Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первобытная архитектура. Мегалиты.
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХИТЕКТУРА. МЕГАЛИТЫ.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| -
| -
| На территории всего мира
Бронзовый век
4—2-е тыс. до н.э.
XXX—XI вв. до н.э.
| Мегалит
Менгир
(«длинный камень»)
|
| -
| -
| На территории всего мира
Бронзовый век
4—2-е тыс. до н.э.
XXX—XI вв. до н.э.
| Мегалит
Дольмен
(«каменный стол»)
|
| -
| -
| На территории всего мира
Бронзовый век
4—2-е тыс. до н.э.
XXX—XI вв. до н.э.
| Мегалит
Кромлех
(«каменный круг»)
|
|
ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Стоунхэндж
| -
| Англия (совр.)
Бронзовый век
3-е тыс. до н.э.
с 3000 по 2000 гг. до н.э.
| Мегалитическая архитектура
Кромлех
«Стоунхендж» с англ.: «Висячий камень»
Древнейшая обсерватория (?)
|
| Бизоны Альтамиры
| -
| Испания (совр.)
Пещера Альтамира
Каменный век
Верхний (поздний) палеолит
Культура Мадлен
15—10-е тыс. до н.э.
| Наскальная живопись
Краска: минеральные пигменты + животный жир
(ср.: «натуральный макет», костяные рельефы Ла-Мадлен, петроглифы)
|
| Виллендорфская Венера
| -
| Австрия (совр.)
Каменный век
Верхний (поздний) палеолит
24—22-е тыс. до н.э.
| Первобытная скульптура
Палеолитическая Богиня-мать
Известняк, подкрашенный охрой
Высота – 11 см
|
|
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Эпос о Гильгамеше
| -
| Древняя Месопотамия
(Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон)
Первые клинописные таблички с текстом эпоса - XVIII в. до н.э.
В Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии (столице Ассирии) был обнаружен и впоследствии расшифрован наиболее полный текст эпоса на аккадском языке, относящийся к VII в. до н.э.
| Клинописная табличка
Клинопись- наиболее древняя система письма, возникшая в Древней Месопотамии ок. 3300 г. до н.э. Знаки наносились заостренной палочкой по сырой глине. Язык клинописи – шумерский, аккадский (ассиро-вавилонский) и др.
|
| Зиккурат в Уре
| -
| Шумерское царство
г. Ур
XXI в. до н. э.
реконструкция XX в.
| Зиккурат
(с вавилонского «вершина», в архитектуре Древней Месопотамии - ступенчатая башня)
|
| Стела Хаммурапи
(Свод законов Хаммурапи)
| Хаммурапи
(ок. 1810—1750 гг. до н.э.) – царь Вавилона, в чье царствование был составлен Свод законов -один из первых правовых документов мира.
| Вавилонское царство
г. Вавилон
XVIII в. до н.э.
1755—1752 гг. до н. э.
| Стела
Диорит
(темно-коричневый камень, один из основных скульптурных материалов Древней Месопотамии, см. Статуя Гудеа и др.)
Высота стелы – 2,25 м
|
|
ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Роспись гробницы Нахта
| -
| Древний Египет
Новое Царство
Ок. XV в. до н.э.
| Стенопись
См. также: «симультанизм», канон, фронтально-фризовая композиция, иерархичность
|
| Папирус Ани
(Книга Мертвых)
| -
| Древний Египет
Новое Царство
Ок. XIII в. до н.э.
| Папирус
|
| Акробатка
(Танцовщица)
| -
| Древний Египет
Новое Царство
Ок. XIII-XII вв. до н.э.
| Остракон
(этюд на черепке сосуда)
Ср. «остракизм» в Древней Греции
|
|
АНТИЧНАЯ ЖИВОПИСЬ.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Александрова мозаика
| Помпейская копия
Оригинал - Филоксен из Эретрии
| II в. до н.э. – не позднее
79 г. н.э. (извержение Везувия и гибель Помпеи)
Древний Рим, Помпеи
| Монументальная живопись
Сюжет: «Битва при Иссе»
Римская мозаика
(мозаика, собранная из тессер (кубиков) смальты)
Способ укладки:
опус вермикулатум
См. также: опус барбарикум, опус тесселатум, флорентийская мозаика
|
| Вилла Мистерий
| -
| I в. до н.э. – не позднее
79 г. н.э. (извержение Везувия и гибель Помпеи)
Древний Рим, Помпеи
| Монументальная живопись
Фреска «а-секко»
(фреска по сухой штукатурке)
II древнеримский (помпеянский) стиль
I – рустованный
II – архитектурный
III - орнаментальный
IV - фантастический
|
| Юноша в золотом венке
| -
| Сер. II в. н.э.
