Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.



 

 

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Приемы обучения

 

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.

В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо приме­нение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на празд­ничных выступлениях и развлечениях.

Выразительное исполнение произведения (на различных ин­струментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «обсле­довать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.

В практике часто приступают, к обучению игре на многих ин­струментах одновременно, хотя каждый инструмент требует раз­личных приемов исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их внимание.

Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в груп­пу Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают

 

Стр.175

знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем вре­менем на общих занятиях идет знакомство с другим инструмен­том. Причем иногда наиболее способным ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки.

Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими диато­нические или хроматические звукоряды: металлофонами, триолами, аккордеонами, цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, например, барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм.

Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последо­вательности заданий для освоения игры на отдельных инструмен­тах; разучивания некоторых произведений.

 

Технические приемы

 

Приемы игры зависят от конструкции каждого ин­струмента. Прежде всего надо установить правиль­ную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.

Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие под­ставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инстру­менты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бу­бен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на под­ставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получит­ся «грязным», неприятным.

При игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим дви­жением по струне. При этом надо стремиться не задевать лиш­них струн.

Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.

Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) мож­но ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.

При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим.

 

Стр.176

и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится.

Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место уда­ра—ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середи­не, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Играть на триоле и Мелодии-26 следует одинаковыми при­емами. Ребенок дует в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание. Одновременно он нажимает нужную клавишу. Клави­ши у триолы цветные, каждая имеет свой цвет и название. Пер­вые клавиши — ре, фа #, соль и далее звукоряд соль мажора. Следовательно, на триоле можно исполнять мелодии в соль ма­жоре и частично в других тональностях, но в ограниченном диа­пазоне.

Инструмент, называемый Мелодией-26, построен на хрома­тическом звукоряде (в две октавы), и практически на нем можно исполнить любую мелодию в пределах двух октав.

Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, ко­гда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение ис­правлять неточности в своем исполнении.

 

Последовательность заданий

 

В начале обучения методические приемы руководи­теля направляются, естественно, к тому, чтобы вы­звать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голоса­ми птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обраща­ет внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре.

 

 

 

Металлофон хорошо передает звуки падающих.капелек дож­дя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

 

 

Стр.177

 

Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет.

 

 

 

 

А флейта или Мелодия-26 всем ребятам говорит — собирайтесь в поход.

 

 

На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками).

Смысл подобных приемов — в ознакомлении детей с выразитель­ными возможностями каждого инструмента.

На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью приме­няются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочка­ми, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или на­полненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий.

Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно — то носком, то каблуком. Применяются так называемые «шлепки» ладонями или кончиками пальцев о свои бедра.

Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также по­зволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом

 

Стр.178

прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий. Детям дают, на­пример, следующие упражнения:

 

Музыкальное эхо

 

Дети распределяются на две подгруппы.

1-я линия. Педагог стучит палочками.

2-я линия. Первая подгруппа детей стучит носком ноги.

3-я линия. Вторая подгруппа детей постукивает пальцами руки по ладони другой руки.

Подобные упражнения могут варьироваться в отношении рит­ма и разных способов хлопков, притопов, «шлепков» и т. д.

Хорошо имитируется движение поезда, например чередованием ударов ноги то носком, то каблуком или рук то пальцами, то глу­хим хлопком. Темп при этом может произвольно ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться или затихать.

 

1-я линия. Удар каблуком.

 

2-я линия. Удар носком ноги.

 

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному ис­полнению ритмических речитативных интонаций голоса. На пер­вых порах можно показать их выразительность в простых ритми­ческих приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как изве­стно, речитатив близок к напевной декламации. В нем есть есте­ственные для разговорной речи интонационные повышения и по­нижения, ясно слышны акценты, паузы.

Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритми­ческими приговорками и музыкально-речевыми интонациями.

Приведем примеры различных приемов, последовательно под­водящих детей к выразительному исполнению.

