Иные участники конституционного судебного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иные участники конституционного судебного процесса



Факультативная группа участников конституционного судебного процесса в целом и индивидуально каждый из участников данной группы выполняют задачу содействия нормальному ходу судебного разбирательства и вынесению обоснованного решения. При этом каждый из участников конституционного судебного процесса этой группы выступает как носитель определенных прав и обязанностей, которые определяются их ролью в конституционном процессе. Напомним, что эта группа участников представлена экспертами, свидетелями, переводчиками, специалистами и лицами, обеспечивающими проведение разбирательства по делу (Секретариат Конституционного Суда РФ, судебный пристав).

Свидетель. Одним из практически не привлекаемых участников конституционного судебного процесса является свидетель, который как процессуальная фигура оказался не востребованным Конституционным Судом. Этому есть свое объяснение. Как уже отмечалось, сфера деятельности Конституционного Суда РФ проистекает в публично-правовой плоскости, в связи с чем свидетель как источник, носитель сведений о фактических обстоятельствах не нужен, поскольку, как правило, эти самые обстоятельства на момент рассмотрения дела в Суде уже установлены.

Закон определяет, что свидетелем может выступить любое лицо, располагающее сведениями и материалами о фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, т. е. ограничений нет. Вместе с тем представляется, что, исходя из положений Конституции РФ, в суде нельзя допросить в качестве свидетелей: представителей по гражданскому делу или защитников по уголовному делу по поводу обстоятельств, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника; лиц, которые в силу физических или психических недостатков не способны воспринимать факты или давать о них правильные показания (однако следует принимать во внимание, что наличие отдельных физических недостатков не всегда препятствует даче правдивых свидетельских показаний), и др.

В Законе закреплены две основные обязанности свидетеля - явиться по вызову суда и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель приводится к присяге. Свидетель зачитывает текст присяги следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать Конституционному Суду Российской Федерации правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела". Текст присяги после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела.

Свидетель дает показания устно, он обязан отвечать на вопросы суда и лиц, участвующих в процессе.

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" не дает подробной регламентации порядка действий по получению свидетельских показаний, в частности, обязательного требования об удалении из зала судебного заседания свидетелей, не допрошенных судом, что, естественно, снижает гарантии достоверности информации.

Эксперт. Анализ актов Конституционного Суда РФ выявил тот факт, что эксперт как участник конституционного судебного процесса довольно часто им привлекается1 для разрешения каких-либо вопросов. Исходя из смысла ст. 65 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" экспертом признается лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Причем в конституционном судебном процессе существует следующая особенность - вопросы, по которым эксперт должен дать заключение, могут определяться только судом и судьей-докладчиком. Отсюда следует, что другие участники по своему усмотрению не могут заявить о проведении экспертного исследования того или иного вопроса. В гражданском процессе, к примеру, любое лицо, участвующее в деле, имеет право предложить вопросы, которые оно желает поставить перед экспертом, хотя окончательно эти вопросы формулирует суд в определении о назначении экспертизы.

Основная процессуальная обязанность эксперта состоит в даче объективного заключения по тем вопросам, которые ему поставлены. Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилию, имя, отчество, место работы, ученую степень, ученое звание, почетные звания), и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт приводится к присяге. Эксперт зачитывает текст присяги следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь дать заключение, основываясь на своих профессиональных знаниях, руководствуясь требованиями статьи 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и своим собственным убеждением". Текст присяги после его прочтения и подписания экспертом приобщается к материалам дела.

Участвуя в судебном разбирательстве, эксперт вправе задавать вопросы сторонам, другим лицам, участвующим в деле, для более точного выяснения обстоятельств, относящихся к предмету экспертизы.

Таким образом, эксперт является независимым участником конституционного судебного процесса, формирующим определенное мнение Суда по рассматриваемому делу.

Переводчик. В соответствии с Конституцией РФ и ст. 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судопроизводство в Суде ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивается право полностью ознакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях через переводчика и выступать в Конституционном Суде РФ на родном языке. Обращение в Конституционный Суд РФ, а также приобщенные к нему материалы должны быть представлены на русском языке.

Согласно § 30 Регламента Конституционного Суда РФ переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ и выполнить полно и точно порученный ему перевод. До начала участия переводчика в процессе ему разъясняются его права и обязанности.

При многонациональном составе населения России, тесных связях со странами СНГ и дальнего зарубежья потребность в привлечении переводчика к конституционному судебному процессу объективно возрастает, поэтому в будущем, думается, данный институт найдет свое более подробное процессуальное развитие.