Древний Рим, Фаюм
| Станковая живопись
Погребальный портрет
Фаюмский портрет
Энкаустика
(восковая темпера)
Ср.: иконопись, икона «Синайский Пантократор»
|
|
АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптура Древней Греции
| Скульптура Древнего Рима
|
ГОТИКА ФРАНЦИИ. XII—XIV вв.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Собор Парижской Богоматери
(Нотр-Дам де Пари)
| Пьер де Монтрёй
(1200—1267 гг.)
| XII—XIV вв.
Франция, г. Париж
См. также:
Разработка готической конструкции – аббат Сугерий (1081—1151 гг.),
аббатство Сен-Дени, Франция.
См.: «Божественный мрак» (Св. Дионисий Ареопагит), также: Фаворский свет, Преображение.
Термин «готика» – Джорджо Вазари (1511—1574 гг.)
| Готический собор
См. также: романская архитектура
Разрез собора:
1 – контрфорсы
2 – аркбутаны
3 – пучки колонн
4 – нервюрные своды
5 – пинакль
6 – горгулья
7 – окна-бифоры
См. также: стрельчатая арка, окно-трифора
|
| Шартрский собор
Витраж
Богоматерь прекрасного стекла
| -
|
XII—XIV вв.
Франция, г. Шартр
Витраж «Богоматерь прекрасного стекла» создан до 1194 г.
| Готический собор
Витраж деамбулатория
См.: «шартрская синь»
План собора (условный):
1 – нартекс
2 – нефы
3 – трансепт
4 – пресвитерий
5 – апсида
6 – деамбулаторий
7 – венец капелл
|
|
| Сент-Шапель
| Пьер де Монтрёй
(1200—1267 гг.)
Основатель капеллы:Людовик IX Святой
(1214—1270 гг.)
| 1242—1248 гг.
Франция, г. Париж
См. также: лучистая готика
Капелла создана для хранения константинопольских реликвий (1204 г. – взятие Константинополя крестоносцами)
| Готическая капелла (часовня)
Травея (ячейка нефа):
1 – нервюра / щёковая арка
2 – нервюра / ожива
3 – замковый камень
4 – запалубка свода
5 – пучок колонн
6 – пята свода
Витражи:
7 – окна-квадрифоры
8 – роза
|
|
СОБОРЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Успенский собор
| Аристотель Фиораванти
(1415—1486 гг.)
Фрески, иконостас:
Дионисий
(Ок. 1440—1510 гг.) (Выдано «сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне»)
| 1479 г., Московский Кремль
Собор был возведен при Иване III (1462–1505 гг.) итальянским архитектором Фиораванти.
Для росписи иконостаса и алтаря был приглашен Дионисий (сохранились только фрески алтарной преграды).
В Успенском соборе четыре столетия проводилось венчание на царство русских царей. Главный храм Русского государства. Патриарший кафедральный собор.
| Пятиглавый трехнефный шестистолпный пятиапсидный храм
См.: собор «аки един камень»
Ср. Успенский собор во Владимире (XII в.)
|
| Благовещенский собор
| Псковские зодчие
Иконостас 1405 г.:
Деисусный ряд:
Феофан Грек
(Ок. 1340–1405 гг.)
Икона «Рождество»:
Андрей Рублев
(Ок. 1375—1428 гг.)
Не сохранившаяся роспись 1508 г. – сын Дионисия Феодосий
| 1489 г., Московский Кремль
Домовый храм Великих князей и русских царей, был возведен при Иване III. Считается первым златоглавым собором на Руси. В создании утраченных фресок и иконостаса участвовал сын Дионисия Феодосий, и, возможно, сам Дионисий. Сохранились иконы древнего иконостаса кисти Рублева и Феофана Грека. При Иване Грозном – перестроен. Фрески в галереях (XVI в.) изображают, в частности, Аристотеля, Платона, Сократа и других философов.
| Девятиглавый трехнефный, четырехстолпный, трехапсидный храм
Ряды иконостаса (снизу вверх): местный, пядничный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий.
Девятиглавие – Девять чинов ангельских.
|
| Архангельский собор
| Архитектор:
Алевиз Новый
| 1508 г., Московский Кремль
Усыпальница Великих князей московских
| Пятиглавый трехнефный шестистолпный трехапсидный храм
См.: Оформление закомар декоративными раковинами, пилястры с коринфскими капителями вместо лопаток и др. элементы венецианского палаццо.
|
|
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. XV в.
