Возникновение и развитие научного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие научного менеджмента



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Возникновение и развитие научного менеджмента…………………………6

1.1 Эволюция менеджмента как научной дисциплины……………………….6

1.2 Этапы и школы в истории менеджмента…………………………………..9

1.3 Национальные подходы к менеджменту…………………………………..14

2 Анализ управленческой деятельности в ООО «ЛОГИКАМ»……………...19

2.1 Характеристика объекта исследования……………………………………19

2.2 Анализ состояния исследуемого вопроса в организации………………...20

2.3 Общие выводы по результатам проведенного исследования……………29

3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности в исследуемой организации ООО «ЛОГИКАМ»……………..32

3.1 Общие рекомендации по повышению уровня эффективности организации……………………………………………………………………..32

3.2 Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия…………………………………………………………………….36

3.3 Мероприятия по совершенствованию автоматизации и информационного обеспечения организации……………………………………………………..38

3.4 Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры организации…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………..42

Список использованных источников…………………………………………44

Приложение А – Анкеты участников опроса………………………………...46

 

Введение

Любая наука опирается на исторический опыт. Изучение истории позволяет избежать в будущем противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития. Наука управления в этом отношении ничем не отличается от других наук. Она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.

Следует отметить, что управление возникло с образованием человеческого общества. В самостоятельный вид деятельности управление выделилось в процессе развития и кооперации труда, тем самым удовлетворив необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Изучать управленческие функции нужно обязательно, если организация хочет добиться успеха.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Так, менеджмент - особый тип управления, имеющий место в условиях рыночной экономики. Термин менеджмент относится только к тем организациям, целью которых является получение прибыли. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Отличительная особенность менеджмента - ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на получение оптимальных результатов с наименьшими затратами, на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка [1]. Важно понимать, что жизненный цикл организации имеет синусоидальный характер. Поэтому любая организация подходит к моменту, когда перед ней встает вопрос: что дальше? Перевести жизненный цикл организации на новый виток развития помогает менеджмент.

 

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к исследуемой теме, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и, в конечном счете – к их адаптации к условиям рыночных отношений. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношении. Новые требования к построению и поведению организации предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функции и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «ЛОГИКАМ». Предметом исследования выступают ведущие тенденции, проблемы и пути повышения эффективности данной организации.

Развитие и закрепление теоретических знаний в области научного менеджмента, а именно, в понятии управленческого процесса; а также приобретение практических навыков в сфере анализа управленческой деятельности организации; разработки предложений по совершенствованию управленческой и исполнительной деятельности организации на примере ООО «ЛОГИКАМ».

Цель курсовой работы рассмотреть этапы эволюции становления теории и практики научного менеджмента.

Поставленная цель определила необходимость решения в курсовой работе следующих основных задач:

- ознакомиться с теоретическими и практическими знаниями по теме научного менеджмента;

- раскрыть научного менеджмента;

- определить стадии развития научного менеджмента;

- проанализировать существующий порядок управленческой и исполнительной деятельности в ООО «ЛОГИКАМ»;

- разработать рекомендации по повышению эффективности общего исполнительного уровня исследуемой организации.

Методами исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, являются учебные пособия по менеджменту, а также материалы статей периодических изданий, статистические данные, нормативные правовые акты и некоторые электронные ресурсы.


 

Заключение

 

ООО «ЛОГИКАМ» является компанией с достаточно эффективной системой организации и реализации труда. По результатам оценки эффективности деятельности ООО «ЛОГИКАМ» можно сделать вывод, что организация в течение анализируемого периода получает положительные финансовые результаты за счет эффективного использования имеющихся ресурсов. Деятельность рентабельна. Информационное обеспечение и делопроизводство ведется в упрощенной форме с применением автоматизированной системы.

Важнейшим элементом организации процесса является создание условий труда, располагающих к трудовому процессу. Процесс закупок необходимых ресурсов и управление товарными запасами ведется непосредственно руководством компании и организовано в специализированных отделах организации в соответствии с их специализацией и особенностями представленного ассортимента. При этом выявлено, что предприниматели предпочитают сотрудничать с производителями и их официальными дистрибьюторами.