1 Так, в решении по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобима и Ю. А. Хнаева в качестве эксперта выступил профессор, доктор юридических наук С. А. Авакьян. См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 7-П // ВКС РФ. 2002. № 3.

 

Глава 6.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И ШТРАФЫ

 

Процессуальные сроки

Стабильность любого судебного процесса для его участника, помимо закрепления прав, места в процессе и т. п., проявляется также в установлении механизмов, гарантирующих судебную защиту. Одним из таких механизмов являются процессуальные сроки.

Под процессуальным сроком обычно понимают период времени, в течение которого должно быть совершено определенное процессуальное действие судом, сторонами по делу, другими участниками процесса, либо точная дата совершения такого действия. В отдельных случаях лицам, не участвующим в процессе, также могут быть назначены сроки для совершения указанных судом действий.

Судопроизводство в Конституционном Суде РФ не должно быть чрезмерно затянутым. Для обеспечения оперативности работы Конституционного Суда РФ Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Регламентом Конституционного Суда РФ, а также решениями самого Суда устанавливаются те или иные сроки. В зависимости от процессуального положения участника конституционного судебного процесса отношение к срокам будет у каждого разное: у Суда - это профессиональная заинтересованность, выраженная в выполнении предписаний закона; стороне-заявителю сроки гарантируют рассмотрение ее обращения в определенный временной отрезок и т. д.

Установление сроков в конституционном судопроизводстве выполняет несколько самостоятельных функций, таких как охранительная, обеспечительная, организационная.

Охранительная функция гарантирует стороне (как правило, здесь необходимо рассматривать активного участника конституционного процесса, который обращается в Конституционный Суд РФ с целью разрешения какого-либо вопроса), что ее обращение будет рассмотрено в установленные законом сроки.

Суть обеспечительной функции заключается в том, что выполнение субъектами конституционного судебного процесса действий в установленные сроки будет способствовать своевременному, объективному и всестороннему рассмотрению дела.

Организационная функция сроков в большей степени относится к внутренней деятельности суда, который самостоятельно по своему усмотрению, исходя из режима работы, количества дел в его производстве, определяет дату для совершения процессуального действия.

Понятно, что для каждого из участников процесса сроки выполняют ту функцию, которая наиболее адекватна его действиям в конституционном судебном процессе. Так, к примеру, согласно ст. 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято Судом не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей или судьями. Указанный срок для стороны-заявителя является своего рода гарантией, а для Суда этот срок является обязанностью.

В. А. Кряжков, кроме того, отмечает, что сроки в конституционном судопроизводстве не только обеспечивают оперативность работы Конституционного Суда РФ, но и дисциплинируют субъектов судопроизводства1.

Таким образом, соблюдение установленных сроков обеспечивает права и законные интересы заявителей, так как слишком долгое судопроизводство способно в определенных случаях повлечь неблагоприятные последствия для сторон.

Установление сроков конституционного судопроизводства тесно связано с их исчислением. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" не содержит каких-либо разъяснений на этот счет. Однако Регламент Конституционного Суда РФ, дополняя в этой части Закон, определяет порядок исчисления процессуальных сроков. Так, течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" или в решении самого Суда. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 12 часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день месяца приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В случаях, предусмотренных частью третьей ст. 15 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (дача согласия Суда на дальнейшее применение задержания судьи Конституционного Суда РФ), сроки исчисляются исходя из фактически прошедшего времени независимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим2. Например, если Суд своим решением принял дело к рассмотрению 4 июня 2002 г., то месячный срок, в течение которого Суд должен назначить дело к слушанию (в соответствии со ст. 47 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), будет исчисляться с 5 июня 2002 г. по 4 июля 2002 г. включительно.

В юридической литературе предлагаются различные классификации сроков. В. А. Кряжков классифицирует сроки по двум различным основаниям.

Во-первых, по способу закрепления:

1) сроки, закрепленные в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации";

2) сроки, закрепленные в Регламенте Конституционного Суда РФ;

3) сроки, установленные в требованиях Суда, судьи. Во-вторых, по субъектам, которым эти сроки адресованы:

1) сроки для Суда, судьи;

2) сроки для участников процесса;

3) сроки для иных лиц, обязанных выполнять предписания Суда, судьи1.

Вместе с тем видится целесообразным рассматривать процессуальные сроки на различных стадиях судопроизводства2.