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Великолепный Часослов
Герцога Беррийского
Цикл «Времена Года», «Февраль»(слева)
«Анатомический человек»
(справа)
| Братья Поль, Эрман и Ян Лимбурги
и другие миниатюристы
| Начало XV в.
Франция
| Книжная графика
Иллюминированный манускрипт
Миниатюра
Пергамент / пергамен(сыромятная кожа), акварель
|
|
| Гентский алтарь
| Ян Ван Эйк
(1390—1441 гг.)
(Гентский алтарь был начат братом художника, Хубертом ван Эйком)
| 1432 г.
Фландрия, г. Гент
Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. Пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец-Христос. Верхняя часть – Бог-Отец и предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Креститель, Адам и Ева и сонмы ангелов.
| Алтарь
(полиптих)
Дерево, масло
(традиционно считается одним из первых произведений
масляной живописи)
|
| Мадонна канцлера Ролена
| Ок. 1435 г.
Франция, Бургундия,
г. Оттён
Автопортрет художника – фигура, стоящая спиной в глубине в центре композиции.
См. также: «Семейство Арнольфини» и др.
| Станковая живопись
(Одно из первых произведений станковой живописи в современном значении)
Холст, масло
|
|
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520 гг.)
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Автопортрет
| Рафаэль Санти
(1483—1520 гг.)
Рафаэль - ученик Пьетро Перуджино
(1446—1524 гг.)
«Обручение Марии»
П. Перуджино
(1500—1504 гг.)
«Обручение Марии»
Рафаэль(1504 г.)
| 1504—1506 гг.
г. Флоренция
Рафаэль родился в 1483 г. в Урбино в семье художника, учился в мастерской Пьетро Перуджино, затем, с 1504 г. практиковался во Флоренции («Прекрасная Садовница», «Автопортрет» и др.).
В 1508 г., благодаря своему земляку Донато Браманте (1444-1514 гг.), главному архитектору Ватикана, переехал в Рим, где работал более десяти лет, вплоть до своей неожиданно ранней смерти в 1520 г.
| Один из первых автопортретов в станковой живописи
Дерево, масло
47,5x33 см
См.также: «рисованная» переписка Рафаэля с
Дюрером
|
| Афинская Школа
| 1511 г., Ватикан, Станца дела Сеньятура («Комната Подписей»)
Станцы («комнаты») Рафаэляв Ватикане созданы художником по заказу Папы Юлия II. Самая известная из них – «Афинская школа» - символ единства античности и современности и, шире, идеального и материального. В ней, в образах античных философов, изображены Леонардо-Платон (в центре), Микеланджело-Гераклит (сидит, опершись на куб) и сам Рафаэль (правый угол фрески).
| Фреска
550 х 770 см
Рафаэль. «Портрет Папы Юлия II» (1511 г.)
|
| Освобождение Святого Петра из темницы
| 1512—1514 гг.
Ватикан, Станца д'Элиодоро
Развитие идеи и техники кьяроскуро в новой для живописи Ренессанса ночной сцене, с естественным и мистическим источниками освещения. Решение фрески во многом предвосхищает художественный поиск эпохи барокко.
| Фреска
ширина — 560 см
|
|
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520 гг.)
Название
| Автор
| Дата, место
| Вид, жанр
| Изображение
| Сикстинская Мадонна
| Рафаэль Санти
(1483—1520 гг.)
| 1512—1513 гг. (?), г. Рим
«Сикстинская мадонна» -произведение, на протяжении нескольких столетий считавшееся вершиной мировой живописи, как в технологическом и эстетическом (для художников классицизма и академизма), так и в концептуальном плане, как образец воплощения идеи богоспасаемого человечества, выраженной в произведении искусства, в особенности – для русских писателей (А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой)
| Холст, масло
256 × 196 см
Богоматерь с Младенцам с предстоящими Св. Сикстом и Св. Варварой и двумя путти – крылатыми младенцами. В чертах Мадонны, как гласит легенда, угадывается образ возлюбленной Рафаэля, Форнарины, дочери сиенского пекаря (см. «Дона Велата»).
|
| Мадонна в кресле
| 1513—1514 гг.
г. Рим
| Тондо
Дерево, масло
71 х 71 см
|
| Портрет Бальдассаре Кастильоне
| 1514—1515 гг.
г. Рим
Бальдассаре Кастильоне – выдающийся писатель эпохи Возрождения, автор трактата «О придворном».
«Правда состоит в том, чтобы говорить то, что думаешь, даже если заблуждаешься»
Б. Кастильоне
| Холст, масло
82 х 67 см
|
|
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХИТЕКТУРА. МЕГАЛИТЫ.
|