I. Организация дипломного проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организация дипломного проектирования



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального управления и социологии

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социального управления и социологии д.с.н., профессор О.А.Уржа Принято решение Совета факультета от «_ 26 _» сентября 2013 г. протокол №_ 2 _ УТВЕРЖДАЮ Заведующий выпускающей кафедрой социального менеджмента и туризма PhD, к.в.н., доцент С.А.Матяш Утверждено на заседании кафедры от «24» сентября 2013 г. протокол № 2/13-14

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507.65-00 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

Степень выпускника

Гистр

 

 

Форма обучения

Очная

 

Москва 2013 г.


 

 

Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломных проектов подготовлены заведующим кафедрой социального менеджмента и туризма, PhD, кандидатом военных наук, доцентом МАТЯШ Сергеем Аскольдовичем

Рецензенты:

1. Аношина Ю.Ф. – заведующий кафедрой экономики и управления Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, д.э.н., доцент.

2. Виниченко М.В. – профессор кафедры управления персоналом, архивоведения и документоведения Российского государственного социального университета, д.и.н., профессор.

 

Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломных проектов утверждены на заседании кафедры социального менеджмента и туризма (Протокол № 2/13-14 от 24.09.2013 г.).


ВВЕДЕНИЕ

Итоговой стадией обучения в высшем учебном заведении являются подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломного проекта). По качеству проекта и его защите судят об уровне подготовки выпускников.

Отличие дипломного проекта от дипломной работы заключается в том, что дипломный проект включает в себя обоснование результатами расчетов эффективности предложенных рекомендаций. Поэтому часть материалов дипломного проекта должна быть посвящена обязательному расчету ожидаемого экономического (или обоснованию социального) эффекта от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования на производстве (в организации).

Цель дипломного проектирования – завершение подготовки специалиста в сфере менеджмента, способного эффективно решать актуальные для организации-заказчика проекта задачи и проблемные вопросы. Для участия в реальном совершенствовании производственного процесса будущий менеджер должен уметь профессионально решать предпринимательские, организационно-управленческие, планово-экономические, конкретно-исследовательские, консультационные и другие задачи.

Дипломные проекты могут иметь фундаментальный, методологический, поисковый или прикладной характер. Практика показывает, что 8-10% от общего количества дипломных проектов могут выполняться в форме НИР.

Желательно, чтобы дипломные проекты выполнялись по заказам от производства, научных и учебных учреждений, в т.ч. от кафедр, отделов и служб вуза.

Эффективная структура дипломного проекта может включать как основные, так и обеспечивающие разделы.

Основными разделами дипломного проекта должны являться:

а) теоретические и методологические основы изучения проблемных вопросов предметной области;

б) анализ современного состояния изучаемых проблемных вопросов на конкретном предприятии (организации), заказавшем разработку проекта;

в) проектные рекомендации для предприятия (организации) – заказчика и экономическая оценка проекта.

В качестве подраздела, повышающего качество проекта, может быть предложено правовое обеспечение проекта.

Обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования на производстве.

В методических рекомендациях сформулированы цели и задачи дипломного проектирования, описан порядок выбора и утверждения тем, структура и рекомендуемое содержание дипломного проекта. Успешное выполнение дипломного проекта во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов, что и нашло отражение в типовом календарном плане. Кроме того, в методических рекомендациях отражены требования к подготовке текстового и иллюстративного материала. Также в методических рекомендациях систематизированы права, обязанности и порядок утверждения руководителя дипломного проекта.

Важным элементом являются правила и последовательность подготовки проекта к защите, а также описание структуры и содержания комплекта необходимых документов для допуска дипломного проекта выпускающей кафедрой к защите.

Студентом-дипломником представляется типовой комплект документов, необходимых для допуска дипломного проекта к защите:

1. Дипломный проект.

2. Резюме на выпускника.

3. Справка о результатах внедрения предложений, разработанных в дипломном проекте (при наличии).

4. Доклад выпускника на защите дипломного проекта.