Изучение организации коммерческих операций, обеспечивающих товарооборот показало, что в целом процесс организован эффективно, что позволяет успешно развиваться компании ООО «ЛОГИКАМ». При этом особое внимание ООО «ЛОГИКАМ» следует обратить внимание на продвижение организации с помощью маркетинговых инструментов.

По этому в качестве рекомендаций повышения эффективности деятельности компании предложено ввести в организационную структуру изменения, а именно ввести отдел маркетинга. Кроме того, предложены мероприятия продвижения товаров и услуг с применением современных интернет-инструментов, а также средств рекламы.

Обобщая ранее сделанные выводы, можно сказать, что, потенциал предприятия ООО «ЛОГИКАМ» весьма огромен, но крайне важно не запускать его а, напротив, развивать, посредством применения различных мер по совершенствованию эффективности процесса производства и процесса руководства в организации, а также мер по расширению сферы деятельности управляющей компании, а также услуг, не запрещенных законом.

Приложение А

Анкеты участников опроса

Анкета

Просим Вас принять участие в социологическом опросе и высказать свое мнение по вопросам, касающимся жизнедеятельности Вашего предприятия. Внимательно прочтите вопрос и все варианты ответов. Выберите тот вариант, который наиболее соответствует вашему мнению. Если в списке нет подходящего для Вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место. Необходимо ответить на все вопросы. Опрос анонимный.

Ваше мнение важно для нас! Спасибо за участие!

 

1. Как вы оцениваете работу в нашей компании по сравнению с вашим предыдущим местом работы:

а) здесь лучше

б) в чем-то лучше, в чем-то хуже

в) здесь хуже

г) одинаково


2. Как вы оцениваете уровень вашей загруженности на работе?

а) нормальный

б) слишком напряженный

в) не обременительный

г) могу взять на себя дополнительную работу

3. Насколько, по‑вашему, загружены другие сотрудники компании (те, о ком вы можете судить)?

а) трудятся в нормальном ритме

б) работают напряженно

в) по-разному

г) в основном не перенапрягаются


 




4. Как вы оцениваете организацию работы (менеджмент) в компании?

а) хорошая, четкая организация

б) работа нормально организована

в) на разных участках по-разному

г) работа организована слабо


5. Ваше мнение о психологической атмосфере в компании:

а) хорошая, комфортная атмосфера, помогающая работе

б) атмосфера нормальная

в) бывает по-разному

г) атмосфера неблагоприятная


6. Ощущается ли в вашем подразделении взаимопомощь, поддержка коллег?


а) да, мы работаем как одна команда

б) уровень поддержки нормальный, при необходимости можно получить

в) бывает по-разному

г) нет, у нас каждый сам за себя


7. Насколько вы удовлетворены уровнем оплаты труда?

а) считаю его нормальным

б) считаю, что заслуживаю большего

в) испытываю неудовлетворенность

г) свой вариант ответа


8. Ваше мнение о системе мотивации (стимулировании труда) в компании:

а) считаю ее нормальной

б) считаю, что она нуждается в усовершенствовании

в) не вижу какой-либо системы мотивации


9. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?

а) коллегиальный

б) авторитарным

10. Является ли трудовая мотивация стимулом успешной работы в вашей компании?

а) да

б) нет

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Возникновение и развитие научного менеджмента…………………………6

1.1 Эволюция менеджмента как научной дисциплины……………………….6

1.2 Этапы и школы в истории менеджмента…………………………………..9

1.3 Национальные подходы к менеджменту…………………………………..14

2 Анализ управленческой деятельности в ООО «ЛОГИКАМ»……………...19

2.1 Характеристика объекта исследования……………………………………19

2.2 Анализ состояния исследуемого вопроса в организации………………...20

2.3 Общие выводы по результатам проведенного исследования……………29

3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности в исследуемой организации ООО «ЛОГИКАМ»……………..32

3.1 Общие рекомендации по повышению уровня эффективности организации……………………………………………………………………..32

3.2 Мероприятия по совершенствованию мотивации сотрудников предприятия…………………………………………………………………….36

3.3 Мероприятия по совершенствованию автоматизации и информационного обеспечения организации……………………………………………………..38

3.4 Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры организации…………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………..42

Список использованных источников…………………………………………44

Приложение А – Анкеты участников опроса………………………………...46

 

Введение

Любая наука опирается на исторический опыт. Изучение истории позволяет избежать в будущем противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития. Наука управления в этом отношении ничем не отличается от других наук. Она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.

