Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и коррекция развития мышления ребенка
Особенности и основныелинии развития мышления у детей Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой обобщенное и опосредованное отражение действительности и ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Это особого рода практическая и умственная деятельность, включающая в себя действия ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразующего характера. Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, и лишь на втором году жизни в результате собственного опыта, знакомства с явлениями окружающей жизни, усложнения практической деятельности появляются первые обобщения и попытки решать практические задачи. Мышление возникает на основе практической деятельности и чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Сначала ребенок осваивает функциональное назначение предметов, учится действовать с ними и с помощью действия решает элементарные практические задачи: достать предмет, лежащий высоко или закатившийся под диван, сложить кубики в коробку, "починить" тележку и т. п. Маленькие дети решают только вполне конкретные задачи и обычно только одним способом - действием. Наглядно-действенное мышление является преобладающим на ранних этапах детства. Однако овладение речью быстро изменяет характер мышления ребенка. Задача, оформленная в речи, становится осмысленной, осмысление задачи приводит к изменению действий. Ребенок переходит от проб и ошибок к целенаправленным результативным действиям. Особую роль в развитии наглядно-действенного мышления играет овладение ребенком специфически человеческой орудийной деятельностью, т. е. простейшими орудиями: ложкой, вилкой, расческой, ножницами... Постепенно овладевая такими орудиями, ребенок осваивает и сам принцип использования орудий для решения мыслительных задач. Для развития мышления на этом этапе важно давать ребенку как можно больше возможностей для самостоятельного действия с различными орудиями, помогать обозначать словом уже найденное решение (протянул, перевернул, отодвинул...), побуждать ребенка самостоятельно находить путь решения практических задач, предлагать ему различные ситуации, требующие использования наглядно-действенного мышления, решение практических задач является хорошим материалом развития мышления на протяжении всего дошкольного детства.
В возрасте 4-5 лет начинается качественно новая ступень развития детского мышления. Ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметом, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Начинается развитие наглядно-образного мышления. Возможность решать многие задачи в образном плане обусловлена такими свойствами образов, как подвижность, т. е. умение комбинировать, сочетать в уме различные части и детали предметов, а также их структурная организованность, т. е. умение выделять и связывать между собой те признаки предмета, которые важны для решения этой задачи. Переход к решению задач на уровне представлений облегчается, если ребенок совершает действия не с реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Для развития подвижности и структурности образов полезны игры, связанные с ориентировкой детей в пространстве, в том числе и простые лабиринтные задачи, строительные игры, в которых используются схемы-изображения и наглядные модели. К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает рассуждать словесно, не опираясь при рассуждении на действия с предметами или их изображениями. Часто эти рассуждения построены по особой "детской" логике (сказывается недостаток жизненного опыта). Ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных оставлений, овладевает элементарными приемами рассуждений и умозаключений, опосредованными формами мышления, опосредованными способами решения мыслительных задач, таких как наглядное моделирование, применение мерок, схем и т. п. Дети 5-6 лет с удовольствием включаются в поисковую, эвристическую деятельность, начинают активно экспериментировать, осваивать приемы практического преобразования объектов, учатся переносить освоенные способы решения интеллектуальных задач на новые условия. Важным итогом интеллектуального развития дошкольников является овладение общей структурой интеллектуальной деятельности,мыслительными операциями, умственными действиями, необходимыми для решения мыслительных задач. Показателем готовности детей к обучению в школе может служить не только уровень развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, но и овладение знаковыми системами.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.005 с.) |