На первой стадии - внесение обращений в Конституционный Суд РФ - каких-либо конкретных сроков не установлено. Секретариат Суда рассматривает обращения, поступившие в суд, в сроки, необходимые для их первичной обработки. Следует отметить, что на этой стадии Секретариат Суда регистрирует все поступившие обращения и именно с момента регистрации начинают исчисляться процессуальные сроки.

На второй стадии - предварительное рассмотрение обращений - ст. 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что предварительное изучение обращений судьей или судьями должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации. На этой же стадии возможна иная ситуация, предусмотренная п. 1 § 10 Регламента Конституционного Суда РФ: в том случае, если заявитель оспаривает уведомление Секретариата Суда о несоответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", проверка обоснованности решения Секретариата поручается одному или нескольким судьям, которые должны доложить результаты проверки не позднее месяца.

На третьей стадии - принятие обращения к рассмотрению - в соответствии с частью первой ст. 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение выносится не позднее месяца после завершения предварительного изучения обращения.

Таким образом, если суммировать все сроки, то от момента регистрации обращения до момента принятия решения о его принятии к рассмотрению или отказа в нем может пройти максимум три месяца, но на практике это может быть и несколько дней1.

На четвертой стадии - назначение и подготовка дела к слушанию - ст. 47 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что решение о назначении дела к слушанию принимается судом не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. С учетом предыдущих стадий максимальный срок рассмотрения обращения будет равен уже четырем месяцам.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья-докладчик истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз и др.

Для проведения всех этих действий судья-докладчик от имени Суда направляет требования о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, о проведении проверок, исследований и др., которые должны быть исполнены в течение месяца со дня их получения, если иной срок не указан Судом.

На этой же стадии, как сказано в части первой ст. 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", уведомление о заседании Суда и необходимые материалы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания.

Для пятой стадии - судебное разбирательство - конкретные сроки не установлены, они могут определяться лишь необходимостью полного и всестороннего изучения материалов дела.

На шестой стадии - принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу - Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Регламентом установлены следующие сроки. Пунктом 6 § 37 Регламента Конституционного Суда

РФ определяется, что по требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов решения. Часть первая ст. 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания. А в соответствии с частью первой ст. 79 этого же Закона решение вступает в силу немедленно после провозглашения.

В случае если судья высказал особое мнение по рассмотренному делу, то, как специально указано в § 38 Регламента Конституционного Суда РФ, текст такого особого мнения должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения итогового решения. В этот же срок (не позднее чем в двухнедельный срок) постановление и заключения Суда направляются судьям Конституционного Суда РФ, Президенту РФ и другим указанным в части второй ст. 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" государственным органам и должностным лицам.

На седьмой стадии - исполнение решений Конституционного Суда РФ - еще до недавнего времени законодательством не было установлено каких-либо конкретных сроков. Статья 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в редакции от 8 февраля 2001 г. содержала правило, согласно которому решение Суда подлежало исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста. Предусматривалось также, что Суд в своем решении мог сам установить срок для исполнения решения.

Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"1 устанавливает сроки, в течение которых органы государственной власти и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Суда, т. е. определяются сроки для исполнения решений Конституционного Суда РФ. Устанавливается, что:

1) не позднее двух месяцев после опубликования решения Суда о признании нормативного акта полностью или частично не соответствующим Конституции РФ:

Президент РФ, Правительство РФ отменяют нормативный акт соответственно Президента РФ или Правительства РФ, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный частично неконституционным (п. 2 ст. 80); высшее должностное лицо субъекта РФ принимает аналогичные меры в отношении принятых им нормативных актов, не соответствующих Конституции РФ, а равно аналогичные меры для устранения пробелов в правовом регулировании (п. 4 ст. 80);

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции РФ договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договор между органами государственной власти субъектов РФ, вносят в соответствующий договор изменения или прекращают действие договора (п. 5 ст. 80);

высшее должностное лицо субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 80);

2) не позднее трех месяцев после опубликования решения Суда о признании полностью или частично не соответствующим Конституции РФ закона (как родовое понятие) Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный частично неконституционным (п. 1 ст. 80);

3) не позднее шести месяцев после опубликования решения Суда законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, принимает новый закон или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта РФ, признанный частично неконституционным (п. 3 ст. 80).

Также п. 3, 4 ст. 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливают, что применяется предусмотренный федеральным законодательством механизм ответственности, если:

по истечении двух месяцев после опубликования решения Суда высшее должностное лицо субъекта РФ не примет меры, предусмотренные п. 4 ст. 80 вышеназванного Закона;

по истечении шести месяцев после опубликования решения Суда законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не примет меры, предусмотренные п. 3 ст. 80 вышеназванного Закона.

