Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономико-социальная структура и политическая история государства ахеменидов в v-iv вв. До Н. Э.
1. Возникновение и история до реформ Дария (см. воп. 44). 2. Конец VI: реформы Дария, хотя и несли в себе зачатки причин будущего упадка Ахеменидов, на тот момент блестяще организовали огромный имперский механизм и позволили направить его силы на решение насущных проблем. Дарий захватывает СЗ Индии, эгейские города, колонии на чёрном море. Единственный провал – скифы (т. к. кочевники). Под занавес века (500 г) - восстание в Милете под рук. Аристагора. V: в 493 восстание подавили (милетцы обращались к Афинам и Спарте за поддержкой. Поддержали А., но не серьёзно). Первый опыт г-п войн – Марафон в 490. Персидское войско не может эффективно противостоять фаланге – оно создано для азиатских войн, но выводов не сделали. После такого поражения – ряд восстаний, начинающийся с египетского в 486 (т. к. огромные налоги и нет традиции единства). В 486 умирает Дарий. Ксеркс справляется с восстаниями (Египет, Вавилон) и в 480 идёт на Грецию. Армия в 100000. Сперва – успехи до Саламина. Там сокрушительное поражение (сентябрь 480). Ксеркс бежит, но остаётся военачальник Мардоний. Его громят в битве при Платеях в 479. Греки развивают успех, выгоняют персов с Балкан и громят их в МА (битва у Микале, 479). В результате поражение – недовольство в Персии. В 465 убит Ксеркс, на его месте Артаксеркс I (465-424). В его царствование происходит неудачное восстание в Египте, поддержанное афинянами (460-454). Воспользовавшись слабостью Персии, афиняне захватывают Кипр, нанеся персам 2 тяжёлых поражения (у берегов Кипра и на Кипре в 449 – конец г-п войн). Следствие – Каллиев мир 449 г.: города МА под персами только формально, фактическая граница проходит по Галису; Кипр – афинянам; греки не поддерживают восстаний в Персии. Во время Пелопонесской войны персы поддерживают то одну, то другую сторону. В конце концов склоняются к Спарте (дело рук Тиссаферна), с их помощью она и побеждает (Греция под Спартой должна быть слабее Греции под Афинами, т. к. Спарта начала гнить ещё в ходе Пелопонесской войны). Афинской опасности больше нет, но шатается и сама Персия: ряд восстаний 411-408, восстание в Египте (405-342), восстание Кира Младшего (см. «Анабасис», воп. 40; разгромлено в 401). К тому же что-то против Персии пытаются делать спартанцы (они в МА при Сардах наносят крупное поражение персидским войскам). Персы справляются с внутренними неурядицами (кроме Египта), а против Спарты возрождают Афины. Спарта разгромлена, Греция в руинах => Анталкидов мир 386: возвращаются к границам до г-п войн.
Однако в самой Персии стабильности не прибавилось. Множество восстаний. Фактически, разваливается. Последний взлёт – Артаксеркс III (359-336). Объединяет Персию в старых границах, но попал на заговор. Вместо него – Дарий III – последний царь. С 334 начинается поход Александра. Его войско – по модели полисного, но в разы сильней. Три битвы: при Гранике (334, вход в Персию), при Иссе (333, за западные провинции: Сирию => Египет) и при Гавгамелах (331, за то, что осталось). Все проиграны. Конец – 330 год. 3. Экономика: при таких размерах основой может быть только с/х, т. к. городов ещё мало. В основном – земледелие, где-то скотоводство. Держат две главных житницы: Вавилонию и Египет. Земли в основном царские (хозяйство царя – самое крупное) и частные (т. к. раздачи огромных имений чиновникам, членам царской семьи, частным лицам, воинам по границам и за службу). Развитое ремесло. Мощная торговля (постепенно затухала (см. воп. 44) хотя делали всё для неё – 2-ой Суэцкий канал (первый сделан в Саисе), охраняемые хорошие дороги). 4. Соц.: главная роль – у чиновников. Они же – главные держатели земли. Общинники, горожане средней руки - дойные коровы. Платят серебром (постепенно разоряясь) и трудовой повинностью. Особая группа – ветераны и воины на службе. Им выдавалась земля, на которой они или их родственники работали. За неё служили. Когда служба не нужна – переводят на подать. Постепенно эта группа разорялась и теряла значимость, хотя при первых царях – костяк армии (вместо них греческие наёмники). Рабство везде по разному. В общей экономике не играли значительной роли. В основном, строят (тогда - курташ), работают на виллах знати. 28)Крушение Ахеменидской державы.