5. Иллюстрационный материал к дипломному проекту.

6. Отзыв руководителя дипломного проекта.

7. Рецензия.

8. Список публикаций студента (при наличии).

9. Результаты проверки на антиплагиат.

10. CD-R (CD-RW) с дипломным проектом и иллюстрационным материалом к нему.

Более подробно требования к каждому из документов описаны в тексте методических материалов, а сами образцы форм даны в приложении к нему. Завершаются методические материалы информацией о порядке защиты дипломного проекта.

Любое управленческое решение сопряжено со значительными затратами, которые должны перекрываться полученным социально-экономическим эффектом. Поэтому в методических рекомендациях раскрывается методология экономического обоснования дипломного проекта. Кроме того, в методических рекомендациях представлены методы расчета эффективности, с помощью которых студент сможет провести оценку сравнительных вариантов по различным направлениям дипломного проекта.

В современных условиях повышаются требования к правовой культуре будущих менеджеров. В свете этого возрастает значимость подраздела «Правовое обеспечение проекта».

Отметим также, что в рамках дипломного проектирования обязательно применение компьютерных технологий и прикладных программ.

Выбор темы дипломного проекта определяется потребностью развития и совершенствования предприятия заказчика, а также научной специализацией кафедры и её преподавателей.

Механизм, правила и последовательность процесса организации дипломного проектирования изложены в методических рекомендациях более подробно.

Предложенные подходы к организации дипломного проектирования позволяют резко повысить роль выпускающей кафедры в данном процессе, а также повысить качество последующего использования выпускающей кафедрой основных материалов и результатов дипломного проектирования.

Не позже чем за 10 дней до защиты дипломных проектов на выпускающей кафедре проводится обязательная предварительная защита дипломных проектов, что повышает качество основных выступлений на защите, так как умение выступать, отвечать на вопросы, работать с иллюстрационным материалом не приходит само по себе, опыт здесь трудно переоценить.

Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) получает возможность провести отбор дипломных проектов на конкурс на основании рейтинга, который включает следующие основные оценочные показатели: выполнение реального проекта по заказу предприятия, высокая практическая актуальность, экономическое обоснование проекта, использование элементов научно-исследовательской работы студентов, использование компьютерной техники, и программного обеспечения, правовое обеспечение проекта, дипломный проект в форме НИР, рекомендации к публикации в открытой печати, рекомендации к широкому внедрению, рекомендации на выставки, конкурсы любых уровней, к продолжению научных исследований в магистратуре, наличие публикаций по теме, внедрение материалов, выполнение комплексного дипломного проекта. Кроме того, рейтинг проектов повышается за умело и грамотно построенный доклад, исчерпывающие ответы на вопросы членов ГЭК и замечания рецензентов, находчивость, оригинальность, интерес к проблеме, владение специальным материалом, качество оформления, разноплановость и разнообразие иллюстрационного материала и другое.

Можно отметить и часто встречающиеся недостатки дипломных проектов: нерациональная структура, слабые выводы и предложения по проблеме, отсутствие экономического обоснования проекта, устаревшая нормативно-правовая база исследования, неполная или устаревшая библиография по проблеме, отсутствие или небольшое количество ссылок на использованные источники, невозможность или неумение оценить перспективность продолжения работы по данному научному направлению, неумение представить работу и т.д.


Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический раздел (теоретические и методические основы предметной области, проблемные вопросы и возможные пути их решения).

Глава II. Аналитический раздел (анализ объекта исследования и конкурентной среды, направления повышения эффективности работы предприятия (его конкурентоспособности)).

Глава III. Практический (экспериментальный) раздел (решение конкретной задачи менеджмента: конкретные мероприятия (рекомендации) по повышению эффективности работы предприятия (его конкурентоспособности) и выполнить расчет экономической эффективности (или обосновать социальную эффективность) от внедрения результатов дипломного проектирования на производстве).

