Терминология и язык инклюзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминология и язык инклюзии



То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Основная задача этого раздела – привлечь внимание к лексике, которую предпочитают использовать люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Это – не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с инвалидами.

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, в статьях популярной газеты «Московский комсомолец», обращающихся к проблемам инвалидов, употребляются чудовищные словосочетания – «калеки», «слепые в городе» и т.п.. В английском языке на смену уничижительного слова handicap пришел нейтральный термин disable, который ввели в обращения сами инвалиды, считающие, что это верное слово. У нас же в России пока еще не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям.

Более того, русская "толерантная" терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Например, в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение "человек с ограниченными возможностями". Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), а "по умолчанию" многие воспринимают словосочетание "человек с ограниченными возможностями" как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями??? Компромиссным вариантом может служить: "человек с ограниченными физическими возможностями" (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как "физические"). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! При этом, если мы идем от человека, а не от его «дефекта», то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».

Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах:

ИСПОЛЬЗУЙТЕслова и понятия, не создающие стереотипы: ИЗБЕГАЙТЕслов и понятий, создающих стереотипы:
Человек (ребенок) с инвалидностью   Больной, искалеченный, неполноценный, с дефектом здоровья
Обычный человек, Человек без инвалидности Нормальный / здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект / увечье / несчастье
Человек (ребенок) с ДЦП (детский церебральный паралич), имеет ДЦП Страдает ДЦП, «дцпэшник»
Человек, перенесший полиомиелит Имеет инвалидность в результате полиомиелита Человек, который перенес болезнь / стал инвалидом в результате... Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Человек с особенностями развития / с особенностями в развитии, с ментальной инвалидностью, с особенностями ментального развития Отсталый, умственно неполноценный, человек с задержкой в развитии, с ментальными нарушениями
Ребенок с особенностями развития   «Тормоз», слабоумный, ребенок с задержкой в развитии
Человек с синдромом Дауна Ребенок (дети) с синдромом Дауна «Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна)
Человек с эпилепсией Люди, подверженные эпилептическим припадкам (приступам) Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками
Люди с психическим или эмоциональным расстройством Человек с особенностями психического развития Сумасшедший, псих, люди с психиатрическими проблемами
Незрячий / невидящий, слабовидящий человек, инвалид по зрению Слепой, совершенно слепой  
Неслышащий, слабослышащий человек, инвалид по слуху Глухой, глухонемой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остаточным слухом

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «Избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же многие инвалиды считают их оскорбительны и не рекомендуют пользоваться ими в речи?

Это можно пояснить на примере результатов нашего исследования 2001 года. На пяти семинарах сотрудники РООИ «Перспектива» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение.

Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

«прикован к коляске» – очень распространенное выражение, которое ассоциируется со словами «обреченность», «цепи»;

«глухонемой», «немой» – эти слова ассоциируются с невозможностью общения, с отсутствием контакта;

«больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный »;

«паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» – такие слова вызывают сочувствие и жалость;

«калека», «слабоумный», «даун» – вызывается брезгливость;

«псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» – слова, связанные с непредсказуемостью, с опасностью и, как следствие, вызывающие страх (воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений);

выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации;

 

слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

 

Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными, – например такой, слишком длинный и не вполне точный оборот, как «человек с ограниченными физическими возможностями». Практически не употребляются в устной речи и словосочетания «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении».

С другой стороны, есть сленг, которым пользуются сами инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребление таких слов, как «спинальник», «шейник», «колясочник» (про людей с различными последствиями травмы спинного мозга), «опорник» (про людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), «тотальник» (про людей с полной потерей зрения). Но не следует ожидать, что эти выражения смогут употребляться широко и станут понятны широкой публике без объяснения. Данные слова также не стоит употреблять в присутствии детей, так как они могут вызвать непонимание.

 

На что нужно обязательно обратить внимание при выборе слов и выражений – следует избегать стереотипов!

 

«Жертвы» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека.

Человек, который, «несмотря на что-то», «преодолел трудности» и «ведет нормальную жизнь» – тоже очень распространенный стереотипный образ, препятствующий равноправной интеграции в общество.

«С него нужно брать пример здоровым людям!» – создавая такой образ, автор незаметно для себя впадает в покровительственный тон, опять зачисляя инвалида в разряд больных людей.

 

Стремясь к аккуратности и корректности, избегайте поспешных обобщений и предположений!

 

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, Когда не знаешь, как правильно себя вести, – чувствуешь себя неловко и скованно. Поэтому – не стесняйтесь спрашивать как будет правильнее у самих инвалидов!

Пример 10 общих правил этикета,

Которые используются работниками общественных служб (первоначально были составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США).

 

1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или сурдопереводчику), который присутствует при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. Если Вы отходите от группы в сторону, то не забывайте информировать об этом вслух.

4. Если Вы предлагаете помощь:

(а) ждите, пока ее согласятся принять;

(б) затем спросите сперва, что и как именно делать.

Если Вы не поняли, то не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени точно также как и с другими детьми, а с подростками и старше – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим затруднения при общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы не поняли собеседника

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.019 с.)