Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах Приемы обучения
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях. Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех. В практике часто приступают, к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их внимание. Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают
Стр.175 знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем иногда наиболее способным ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки. Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими диатонические или хроматические звукоряды: металлофонами, триолами, аккордеонами, цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, например, барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм.
Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений.
Технические приемы
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным. При игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн. Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен. Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.
При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим.
Стр.176 и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится. Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара—ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков. Играть на триоле и Мелодии-26 следует одинаковыми приемами. Ребенок дует в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание. Одновременно он нажимает нужную клавишу. Клавиши у триолы цветные, каждая имеет свой цвет и название. Первые клавиши — ре, фа #, соль и далее звукоряд соль мажора. Следовательно, на триоле можно исполнять мелодии в соль мажоре и частично в других тональностях, но в ограниченном диапазоне. Инструмент, называемый Мелодией-26, построен на хроматическом звукоряде (в две октавы), и практически на нем можно исполнить любую мелодию в пределах двух октав. Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.
Последовательность заданий
В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре.
Металлофон хорошо передает звуки падающих.капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.
Стр.177
Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет.
А флейта или Мелодия-26 всем ребятам говорит — собирайтесь в поход.
На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками). Смысл подобных приемов — в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента. На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий. Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно — то носком, то каблуком. Применяются так называемые «шлепки» ладонями или кончиками пальцев о свои бедра.
Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом
Стр.178 прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий. Детям дают, например, следующие упражнения:
Музыкальное эхо
Дети распределяются на две подгруппы. 1-я линия. Педагог стучит палочками. 2-я линия. Первая подгруппа детей стучит носком ноги. 3-я линия. Вторая подгруппа детей постукивает пальцами руки по ладони другой руки. Подобные упражнения могут варьироваться в отношении ритма и разных способов хлопков, притопов, «шлепков» и т. д. Хорошо имитируется движение поезда, например чередованием ударов ноги то носком, то каблуком или рук то пальцами, то глухим хлопком. Темп при этом может произвольно ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться или затихать.
1-я линия. Удар каблуком.
2-я линия. Удар носком ноги.
Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса. На первых порах можно показать их выразительность в простых ритмических приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как известно, речитатив близок к напевной декламации. В нем есть естественные для разговорной речи интонационные повышения и понижения, ясно слышны акценты, паузы. Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями. Приведем примеры различных приемов, последовательно подводящих детей к выразительному исполнению. Педагог предлагает детям угадать, кого она позвала — Танюили Андрюшу. Дети должны узнать это при ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне:
Стр.179
Дети узнают, как назвали девочку — Таней или Танечкой:
После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга. Придумывая определенный ритм, они выкладывают карточки на фланелеграфе, используя их из приложения к «Музыкальному букварю». Широкие карточки изображают четверти, узкие — восьмые:
Этот же ритмический рисунок они могут исполнить на металлофоне, триоде или на ударных инструментах. От исполнения ритмического рисунка дети переходят к речитативу. Им предлагается позвать друг друга, но по-разному: ласково, сердито, вопросительно, призывно. Дети придумывают выразительные интонации, приближающиеся к напевной речи. Это еще не вокальные интонации с их точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То повышая, то понижая интонацию, ребята одновременно ищут сходные, звучащие на музыкальных инструментах, сочиняя таким образом коротенькие попевки. Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы. Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание — воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными. После исполнения педагогом дети легко усваивают попевку и поют, прохлопывая ритм. Хорошо использовать карточки из приложения «Нотное лото» («Музыкальный букварь»).
Стр.180 Карточки выкладываются на фланелеграфе:
Детям предлагают на металлофоне отсчитать шестую пластинку (от начала) — «это нота ля», а затем сыграть ритмический рисунок — песенку «Небо синее». Педагог аккомпанирует на фортепиано. Вторичное исполнение сопровождается коллективным пением. Задание освоено, и ребята смогут самостоятельно воспроизвести песню. Небо синее Музыка Е. Тиличеевой [Спокойно]
На следующих музыкальных занятиях проводится индивидуальный опрос: дети исполняют эту песенку на разных звуках (пластинках). Им называют ноты (расположение их на пластинках детям знакомо): «Сыграй на ноте ми, на ноте до» и т. д. При этом нуж-
Стр.181 но помнить, что дети способны петь и аккомпанировать себе на металлофоне только хорошо выученную песню, так как звучание у металлофона более высокое и не соответствует голосовым возможностям дошкольника. Ребенку легко сбиться, так как та же нота на металлофоне звучит в другой октаве (выше).
Разучив несколько ритмических попевок, можно перейти к выполнению следующих заданий — сначала учить попевки, состоящие из близких интервалов, а затем из более широких. Методика разучивания остается той же. Следует помнить, что поэтический текст облегчает запоминание и позволяет детям использовать выученные произведения в самостоятельных занятиях. Важно также последовательно усложнять задания. Легче всего играть секунды, их звуки расположены рядом. Поэтому после упражнений на одном звуке целесообразно играть попевки, построенные на этом интервале (например, русскую народную попевку «Сорока-сорока», «Гармошка» Е. Тиличеевой и др.).
Сорока-сорока Русская народная попевка
Гармошка Музыка Е. Тиличеевой [В среднем темпе, ритмично]
Стр.182
Усвоение более сложных исполнительских приемов постепенно дает возможность усложнить репертуар. В попевках появляются поступенные ходы в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика. Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное, представляет для детей все больший интерес Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое художественное произведение по-своему оригинально, своеобразно и методы его освоения должны быть различными. Музыкальное восприятие детей активизируется, если после первого прослушивания какой-либо пьесы им зададут, например, такие вопросы: «На каких инструментах лучше исполнить эту пьесу?»; «В какой части пьесы следует играть на других инструментах и на каких именно?» Дети обычно легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему характеру, имеет четкую музыкальную форму, построена на контрастных по характеру частях. Конечно, оркестровать пьесу дети не могут. Но важно использовать интересный прием, при котором они пробуют сочинять и выносят свое «решение» — какой инструмент должен звучать в той или иной части пьесы. Умелым, тактичным подходом можно своевременно повлиять на их предложения и направить их ответы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.06 с.) |