Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Общие закономерности онтогенеза.
Цель работы: Изучить особенности индивидуального развития беспозвоночных и позвоночных животных на различных этапах онтогенеза. Рассмотреть влияние факторов внешней среды на эмбриональное развитие и роль профилактической медицины в предупреждении возникновения аномалий и пороков развития у человека. Задачи: 1. Изучить основные этапы эмбриогенеза (оплодотворение, дробление, гаструляцию, гисто- и органогенез). 2. Изучить влияние факторов внешней среды на эмбриональное развитие и роль профилактической медицины в предупреждении возникновения пороков развития у человека. Студент должен знать: А) до изучения темы: 1. Типы яйцеклеток и соответствующие им типы дробления. 2. Основные этапы и способы гаструляции. 4. Производные зародышевых листков. 5. Основные механизмы онтогенеза. 6. Критические периоды развития. 7. Провизорные органы человека. Б) после изучения темы: 1.Строение различных видов бластул. 2. Особенности гаструляции млекопитающих и человека. 3. Особенности органогенеза позвоночных. 4. Механизмы формирования пороков развития человека. Студент должен уметь: 1. Идентифицировать на микропрепаратах стадии дробления, части бластулы и гаструлы. 2. Определять на микропрепаратах стадии органогенеза, производные зародышевых листков. 3. Уметь объяснять возникновение ряда врожденных пороков развития нарушением общих и частных механизмов морфогенеза. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Предмет биологии развития. 2. Типы индивидуального развития. 3. Периоды онтогенеза. 4. Стадии эмбрионального развития. 5. Стадии постэмбрионального развития. 6. Взаимосвязь процессов дробления и гаструляции от типа строения яйца. 7. Способы гаструляции. 8. Типы плаценты у млекопитающих. 9. Провизорные органы у высших позвоночных. 10. Гистогенез и органогенез. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выбрать правильный ответ (ответы). 1.Способ образования мезодермы у беспозвоночных: 1)телобластический, 2)энтероцельный, 3)эктодермальный, 4)энтодермальный.
2.Функция желточного мешка у млекопитающих: 1)сократительная, 2)трофическая, 3)кроветворная, 4)водная среда. 3.Гаструляция у амфибий протекает путем: 1) эпиболии, 2)имиграции, 3)деляминации, 4) инвагинации. 4.К производным мезодермы относятся: 1) эпителиальная ткань, 2)соединительная ткань, 3)мышечная ткань, 4) нервная ткань. 5. Яйцеклетка, содержащая большое количество желтка на одном полюсе, называется: 1)олиголецитальная, 2)изолецитальная, 3)телолецитальная, 4)центролецитальная. 6. Способ деления клеток на стадии дробления: 1) амитоз и митоз, 2)митоз (только), 3)мейоз (только), 4)амитоз, митоз, мейоз 7. В процессе нейруляции у зародыша формируется: 1)эктодерма, 2)нервная трубка, 3)хорда, 4) первичная кишка, 5) вторичная кишка. 8. Равновероятная способность бластомеров на ранних этапах дробления развиваться в целый организм – это: 1)детерминация, 2)тотипотентность, 3)дифференцировка, 4) интеграция.
4)Перепишите в альбом и заполните таблицы: Таблица 1 Характеристика основных стадий онтогенеза
Таблица 2 Органогенез у млекопитающих
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1)1; 2)2; 3)1,4; 4)2,3; 5)3; 6)2; 7) 2,3,5; 8)2.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема Регуляция онтогенеза. Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза; влияние вредных факторов на организм человека и механизмы образования пороков развития. Задачи: 1. Изучить основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих; 2. Изучить основные механизмы эмбриогенеза; 3. Изучить тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков человека. В результате изучения материала студент должен: Знать: А) до изучения темы: 1. Основные механизмы онтогенеза; 2.Основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих; 3.Воздействие вредных факторов среды на зародыш. Б) после изучения темы: 1. Ведущие механизмы эмбриогенеза на разных стадиях развития; 2. Особенности генетической, нервной и гуморальной регуляции развития; 3. Роль тератогенных факторов среды в формировании пороков развития; 4. Классификация пороков развития. Уметь: 1. Объяснять механизмы возникновения пороков развития. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1.Основные механизмы онтогенеза: дифференциация, детерминация, тотипотентность, интеграция, эмбриональная индукция. 2. Генетическая регуляция дифференцировки. 3. Клеточные процессы в период дробления, гаструляции, органогенеза. 4. Критические периоды развития. 5.Тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков развития человека. 6. Классификация пороков развития. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выберите правильный ответ (ответы): 1.Генетическая регуляция онтогенеза у позвоночных осуществляется путем: А)уменьшения числа генов в процессе развития, б)репрессии генов, в)дерепрессии генов, г)дерепрессии и репрессии генов. 2.Гормональная регуляция развития у млекопитающих начинается в период: А)гаструляции, б)дробления, в)гисто- и органогенеза, г)плодный. 3.Хордомезодерма является эмбриональным индуктором: а)вторичной кишки, б)нервной трубки, в)выделительной системы. 4.Синдактилия у человека возникает вследствие нарушения клеточных процессов: а)сгущения мезодермальных клеток, б)адгезии, в)избирательной гибели, г)миграции. 5.Критические периоды развития у человека: а)образование зиготы, б)имплантация, в) плацентация, г)дробление, д) роды. 6.Сущность механизма эмбриональной индукции: а)перемещение пластов клеток, б)репродукция клеток, в) сегрегация клеток, г)взаимодействие частей зародыша. 7.Механизмы возникновения наследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов. 8.Механизмы возникновения ненаследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов.
4). Решите задачу: В результате тератогенного воздействия в эмбриогенезе произошло нарушение адгезии клеток зачатков структур лица – небных отростков, а также носовых отростков между собой и с верхнечелюстными отростками. Назовите последствия нарушений межклеточных взаимодействий.
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1г; 2в; 3б; 4в; 5бвд; 6г; 7б; 8ав.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема: Общие закономерности гомеостаза. Виды гомеостаза. Генетический гомеостаз и его нарушения. Виды регенерации. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза (семинар). Цель работы: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живых систем, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма. Задачи: 1. Изучить основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания 2. Изучить основные закономерности физиологической и репаративной регенерации, значение для практической медицины. 3. Изучить виды трансплантации и ее практическое значение. Студент должен Знать: 1.основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания; 2.закономерности физиологической и репаративной регенерации; факторы, стимулирующие регенерацию; 1. медицинское значение регенерации органов и тканей; 2. биологическую сущность и типы трансплантации, ее медицинское значение. Уметь: 1.подготовить доклад и написать реферат на заданную тему; 2.объяснить причины и механизмы, приведшие к нарушению гомеостаза, и их последствия для организма.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Написать реферат и подготовить доклад по одной из предложенных тем: 1. Виды гомеостаза (генетический, физиологический, структурный): а) Генетический гомеостаз, механизмы его поддержания (репликация, репарация, точное распределение генетического материала при митозе и мейозе, апоптоз). Нарушение генетического гомеостаза и его последствия; б) Физиологический гомеостаз – поддержание внутренней среды организма; в) Структурный гомеостаз – поддержание биологического постоянства и целостности биологической системы на разных уровнях организации.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.028 с.) |