Экономичность судовой энергетической установки и турбоагрегата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономичность судовой энергетической установки и турбоагрегата



Показатели экономичности. Судовая энергетическая установка (СЭУ) характеризуется рядом показателей, анализ которых приводится в соответствующем курсе.

Здесь же рассмотрим влияние некоторых факторов на экономичность СЭУ и на конструктивные особенности турбоагрегата.

Тепловая экономичность СЭУ оценивается либо удельным расходом топлива b ec эу, кг/(кВт ч), либо эффективным КПД η ес эу .

Первая величина равна количеству топлива, расходуемого на выработку 1кВт. ч энергии, b есэу = 3600 B/Ne;

вторая — отношению полезной работы к химической энергии топлива:

 

η ес эу = Ne / B Qрн = 3600 / b есэу Qрн

 

где Ne — мощность, передаваемая движителю, кВт;

В — секундный массовый расход топлива, кг/с;

Qрн — удельная теплота сгорания топлива, кДж/кг.

 

КПД паротурбинной установки η епту может быть также выражен через термический КПД цикла ηt и КПД соответствующих элементов:

η епту = ηt ηПГ ηеТ ηВ ηВ.П

 

где ηt — термический КПД цикла;

ηПГ — КПД парогенератора;

ηеТ — эффективный КПД турбоагрегата;

ηВ — КПД валопровода;

ηВ.П — и коэффициент, учитывающий расход энергии на собственные нужды.

 

Экономичность и массогабаритные показатели СЭУ характеризуются также удельным расходом рабочего тела de кг/(кВт ч), под которым понимают отношение расхода рабочего тела к эффективной мощности установки:

 

de = 3600 G / Ne.

 

Удельный расход пара на эквивалентную турбину, т. е. турбину, работающую без отборов при тех же начальных и конечных параметрах пара и развивающую заданную мощность, равен:

 

b е0= 3600 / H0 η е

 

Из приведенных формул следует, что экономические показатели СЭУ зависят от параметров рабочего тела, тепловой схемы и совершенства отдельных элементов.

 

 

Размещение ктэу на судне

 

Способ размещения КТЭУ на судне зависит от класса судна, рода выполняемых им задач, объемов энергетических помещений, типа тепловой схемы энергетической установки и от многих других факторов.

Для одновального судна обычно применяется совместное размещение котельной и турбинной установки в едином машинно-котельном отделении (рис. 82. а). При этом работу единственного ГТЗА могут обеспечивать один - два главных котла.

Размещение всех главных и вспомогательных механизмов в одном отсеке судна способствует сокращению длины трубопроводов обслуживающих систем, главных и вспомогательных паропроводов, облегчает управление и наблюдение за работой установки из поста дистанционного управления.

Вариантов размещения основного оборудования КТЭУ на судах, имеющих две, три и четыре линии вала, намного больше.

 

Основными способами размещения КТЭУ при этом являются:

- линейный;

- эшелонный;

- совмещенно-эшелонный способы размещения.

 

Линейное размещение

При линейном размещении КТЭУ на судне котлы располагаются в котельных отделениях, главные турбины – в турбинных отделениях. При этом все турбинные отделения судна располагаются в корме за всеми котельными отделениями. Возможны два варианта линейного размещения.

Первый вариант (рис. 82. б) предполагает размещение всех котлов судна с обслуживающими их системами в котельном отделении, всех турбоагрегатов – в следующем за ним машинном отделении. При таком размещении достигается максимальная компактность установки, минимальная протяженность энергетических помещений, систем и паропроводов.

При этом возможна работа каждого котла на свой ГТЗА, или с помощью перемычек по паровым и водяным системам допускается работа в следующих вариантах:

- левый котел на правый ГТЗА,

- правый котел на левый ГТЗА,

- работа одного котла на оба ГТЗА.

 

Недостатком такой схемы размещения является тот факт, что при аварийном повреждении котельного (либо машинного) отделения, все котлы (или турбины) выходят из строя, что делает невозможным дачу судном хода.