Педагог предлагает детям угадать, кого она позвала — Танюили Андрюшу. Дети должны узнать это при ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне:

 

Стр.179

Дети узнают, как назвали девочку — Таней или Танечкой:

 

 

После этого ребята могут самостоятельно называть друг дру­га. Придумывая определенный ритм, они выкладывают карточки на фланелеграфе, используя их из приложения к «Музыкальному бук­варю». Широкие карточки изображают четверти, узкие — вось­мые:

 

 

Этот же ритмический рисунок они могут исполнить на метал­лофоне, триоде или на ударных инструментах.

От исполнения ритмического рисунка дети переходят к речита­тиву. Им предлагается позвать друг друга, но по-разному: лас­ково, сердито, вопросительно, призывно. Дети придумывают выра­зительные интонации, приближающиеся к напевной речи. Это еще не вокальные интонации с их точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То повышая, то понижая интонацию, ребята одновременно ищут сходные, звучащие на му­зыкальных инструментах, сочиняя таким образом коротенькие попевки.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сна­чала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.

Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмиче­ский рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освое­ние приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание — воспроизведение ритма, разучива­ние приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Му­зыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными.

После исполнения педагогом дети легко усваивают попевку и поют, прохлопывая ритм. Хорошо использовать карточки из при­ложения «Нотное лото» («Музыкальный букварь»).

 

Стр.180

Карточки выкладываются на фланелеграфе:

 

Детям предлагают на металлофоне отсчитать шестую пластин­ку (от начала) — «это нота ля», а затем сыграть ритмический рисунок — песенку «Небо синее». Педагог аккомпанирует на фор­тепиано. Вторичное исполнение сопровождается коллективным пением. Задание освоено, и ребята смогут самостоятельно воспро­извести песню.

Небо синее

Музыка Е. Тиличеевой

[Спокойно]

На следующих музыкальных занятиях проводится индивидуаль­ный опрос: дети исполняют эту песенку на разных звуках (пластин­ках). Им называют ноты (расположение их на пластинках детям знакомо): «Сыграй на ноте ми, на ноте до» и т. д. При этом нуж-

 

Стр.181

но помнить, что дети способны петь и аккомпанировать себе на металлофоне только хорошо выученную песню, так как звучание у металлофона более высокое и не соответствует голосовым воз­можностям дошкольника. Ребенку легко сбиться, так как та же нота на металлофоне звучит в другой октаве (выше).

 

 

 

Разучив несколько ритмических попевок, можно перейти к вы­полнению следующих заданий — сначала учить попевки, состоя­щие из близких интервалов, а затем из более широких. Методика разучивания остается той же. Следует помнить, что поэтический текст облегчает запоминание и позволяет детям использовать выученные произведения в самостоятельных занятиях. Важно так­же последовательно усложнять задания. Легче всего играть се­кунды, их звуки расположены рядом. Поэтому после упражнений на одном звуке целесообразно играть попевки, построенные на этом интервале (например, русскую народную попевку «Сорока-сорока», «Гармошка» Е. Тиличеевой и др.).

 

Сорока-сорока

Русская народная попевка

Гармошка

Музыка Е. Тиличеевой

[В среднем темпе, ритмично]

Стр.182

 

Усвоение более сложных исполнительских приемов постепен­но дает возможность усложнить репертуар. В попевках появляют­ся поступенные ходы в пределах небольших звукорядов, расширя­ется интервалика. Фортепианное сопровождение, ярко и вырази­тельно изложенное, представляет для детей все больший интерес Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое худо­жественное произведение по-своему оригинально, своеобразно и методы его освоения должны быть различными.

Музыкальное восприятие детей активизируется, если после пер­вого прослушивания какой-либо пьесы им зададут, например, та­кие вопросы: «На каких инструментах лучше исполнить эту пьесу?»; «В какой части пьесы следует играть на других инструментах и на ка­ких именно?» Дети обычно легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему характеру, имеет четкую музыкаль­ную форму, построена на контрастных по характеру частях. Конечно, оркестровать пьесу дети не могут. Но важно использовать интересный прием, при котором они пробуют сочинять и выносят свое «реше­ние» — какой инструмент должен звучать в той или иной части пьесы. Умелым, тактичным подходом можно своевременно повлиять на их предложения и направить их ответы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.06 с.)