Заключение

Список использованных источников и литературы (прил. 7)

Приложения

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

2.1. Основные понятия и термины

Приступая к подготовке написания дипломного проекта, необходимо ознакомиться с языком науки. В нем много сложных понятий, определений, терминов. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно студент - автор дипломного проекта может выразить мысль, объяснить тот или иной факт, сделать выводы или вступить в полемику с оппонентами.

Ниже приводится терминология, с которой студенту придётся работать в ходе написания дипломного проекта.

Актуальность темы - степень её важности в данный момент и в данной ситуации.

Концепция исследования - система научных взглядов на цели и задачи исследования и пути их решения.

Методология научного познания - учение о закономерностях, принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – область социальной действительности (социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. В качестве объекта исследования при написании работы могут выступать различные учреждения (организации, предприятия, фирмы, крупные структурные подразделения) любой организационно-правовой формы в социальной сфере и в гостиничном и туристическом бизнесе (Например: объектом исследования в настоящем дипломном проекте является туристическая компания «КиС» (ООО ТК «КиС»)).

Предмет исследования – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. В качестве предмета исследования могут выступать: структура, сфера деятельности по управлению учреждением (предприятием, организацией, фирмой) (Например: предметом исследования – является менеджмент в туристической компании ООО «КиС»). Предмет исследования может быть комплексным.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное[1]. В объекте исследования в целях научной направленности выделяется та его часть (область), которая служит предметом исследования.

В дипломном проекте четко должны быть указаны цель проекта и задачи менеджмента, которые решает дипломник для достижения цели.

Цель исследования – это планируемый конечный результат. Цель должна быть конкретной. В производственной деятельности цель характеризуется достаточно однозначно (объем продукции, снижение затрат и т.д.). Основной конечной целью исследования систем управления является обеспечение эффективного, наилучшего использования потенциальных возможностей сил, средств и ресурсов для успешного и своевременного выполнения поставленных задач.

Примерные формулировки цели дипломного проекта: «выработать предложения по совершенствованию (развитию) …», «разработать рекомендации по повышению (улучшению) …», «проектирование (разработка) …» и т.п. (Например: цель дипломного проекта – повышение эффективности менеджмента туристической компании ООО «КиС» за счет внедрения информационной системы управления CRM).

Конечная цель исследования достигается выполнением широкого круга задач, решение которых и составляет содержание исследования. Задача – это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, задание для решения. Конкретная производственная ситуация обычно порождает целый ряд разнообразных задач, требующих решения.

Научные задачи следует начинать со слов: «выявить …», «вскрыть …», «проанализировать …», «охарактеризовать …», «оценить …» и т.д. Наиболее значимыми являются следующие направления:

выявление основных факторов, вызывающих изменения в состоянии предмета исследования и оценка степени их влияния;

оценка состояния предмета исследования и выявление изменений в нем в пространственно-временном разрезе;

выявление резервов повышения эффективности функционирования предмета исследования.

Задачи должны быть решены с помощью современных методов менеджмента. Эффективность полученных решений должна быть подтверждена результатами расчетов основных экономических показателей для исследуемого объекта.

Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблемных вопросов, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Гипотеза - это научно обоснованное предположение служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза – это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и, в то же время, порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание.

Для познания управленческих процессов необходимо определить подходы и методы их исследования. Подход - направление научного познания, метод - от греческого methodos - путь к чему-либо - способ достижении какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности.

Понятие «метод исследования» многопланово. По своей сущности это способ мышления. Он основан на использовании проверенных практикой знаний для исследования конкретных событий и на применении установленных закономерностей к изучению еще не познанных явлений. По содержанию - это, отражение существенных сторон и связей объективно существующего мира. По форме метод исследования выступает как совокупность общих правил познания, выработанных исходя из практической и теоретиче­ской деятельности человечества. Применение того или иного метода в каж­дом случае определяется рядом условий. Первое из них - цель и характер задач, решаемых исследователем. Второе — наличие материально- технической и источниковой базы, на основе которой ведется исследование. Третье условие - состояние знаний по той или иной проблеме, квалифика­ция и опыт исследователя.

