Практика по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста



ПРАКТИКа по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста

1.1. Область применения методических рекомендаций

Методические рекомендации практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальностям 050144 Дошкольное образование и 050710 Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки).

Цели и задачи практики пробных занятий

Практика по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста является составной частью профессионального модуля ПМ.05 «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Практика имеет целью освоение студентами следующего вида профессиональной деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса.

Практика по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций в дошкольных образовательных учреждениях.

С целью овладения вышеназванным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста должен:

иметь практический опыт:

- анализа иразработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;

- участия в создании предметно-развивающей среды;

- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;

- оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;

- определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;

- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

- создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;

- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

 

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на практику по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста: всего – 2 недели, 72 часа.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста

3.1. Тематический план практики пробных занятий

Коды проф. компетенций Наименования разделов Задания Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика)  
 
 
1 2 3 4  
ПК 5.1., 3.9., ОК 1-11 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Задание № 3,4 24  
ПК 5.2. ОК 1-11 Создавать в группе предметно-развивающую среду. Задание № 1,2 18  
ПК 5.3. ОК 1-11 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Задание № 5,6 12  
ПК 5.4. – 5.5. ОК 1-11 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Задание № 7 14  
ПК 3.9 Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. Задание № 8    
  ИТОГО:      

Содержание практики

Задания для студентов

ЗАДАНИЕ № 1.

1. Изучите документ «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «20» июля 2011 г. № 2151.

2. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения, опираясь на принципы В.А.Петровского (см. приложение №1)

3. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе требованиям, указанным в документе (см. п. 1), содержанию программы ОУ, возрастным особенностям детей группы и указанным принципам.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (В.А.Петровский):

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости и закрытости.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

 

ЗАДАНИЕ № 2.

Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.

В дневниках практики зафиксируйте пошаговую работу по корректировке предметно-развивающей среды, которая представлена в приложении №2.

 

ЗАДАНИЕ № 3.

Ознакомьтесь с годовым планом работы ДОУ (укажите, кем и когда утвержден): основные задачи paботы в текущем году (актуальность, конкретность формулировок, учет условий работы детского сада, основные направления работы).

Ориентируясь на годовой план работы ДОУ, составьте развернутый план работы на месяц в качестве старшего воспита­теля, который должен быть одобрен заведующим ДОУ. Составляя план, используйте предлагаемую форму:

  Формы работы   План месяца
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
         

 

В формах работы необходимо отразить их разнообразие (при необходимости): подготовку и проведение педсовета, консультаций, семинаров, оказание индивидуальной помощи, изучение опыта, срез знаний, анализ образовательной деятельности (НОД), проверка планов воспитателей, изучение и оказание помощи в оформлении наглядной пропаганды для родителей, оформление выставок, документации, подготовка к проведению родительских собраний, работа по самообразованию, пополнение материалов методического кабинета, взаимодействие со школой, творческими группами и др.

 

ЗАДАНИЕ № 4.

Составить перспективный план работы воспитателя на месяц в одной из дошкольных групп (в произвольной форме).

Составить тематический план работы на неделю (по форме, используемой в ДОУ, где проходила практика). В плане отразить:

- Интеграцию образовательных областей;

- Индивидуальную работу с детьми;

- Самостоятельную деятельность детей.

ЗАДАНИЕ № 5.

Оцените качества профессиональной деятельности 5 педагогов (по выбору) и свои.

Внастоящее время от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением, поэтому проблема оценки качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Нужно помочь педагогу видеть собст­венные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для этой цели предлагается две анкеты, изучающие уровень профессиональной деятельности педагога и индивидуальные профессиональные особенности специалиста-педагога (см. приложение №4).

 

ЗАДАНИЕ № 6.

Проведите знакомство с педагогическими кадрами ДОУ.

Познакомьтесь с составом воспитателей (образование, общий стаж работы, стаж работы в данном учреждении, расстановка по группам). Выясните образование и стаж работы старшего воспитателя (методиста).

Проанализируйте распределение обязанностей меж­ду старшим воспитателем (методистом) и заведующим по руковод­ству и контролю методической и воспитательной рабо­той.

Ознакомьтесь с функциональными обязанностями стар­шего воспитателя (методиста) (см. приложение №3), его основной документацией, графи­ком работы, циклограммой. Выделите его профессиональ­ные и личностные качества, стиль работы.

Выполняя это задание, проведите хронометраж рабочего времени старшего воспитателя в течение недели по следующей схеме:

    Дни недели Виды деятельности
Кон­троль в груп­пах, анализ работы воспи­тателей   Проверка планов воспита телей Орга­низация методических мероприятий Работа в методическом кабинете
пла­ниро­вание   Оформление методических материалов Подготовка к проведению мероприятий
             

 

ЗАДАНИЕ № 7.

Разработать подробный план двух методических мероприятий (см задание № 3, формы на выбор).

В плане проведенных мероприятий выделяются:

- титульный лист, на котором указываются тема, вре­мя, место проведения, список присутствующих;

- план подготовки к мероприятию;

- литература, используемая при подготовке;

- план-конспект мероприятия.

Разработать проект по теме, указанной ниже и выступить с ней на методическом совещании (например, на Педагогическом вторнике).

Предлагаемые темы:

1. Планирование работы воспитателя (группа на выбор).

2. Организация детского досуга в ДОУ.

3. Организация самообслуживания дошкольников.

4. Перспективное планирование развития игровой деятельности (группа на выбор).

