Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терминология и язык инклюзии
То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Основная задача этого раздела – привлечь внимание к лексике, которую предпочитают использовать люди с инвалидностью, когда речь идет о них. Дело не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный образ, но и в том, что некоторые привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительные стереотипы. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям – что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность. Это – не правила (не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения!), а всего лишь рекомендации, которые могут помочь нам наладить контакты и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с инвалидами. Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций. В России этот процесс только набирает силу: например, в статьях популярной газеты «Московский комсомолец», обращающихся к проблемам инвалидов, употребляются чудовищные словосочетания – «калеки», «слепые в городе» и т.п.. В английском языке на смену уничижительного слова handicap пришел нейтральный термин disable, который ввели в обращения сами инвалиды, считающие, что это верное слово. У нас же в России пока еще не прижилась политически корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русская "толерантная" терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Например, в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение "человек с ограниченными возможностями". Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), а "по умолчанию" многие воспринимают словосочетание "человек с ограниченными возможностями" как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями??? Компромиссным вариантом может служить: "человек с ограниченными физическими возможностями" (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как "физические"). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово … «инвалид»! При этом, если мы идем от человека, а не от его «дефекта», то лучше всего сказать «человек с инвалидностью».
Рекомендуем: когда вы говорите или пишете об инвалидах:
Почему так говорить нельзя?
Некоторые слова, перечисленные в колонке «Избегайте», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же многие инвалиды считают их оскорбительны и не рекомендуют пользоваться ими в речи? Это можно пояснить на примере результатов нашего исследования 2001 года. На пяти семинарах сотрудники РООИ «Перспектива» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов: «прикован к коляске» – очень распространенное выражение, которое ассоциируется со словами «обреченность», «цепи»; «глухонемой», «немой» – эти слова ассоциируются с невозможностью общения, с отсутствием контакта; «больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный »; «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» – такие слова вызывают сочувствие и жалость; «калека», «слабоумный», «даун» – вызывается брезгливость; «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» – слова, связанные с непредсказуемостью, с опасностью и, как следствие, вызывающие страх (воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений); выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации;
слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными, – например такой, слишком длинный и не вполне точный оборот, как «человек с ограниченными физическими возможностями». Практически не употребляются в устной речи и словосочетания «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении». С другой стороны, есть сленг, которым пользуются сами инвалиды, общаясь между собой. Они считают нормальным употребление таких слов, как «спинальник», «шейник», «колясочник» (про людей с различными последствиями травмы спинного мозга), «опорник» (про людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), «тотальник» (про людей с полной потерей зрения). Но не следует ожидать, что эти выражения смогут употребляться широко и станут понятны широкой публике без объяснения. Данные слова также не стоит употреблять в присутствии детей, так как они могут вызвать непонимание.
На что нужно обязательно обратить внимание при выборе слов и выражений – следует избегать стереотипов!
«Жертвы» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. Человек, который, «несмотря на что-то», «преодолел трудности» и «ведет нормальную жизнь» – тоже очень распространенный стереотипный образ, препятствующий равноправной интеграции в общество. «С него нужно брать пример здоровым людям!» – создавая такой образ, автор незаметно для себя впадает в покровительственный тон, опять зачисляя инвалида в разряд больных людей.
Стремясь к аккуратности и корректности, избегайте поспешных обобщений и предположений!
Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника, Когда не знаешь, как правильно себя вести, – чувствуешь себя неловко и скованно. Поэтому – не стесняйтесь спрашивать как будет правильнее у самих инвалидов! Пример 10 общих правил этикета, Которые используются работниками общественных служб (первоначально были составлены К.Мейер, Национальный Центр Доступности США).
1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или сурдопереводчику), который присутствует при разговоре. 2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо. 3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. Если Вы отходите от группы в сторону, то не забывайте информировать об этом вслух. 4. Если Вы предлагаете помощь: (а) ждите, пока ее согласятся принять; (б) затем спросите сперва, что и как именно делать. Если Вы не поняли, то не стесняйтесь – переспросите. 5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени точно также как и с другими детьми, а с подростками и старше – как со взрослыми. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим затруднения при общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы не поняли собеседника 8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. 9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас. 10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.019 с.) |