Методы научного исследования можно разделить на три группы: все­общий философский метод, общенаучные методы познания, специальные методы исследования.

Всеобщий метод познания - диалектика, включающая ее законы, кате­гории и принципы в качестве эффективного орудия познавательной деятель­ности, составляет основу всей системы методов, применяемых в любом ис­следовании. Он помогает исследователю научно подойти к решению постав­ленной проблемы, выбрать правильное направление в работе, раскрыть сущ­ность явления, закономерности его развития.

Среди общенаучных методов исследования, особое место занимают ис­торический и логический методы. При этом необходимо учитывать, что в исследовании не всегда применима проверка путем непосредственного на­блюдения, постановки эксперимента, идентичного его повторения и т.д. Важнейшая роль в познании управленческих процессов принадлежит мето­дам индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абст­рагирования, аналогии.

Невозможно обойтись в дипломном проекте без таких социологических методов как: опрос (анкетирование, интер­вью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестиро­вание); наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое); анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ).

Доказательность теоретических выкладок в современных условиях считается достаточной и полной только при условии совместного использования логических методов с методами математическими. При изучении систем управления принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно.

 

Методы исследования или решения задач исследования - инструмент получения фактического материала или достижения поставленной цели. Решения могут быть управленческими, экономическими, финансовыми, статистическими и т.п.

Общие методы научного познания обычно делятся на три группы:

1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т.п.).

2. Методы, используемые, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (анализ и синтез, моделирование и др.).

3. Методы теоретического исследования (от абстрактного - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному и др.).

Методологические источники исследования – труды представителей классической науки, ведущих отечественных и зарубежных учёных. Результаты научной методологической практики (отчеты научных конференций, конгрессов и др., труды коллективов НИИ, результаты НИР и НИОКР).

Границы исследования должны быть достаточными для глубокого анализа разрабатываемой темы. Рекомендуется указывать в границах: что является главным, а что сопутствующим в исследовании; что используется в труде из ранее разработанного, но необходимого для решения проблемы; что сознательно не рассматривается и по каким причинам.

Выводы - краткое изложение новых, полученных в исследовании существенных результатов, составляющих теоретическое и практическое значение проведенной исследовательской работы дипломником.

Текст дипломного проекта должен отличаться логичностью. Законы логики требуют, чтобы в ходе изложения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределённость. Отождествление различных понятий, категорий представляет собой одну из наиболее распространённых логических ошибок в дипломной работе (например, подмена понятий: предпринимательства – бизнесом, дохода - прибылью и т.д.).

Если в дипломном проекте есть подмена понятий, то это, в принципе, означает изменение предмета исследования. Такой проект следует переработать и представить на кафедру повторно.

Закон достаточного основания, как закон логики, требует, чтобы всякое суждение, которое высказывается в дипломной работе, было обосновано, т.е. всякая мысль должна в достаточной степени аргументироваться (доказательства обоснованности приводимых суждений).

Обязательным условием является соответствие характера решаемых студентом научных задач теме дипломного проекта по специальности «Менеджмент организации». В случае если декларированная цель исследования не достигнута, дипломный проект к защите не допускается.

 

2.2. Составление рабочего плана

Рабочий план дипломного проекта - это наглядная схема предполагаемого исследования. План помогает дипломнику представить проблему в различных вариантах. Этот план имеет произвольную форму и состоит из вопросов, связанных внутренней логикой исследования выбранной темы. Отдельные вопросы (рубрики) плана можно размещать на отдельных карточках, что позволит в результате ряда перестановок (последовательности) найти наиболее логичную и приемлемую для данного дипломного проекта схему их расположения.

План должен быть динамичным, гибким, чтобы можно было включить в него новые вопросы, аспекты, которые появились в процессе разработки проекта. В процессе составления плана необходимо обдумать и дать ответы на такие вопросы: что Вам известно по разрабатываемой проблеме и что необходимо узнать для того, чтобы разработать тему исследования (проект) на высоком научном и методологическом уровне?

