Понятие, система и значение принципов конституционного судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, система и значение принципов конституционного судопроизводства



Для обеспечения эффективной организации и деятельности органов конституционного контроля, качественного взаимодействия органов судебной власти важной в научном и практическом плане является разработка организационных, правовых основ деятельности судебных органов. Принципы представляют собой совокупность идей, являющихся основой в выборе устройства и взаимоотношений органов судебной власти, внутренней организации судебных органов, порядка их деятельности и т. д. Таким образом, под теоретическими принципами следует понимать идеи, сформулированные наукой в качестве основы, закономерности, цели, к достижению которых должна стремиться практика. Принципы - это основные руководящие начала, выражающие сущность и определяющие содержание общественного явления, процесса. Они определяют основные направления нормативного регулирования той или иной правовой сферы, следовательно, основные направления ее развития.

Принципы играют позитивную роль в развитии институтов судебной власти, становясь основой их дальнейшего развития и совершенствования, в том числе развития конституционного судебного процессуального права, обеспечивая надлежащую защиту Конституции РФ, конституционных прав человека и гражданина и т. д.

Деятельность государственных органов осуществляется на основе нескольких основополагающих принципов. В связи с этим принято говорить о системе принципов, в том числе и в сфере судоустройства. Принципы правосудия функционируют только во взаимосвязи.

Следует обратить внимание на наличие нескольких групп принципов, которые классифицируются по объекту регулирования. Во-первых, следует назвать фундаментальные принципы, характеризующие государство. Во-вторых, это принципы, раскрывающие общие правила организации судебной власти. В рамках этой же группы возможно выделение принципов, характеризующих достаточно сложные взаимоотношения между различными судебными органами, обеспечивающих нормальное функционирование судебной власти, разграничение полномочий между различными судебными органами и т. д. В-третьих, представляется необходимым особо обратить внимание на принципы организации и деятельности конкретных судебных органов, в частности органов конституционной юстиции. Кроме этого, возможно выделение процессуальных принципов, определяющих организацию самого процесса осуществления правосудия. Однако подобное четкое деление принципов, безусловно, является условным. Следует отметить, что один и тот же принцип может относиться к различным группам. Так, принцип независимости в широком смысле является обязательной характеристикой судебной власти вообще. Вместе с тем он включается в систему принципов, определяющих взаимоотношения между различными судебными органами (например, несвязанность Конституционного Суда РФ ранее принятыми решениями судов общей и арбитражной юрисдикции). Более того, одни принципы могут служить гарантией реализации других. Принципы различаются по форме выражения и содержанию. Они могут быть общими и специальными. Общие принципы касаются всех институтов и являются основой для других принципов. Специальные принципы производны от общих, они конкретизируют их содержание и охватывают меньший объем правовых институтов.

При этом, видимо, неверно делить принципы на "основные" и "неосновные", так как все они являются базовыми идеями, началами построения тех или иных институтов судебной власти.

Судебная власть представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности. Принципы, характеризующие организацию и функционирование судебной власти, закрепляются, прежде всего, в Конституции РФ. Эти принципы, имеющие общий характер, в наибольшей степени раскрывают содержание правосудия как основной формы деятельности судебных органов. Так, почти во всех постсоциалистических государствах конституциями установлен прежде всего принцип осуществления правосудия только судом (принцип осуществления правосудия только судом закреплен и в ст. 118 Конституции РФ). В большинстве традиционно демократических стран этот принцип является естественным и потому не требует своего нормативного закрепления.

Принципы, определяющие основные направления взаимодействия институтов судебной власти, представляют собой правовые основы, правила, обеспечивающие условия реализации и формы взаимодействия различных органов судебной власти. Эти принципы закрепляются в Конституции РФ, в специальных федеральных конституционных законах, федеральных законах. В большинстве случаев принципы, провозглашенные в конституции, могут быть раскрыты в ее тексте в полном объеме либо, учитывая общий характер многих конституционных норм, могут быть детализированы в текущем законодательстве.

Принципы правосудия, имея общие цели и задачи, функционируют в совокупности. Повышение авторитета судебной власти, роли судов в защите прав и свобод человека и гражданина неразрывно связано с провозглашением и реализацией демократических принципов правосудия, которые служат выполнению задач, стоящих перед судом.

