III 1. Общая характеристика процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III 1. Общая характеристика процесса обучения



Глава II

Процесс обучения

Процесс обучения представляет очень сложную и динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им,

необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. При этом особенно важно вскрыть внутренние закономерности процесса обучения,

имеющие объективный характер, с тем чтобы, используя их, успешно вести учащихся к вершинам современного образования.

М.А. Данилов

 

 

До сих пор, говоря об обучении, мы определяли его как средство передачи социального опыта, средство управления процессом познания, то есть рассматривали его как независимое социальное явление. Но об обучении говорят также, что оно «протекает», «осуществляется», «реализуется». А это значит, что оно находится в постоянном движении, развитии. Закономерное, последовательное изменение, развитие какого-либо явления, переход его в новое качество, как известно, представляет собой процесс.

Процесс обучения является одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс. Само понятие «педагогический процесс» уже рассматривалось в курсе общие основы педагогики, так же как и другая его составляющая – процесс воспитания (в курсе теория воспитания). Поэтому целесообразно вспомнить, что такое педагогический процесс? Каковы его функции? и пр. С этой целью вам предлагается выполнить несколько заданий.

 

I. Блок актуализации

1. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в разных научно-педагогических источниках:

1. Это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин и др.);

2. Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый);

3. Это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (Б.Т. Лихачев).

2. Можно ли считать следующие термины синонимами понятия «педагогический процесс»?

А. учебно-воспитательный процесс;

В. образовательный процесс.

3. Найдите соответствие между приведенными ниже утверждениями:

A. педагогический процесс …

B. главными характеристиками педагогического процесса являются …

C. педагогическая система …

D. системообразующим фактором педагогического процесса является …

E. к основным компонентам педагогического процесса относятся …

1) это динамическая система, отношения, между компонентами которой постоянно изменяются;

2) цели образования, от которых зависит сущность самого процесса;

3) целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный;

4) целостность, общность, единство;

5) это объединяющая все система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания;

 

 

II. Исторический блок

Впервые научное обоснование сущности процесса обучения дал Я. А. Коменский (ХVIIв.). Исходя из идеи природосообразности, он пытался доказать, что процесс обучения, его структура, принципы являются производными от законов природы. С помощью аналогии он установил сходство между разными группами явлений: природой и обучением.

Попытка раскрыть сущность обучения на основе философских воззрений о месте человека в природе характерна также для французского мыслителя Ж.Ж. Руссо. Он, выводя процесс обучения из природы познания ребенком окружающего мира, обосновывает идею зависимости обучения от особенностей познавательной деятельности человека. Согласно его концепции процесс обучения сводится к наблюдению за детьми и приспособлению школьных занятий к их потребностям и интересам, естественным способностям и устранению всего того, что мешает их развитию. Эти идеи позволили Руссо найти ряд эффективных средств и методов умственного развития учащихся.

Теоретически и практически обосновать процесс обучения пытался И.Песталоцци. Опираясь на сенсуалистическую теорию познания, он разрабатывает свою систему взглядов на закономерности познавательной деятельности учащихся, о так называемых первоначальных элементах (слово, форма, число), с которых начинается процесс познания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский анализирует познавательную деятельность человека для того, чтобы раскрыть природу и сущность обучения, опираясь при этом на психологию. Согласно его взглядам, процесс обучения основывается на психологических особенностях познавательной деятельности, на природе ребенка. Все это позволило К.Д. Ушинскому выявить существенные стороны обучения, обосновать систему педагогических и методических рекомендаций [2].

АнастасиевАндрей Иванович (30.11.1852 - 9.02.1914) Крупнейший педагог, внесший большой вклад в подготовку учительства Поволжья. Окончил курс обучения в Казанском университете по историко-филологическому факультету со степенью кандидата в 1878 году. С 1880 по 1885 год он преподавал в Казанском учительском институте русский язык. С 1986 по 1903 гг. - директор Казанского учительского института. Автор работ по педагогике - "Очерки дидактики", "Народная школа. Руководство для учителей и учительниц", методике преподавания русского языка.