Второй вариант линейного размещения (рис. 82. в) предполагает размещение каждого котла с обслуживающими системами в своем котельном отделении, каждого ГТЗА – в своем машинном отделении.

При этом обеспечивается повышенная живучесть установки (при аварийном повреждении одного из котельных или машинных отделений судно не останется без хода, практически всегда остается возможность дать ход от неповрежденного котла или ГТЗА), но такой вариант размещения увеличивает протяженность помещений энергетической установки, длину паропроводов и систем ГЭУ.

 

Рис. 82. Способы совмещенного, линейного и совмещенно-эшелонного размещения КТЭУ на судне.

МО – машинное отделение; КО – котельное отделение; МКО – машинно-котельное отделение; НМКО – носовое МКО; КМКО – кормовое МКО; ОВМ – отделение вспомогательных механизмов.

 

Эшелонное размещение

 

В такой схеме размещения КТЭУ (рис. 83) каждое машинное отделение судна размещается вслед за обслуживающими его котельными отделениями. При этом котельные и машинное отделения, работающие совместно, образуют автономный эшелон энергетической установки.

В случае двухвальной схемы размещения эшелоны имеют наименования: носовой (или правый) и кормовой (или левый).

При трехвальной схеме размещения – носовой, средний и кормовой эшелоны. С помощью межэшелонных перемычек по паровым системам и конденсату, возможна работа котлов одного эшелона на ГТЗА любого другого эшелона.

Эшелонное размещение основных механизмов КТЭУ обеспечивает самую высокую степень живучести энергетической установки среди других схем размещения, но в то же время энергетические помещения при такой схеме размещения обладают самой большой протяженностью по длине судна.

 

Совмещенно - эшелонное размещение

 

Совмещено-эшелонная схема размещения оборудования КТЭУ предполагает расположение в каждом машинно-котельном отделении двух главных котлов вместе с обслуживаемым ГТЗА (рис. 82. г). При этом значительно сокращается длина паропроводов и трубопроводов обслуживающих систем, повышается удобство эксплуатации установки.

Оба эшелона – носовой и кормовой – являются автономными, но с помощью перемычек по пару и обслуживающим системам возможна работа котлов носового эшелона на оба ГТЗА, или ГТЗА кормового эшелона; и котлов кормового эшелона на оба ГТЗА, или ГТЗА носового эшелона.

Между МКО размещается отсек вспомогательных механизмов, в котором расположены турбогенераторы, опреснительные установки, вспомогательная котельная установка, пароэжекторные холодильные машины и другое вспомогательное оборудование.

Совмещенно-эшелонная схема размещения КТЭУ достаточно компактна и обладает повышенной живучестью из-за сокращения длины энергетических помещений, числа вспомогательных механизмов, длины дымоходов и паропроводов.

Живучесть установки также повышается за счет включения промежуточного отсека с расположенными в нем вспомогательными механизмами.

 

Рис. 83 Способы эшелонного размещения КТЭУ на судне.

 

 

Рис. 3.Схема расположеиия машинно-котельной установки при четырехвальной установке

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВЫХ ТУРБОМАШИН

 

Судовые турбомашины классифицируют по следующим признакам.

1. По роду рабочей среды:

- различают турбины паровые и газовые.

В паровых турбинах рабочей средой (теплоносителем) является водяной пар, в газовых — смесь продуктов сгорания с избыточным воздухом или нейтральный газ, например гелий.

 

2. По назначению:

- главные и вспомогательные.

Главные турбины приводят во вращение гребной вал и, в свою очередь, разделяются на турбины переднего хода (ТПХ) и турбины заднего хода (ТЗХ).

Вспомогательные турбины применяются для привода вспомогательных механизмов, обслуживающих главную энергетическую установку и хозяйственно-бытовые нужды (электрогенераторы, вентиляторы, насосы и т. д.).

 

3. По числу ступеней:

- многоступенчатые и одноступенчатые.

Главные турбины выполняют многоступенчатыми, вспомогательные, как правило, одноступенчатыми.

 

4. По способу передачи мощности:

- прямодействующие и с передачами.

Прямодействующие турбины применяют только в качестве вспомогательных. Главные турбины могут иметь зубчатую или электрическую передачу, вспомогательные — только зубчатую передачу.

