Психолого-педагогическая характеристика ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика ребенка



 

I. Общие сведения о ребенке.

1. Фамилия, имя, пол, возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие.

2. Характеристика условий семейного воспитания ребенка, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, контроль со стороны родителей за поведением ребенка.

3. Взаимоотношения в группе:

– отношение группы к ребенку (положение в коллективе, пользуется ли любовью, чем определяется это отношение);

– отношение ребенка к группе (с кем дружит, бывают ли конфликты с детьми, в чем их причина).

 

II. Характеристика основных видов деятельности.

1. Игровая деятельность: уровень развития сюжетно-ролевой игры и игровой деятельности.

2. Трудовая деятельность: сформированность трудовых умений и навыков.

3. Учебная деятельность: уровень общей способности к обучению, мотивы учения.

 

III. Характеристика и уровень развития познавательных процессов.

1. Особенности и уровень развития внимания.

2. Степень развитости восприятия.

3. Особенности и уровень развития памяти.

4. Особенности и уровень развития мышления.

5. Степень развитости воображения.

 

IV. Особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера и способностей.

 

V. Психологическое заключение.

 

VI. Рекомендации: а) педагогам; б) родителям ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

 

 

Психолого-педагогическая характеристика
детского коллектива

 

I. Общие сведения о детской группе.

1. Количество детей, половой, возрастной, национальный состав.

2. Время существования группы.

 

II. Структура группы детей.

1. Статус детей, в том числе «лидеры», «отверженные».

2. Микрогруппы, мотивы объединения детей, взаимоотношения между ними.

 

III. Психологический климат в группе.

 

IV. Личность педагога и его влияние на детскую группу (взаимоотношения детей и воспитателя, изучение особенностей особенности общения педагога с детьми).

V. Выводы и рекомендации.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ К

 

Форма описания коррекционно-развивающего занятия

 

Занятие №...

Тема:

Цель:

Задачи:

Оборудование:

Содержание:

Структура коррекционно-развивающего занятия

1. Приветствие, планирование игр и упражнений (3 мин.)

Рефлексия предыдущего занятия (3—5 мин.).

2. Основное содержание занятия (в зависимости от возраста и проблем ребенка) (от 20 до 40 мин.).

3. Рефлексия завершающего занятия (3—5 мин.).

4. Прощание (3—5 мин.).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

 

Схема описания консультативной беседы

1. Объект беседы.

2. Тема беседы.

3. Цель и задачи беседы.

4. План беседы.

5. Содержание беседы (опорные понятия, вопросы, структура беседы).

6. Характер беседы(атмосфера группы, заинтересованность или безразличие родителей (педагогов), трудность изложения материала беседы и другие особенности хода мероприятия).

7. Источник темы беседы(тема беседы обусловлена запросом детского психолога или воспитателя, инициативой родителей).

8. Используемая литература при подготовке беседы.

9. Дополнительные сведения(используемые приемы и средства, привлекаемые к организации беседы, связь с научной деятельностью студента, субъективная оценка проведенной беседы).

ПРИЛОЖЕНИЕ М

 

Примерная схема психологического портрета
личности учащегося

 

1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, (в отчете возможно заменить инициалами), возраст, образование, социальная характеристика семейной ситуации, место учебы.

2. Конституционные особенности. Тип телосложения (атлет, пикник, астеник, диспластик), рост, описание лица, бросающиеся в глаза признаки.

3. Мимика. Преобладающее выражение лица (живое, выразительное, улыбчив).

4. Пантомимика. Особенности физических движений, осанка, походка, жестикуляция, характерные движения, позы и т.д.

5. Речевая активность.

5.1. Устная речевая активность: голос громкий, тихий; тембр резкий, приглушенный, фальцет; скорость речи; многословие; ясность высказывания, строение синтагм (простые, сложные фразы, незаконченность/завершенность фраз), богатство лексики, характерные слова, междометия, слова-паразиты, ошибки и т. д.

5.2. Письменная речевая активность: почерк мелкий, крупный, острый закругленный и т. д. (как ведутся записи, конспектирование, богатство/бедность языка).

6. Свойства нервной системы. Определение силы — слабости нервной системы по индикаторам активности.

7. Свойства и тип темперамента.