5. Создание предметно-развивающих условий для художественно-эстетического воспитания в разных возрастных группах.

6. Создание развивающей среды в разных возрастных группax с учетом новых федеральных государственных требований.

7. Гибкий режим, его особенности и организация в разных возрастных группах.

8. Новые формы работы с родителями.

9. Педагогическая диагностика и ее использование в работе методиста и воспитателя.

10. Повышение социально-психологической культуры воспитателя.

И другие (по согласованию с администрацией ДОУ).

Тему отчета следует выбирать с учетом основной работы ДОУ, его приоритетных направлений. При изложении материала необходимо продемонстрировать знание нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, раскрыть эффективные формы методической работы с воспитателями.

 

Отчет может быть выполнен с применением видеозаписи проведенных мероприятий, в виде папки- раскладушки с комментариями, презентации, организации выставки и т.д.

ЗАДАНИЕ № 8.

Отчетная документация.

1. Дневник по практике (с отзывом, подписью воспитателя и печатью)

2. Перспективный, тематический планы.

3. Материалы по подготовке к методическому совещанию.

4. Аттестационный лист.

5. Лист самооценки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Проанализировать особенности предметно - развивающей среды группы.

Цель: Проанализировать состояниеразвивающей среды группы с учетом направленности образовательного учреждения опираясь на принципы В.А.Петровского.

1. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе.

2. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе, указанным принципам.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (В.А.Петровский):

9. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

10. Принцип активности, самостоятельности творчества.

11. Принцип стабильности-динамичности.

12. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

13. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

14. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

15. Принцип открытости и закрытости.

16. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 2013г.

2. п.45. Имущество и средства ДОУ СанПиН 2.4.1.2660-10 (от 22.07.2010 №91) для ДОУ. Требования к территории, зданию, помещениям и оборудованию СанПиН 2.1.2.1188-03. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 №986 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

3. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151 "Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Литература:

1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001

2. Рыжова Н.А.Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Алгоритм проектирования предметно-развивающей среды представляет систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании.

1 шаг. Сформулируйте цели и задачи работы. Для этого проанализи­руйте образовательную программу группы детского сада. Формулиро­вание задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.

2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной рабо­ты с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:

- учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

- игры и игровые материалы для самостоятельной детской дея­тельности;

 

- специальное оборудование для детских видов деятельности (иг­ровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).

Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

3 шаг. Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространст­венной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходи­мости и материальных возможностей).

4 шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умы­вальной и других комнатах), придерживаясь принципа нежесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.

5 шаг. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.

Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.

6 шаг. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.

Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы за каждой игрой, пособием было четко закреплено определенное пространство.

7 шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в пред­метно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом со­держание образовательной программы, предположительную динамику; развития детей, приобретение новых игровых материалов.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг пред­ставляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время — часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационно- педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели — проектирование предметно-развивающей среды для обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

1. Оценки уровня профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

 

№ П.п. Критерии (показатели) комплексной оценки Баллы    
  Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошколь­ного образования      
  Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здо­ровья воспитанников      
  Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста      
  Объем педагогических знаний      
  Применение на практике положений дошкольной педагогики и психологии      
  Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образо­вания      
  Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образователь­ных программ дошкольного образования      
  Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования      
  Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей      
  Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников      
  Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов инди­видуального развития воспитанников      
  Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе      
  Создание предметно-развивающей среды      
  Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки)      
  Участие в творческой, экспериментальной работе ДОУ      
  Планирование и реализация работы по самообразованию      
  Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования      
  Педагогическое просвещение родителей воспитанников      
  Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества      
  Использование в педагогической деятельности информационных технологий      
  Культура делопроизводства педагогов      
  Всего баллов      

 

О баллов - показатель не проявляется/не соблюдается;

1 балл - низкий уровень;

2 балла - средний уровень;

3 балла - высокий уровень.

Уровень профессионализма педагога.

15-29 баллов - низкий уровень профессионализма. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерны отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности; следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, потребностей родителей, социального заказа общества; ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.

30-43 балла - конструктивный (эвристический) уровень. Свидетельствуют о том, что педагог является личностно ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией; он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. В большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, ко­ординирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.

44-63 балла - исследовательский (креативный) уровень. Педагог-мастер - компетентный ис­следователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.

Интернет ресурсы

1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru

2. Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru

3. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru

4. Российский портал открытого образования www.openet.ru

5. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru

6. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ www.youth-rf.nm.ru

7. Сайт межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru

8. Российский образовательный портал www.school.ru

9. Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru

10. Сайт «Все о высшем образовании» www.examen.ru

11. Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru

12. Репетитор www.repetitor.ru

13. Государственная Академия инноваций www.gain.ru

14. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru

15. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

16. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru

17. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru

18. Рефераты www.4student.ru

19. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru

20. Народная библиотека www.biglid.com.au

21. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru

22. Документы и рефераты по педагогике www.refstudy.ru

23. Рефераты и курсовые www.referat.studentport.su

24. Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru

  1. psyparents.ru Детская психология для родителей. Знакомимся с программой «Развитие»
  2. pedlib.ru Педагогическая библиотека. Программа «Развитие» (основные положения)
  3. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада
  4. http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
  5. http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)

 

ПРАКТИКа по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста

1.1. Область применения методических рекомендаций

Методические рекомендации практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальностям 050144 Дошкольное образование и 050710 Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.073 с.)