В выделении принципов конституционного правосудия есть определенная доля условности, так как все принципы составляют единую систему принципов правосудия, которые очень тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В совокупности все принципы определяют природу судебной власти. Таким образом, система принципов конституционного судопроизводства схожа с принципами гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства, хотя имеются и различия, связанные со спецификой конституционного правосудия. Эти принципы определяют сущность судопроизводства по рассмотрению дел в Конституционном Суде РФ. Как и в иных случаях, принципы конституционного правосудия могут быть разделены на организационные и функциональные, т. е. определяющие порядок самой процессуальной деятельности. Часть принципов, определяющих конституционное судопроизводство, зафиксирована в Конституции РФ: законность, верховенство и прямое действие Конституции РФ; принцип федерализма; осуществление правосудия только судом; право на справедливое судебное разбирательство; самостоятельность судебной власти; независимость суда и судей; создание суда в рамках закона; открытость судебного разбирательства; состязательность судопроизводства и равноправие сторон; гласность в деятельности суда; принцип национального языка судопроизводства; принцип коллегиальности; непрерывность судебного заседания.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ, провозглашенными в ст. 5 Федерального конституционного закона, являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Вместе с тем закон закрепляет и иные принципы: язык судопроизводства, устность разбирательства, тайность голосования, обязательность судебных постановлений.

 

§ 2. Принцип законности. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации

Законность есть состояние жизни общества, в котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, принятые нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами1.

Представляется, что принцип законности вообще раскрывает природу, сущность норм права как обязательных правил поведения.

По мнению В. А. Кряжкова, принцип законности, не названный в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не имеет отношения к этому органу, так как он призван не подчиняться законам, а проверять их на предмет соответствия Конституции РФ. Однако представляется, что этот принцип является определяющим в организации и деятельности Конституционного Суда РФ, поскольку законность - универсальный правовой принцип, относящийся не только к судебным органам, но и ко всем государственным органам. Он вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, принцип законности является основой деятельности любого органа государственной власти, в том числе и судебного. При этом следует констатировать, что принцип законности специально не упоминается в гл. 7 "Судебная власть", но встречается в иных конституционных положениях. Например, в ст. 120 говорится о независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону. В той же статье предусмотрено, что если суд установил при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, решение принимается в соответствии с законом.

По мнению М. С. Строговича, законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов. Он считал, что на основании верховенства закона только его соблюдение и исполнение составляют содержание законности1. Е. А. Лукашева определяла законность как строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на законах других правовых актов государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами2. В. М. Чхиквадзе рассматривал принцип законности через две сферы: нормотворчества и исполнения норм права. Единство законности охватывает как законодательство, так и применение права, а также претворение в жизнь этого права3.

Думается, что только единство названных элементов в полной мере определяет назначение принципа законности, который служит целям упрочения государства, охраны и защиты законных интересов и прав граждан.

Важнейшим элементом законности является наличие обоснованного законодательства. Для этого необходимы конституционное закрепление верховенства органа, выбор единого законодательного процесса, существование обязательных стадий законодательного процесса, предоставление права толкования закона только высшему органу государства. Вторым элементом законности является уважение и исполнение законов. Немецкий ученый Г. Шюсслер отмечал, что важнейшим требованием законности является неукоснительное соблюдение и внедрение законов и других правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, а также гражданами1.

Необходимо отметить, что сам факт создания Конституционного Суда в России является важным шагом в обеспечении конституционности и законности в стране, так как он призван служить утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении. В случае нарушения Конституции РФ государство посредством деятельности Конституционного Суда РФ обеспечивает надлежащую защиту нарушенных прав в установленном законом порядке. Таким образом, принцип законности в конституционном судопроизводстве воплощается и через неукоснительное требование соответствия всей деятельности Конституционного Суда РФ Основному закону страны и Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". Суд не только сам последовательно исполняет предписания упомянутого закона, но и следит за тем, чтобы все участники процесса поступали в соответствии с его требованиями. Кроме этого, анализируемый принцип проявляется также в строгом соблюдении законодательных положений, регулирующих порядок организации Суда. Хотя эти правила не касаются непосредственно функций Суда по осуществлению конституционного правосудия, тем не менее без их строгого соблюдения невозможна надлежащая организация самого процесса осуществления правосудия.

Однако законность - не только принцип деятельности самого суда, но и цель судебного разбирательства, так как перед судом ставится задача восстановления нарушенной законности, в том числе конституционной.

1 См.: Арбитражный процесс / Под ред. М. К. Треушникова. М., 1997. С. 26.

1 См.: Строгович М. С. Теоретические вопросы советской законности // Советское государство и право. 1954. № 4.

2 См.: Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 23.

3 См.: Чхиквадзе В. М. Государство, демократия, законность. М., 1967. С. 29.

1 См.: Шюсслер Г. Социалистическая демократия и законность // Социализм и демократия. М., 1976. С. 226.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.009 с.)