Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сцена из балета «Спящая красавица»
• Какие искусства задействованы в различных видах театра? Вспомните, какой спектакль про-извел на вас самое сильное впечатление. Почему?
• Послушайте фрагмент музыки балета «Ярославна» Б. Тищенко. Какие чувства, зрительные об-разы он у вас вызвал? Проанализируйте почему.
• Посмотрите фрагмент фильма-оперы «Князь Игорь» на музыку А. Бородина. Что особенно вас захватило: игра актеров, музыка, декорации, сюжет?
• Найдите в тексте «Слова о полку Игореве...» эпизоды, созвучные фрагментам оперы и балета.
• Вспомните и спойте известные вам хиты из мюзиклов и рок-опер.
Искусство предвосхищает будущее
С. Риччи. Персей с головой медузы Горгоны
Э. Берн-Джонс. Персей и стигийские нимфы
Дар
Предвосхищения В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя — Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчес-
тва, а потом, когда девушка отверг-ла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревян-ном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.
Так же порой происходит и с про-изведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают уди-вительным даром предсказывать буду-щее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. Что же помогает этим людям преду-гадывать события? Может быть, инту-иция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех не-обходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество
может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.
Поскольку художественное мышле ние лучше, чем у других людей, раз вито у художников, композиторов писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание ре альности, именно они чаще всего делают удивительные прогнозы, кото рые часто через какое-то время сбы
ваются.
Произведения искусства не предвосхищали исторические собы тия, научные открытия, развитие тех нического прогресса и др. Энергия
искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспри-нимающих.
Не менее важны произведения искусст-ва, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социаль-ных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.
И. Билибин. Баба-Яга в ступе
В. Васнецов. Ковер-самолет
• Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления
и события будущего.
• Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение — на примере извес-
тных вам произведений разных видов искусства.
Художественно-творческое задание.
Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб-разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу- дущего.
Какие знания дает искусство?
Ж.-Э. Лиотар. Шоколадница
В. ван Гог. Вороны над пшеничным полем.
Искусство помогает людям обра-тить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.
Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.
В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, худож-ник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине
«Шоколадница» разложил свет по за-конам, в то время еще неизвестным физике.
Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подвод-ной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид ин-женера Гарина» — появление лазера.
Художник В. Кандинский, разрабо-тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению за-дач современной психологии и арте-рапии (исцеления искусством). Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о на-учных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эк-сперименты или делать опыты. Но из
них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой,
как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интере-сов личности. Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие про-изведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, — воздушные потоки. Своеобразная, буд-то хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соот-ветствующее математическому описанию турбулентного пото-ка, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явле-ние турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф стано-вится именно турбулентность.
Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной
стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столе-тия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голо-сами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.015 с.) |