7.1. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность / интровертированность, эмоциональная возбудимость.

7.2. Тип темперамента.

8. Свойства характера.

8.1. Инструментальная (волевая) подструктура характера определяется выраженностью следующих свойств:

Самообладание: выдержка (контролирует внешний рисунок поведения при сильном внутреннем возбуждении, вспышки гнева подавляются сознательными усилиями и прочее);

Целеустремленность, настойчивость (несмотря на помехи, преграды и отвлекающую стимуляцию, длительно и стойко стремится к поставленной цели, к выполнению принятого решения, не испытывает особых колебаний при принятии решения);

Дисциплинированность (придерживается внутренне принятых правил, предписаний, следует распорядку дня).

8.2. Терминальная (содержательная, ценностная) подструктура характера включает в себя четыре главных отношения, вокруг которых выстраиваются все свойства характера;

Отношение к людям (близким, родным, мало- и незнакомым). Главным параметром отношения к людям является оппозиция: добрый, гуманный/злой, негуманный. Эта оппозиция, в свою очередь, проявляется в следующих свойствах: доброжелательность / недоброжелательность в общении; открытость, искренность во взаимодействии; честность, порядочность; социометрический статус, критерии выбора товарищей и т. д.

Отношение к себе определяется тем, насколько богата, дифференцирована «Я-концепция», т. е. собственный образ: как относится к наличию у себя некоторых свойств, какие черты характера хотел бы сформировать и от каких избавиться. Сюда же входит параметр адекватности самооценки: насколько она завышена или занижена, каков уровень притязаний, соответствие уровней притязаний и возможностей.

Отношение к деятельности. Сквозным стержнем здесь является оппозиция «трудолюбивый/ленивый». В какой сфере проявляет наибольшую активность. Насколько прилежен, добросовестен в деятельности, насколько в ней успешен. Насколько охотно и добросовестно выполняет общественные поручения.

Отношение к жизни. Мажор или минор в общей линии поведения и деятельности, видит ли перспективы в своей жизни, вообще всего человечества (оптимист/пессимист). Удовлетворён своим прошлым, настоящим, будущим. Какое «Я» более развито: ретроспективное, актуальное, перспективное?

9. Интернальная (потребностно-мотивационная) сфера.

Как развита ориентировочная потребность, сфера интересов, широта; глубина и стойкость интересов; социальность/антисоциальность интересов; есть ли образцы для подражания, идеалы, кумиры и т.д.. Мотивация учебной деятельности (нравится сам процесс познания, открытие нового, стремление стать образованным, культурным человеком, самоутверждение через учебу, стремление получить похвалу за хорошую работу, избежать наказания за двойки и прочее). Мотивация внеучебной активности.

10. Потенциальная сфера личности (способности).

10.1. Общие способности:

10.1.1. Перцептивные возможности: наблюдательность (богатство/бедность, точность, детальность ощущений и образов восприятия); доминантные виды ощущений и восприятия (зрительные, слуховые); пороги чувствительности, дифференцированная чувствительность;

10.1.2. Память: модальность и тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); свойства памяти (объем памяти, быстрота запоминания, точность запоминания, длительность хранения информации, готовность к воспроизведению информации).

10.1.3. Мышление и воображение (общий уровень умственного развития):

- тип мышления по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое);

- по характеру решения задач (теоретическое, практическое), по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное); преобладание первой или второй сигнальной системы;

- продуктивность ума (критичность, стереотипность, глубина, поверхностность, пластичность, ригидность, широта, узость, быстрота, замедленность мыслительных операций);

- способность к рефлексии (анализу собственного поведения, активности своего мышления, воображения, эмоционального состояния);

- способность к мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, опосредования;

- социальный интеллект (умение чувствовать ситуацию, логику ее развития, исход, возможность влияния на ситуацию, возможность управлять людьми и строить продуктивные взаимоотношения);

- богатство / бедность, индивидуальность воображения, общая эрудиция.

10.1.4. Характеристики внимания: производительность – непроизводительность внимания; способность к концентрации; объем, устойчивость внимания; распределение и переключаемость внимания.

10.2. Специальные способности (музыкальные, литературные, математические, спортивные и т. д.).

11. Выводы и рекомендации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.01 с.)