Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 8. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания. Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий "... заключена у дебилов... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания". Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы. Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др Цель работы. Дать оценку устойчивости и степени переключаемости произвольного внимания. Оборудование. Специальные таблицы с изображением перепутанных ломанных линий, рисунки с двойственным изображением, секундомер. Ход работы. Студенты образуют пары: испытуемый – экспериментатор. Экспериментатор быстро, в течении 1-2 минут, рисует таблицу с изображением 7 перепутанных линий. Испытуемый по команде экспериментатора в течении 3 минут, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз находит начало и конец каждой линии и помечает её соответствующим номером. Через 3 минуты экспериментатор прерывает работу испытуемого и, проверив её, оценивает степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 минуты концов линий.
Далее испытуемому предъявляется рисунок с двойственным изображением. По секундомеру экспериментатор отмечает время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее человек увидит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания. Оформление работы. 1. Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и переключаемости внимания всех студентов Вашей группы. 2. Рассчитайте среднее значение для группы. 3. Проведите оценку своих собственных данных относительно среднегрупповых значений.
Работа 9. Оценка концентрации активного внимания Цель работы: Овладеть приемом «отыскивания чисел» по таблицам Шульте для определения концентрации активного внимания и выявить его индивидуальные особенности. Оборудование: указка, секундомер, 8 таблиц с числами от 1 до 25, расположенными произвольно по 5 цифр в 5 рядах. Ход работы. 1. Оценка концентрации активного внимания. Испытуемому до обследования дается инструкция. В таблице с цифрами, расположенными не по порядку, показать указкой каждую цифру в порядке возрастания их от 1 до 25. Показ цифр сопровождать громким и четким их произношением. Работать внимательно и в максимальном темпе. Работу начинать по команде. По команде «Начали», одновременно включить секундомер и внимательно следить за точностью работы испытуемого – показ в строгой последовательности цифр указкой и четкое и громкое произношение ее вслух. В случае ошибки попросить испытуемого правильно показать и назвать нужную цифру. После показа и произношения испытуемым последней цифры «25» остановить секундомер и записать время просмотра первой таблицы. В таком же порядке по команде «Начали» испытуемый должен поработать со 2, 3, 4 таблицами, с разным расположением цифр в рядах. Фиксируйте время и контролируйте правильность работы с каждой последующей таблицей. Оценка результата пробы на концентрацию активного внимания.
Рассчитайте среднее значение скорости работы каждого обследованного с одной таблицей. Быстрая и точная умственная работа свидетельствует о высокой степени скорости выработки условных рефлексов, высокой концентрации активного внимания и достаточной зрелости процессов торможения. Концентрация активного внимания считается хорошей, если среднее время работы с таблицей равно 30 – 45 секундам, удовлетворительной – если это время равно 45 – 60 секундам, и неудовлетворительной – если это время превышает 1 минуту. 2. Развитие периферического зрения. Использовать 8 таблиц Шульте. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т.е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (баз пропуска). Переберите по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указывать только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 секунд. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблиц до глаз примерно 25 – 30 сантиметров. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 секунд. Испытуемые с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25 – 30 секунд. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается до 11 –12 секунд, а в некоторых случаях и до 7 – 8 секунд. У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскивание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.006 с.) |