Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решения конституционных (уставных) судов
Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ объективируется в принимаемых ими решениях и, прежде всего, в итоговых решениях, именуемых постановлениями. Они составляют особый элемент правовой системы регионального уровня. В качестве их основных признаков отметим следующие. 1. Решение конституционного (уставного) суда - это акт органа государственной власти субъекта РФ. В нем сосредоточено государственно-властное веление. В указанном отношении он характеризуется тем, что: а) выносится от имени субъекта РФ лицами, наделенными конституцией (уставом) специальными полномочиями; б) принимая решения, судьи независимы и подчиняются только конституции (уставу). При этом подразумевается, что положения последних не противоречат Конституции РФ, обеспечивается верховенство Конституции РФ и федеральных законов, согласованность с решениями Конституционного Суда РФ1; в) в решении суда отражается итоговый результат рассмотрения им конкретного дела; г) вырабатывается в особом процессуально-правовом порядке, которым предусматривается процедура слушания дела, подписание и обнародование принятого акта, его форма и т. п.; д) является окончательным, действует непосредственно и обязателен для исполнения на всей территории субъекта РФ для всех органов государственной власти, включая функционирующие на данной территории федеральные органы государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений. Ни один из органов государственной власти субъекта РФ не вправе признавать решение суда утратившим юридическую силу1. 2. Решения конституционных (уставных) судов в классическом понимании не могут быть отнесены ни к правоприменительным, ни к нормоустанавливающим актам. Их пытаются определить по-разному, именуя судебным прецедентом2, нормативно-правовыми3, квазинормативными4 актами, нормативными актами особого рода5 и т. д. Не углубляясь в проблему, согласимся с тем, что эти решения - юридические акты особого рода, которым присущи нормативно-интерпретационный характер, обобщенность и обязательность6. Конституционные (уставные) суды, рассматривая конкретные дела, интерпретируют конституцию (устав), выявляют конституционное (уставное) содержание закона, устанавливают факт неконституционности (несоответствия уставу) правовой нормы и в результате формируют единое конституционное (уставное) правопонимание - общие масштабы деятельности конституционных (уставных) правоотношений.
3. Юридическая сила решений конституционных (уставных) судов определяется их правовыми последствиями. А они таковы: акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, т. е. никем не применяются и не реализуются каким-либо иным способом с момента начала действия решения конституционного (уставного) суда. Это обязывает соответствующий орган отменить (изменить) неконституционный акт или его неконституционное положение, а также является основанием отмены (изменения) в установленном порядке положений других актов, основанных на акте или его положении, признанном неконституционным. Надо полагать, что должны отменяться (изменяться) не только названные акты и их положения, но и все акты и положения, аналогичные по содержанию аннулированным1. Решения судов и других органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и в обязательном порядке пересматриваются2. Характеристика правовых последствий решений конституционных (уставных) судов позволяет говорить, что данные решения: а) близки к свойствам юридической силы конституций (уставов), когда в них заключено официальное толкование указанных актов3. В приведенной ситуации суды, по сути, формулируют "недостающие элементы" текста Основного закона, без которых он уже не может считаться полным1; б) обладают свойствами юридической силы закона, когда ими легитимируется проверяемый акт или, напротив, он аннулируется в целом либо в какой-то его части. В этих случаях суды фактически занимаются правотворчеством, создают новые нормы2, трансформируют нормативно-правовую систему. Признание свойств юридической силы решений конституционных (уставных) судов обусловливает их место в иерархии правовых актов, а также механизмы, обеспечивающие реализацию данных решений: в целом они должны быть подобны тем, которые действуют применительно к конституции (уставу) и закону. При этом, однако, как свидетельствуют изменения и дополнения, внесенные в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 80, 87), гарантировать исполнение решений этих судов могут и специальные меры конституционной ответственности.
4. Совокупность перечисленных признаков решений конституционных (уставных) судов придает им качество источников регионального права как части российского конституционного и других отраслей права. Это, в свою очередь, объясняет необходимость систематизации названных решений с целью их изучения и последовательного применения. 1 Если указанные требования не соблюдаются, конституционные (уставные) суды объективно становятся органами, формирующими ложные стереотипы поведения, опасные для конституционного строя Российской Федерации. Такая деструктивная, по сути противоправная деятельность, естественно, недопустима (см.: Самигуллин В. К. Конституционное развитие Башкортостана: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 10, 12; Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия. М., 1998. С. 108). 1 В практике конституционной юстиции субъектов РФ можно назвать один случай, когда Президент Республики Саха (Якутия) своим указом объявил решения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) утратившими юридическую силу. В последующем он был отменен. В определении Суда от 3 марта 1995 г. по этому поводу говорилось о неконституционности указа, подтверждалась окончательность и обязательность решения Суда, возможность его пересмотра только самим судом (Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия). 1995. № 1. С. 93-95). 2 См.: Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 131. 3 См.: Конституционное право/ Отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996. С. 14. 4 См.: Богданова Н. А. Указ. соч. С. 64; Сивицкий В. А., Терюкова Е. Ю. Указ. соч. С. 75. 5 См.: Страшун Б. А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации (1-2 ноября 2001 г., г. Москва). М., 2002. С. 163. 6 См.: Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 7. 1 В данном случае используется аналогия нормы, сформулированной в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 87). Названная норма узаконила правовую позицию Конституционного Суда РФ: он и прежде исходил из того, что его решения являются основанием для отмены не только рассмотренных актов, но и иных актов, если они содержат положения, аналогичные аннулированным (определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1928). 2 С признанием неконституционным нормативного акта порой связывают восстановление действия иных актов, которые были в свое время отменены аннулированным актом (см.: Проблемы науки конституционного права / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 1998. С. 268). Однако следует отметить, что Конституционный Суд РФ не восстанавливает собственным решением названные акты, но создает предпосылки к этому. 3 Н. В. Витрук, характеризуя решения Конституционного Суда РФ, полагает, что они являются специальной нормой, юридическая сила которой во всех случаях равна юридической силе самой Конституции РФ (см.: Витрук Н. В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001. С. 106-107). Эту точку зрения разделяет и профессор Б. А. Страшун (см.: Страшун Б. А. Указ, соч. С. 170-171). 1 См.: Конституционное право Российской Федерации: Сб. судебных решений / Сост., авт. введения и коммент. М. С, Садиков. СПб., 1997. С. 3-5. 2 См.: Судебная практика как источник права / Отв. ред. Б. Н, Топорнин. М., 1997.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.007 с.) |