Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По курсу «дифференциальная психология»Стр 1 из 4Следующая ⇒
По курсу «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1. Темы лекций: Предмет и задачи дифференциальной психологии Основные понятия и методы дифференциальной психологии Типологический подход в дифференциальной психологии Исследование индивидуальных различий на основе теории черт личности Структура психологических свойств личности Структура свойств интеллекта и общих способностей как фактор индивидуальных Различий Когнитивные стили Стиль человека как интегральная характеристика индивидуальности Групповые различия (социально-экономические и гендерные) Список обязательной литературы 1 А.Анастази. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, - М., Апрель Пресс, 2001 2 Е.Ильин. Психология индивидуальных различий. - М.-СПб, Питер, 2004 3 Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология.- М.-СПб, Питер, 2003 4 Е.Ильин. Пол и гендер. - М.-СПб, Питер, 2010 5 А.Либин. Дифференциальная психология. – М.,2000 6 В.Машков. Дифференциальная психология человека. – М.-СПб, Питер, 2008 7 С. Нартова-Бочавер. Дифференциальная психология. Уч.пособие, М., Флинта, 2003 8 Психология индивидуальных различий. Хрестоматия под ред. Ю.Гиппенрейтер, ЧеРо, М.,2000 9 М.Холодная. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума, СПб, Питер, 2004 Список дополнительной литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М., 1984 2. О.Ахвердова. Дифференциальная психология: учебное пособие/О.А.Ахвердова,Н.И.Волоскова,Т.Б.Белых. - СПб, Речь,2004 3. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. 4. Волков П. Разнообразие человеческих миров. – М.,Аграф, 2000. 5. Гендерная психология. Практикум.2-е изд./ под ред.И.С.Клециной. – СПб.:Питер,2009 6. Гинецинский В.И. Антропологика индивидуализации, СПбГУ, 2005 7. Э.Голубева. Творческий метод Б.М.Теплова: универсализм, новаторство, доказательность. – Психологический журнал. 2007, №3, т.28, с.96-107 8. Е.Головаха, А.Кроник. Психологическое время личности, СПб - М., 2008 9. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – Избр.труды. – СПб, Питер, 2008 10. Диагностика здоровья. Психологический практикум/под ред. Г.С.Никифорова. – СПб, 2007
11. В.Еремеева, Т.Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.Тускарора, 2003 12. Е.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, Питер, 2002 13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]: пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21693&cat=1044&page=3 14. Е.Клубова. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов. - СПб, Психоневрологический институт им.В.Бехтерева, 2005 15. К. Купер. Индивидуальные различия. М., 2000. 16. К.Леонгард. Акцентуированнные личности.-Киев, 1981 17. Н.Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика. М., Класс, 2001 18. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: «Академия», 2000. 19. Практикум по гендерной психологии./ под. ред. Клециной И.С. – СПб.: Питер, 2003. 20. Практический интеллект – ред. Р. Стернберга,СПб. Питер.2003 21. Рыбалко Е.. Возрастная и дифференциальная психология, СПб. Питер. 2001 22. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. – М.: Смысл, 2000. 23. Удачкина Е.,Квасовец С. Полезависимость-поленезависимость и межполушарная асимметрия.- Психологический журнал. 2006, №6, т.27, с.29-36 24. Юнг К.. Психологические типы. М.,Алфавит, 1992 25. Яковлева И.В. Практические возможности дифференциальной психологии, Вестник – ученые записки СПбГИПиСР, т.4- 2005, с.30-33
3. Задания для самостоятельной работы (к темам курса):
Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии
- Изучите оглавления профессиональных психологических журналов за последние три года. Обозначьте круг тем и проблем психологии индивидуальных различий, находящихся в поле изучения исследователей. Представьте Ваш анализ на любом семинаре.
Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии. - Выпишите из как можно большего числа словарей определения понятия «индивидуальность». Проанализируйте данные определения, выделив те из них, которые определяют индивидуальность как:
- Проанализируйте публикации журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» с 1985 г. по теме определения роли факторов наследственности и среды в изучении индивидуальности. Выделите изменяющиеся тенденции в научных подходах 80-х, 90-х годов ХХ века и современные тенденции начала XXI века. Представьте Ваш анализ на любом семинаре.
- Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий (словарь основных понятий) по теме: «Психогенетические исследования индивидуальных различий».
- Сочините и презентуйте на любом семинаре миф, сказку или эссе на тему «Рождение и смерть индивидуальности» или т.п. Различий - Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий по одной из тем: 1. Интеллект. Соотношение влияния генетики и среды. 2. Сравнительный анализ таланта-мастерства-гениальности. 3. Различные психологические подходы к проблеме одаренности. 4. Одаренные дети. Сходство и различие индивидных, индивидуальных и личностных свойств. - Проведите и презентуйте на любом семинаре самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные особенности способностей (например, у члена вашей семьи)». Тема 7. Когнитивные стили - Подготовьте и презентуйте на любом семинаре библиографию работ и/или глоссарий по одной из тем: 1) Соотношение когнитивных стилей и личностных особенностей. 2) Экспериментальное изучение различных когнитивных стилей: концепции и методы. - Проведите и презентуйте на любом семинаре самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные проявления одного из познавательных процессов (на конкретном примере любого человека)». Глоссарий 1. Астеник ( от греч. asthenes – слабый) — индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо. 2. Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения 3. Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий. 4. Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы 5. Дневниковый метод – описание развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателями, коллегой). 6. Индивидуальность - ч еловек в его неповторимости, уникальности, своеобразном сочетании разноуровневых свойств. 7. Импульсивность/рефлексивность – когнитивный стиль, отличающийся тенденцией к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы. 8. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека (в основном, свойствами нервной системы) и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам (условиям и требованиям деятельности). 9. Когнитивный стиль – способ переработки информации, её получения, хранения и использования.
10. Норма – понятие, используемое в психологии для оценки психического развития человека. Основано на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлено и меняет своё содержание 11. Пикник – индивид, имеющий следующие особенности телосложения: плотный, тучный, ширококостный, большой живот, короткая шея. 12. Полезависимость/поленезависимость – когнитивный стиль, отличающийся умением сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры. 13. Половой диморфизм и дипсихизм – наличие различий в анатомо-физиологических признаках и психосоциальных качествах у представителях различного пола. 14. Психогенетические методы – направлены на выявление факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. 15. Психография – описание психики и индивидуально-психологических особенностей человека 16. Сила нервной системы по возбуждению (выносливость) – способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение. Сила нервной системы по торможению - способность выдерживать действие тормозного раздражителя 17. Соматотипирование – система, предложенная Шелдоном, по которой варианты телосложения людей имеют непрерывное распределение и для его выявления необходимо ввести оценку каких-то параметров телосложения. 18. Специальная теория индивидуальности – учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека (В.Русалов ) 19. Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по В.Мерлину). 20. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру - определяется стремлением человека освободиться от основной проблемы или дефекта). 21. Стиль общения – результат образования устойчивых, привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения. 22. Стиль человека – устойчивая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.
23. Черты – элементы психологической структуры свойств, являются относительно стабильными образованиями, проявляющимися в разных ситуациях, и различаются по своей выраженности у разных людей. Предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Олпорту). 24. Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам), сходное с предметно-содержательными характеристикам психической жизни и испытывающее влияние средовых условий (по А.Лазурскому). 24. Эндопсихика – совокупность основных психических и психофизиологических функций (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики), задающаяся такими врожденными биологическими механизмами, как формально-динамические характеристики (по А.Лазурскому). 26. L (life) data – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. 27. T (objective test) data – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. 28. Q (questionnaire) data – данные тест-опросников, анкет и прочих стандартизированных методов. 29. Номотетический подход в изучении индивидуальности – исследование общих (типологических) закономерностей и их вариаций. 30. Идиографический подход в изучении индивидуальности – исследование и описание особенностей конкретного человека, применяет метод отдельных случаев (case-method). по курсу «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1. Темы лекций:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.019 с.) |