МИЭ. №22. Естественная монополия: сущность, причины возникновения, основы регулирования цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МИЭ. №22. Естественная монополия: сущность, причины возникновения, основы регулирования цен.



Естественная монополия - фирма, средние затраты которой в длительном периоде снижаются на широком (в сравнении со спросом) диапазоне изменения объема производства вследствие возрастающей отдачи от масштаба. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.

По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:

1. установление фиксированной цены на уровне P1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере AC -МС (заштрихованная область на рис.1)

2. установление фиксированной цены на уровне P2 с обязательством для монополии полностью удовлетворить спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако эффективность структуры выпуска не достигается, монополия производит «слишком мало» продукции, не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены;

3. без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет максимальную сумму фиксированного платежа. При этом прямого регулирования цен и объемов выпуска государством не производится. Предприятие будет действовать как монополия, выбрав объем продукции Qм и назначив цену Рм.

Дотация была бы не нужна, если монополии разрешить ценовую дискриминацию. Если одной группе потребителей установить цену P 1, то они купят Q 1 единиц продукции и оплатят все затраты на ее производство, включая постоянные. Для второй группы потребителей можно установить цену P 0 и они возместят все переменные затраты на покупаемое ими количество продукции. В результате будет произведено оптимальное с позиций общества количество продукции, монополия получит нулевую прибыль и обе группы покупателей будут иметь потребительские излишки.

Одна из трудностей, с которыми встречаются антимонопольные учреждения, связана с тем, что им неизвестна функция затрат монополии. Методологию преодоления этой трудности описывает следующая модель субсидирования естественной монополии. Цель антимонопольного учреждения - стимулировать деятельность монополии так, чтобы обеспечить максимальный прирост общественного благосостояния. Он равен разности между общей полезностью продукции монополии (суммой всех цен спроса) и общими затратами на ее производство:

Цель монополии - максимизировать прибыль = P (Q) Q - TC (Q).

При предоставлении монополии дотации, размер которой положительно зависит от объема выпускаемой продукции: G = G (Q), прибыль будет

Если размер дотации определить по формуле:

то максимумы прироста общественного благосостояния и объема прибыли монополии совпадут:

Обратим внимание на то, что определенная таким образом дотация равна потребительским излишкам, для расчета которых не нужно знать затраты на производство продукции. Следовательно, если через дотацию передавать монополии излишки потребителей, то фирма доведет объем выпуска до оптимального с общественных позиций размера при любой функции затрат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.004 с.)