в свою очередь, усиливало оппозиционность миров детства и взрослости. Алексин показал и детские объединения («штабы»), и конфликт ребенка с учителями, и разобщенность детей с родителями. Для Алексина уже бесспорно право ребенка судить взрослых, поэтому он свои повести выстраивает как диалог взрослых и детей. Алексинский герой — не только равноправный участник диалога со взрослыми, в ряде ситуаций он превосходит взрослых по своим нравственным характеристикам и по зрелости принимаемых решений. Темпы развития ускоряются, нарастает разрыв между поколениями, и в этих условиях ребенок острее реагирует на изменяющиеся представления.
Несомненная заслуга Алексина в том, что во времена господства советской идеологии, утверждавшей приоритет коллективного начала в человеке, он последовательно отстаивал право каждого ребенка на индивидуальность и неповторимость внутреннего мира, характера и поведения. В произведениях, адресованных детям, читателям с обусловленными возрастом особенностями восприятия, писатель значительно расширил формы и средства психологического анализа за счет активного введения внутреннего монолога, ребенка-рассказчика, контраста, сопоставления и др. Алексин создал ряд глубоких и принципиально различных художественных характеров детей разных возрастов, его произведения оказали влияние на состояние детской литературы второй половины XX в. Установка Алексина на внимание к внутреннему миру ребенка, глубина его постижения делает его произведения актуальными и интересными и в принципиально иной обстановке нового тысячелетия. Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители. А. Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии. Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой. Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит. Против "заметности" Оленьки борется "безумная Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет. Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это "лучше". Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива. Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.005 с.) |