Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества С.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор оперного и балетного творчества С.Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».



Двадцатый век. Первые два десятилетия 20 в., «серебряный век», были эпохой высокого расцвета отечественной музыкальной культуры во всех ее областях – творческой, исполнительской, научно-критической. Ситуация резко изменилась после революционного переворота 1917. Ряд крупных музыкантов, в том числе С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Н.К.Метнер, Н.Н.Черепнин, А.Т.Гречанинов, а также авторы младшего поколения Иван Александрович Вышнеградский, Николай Борисович Обухов, Николай Дмитриевич Набоков, Артур Сергеевич Лурьеи др. покинули Россию.

В авангарде не только музыкального, но и вообще художественного движения 1920–1930-х годов находилась также деятельность обосновавшейся еще до Первой мировой войны в Париже антрепризы С.П.Дягилева, с которой тесно связано творчество И.Ф.Стравинского (включая такие шедевры, как Петрушка, Весна священная, Свадебка), до некоторой степени С.С.Прокофьева и ряда других композиторов, художников, балетмейстеров, артистов русского происхождения.

Многолетнее существование за рубежом этой русской антрепризы с необычайно богатым репертуаром весьма способствовало знакомству мирового слушателя с достижениями русской культуры, как классической, так и современной. Заметную роль в этом процессе играли также концертные выступления русских музыкантов за рубежом (прежде всего С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина), деятельность русских оперных трупп (среди них выделяется «Русская опера» в Париже.

Первое советское десятилетие. В течение 1920-х годов культурное общение России с миром, несмотря на огромные трудности, связанные с последствиями революции и гражданской войны, оставалось достаточно активным: работали старые и открывались новые учебные заведения, велась большая концертная, музыкально-театральная, издательская деятельность, в ряде случаев ориентированная на новый состав слушательской аудитории; были созданы специальные научные учреждения. В Москве и Петрограде-Ленинграде центрами притяжения творческих сил стали две организации – Российская ассоциация пролетарских музыкантов, РАПМ (и разные ее «ответвления») и Ассоциация современной музыки, АСМ.

Музыка в гораздо более легкой степени, чем литература или живопись, пережила в 1920-х годах период футуризма или конструктивизма: к этому направлению может быть отнесено творчество «асмовцев» Николая Андреевича Рославца и Александра Васильевича Мосолова, а также смелые эксперименты тяготевшего скорее к «рапмовцам» Арсения Михайловича Авраамова (опыты «конкретной музыки» – Симфония гудков, попытки микротонового построения звукорядов – «ультрахроматизм»; впоследствии эта идея была развита за рубежом И.А.Вышнеградским и рядом западных музыкантов).

К 1932 постановлением ЦК ВКП(б) О перестройке литературно-художественных организаций были отменены все виды творческих объединений, кроме унифицированных и находившихся под жестким контролем государства творческих союзов (эта ситуация сохранялась до конца 1980-х годов); точно так же была централизована филармоническая, издательская и научно-критическая деятельность. С этого времени до «оттепели» 1960-х годов резко сокращается общение российских деятелей искусства с зарубежным миром.

Шостакович и Прокофьев. Крупнейшей личностью советского периода русской музыки был Д.Д.Шостакович. В его пятнадцати симфониях, пятнадцати струнных квартетах и других камерных ансамблях, операх Леди Макбет Мценского уезда и Нос, камерно-вокальных и фортепианных произведениях в наибольшей мере отражены трагические потрясения эпохи и противоречия их осмысления русской интеллигенцией. Гораздо меньшее влияние советская атмосфера оказала на вернувшегося на родину в середине 1930-х годов С.С.Прокофьева. Хотя в его наследии немало «ангажированных» властью сочинений (например, кантата К ХХ-летию Октября, Здравица в честь Сталина, опера Повесть о настоящем человеке и др.), светлый, ясный дух прокофьевского гения, огромный опыт, приобретенный в двадцатилетие жизни за рубежом, позволили композитору сохранить творческую независимость, остаться самим собой и достичь таких творческих вершин, как балеты Ромео и Джульетта, Золушка, оперы Война и мир и Обручение в монастыре, Пятая, Шестая, Седьмая симфонии, фортепианные сонаты.

Политика советского государства в области музыки. Отношения музыкантов с государством складывались противоречиво. С одной стороны, перед ними открывалась возможность бесплатного обучения, а затем исполнения и публикации сочинений; отечественная исполнительская школа переживала бурный расцвет благодаря как личностям, сложившимся в дореволюционную эпоху и несшим в себе высокую культуру, так и притоку свежих сил в консерватории и государственной поддержке филармоний, оперных театров и др. С другой стороны, талантливые люди сразу попадали под жесткий контроль. Хотя музыка как искусство в меньшей степени «понятийна», чем литература, театр или живопись, это не спасало ее от актов насилия со стороны государства.

Вмешательство государства в художественную жизнь происходило иной раз и в таких специфических сферах, как выбор жанра и стиля. Перед композиторами ультимативно ставилась, например, задача создания оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», и часто весьма слабые произведения получали сценическую реализацию и высокую оценку прессы именно по признаку «социального заказа».

Другим основополагающим жанром считалась симфония традиционного типа с конфликтной драматургией, что, соответственно, породило массу сочинений с внешними контурами данного жанра, но по содержанию вовсе не соответствующих его природе (разумеется, были композиторы, органически мыслившие в этом жанре, прирожденные симфонисты – Шостакович, Прокофьев, Мясковский и некоторые другие). Еще одним – и очень важным – объектом «госзаказа» стала песня, «советская массовая песня» как особый тип, который начал культивироваться с первых лет советской власти и постепенно создал целый «клан» авторов текста, композиторов и исполнителей; изредка удачные массовые песни создавались серьезными музыкантами – например, Песня о встречном Шостаковича.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Балет в 2-х актах

В 1935 году Прокофьев создал один из великих балетов современности.

Шекспировский сюжет композитору предложил Адриан Пиотровский. Многие не верили в то, что Прокофьеву удастся создать балетную партитуру, уложив в неё сложную ткань шекспировского текста.

В содружестве Сергеем Радловым и Леонидом Лавровским композирор создал сценарный план балета.

Музыка балета, неявляясь стилизацией, тем не менее необыкновенно точно передаёт особенности характеров героев вчастности и средневековой Италии вцелом.

Краткое содержание

Издавна враждуют две веронские семьи, Монтекки и Капулетти. Но для настоящей любви вражда -ничто. Двое юных созданий - Ромео и Джульетта вопреки своим семьям любят друг друга. И никто неможет помешать им быть вместе. Выпады кузена Джульетты Тибальда, убившего друга Ромео, Меркуцио,пресекаются шпагой юного Монтекки. Джульетта в отчаянии, но любовь к Ромео сильнее. Девушкапринимает зелье, чтобы все подумали, будто она мертва. Но злой рок приводит к её "бездыханному" телуРомео, юноша в отчаянии убивает себя. Очнувшись, Джульетта видит перед собой погибшеговозлюбленного. Горя не может унять ничто на этой земле, её место рядом с ним, Джульеттазакалывается кинжалом...
Монтекки и Капулетти склоняются над телами своих детей, они понимают, что стали причиной этойтрагедии. Великое горе объединяет врагов.

19.Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII-XVIII вв: общая характеристика. Музыкальный театр: школьная опера и частнособственнические театры магнатов (Несвижа, Гродно, Слонима, Шклова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.005 с.)