29)Индская цивилизация во II тыс. до н.э.
Индская цивилизация.
1. Хронология. XXIII-XVIII вв., или на век раньше. 2. Территория. Долина Инда (СЗ Индии). 3. Этнос и язык. Европеоиды (к югу были и австралоиды). По языку, вероятно, протодравидийцы. 4. Устройство. Очень туманно. Земледелие возникает ещё с VI тыс. (поселенцы с севера). Во 2 пол. III тыс. – первые города. Не замкнутая культура – связи с Эламом и Аккадом. Важнейшие города – Мохенджо-Даро и Хараппа. Кроме того: Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал (порт на юге). 5. Особенности планировки городов: - две части: цитадель с основными постройками (дворец, храм, зернохранилище) и собственно поселение. - правильная планировка с широкими улицами, делящими город на большие кварталы, сочетается с разбродом и нагромождением домов в этих кварталах (возм., одна из причин упадка). - лучшая в древнем мире канализация. Бассейны и комнаты для омовений не только во дворцах. 6. Экономика. Металл – бронза. Мало что можно сказать о с/х. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Первыми освоили хлопок. Развито строительство (из обожённого кирпича), керамика лепная с растительным орнаментом, развито ткачество (понятно, раз хлопок). Есть торговля как внутренняя (находки каменных гирь), так и внешняя (в Мес. Находят инд. печати). 7. Социум. Только догадки. Они такие: было государство, было храмовое хозяйство, было соцнеравенство. 8. Культура. Письменность ещё не дешифрована, но она даст немного, т. к. надписи в основном на печатях (6-7 знаков). Письмо, очевидно словесно-слоговое. Распространена мелкая пластика (камень, бронза) – как люди (танцовщица), так и боги (мать). Также множество печатей. Религия: земледельцы => культ деревьев, богини-матери. Мужское божество занималось тем, что сидело в йогической позе в окружении 4 зверей – владыка 4 стран света. По всей видимости важно ритуальное омовение. 9. Исчезновение в XVIII в. по неизвестным обстоятельствам, но, судя по археологии, хирели долго. Возможно, из-за нерационального ведения хозяйства. Но точно не из-за племён, которые начинают в это время вторгаться с севера.
Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно ХХШ—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две - в Месопотамии и Египте,—расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-ге годы прошлого века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.
Открытие городов III тысячелетия до н, э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне. Лишь в последнее время начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и ропись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали. Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона. Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лртхал—важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки. Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек—административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники. Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира. Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления о сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах), Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур). Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она- изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от аналогичных культовых статуэток предшествующего времени, Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати (в отличие от Месопотамии не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, было указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство Месопотамии), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д. Несомненно, изображения животных—буйвола, «единорога» и т. п.—также имеют сакральный смысл. Одна из наиболее распространенных сцен—бык перед особого типа «кормушкой»—видимо, указывает на ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Печати и другие характерные предметы хараппскои культуры находят порою далеко за пределами долины Инда — в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Древнего Востока. Основная часть предметов индийского происхождения в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т, е. последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского побережья. С концом «культуры Хараппы» заметен явный регресс, а такие достижения индской цивилизации, как градостроительство, искусство, письменность, были утрачены почти полностью или совсем. дной из первых была гипотеза (до сих пор имеющая сторонников) о разрушении городов (а следовательно, и цивилизации в целом, поскольку города являлись основным ее носителем) вторгшимся в Индию внешним врагом — племенами индоарийцев. Значительное внимание в последние годы уделяется изучению природных условий северо-запада Индии в III—II тысячелетиях до н. э., чтобы установить, не имели ли их изменения (например, изменения климата) последствий, которые для слабо оснащенного техникой древнего общества могли бы оказаться разрушительными. Что именно послужило причина упадка цивилизации однозначно утверждать нельзя.
30)Арийская проблема.Ведийский период.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.026 с.) |