Опираться на психологические особенности познавательной деятельности в обучении предлагал и видный ученый А.И. Анастасиев, отмечавший, что «обучение состоит в обогащении ума воспитываемых полезными сведениями, в доставлении их сознанию живых и сильных впечатлений и ощущений, в возбуждении способностей представления, памяти и воображения к плодотворной работе и а в развитии отвлеченного мышления, слагающего из анализа и синтеза, сравнения, отвлечения и обобщения» [1, С. 22].

Задача более глубокого проникновения в сущность процесса обучения была поставлена в нашей стране после революции. Если в годы становления советской дидактики основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм обучения и пр., то в дальнейшем, по мере накопления знаний, ученые стали исследовать движущие силы, закономерности, основные характеристики процесса обучения в целом, т.е. начали рассматривать процесс обучения как целостное явление. Этому способствовало и расширение исследований в области педагогической психологии, в частности труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Одним из первых ввел понятие об обучении как о целостном процессе М.А. Данилов. Он писал: «Обучение осуществляется всегда как целостный процесс, в котором все его стороны и звенья выступают в сложном взаимодействии, и движение каждого из них подчинено, в конце концов, закономерностям движения целого. Чтобы понять эти закономерности, необходимо рассмотреть развитие обучения как целостного явления в его основных структурных единицах» [5, С. 94]. Рассмотрение процесса обучения как целостного явления являлось, по мнению многих исследователей, началом нового этапа в исследовании педагогического процесса.

Перспективными линиями развития дидактики в последующие годы, направленными на оптимизацию процесса обучения, явились такие вопросы как: исследование соотношения обучения и развития учащихся (Л.В.Занков, В.В.Давыдов), формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся (И.Т.Огородников, Н.А.Половникова, П.И.Пидкасистый и др.), развитие творческого мышления учащихся (Д.В.Вилькеев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), стимулирование познавательных интересов в процессе обучения (Г.И.Щукина, В.С.Ильин и др.), индивидуализация обучения (Рабунский, И.Э.Унт, А.А.Кирсанов и др.).

 

III. Теоретический блок

1. Общая характеристика процесса обучения.

2. Движущие силы процесса обучения.

3. Функции процесса обучения.

4. Структура процесса обучения и его логика.

IV. Блок применения

1. Являются ли синонимами понятия «обучение» и «процесс обучения»? Если нет, то укажите, как они соотносятся друг с другом?

2. Вспомните и назовите противоречия, которые возникали у вас в процессе обучения. Как они разрешались? Что дало вам их разрешение?

3. Подберите факты (примеры) из своего практического опыта, подтверждающие основные характеристики процесса обучения.

4. Раскройте соотношение обучения и развития, обучения и воспитания.

5. Сформулируйте комплекс основных задач обучения, развития и воспитания учащихся, которые можно решить при изучении какой либо темы по вашей специальности.

6. Подберите примеры из своего практического опыта, подтверждающие связь и взаимообусловленность компонентов процесса обучения.

7. Постройте проект логики учебного процесса по одной из тем вашей специальности.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

 

VIII. Литература

1. Анастасиев А.И. Какое обучение считать хорошим («Основы успешного обучения»): Очерки дидактики. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: - 1911.-237 с.

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1981. - 143с.

3. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.

4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 384 с.

5. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.

6. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М..Н. Скаткина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. – С. 129 – 181.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. 4 изд. – М.: Изд. Центр Академия, 2007. – 192с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.

9. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1972. – 264 с.

10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368с.

11. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Изд-во «Эгвес», 2005. – 176 с.

12. Основы дидактики / Под ред. Б.П Есипова. – М.: Просвещение, 1967. – С. 176 – 234.

13. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.- С. 124 – 160.

14. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

15. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 600с.

16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.2. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 605с.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр Академия, 2008. – 416 с.

18. Сластенин В.А., Исаев И. Ф. И др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Школа- Пресс, 2000. – С.155 – 210.

19. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

20. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). – Казань,2001. – 180 с.

 

Глава II

Процесс обучения

Процесс обучения представляет очень сложную и динамичную совокупность действий педагога и учащихся. Чтобы иметь возможность правильно поставить его и руководить им,

необходимо ясно представлять его структуру, составные части и закономерные связи между ними. При этом особенно важно вскрыть внутренние закономерности процесса обучения,

имеющие объективный характер, с тем чтобы, используя их, успешно вести учащихся к вершинам современного образования.

М.А. Данилов

 

 

До сих пор, говоря об обучении, мы определяли его как средство передачи социального опыта, средство управления процессом познания, то есть рассматривали его как независимое социальное явление. Но об обучении говорят также, что оно «протекает», «осуществляется», «реализуется». А это значит, что оно находится в постоянном движении, развитии. Закономерное, последовательное изменение, развитие какого-либо явления, переход его в новое качество, как известно, представляет собой процесс.

Процесс обучения является одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс. Само понятие «педагогический процесс» уже рассматривалось в курсе общие основы педагогики, так же как и другая его составляющая – процесс воспитания (в курсе теория воспитания). Поэтому целесообразно вспомнить, что такое педагогический процесс? Каковы его функции? и пр. С этой целью вам предлагается выполнить несколько заданий.

 

I. Блок актуализации

1. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в разных научно-педагогических источниках:

1. Это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин и др.);

2. Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый);

3. Это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей (Б.Т. Лихачев).

2. Можно ли считать следующие термины синонимами понятия «педагогический процесс»?

А. учебно-воспитательный процесс;

В. образовательный процесс.

3. Найдите соответствие между приведенными ниже утверждениями:

A. педагогический процесс …

B. главными характеристиками педагогического процесса являются …

C. педагогическая система …

D. системообразующим фактором педагогического процесса является …

E. к основным компонентам педагогического процесса относятся …

1) это динамическая система, отношения, между компонентами которой постоянно изменяются;

2) цели образования, от которых зависит сущность самого процесса;

3) целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный;

4) целостность, общность, единство;

5) это объединяющая все система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания;

 

 

II. Исторический блок

Впервые научное обоснование сущности процесса обучения дал Я. А. Коменский (ХVIIв.). Исходя из идеи природосообразности, он пытался доказать, что процесс обучения, его структура, принципы являются производными от законов природы. С помощью аналогии он установил сходство между разными группами явлений: природой и обучением.

Попытка раскрыть сущность обучения на основе философских воззрений о месте человека в природе характерна также для французского мыслителя Ж.Ж. Руссо. Он, выводя процесс обучения из природы познания ребенком окружающего мира, обосновывает идею зависимости обучения от особенностей познавательной деятельности человека. Согласно его концепции процесс обучения сводится к наблюдению за детьми и приспособлению школьных занятий к их потребностям и интересам, естественным способностям и устранению всего того, что мешает их развитию. Эти идеи позволили Руссо найти ряд эффективных средств и методов умственного развития учащихся.

Теоретически и практически обосновать процесс обучения пытался И.Песталоцци. Опираясь на сенсуалистическую теорию познания, он разрабатывает свою систему взглядов на закономерности познавательной деятельности учащихся, о так называемых первоначальных элементах (слово, форма, число), с которых начинается процесс познания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский анализирует познавательную деятельность человека для того, чтобы раскрыть природу и сущность обучения, опираясь при этом на психологию. Согласно его взглядам, процесс обучения основывается на психологических особенностях познавательной деятельности, на природе ребенка. Все это позволило К.Д. Ушинскому выявить существенные стороны обучения, обосновать систему педагогических и методических рекомендаций [2].

АнастасиевАндрей Иванович (30.11.1852 - 9.02.1914) Крупнейший педагог, внесший большой вклад в подготовку учительства Поволжья. Окончил курс обучения в Казанском университете по историко-филологическому факультету со степенью кандидата в 1878 году. С 1880 по 1885 год он преподавал в Казанском учительском институте русский язык. С 1986 по 1903 гг. - директор Казанского учительского института. Автор работ по педагогике - "Очерки дидактики", "Народная школа. Руководство для учителей и учительниц", методике преподавания русского языка.