Наибольшее распространение имеет зубчатая передача, к. п. д. которой достигает 97 — 98%. Электропередача используется на судах специального назначения: ледоколах, пассажирских судах.

Прямая передача возможна, если приводной механизм (электрогенератор, компрессор, вентилятор и др.) допускает высокую частоту вращения.

 

5. По направлению вращения:

- реверсивные и нереверсивные.

Реверсивные работают на передний и задний ход и применяются в качестве главных.

Нереверсивные используются в качестве вспомогательных турбин и в качестве главных в установках с винтом регулируемого шага, а также в установках с электрической передачей, где реверс осуществляется гребным электродвигателем.

 

6. По расположению роторов:

- горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальное расположение роторов принимается для главных и вспомогательных турбин, вертикальное — только для вспомогательных турбин.

В судовых установках в основном используют горизонтальные турбины, удобные в обслуживании и ремонте. Вертикальные турбины занимают небольшую площадь машинного отделения, поэтому они предпочтительнее для судов специального назначения в качестве привода вспомогательных механизмов (турбоциркуляционные насосы, турбовентиляторы).

 

7. По направлению потока рабочего тела

- осевые, радиальные и центростремительные.

 

У осевых турбин поток рабочего тела по проточной части движется по направлению оси турбины, у радиальных от центра к периферии рабочего колеса, у центростремительных — от периферии к центру.

Радиальные и центростремительные турбины в судовых условиях применяются очень редко.

Более распространены осевые турбины. Они позволяют иметь большую агрегатную мощность и высокий к. п. д.

 

8. По характеру рабочего процесса:

- активные и реактивные.

Активные турбины могут быть как вспомогательными, так и главными (ТВД, ТСД, ТНД). Реактивные применяют в качестве турбин среднего и низкого давления главного турбоагрегата.

 

Для паровых турбин дополнительно принята следующая классификация.

1. По числу корпусов:

Турбина является частью судового турбоагрегата, в который, кроме нее, входят зубчатая передача, конденсатор — в паровом турбоагрегате, турбокомпрессоры и камера сгорания — в газотурбинном.

В зависимости от числа турбин, входящих в паровой турбоагрегат, различают:

- многокорпусные и однокорпусные турбины.

Однокорпусные турбины используются в качестве главных только при низких начальных параметрах пара.

В однокорпусном агрегате одна турбина, в многокорпусном — две или три.

Однокорпусные турбоагрегаты применяют, если число ступеней в турбине не превышает 10 — 12 активных или 20 — 25 реактивных. При большем числе ступеней применяют многокорпусные турбоагрегаты.

 

2. По давлению пара на выходе турбины:

- конденсационные турбины;

- турбины с противодавлением.

Турбины с противодавлением строятся как вспомогательные.

В конденсационных турбинах пар отводится в конденсатор, в котором поддерживается давление ниже атмосферного (0,0049—0,0098 МПа), давление отработавшего пара в турбинах с противодавлениемвыше атмосферного. В основном применяются конденсационные турбины.

 

3. По давлению пара р0 на входе (перед регулирующими органами) турбины:

- турбины низкого давления 0 = 1,0-3,0 МПа, пар сухой насыщенный или слабо перегретый);

- турбины среднего давления (р0 = 5,0-6,0 МПа, t0 = 450-500 °С);

- турбины высокого давления (р0 >6,0 МПа, t0>500 °С).

 

Паровые турбины в зависимости от начального состояния пара разделяют на турбины перегретого пара и влажнопаровые.

В первых турбинах большинство ступеней работает в области перегретого пара, во вторых — в области влажного пара.

Более высокий К. П. Д. имеют турбины перегретого пара, поэтому они имеют наибольшее распространение. Влажнопаровые турбины используют в установках с ядерным топливом. Они работают на слабоперегретом или сухом насыщенном паре.

 

4. По числу протоков пара:

- однопроточные;

- двухпроточные.

В судовых установках чаще используются однопроточные турбины, двухпроточные применяются только как турбины низкого давления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.067 с.)