Шестимесячный срок предусмотрен частью 5 ст. 87 вышеназванного Закона также и для отмены или изменения нормативного акта или договора, аналогичного тому, который был признан судом неконституционным.

Особо регулируются сроки при процедуре отрешения Президента РФ от должности, В соответствии с частью второй ст. 109 вышеназванного Закона такое заключение должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса Совета Федерации.

1 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 166.

2 См.: Регламент Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. М., 1998. С. 542.

1 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 167.

2 Основными стадиями конституционного судопроизводства являются: внесение обращений в Конституционный Суд РФ; предварительное рассмотрение обращений; принятие обращения; назначение и подготовка дела к слушанию; судебное разбирательство; принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование, вступление в силу; исполнение решений Конституционного Суда РФ.

1 См.: Комментарий к Федеральному конституционному закону;<О Конституционном Суде Российской Федерации". М., 1996. С. 156.

1 См.: Российская газета. 2001. 20 дек.

 

Судебные расходы и штрафы

Судебные расходы. Конституционное судопроизводство, как уже было отмечено, имеет свои отличия от других судебных процессов. Это в полной мере проявляется в вопросах установления судебных расходов. Так, в гражданском, арбитражном процессах судебные расходы понимаются в широком смысле слова, поскольку они представлены совокупностью издержек, которые стороны вынуждены нести при рассмотрении дела. В них включают государственную пошлину и расходы, связанные с рассмотрением дела, такие как: суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам; расходы, связанные с производством осмотра на месте и исполнения решения суда; расходы по розыску ответчика и т. д.

Публично-правовой аспект конституционного судопроизводства наложил свой отпечаток на регулирование установления расходов, которые участник процесса должен нести. В качестве прямых и непосредственных судебных расходов в силу прямого указания закона выступает оплата подачи обращения в Конституционный Суд РФ государственной пошлиной.

Размер государственной пошлины невелик. Так, согласно ст. 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной в следующих размерах:

запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

Государственная пошлина уплачивается в рублях в кредитную организацию как наличными, так и путем перечисления сумм со счета плательщика1. При этом, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной пошлине"2, она зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Тем самым упрощается процедура оплаты заявителем государственной пошлины, поскольку уже нет необходимости оплаты указанной пошлины по месту нахождения суда.

Документ об оплате (перечислении) государственной пошлины (только подлинник, а не ксеро- или фотокопия) в обязательном порядке приобщается к обращению и остается в деле. Только в случае, если обращение не принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается лицу, ее оплатившему.

По усмотрению Конституционного Суда РФ гражданин с учетом его материального положения может быть освобожден от оплаты государственной пошлины либо размер ее может быть уменьшен. Исходя из данной конструкции закона, следует, что юридическое лицо не может быть освобождено от ее оплаты, а также для него не может быть уменьшен ее размер.

Помимо прямых судебных расходов обращение в Конституционный Суд РФ объективно несет в себе и так называемые косвенные издержки. Речь идет о том, что участнику конституционного судебного процесса могут быть нужны профессиональная защита, эксперты, переводчики, специалисты в той или иной области и т. п. Очевидно, что для каждого из перечисленных лиц участие в процессе в любом случае связано с какими-либо издержками (проезд в суд, временные затраты, отсутствие на рдбочем месте и т. д.). Закон не содержит обязательного условия по компенсации указанных издержек. В случаях, когда Конституционный Суд РФ обязывает тех или иных участников процесса выполнить определенные действия, расходы по их совершению (за исключением расходов государственных органов и организаций), согласно ст. 50 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", должны возмещаться из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. В других случаях издержки не компенсируются.

Судебные штрафы. Штраф в конституционном судопроизводстве представляет собой меру воздействия на лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего. В связи с этим штраф следует отнести к виду так называемых процессуальных штрафов, которые накладываются непосредственно в судебном заседании. Порядок наложения и уплаты штрафа законом не определен. Предполагается, что следует исходить из норм, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях. Хотя и здесь возникает ряд вопросов: какова форма акта о наложении штрафа; состав суда, рассматривающий вопрос его наложения, и т. д. Законом определен лишь размер штрафа - до десяти минимальных размеров оплаты труда.

1 Порядок уплаты государственной пошлины определен Государственной налоговой службой РФ в Инструкции от 15 мая 1996 г. № 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 21.

2 Ведомости РФ. 1992. № 11. Ст. 521.

 

Глава 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.054 с.)