Следует отметить, что управление возникло с образованием человеческого общества. В самостоятельный вид деятельности управление выделилось в процессе развития и кооперации труда, тем самым удовлетворив необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Изучать управленческие функции нужно обязательно, если организация хочет добиться успеха.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Так, менеджмент - особый тип управления, имеющий место в условиях рыночной экономики. Термин менеджмент относится только к тем организациям, целью которых является получение прибыли. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Отличительная особенность менеджмента - ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на получение оптимальных результатов с наименьшими затратами, на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка [1]. Важно понимать, что жизненный цикл организации имеет синусоидальный характер. Поэтому любая организация подходит к моменту, когда перед ней встает вопрос: что дальше? Перевести жизненный цикл организации на новый виток развития помогает менеджмент.

 

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к исследуемой теме, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и, в конечном счете – к их адаптации к условиям рыночных отношений. Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношении. Новые требования к построению и поведению организации предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функции и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «ЛОГИКАМ». Предметом исследования выступают ведущие тенденции, проблемы и пути повышения эффективности данной организации.

Развитие и закрепление теоретических знаний в области научного менеджмента, а именно, в понятии управленческого процесса; а также приобретение практических навыков в сфере анализа управленческой деятельности организации; разработки предложений по совершенствованию управленческой и исполнительной деятельности организации на примере ООО «ЛОГИКАМ».

Цель курсовой работы рассмотреть этапы эволюции становления теории и практики научного менеджмента.

Поставленная цель определила необходимость решения в курсовой работе следующих основных задач:

- ознакомиться с теоретическими и практическими знаниями по теме научного менеджмента;

- раскрыть научного менеджмента;

- определить стадии развития научного менеджмента;

- проанализировать существующий порядок управленческой и исполнительной деятельности в ООО «ЛОГИКАМ»;

- разработать рекомендации по повышению эффективности общего исполнительного уровня исследуемой организации.

Методами исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, являются учебные пособия по менеджменту, а также материалы статей периодических изданий, статистические данные, нормативные правовые акты и некоторые электронные ресурсы.


 

Возникновение и развитие научного менеджмента

1.1 Эволюция менеджмента как научной дисциплины

Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает руду, тех, кто выплавляет из неё металл, а из металла делает гвозди, тех, кто транспортирует и продаёт их. И, конечно, тех, кто всем этим руководит.

Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

1. Одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

2. Разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса.

3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

Управление имеет такую же длинную историю становления, как и человеческая культура. И действительно, культура связана если не с государственностью, то, по крайней мере, с общественной жизнью, а, следовательно, культура всегда предполагает хотя бы элементарные зачатки управления. Если обратиться к истории древних государств, можно найти множество примеров более или менее сложных систем, в которых осуществлялось управление. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. [2] выделяет несколько исторических периодов:

I период – древний период;

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посветили самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями рыночной экономики.

Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления.

1. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность.

2. Иммигранты создали огромный рынок рабочей силы, состоящий из

трудолюбивых людей.

3. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно

поддерживали идею образования для всех, желающих получить его. Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.

4. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире.

5. Невмешательство государства в бизнес позволяло предпринимателям, становиться монополистами, что позволило сформировать крупные отрасли и предприятия, которые требовали формализованных способов управления.

Объекты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением в областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.

Научно-технические нововведения и отношение правительств к бизнесу заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. В этом году он выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

В первой половине двадцатого века развивались четыре четко заметные школы управленческой мысли, а также три подхода к развитию менеджмента. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

Не все утверждения, определенные данными школами оказались в дальнейшем действительными, однако, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в сферу исследования менеджмента. Даже в настоящий момент современные прогрессивные компании используют определенные концепции и приемы, которые возникли в рамках данных школ.

 

Таблица 1.1 – Школы и подходы к менеджменту

Временный период             Наше время
               
Школы менеджмента              
               
Школа научного управления              
               
Административная (классическая) школа              
               
Школа человеческих отношений              
               
Школа поведенческих наук              
               
Школа науки управления (количественная школа)              
               
Подходы к управлению              
               
Процессный подход к управлению              
Системный подход к управлению              
Ситуационный подход к управлению              

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.064 с.)