Опираться на психологические особенности познавательной деятельности в обучении предлагал и видный ученый А.И. Анастасиев, отмечавший, что «обучение состоит в обогащении ума воспитываемых полезными сведениями, в доставлении их сознанию живых и сильных впечатлений и ощущений, в возбуждении способностей представления, памяти и воображения к плодотворной работе и а в развитии отвлеченного мышления, слагающего из анализа и синтеза, сравнения, отвлечения и обобщения» [1, С. 22].

Задача более глубокого проникновения в сущность процесса обучения была поставлена в нашей стране после революции. Если в годы становления советской дидактики основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм обучения и пр., то в дальнейшем, по мере накопления знаний, ученые стали исследовать движущие силы, закономерности, основные характеристики процесса обучения в целом, т.е. начали рассматривать процесс обучения как целостное явление. Этому способствовало и расширение исследований в области педагогической психологии, в частности труды П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Одним из первых ввел понятие об обучении как о целостном процессе М.А. Данилов. Он писал: «Обучение осуществляется всегда как целостный процесс, в котором все его стороны и звенья выступают в сложном взаимодействии, и движение каждого из них подчинено, в конце концов, закономерностям движения целого. Чтобы понять эти закономерности, необходимо рассмотреть развитие обучения как целостного явления в его основных структурных единицах» [5, С. 94]. Рассмотрение процесса обучения как целостного явления являлось, по мнению многих исследователей, началом нового этапа в исследовании педагогического процесса.

Перспективными линиями развития дидактики в последующие годы, направленными на оптимизацию процесса обучения, явились такие вопросы как: исследование соотношения обучения и развития учащихся (Л.В.Занков, В.В.Давыдов), формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся (И.Т.Огородников, Н.А.Половникова, П.И.Пидкасистый и др.), развитие творческого мышления учащихся (Д.В.Вилькеев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), стимулирование познавательных интересов в процессе обучения (Г.И.Щукина, В.С.Ильин и др.), индивидуализация обучения (Рабунский, И.Э.Унт, А.А.Кирсанов и др.).

 

III. Теоретический блок

1. Общая характеристика процесса обучения.

2. Движущие силы процесса обучения.

3. Функции процесса обучения.

4. Структура процесса обучения и его логика.

III 1. Общая характеристика процесса обучения

Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их на практике.

Основными компонентами процесса обучения являются: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы обучения. Эти компоненты характеризуют любой процесс обучения, где бы он не протекал, кто бы его не осуществлял. Конкретное наполнение этих компонентов может быть (и бывает) различным в зависимости от того, кто, когда, где и в каких условиях проходит процесс обучения, какая дидактическая теория лежит в основе процесса обучения и т.д. Однако состав компонентов инвариантен, он имеет место в любом процессе обучения. Подробно содержание каждого из этих компонентов будет раскрыто в следующих главах пособия. Здесь же дадим их краткую характеристику.

Цель процесса обучения заключается в формулировании педагогом во взаимодействии с учащимися конечного результата обучения. Этот результат проектируется на разные временные интервалы – на весь срок изучения предмета; на систему занятий; на отдельный урок.

Принципы обучения определяют основные направления достижения поставленных целей. Они выступают в виде основных требований к отбору содержания, форм, методов и средств обучения.

Содержание обучения представляет собой дидактически интерпретированную часть социального опыта, которая передается учащимся для достижения поставленной цели. Содержание обучения определяется содержанием образования, которое фиксируется в нормативных документах - государственном образовательном стандарте, учебных планах, учебных программах по предметам, учебниках и др. В содержании обучения воплощены социальные цели, поставленные перед системой образования (общего или профессионального), а значит и цели соответствующей дидактической системы. Цель, в свою очередь, влияет на выбор дидактических средств, то есть форм, методов, дидактических орудий т руда педагога и учащихся и др. Таким образом, содержание обучения определяет ход учебного процесса. Однако и закономерности процесса обучения оказывают воздействие на формирование содержания обучения.