Введение

Это необходимая вступительная часть дипломного проекта, в которой автор должен ответить в сжатой форме на вопрос «Что представляет собой дипломный проект?», для чего во введении отражаются:

обоснование актуальности выбранной темы исследования;

выбор и формулирование объекта и предмета исследования[2];

цель проекта;

задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели;

границы исследования;

теоретическая и методологическая база исследования;

характеристика исходной экономико-статистической базы;

структура дипломного проекта и краткая аннотация (содержание) её глав (Например: Пояснительная записка дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Во введении описаны… В I главе - рассматривается..., во II главе - анализируется..., в III главе - решается... В заключении сделаны… В приложениях представлены…);

теоретическая и практическая значимость исследования.

Объем введения не должен превышать 10-12% от общего объема дипломного проекта.

 

Глава I. Теоретический раздел (теоретические и методические основы предметной области, проблемные вопросы и возможные пути их решения)

Первую главу целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой предметной области. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов, иных источников, необходимой информации рассматривается сущность исследуемой предметной области, освещаются ее изменения за длительный период времени с целью выявления основных тенденций и особенностей развития, излагается собственная позиция студента. Кроме того, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным (неоднозначно освещаемым в научной литературе) вопросам.

Завершить рассмотрение этой главы необходимо освещением проблемных вопросов предметной области и анализом возможных путей их решения, обосновать свою позицию по данному вопросу.

Заключение

Эта часть дипломного проекта - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и результатов и их соотношение с общей целью и конкретными решенными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В заключении суммируются теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эф­фективности выполненных разработок.

Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы, а также однозначный вывод о достижении цели и решении задач дипломного проекта.

В заключении также указываются перспективы дальнейших исследований и нерешенные вопросы.

Объем заключения должен составлять 5-10% от общего объема дипломного проекта.

Приложения

Приложения в дипломном проекте не являются обязательными. К ним прибегают в трех случаях:

1. Когда какой-то теоретический или экспериментальный материал слишком велик и он затрудняет чтение дипломного проекта.

2. Когда автор хочет привести какой-либо вспомогательный материал.

3. Когда автор приводит материалы дополнительного, справочного или вспомогательного характера.

Приложения могут быть представлены таблицами, вспомогательными цифровыми данными, инструкциями, методическими материалами, компьютерными распечатками, иллюстрациями вспомогательного характера, формами отчетности, графиками, схемами, бланками и тому подобными документами, в том числе разработанными автором дипломного проекта. Приложения могут носить также и самостоятельный информационный характер и служить основаниями для выводов, делающихся в основном тексте.

Каждое приложение (новое по содержанию) начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», после которого следует цифра обозначающая его последовательность. Приложения нумеруются арабскими цифрами без знака № (Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Если в дипломном проекте одно приложение, то оно не нумеруется.

Приложение должно иметь заголовок. Заголовок приложения записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.

Нумерация страниц сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста. В тексте дипломного проекта на все приложения должны быть даны ссылки. Связь текста с приложениями осуществляется через ссылки со словами «… представлены в приложении 1.» или «(прил. 2)».

Приложения не входят в лимит 80-100 страниц, допускаемый для выпускной квалификационной работы.

Оформление текста дипломного проекта

Дипломный проект должен быть написан четким, ясным, грамотным языком. Важнейшими стилевыми особенностями которого являются: обобщенность изложения, насыщенность содержанием, лаконизм речи, конкретность, бесстрастность, объективность высказывания. Изложение материала должно удовлетворять основным логическим требованиям определенности, последовательности, доказательности.

Общие положения

Дипломный проект состоит из двух обязательных частей - пояснительной записки и графического материала.

Объем дипломного проекта составляет: пояснительная записка 80-100 страниц машинописного текста (без учета приложений), графический материал - 15-20 слайдов.

