История развития этикета: восточный этикет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития этикета: восточный этикет



История развития этикета: европейский этикет

Европа. Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

 

Типы нравственной личности.

 

В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными.

  • Потребительский тип.

Самый маломоральный тип.

Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен.

  • Конформистский тип.

Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.

  • Аристократический тип.

Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.

  • Героический тип.

Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию.

  • Религиозный тип.

К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.

 

Современные взгляды на место этики в деловом взаимодействии.

История развития этикета: восточный этикет

Восточный этикет гораздо больше стремит­ся к ритуальности, не допускает никаких откло­нений от общепринятой нормы. Каждое сказан­ное слово, каждый поступок оценивается с точ­ки зрения этой нормы.

Национальный этикет восточных стран (Япония, Китай)

Высокая зависимость коммуникации от контекста характерна для многих восточных культур, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания, слов типа «может быть», «вероятно». Так, японцам соблюдать вежливость и сохранять гармонию межличностных отношений помогает сам строй родного языка, в котором глагол стоит в конце фразы: говорящий, увидевший реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу или даже полностью изменить ее первоначальный смысл.. Японец старается говорить так, чтобы избежать слова «нет»; вместо этого он использует мягкие обороты -- отрицания, например:

«Я прекрасно понимаю ваше идущее от сердца предложение, но, к несчастью, я занимаю иное положение, чем вы, и это не позволяет мне рассматривать проблему в нужном свете, однако я обязательно подумаю над предложением и рассмотрю его со всей тщательностью, на какую способен». В деловых отношениях японцы обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете дискуссии. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы либо подладиться к ним, либо противостоять, не уронив при этом достоинства противоположной стороны.

своеобразие японского этикета: «В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками». Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».

Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «нет».

В Японии не принято смотреть прямо в глаза друг другу: женщины не смотрят в глаза мужчинам, а мужчины -- женщинам, японский оратор смотрит обычно куда-то вбок, а подчиненный, выслушивая выговор начальника, опускает глаза и улыбается. То есть в японской культуре контакт глаз не является обязательным атрибутом коммуникации. Да и молчание в Японии не рассматривается как вакуум общения, а расценивается как признак силы и мужественности.

Наиболее характерной чертой китайского стиля деловой коммуникации является четкое выделение этапов: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На первом этапе значительное внимание уделяется внешнему виду партнеров и манере их поведения. Это позволяет определить статус каждого из участников общения и выявить приоритеты. В деловых контактах для китайцев особенно важен «дух дружбы». Выявляя тех, кто симпатизирует китайской стороне, они стараются через этих людей оказать влияние на остальных участников деловой коммуникации. На втором этапе в процессе обсуждения принимают участие эксперты по самым разнообразным областям знаний (финансы, экономика, политика, социальные вопросы), поэтому китайские делегации бывают обычно весьма многочисленными. Китайские бизнесмены обычно не сразу «открывают карты» и при обсуждении всегда имеют в запасе довольно много возможных уступок. Но делаются эти уступки в самом конце встречи, когда партнеру уже кажется, что деловые коммуникации зашли в тупик. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны вышестоящих или центральных органов обязательно. Третий этап -- этап заключения сделки -- происходит, как правило, в неофициальной обстановке, часто даже в домашнем кругу. Большое значение придает китайская сторона неукоснительному выполнению обоюдно принятых решений и на этой стадии часто применяет различные формы оказания давления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.006 с.)