Вопрос №20.Специфические методы физического воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №20.Специфические методы физического воспитания.



К специфическим методам ФВ относятся: а) строгорегламентируемого упражнения – каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. б) игровой метод – организации двигательной деятельности в форме подвижной игры. Это деятельность организуется на основе содержания. Условий и правил игры. в) соревновательный метод – метод организации упражнений в форме соревнований. Испо льзование методов этого направления позволяет: а) обучать двигательным действиям любой сложности; б) избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела (вплоть до выделения движений в отдельном суставе); в) строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной; г) избирательно развивать отдельные двигательные способно­сти до возможного предела; д) обеспечивать индивидуализацию в процессе физического вос­питания; е) использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом людей (от новорожденных до очень старых и боль­ных). В практике физического воспитания используется большое раз­нообразие этих методов. Усл овно их можно разделить на две груп­пы: а) методы обучения двигательным действиям и б) методы,' преимущественно направленные на воспитание физических спо­собностей. В зависимости от сложности техники двигательным действиям можно обучать в целом или по частям. Метод целостного разучивания. Он заключается в том, что двигательное действие разучивается и отрабатывается при много­кратном его повторении целиком. Данный метод используется при начальном разучивании срав­нительно несложных по технике двигательных действий или таких, расчленять которые без грубых искажении выделяемых частей невозможно. Мет од целостного многократного выполнения двигательного действия может использоваться в следующих вариантах: а) повторное исполнение с последовательной отработкой частей двигательного действия; б) исполнение с отработкой деталей техники; в) повторное стандартное исполнение в целях закрепления дви­гательного навыка; г) исполнение с возрастающими усилиями или скоростями; д) исполнение в изменяющихся условиях и ситуациях внешней обстановки; е) исполнение в условиях неблагоприятного состояния организ­ма и психики занимающегося (на фоне утомления, сильных эмо­ций, затрудненных условий для зрения и слуха). Метод обучения действиям по частям. При таком методе систе­ма движений расчленяется на относительно самостоятельные час­ти (подсистемы), которые разучиваются с последующим соедине­нием в единое целое. методы, направленные на воспитание физических способностей Методы строго регламентированного упражнения, направлен­ные на укрепление здоровья, воспитание двигательных способно­стей и улучшение телосложения, представляют собой варианты сочетания различных форм внешней нагрузки и отдыха. Виды нагрузок. Стандартные (объем и интенсивность) и переменные (интенсивность мышечной работы меняется), прогрессирующие, убывающие – увеличение объема мышечной работы, варьирующие – переключаются с одной деятельности на другую. Виды отдыха между нагрузками. Различают три вида интервалов отдыха: полный, сокращенный и оптимизированный. Полный интервал отдыха - это отдых, когда нагрузка приходится на фазу полного восстановления работоспособности. Сокращенный интервал отдыха – нагрузка приходится на состояние не полного восстановления. Оптимизированный отдых – нагрузка совпадает с фазой сверхвосстановления. Игровой соревновательный метод Сущ­ность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Хар актерными чертами игрового метода являются: а) большая эмоциональность, на фоне которой протекают дви­гательная деятельность и поведение занимающихся; б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.); в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникно­вение в условиях постоянно изменяющейся ситуации; г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры. Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методологические особенности игрового метода, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимаю­щихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утом­ляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных дей­ствий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой ме­тод не, может быть использован для разучивания новых двигатель­ных действий. Позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности. Игровой метод обладает широкой доступностью, как для детей, так и для взрослых. В ФВ детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок. Метод организации упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод стимулирует максимальную мобили­зацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека. Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способ­ностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными дейст­виями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимаю­щихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны со­ревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести сущест­венный вред их здоровью.

Вопрос №21. Характеристика двигательных умений и навыков.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека подвлиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е.способами управления со стороны сознания человека. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представля­ет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:

- постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относи­тельно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;

- относительная нестандартность параметров и результата дей­ствия при его воспроизведении, избыточная (не заданная програм­мой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно

под влиянием сбивающих факторов;расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего

прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны.

Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные

ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном

повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение

переходит в навык (таб. 1). Это достига­ется постоянным уточнением и

коррекцией движения. В результа­те появляется слитность, устойчивость

движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык пред­ставляет собой такую форму реализации двигательных

возможнос­тей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

К числу таковых, в отличие от признаков двига­тельного умения, относятся:

-повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его

детали, сколько на реализацию общей цели;

- выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к

сбивающим факторам;

- выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.

Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения

тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при

минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой

прочностью и надежностью исполнения.

 

22. Общая физическая подготовка в физическом воспитании (определение, задачи, критерии).

Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.Общая физическая подготовка является основным, базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление системы ФК. Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Общая физическая подготовка определяет уровень и темпы развития основных двигательных способностей человека. Задачами общей физической подготовки являются: Укрепление здоровья и Развитие всесторонних физических качеств;

Воспитание трудолюбия, настойчивости, интереса к ФК; Расширение фонда двигательных умений и навыков; противодействие неблагоприятным влияниям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, содержание отрицательного влияния процессов старения; Обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития человеческого организма; Укрепление сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы. Создание базы для специальной физической подготовленности к конкретному виду деятельности: трудовой, военной, спортивной.

Критерии:

1.результаты их медицинского обследования. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие человека и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2.уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

Определяются такие критерии как: общая физическая работоспособность, быстрота движений, гибкость(подвижность) суставов, сила мышц, кистей, вестибулярная устойчивость, сила мышц рук и спины.

23. Специальная физическая подготовка (определение, содержание и краткая характеристика)

Специальная физическая подготовка боксера.

Основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности. Физическая подготовка неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических способностей, отвечающих, в данном случае, специфике бокса. Это упражнения в координации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения, бой с тенью, упражнения на специальных боксерских снарядах (мешке, грушах, мяче на резинах, на лапах и др.) и специальные упражнения с партнером. Специальную физическую подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, основная цель которой — возможно более широкое развитие двигательных качеств, применительно к требованиям бокса, и основную. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность и специальный фундамент. Систематическими тренировками добиваются быстрого исполнения действий, максимально сокращая паузы между ними, что определяет темп боя и скоростную выносливость.Если в циклических видах спорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста— высокая выносливость), то у боксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство в бросках на определенное расстояние, выносливость и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.026 с.)