Оформление пояснительной записки должно соответствовать требованиям к работам, направляемым в печать. Пояснительная записка к дипломному проекту печатается на одной стороне стандартных листов белой односортной бумаги формата А–4 (210 х 297 мм) и должна иметь твердый переплёт.

Иллюстративный материал в виде рисунков, диаграмм, графиков, таблиц, схем, фотографий и др. содержится непосредственно в основном тексте пояснительной записки или приложениях.

Дипломный проект обязательно должен содержать расчетную часть. Результаты расчетов должны быть представлены в виде таблиц и графиков, выполненных в среде табличного процессора Microsoft Office Excel.

Дипломный проект должен содержать графический материал в виде презентации, выполненной в Microsoft Office Power Point (либо разработанные в виде раздаточного материала на отдельных листах формата А4, либо в виде плакатов формата А1) с выносимыми на защиту материалами.

Стиль изложения должен быть лаконичным и сочетаться с точностью, ясностью и понятностью изложения.

Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием корректирующей жидкостью и нанесением на том же месте исправленного изображения (текста) машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью. На одной странице текста допускается не более трех исправлений.

Фамилии, названия учреждений, фирм, географические названия и другие имена собственные приводятся в тексте на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить их на русском языке с добавлением в скобках (при первом упоминании в тексте) оригинального названия.

Текст основной части делят на разделы, подразделы, главы, пункты, подпункты. Наименования структурных разделов дипломного проекта должны служить заголовками соответствующих текстовых элементов проекта. Каждая глава (раздел) дипломного проекта должна начинаться с нового листа. Количество глав (разделов) дипломного проекта определяется темой.

Заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками структурных элементов дипломного проекта, разделов основной части и текстом должно быть не менее 1 интервала.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

При изложении материала особое внимание следует обратить на взаимосвязь глав (разделов) и параграфов (подразделов) – все структурные элементы должны логически следовать друг за другом.

Опираясь на выводы по результатам анализа, дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации управленческого процесса. При подготовке этой части работы студент должен учесть следующие принципы:

системный подход, т.е. учет всех или большинства взаимообусловленных задач управления организацией;

сравнительно-исторический подход с позиции перспективного развития, т.е. как оперативного, так и стратегического управления;

объективность, когда доказательность выводов подтверждается фактическим материалом;

реалистичность, что предполагает постановку только реально достижимых целей в управлении и развитии учреждения (предприятия, организации, фирмы) и регулярную корректировку процесса их достижения.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основе анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник должен сформулировать полные и аргументированные практические предложения.

Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала

Цифровые данные, если они играют существенную роль в дипломном проекте, представляют в виде таблиц.

Таблица - это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; например: «Таблица 3» без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте дипломного проекта только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце (рис. 1).

Таблица 1

Оборотные средства компании в 2010 г.

Статья Тыс. руб.
1. Текущие активы 193 689
2. Текущие пассивы 15 495
3. Чистый оборотный капитал 178 194

Примечание. Таблица составлена по материалам исследования.

Рис. 1. Пример оформления таблиц.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, если того требуют размеры таблицы.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. 1» (рис.2). Заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дублируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

 

Продолжение табл. 1

Статья Тыс. руб.
   
   
   

Примечание. Таблица составлена по материалам [2, 7, 15].

Рис. 2. Пример оформления переноса таблиц.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и сопоставимыми, основу их группировки должны составлять существенные признаки.

На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте (Например: Данные приведены в таблице 1 (ее порядковый номер без знака №) или Данные представлены ниже (табл. 1)).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» (без знака №). Если в проекте приводится только одна таблица, то ее не нумеруют.

Если в своем изложении Вы можете обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении обращаться с количественным материалом. Помещать в дипломный проект таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые Вами данные нуждаются в наглядном сопоставлении.

Большие таблицы помещают в приложения в качестве справочного материала.

Использование формул в работе также подчиняется определенным правилам. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.

Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту. Те формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.134 с.)