Средства обучения. Процесс обучения осуществляется с применением определенных средств обучения (учебники, различные технические средства, компьютерная техника и пр.). От наличия средств и их качества во многом зависит и качество процесса обучения, его результат.

Методы обучения – действия педагога и учащегося, посредством которых передается и осваивается содержание обучения.

Формы организации обучения объединяют и интегрируют все компоненты, придают учебному процессу логическую завершенность и целостность.

Таким образом, процесс обучения – это целостное дидактическое явление, все компоненты которого тесно взаимосвязаны: цели образования воплощены в содержании образования, которое определяет формы и методы обучения.

Процесс обучения как часть педагогического процесса имеет ряд характерных свойств, к которым большинство исследователей относят: активно-деятельностный характер, бинарность, целостность, цикличность, управляемость. Рассмотрим их подробнее.

Основным условием успешности учения является активность познавательной деятельности учащихся. Как отмечает академик РАО А.М.Новиков, активность следует рассматривать как качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации усилий и воли на достижение учебно-познавательных целей, формировании умений получать эстетическое наслаждение и удовлетворение от достижения целей [11]. Активность учащихся может быть различной по характеру и степени интенсивности, но важно, что процесс обучения невозможен, если обучаемые пассивны.

Новиков Александр Михайлович (1941) д-р пед. наук, профессор, академик РАО (1996), руководитель центра проблем непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО. Известный специалист в области методологии и теории образования.

Важной особенностью и характеристикой процесса обучения является его бинарность, проявляющаяся во взаимодействии педагога и обучаемых, единстве преподавания и учения. Говоря о взаимодействии и единстве преподавания и учения, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что определяющую, направляющую и руководящую роль играет педагог. Он выполняет функцию сообщения знаний, организовывает работу учащихся по решению задач и выполнению упражнений с целью формирования у них соответствующих умений, оказывает воспитывающее воздействие через использование различных педагогических средств, через личный пример и т.п. Однако подчеркнем, что как бы активна ни была деятельность педагога, если при этом не будет активизирована и деятельность учащихся, то ни о каком эффективном процессе обучения речь не может идти. Активность педагога должна выражаться в мотивации учебной деятельности обучающихся, побуждении и организации их познавательной деятельности, которое, в свою очередь, требует учета реальных учебных возможностей обучающихся. В этом случае можно говорить о подлинном взаимодействии педагога и учащихся.

Целостность процесса обучения – проявляется в единстве и взаимосвязи всех его компонентов (целей, содержания и др.) и сторон (мотивационной, содержательной, процессуальной, организационной), в ориентации на достижение не только сугубо предметных целей и задач, но и на формирование общепредметных и ключевых компетенций учащихся.

Следующее свойство процесса обучения это его цикличность. Дело в том, что изучение учебного материала осуществляется, как правило, циклично: учебный материал делится на небольшие части и затем усваивается, результаты усвоения каждой части контролируются, корректируются, после чего переходят к усвоению следующей части и т. д., т.е. цикл повторяется, но на более высоком уровне. Причем каждый цикл включает определенную последовательность действий – актуализацию, введение нового, закрепление, контроль, и имеет определенную цель, средства реализации и результат (уровень обученности и воспитанности).

Управляемость является еще одним свойством процесса обучения. Она проявляется в том, что учитель управляет обучением, воспитанием, развитием учащихся. С этой целью он планирует процесс обучения, создает необходимые и достаточные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, направляет ее, корректирует, контролирует ход и результаты процесса, используя для этого нужные средства.

Как отмечает О.С.Гребенюк, процесс обучения в своем генезисе прошел ряд с тадий развития, при этом уровень целостности становился выше, и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемного обучения, теория которого обоснована в трудах М.И. Махмутова, А.М.Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.082 с.)