На изучение темы отводится 2 учебных часа – 1 лекционное занятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На изучение темы отводится 2 учебных часа – 1 лекционное занятие



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РФ»

КОЛЛЕДЖ

 

«Философия эпохи Средневековья и эпохи

Возрождения»

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

 

 

Ростов-на-Дону

 

Рассмотрено Согласовано

на заседании ЦК общегуманитарных, Зам. директора по УР

социально-экономических и ___________О.Ю.Крутянская

естественнонаучных дисциплин «_____» ____________ 2012 г.

Протокол № _____ от «____» __________ 2012 г.

 

«Утверждаю»

Зам.директора по НМР

____________ Н.А. Артеменко

«_____» ___________ 2012 г.

 

 

Учебно-методическое пособие «Философия эпохи Средневековья и эпохи Возрождения» по дисциплине «Основы философии» предназначено для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа всех специальностей при изучении данной темы. Пособие составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основании примерной программы дисциплины с учетом специфики учебного заведения.

 

 

Составитель: к.филос.н. Жарова М.Н.

 

Рецензенты:

Мерклин В.И.,старший преподаватель кафедры истории и философии РостГМУ

Осипова Н.Е., преподаватель дисциплины «История»

 

 

Введение

Учебно-методическое пособие «От теоцентризма Средневековья к антропоцентризму Возрождения» предназначено для самостоятельной работы студентов по данной теме, являющейся необходимой составляющей процесса изучения материала темы на лекции и работе с учебником.

Актуальность темы.

Использование в процессе обучения пособия поможет студенту сориентироваться в направлениях развития западноевропейской философии в эпохи Средневековья и Возрождения, понять главные идеи мыслителей этих эпох и их взаимосвязь с процессом развития медицины, усвоить основные философские понятия и категории.

Имеющиеся в пособии вопросы для самоконтроля знаний студентов, тестовые задания и ситуационные задачи, таблицы и глоссарий философских понятий и категорий по данной теме предоставляют студентам возможность подготовиться к контролю знаний по данной теме на занятии.

Список основной и дополнительной литературы по теме составлен в соответствии с учебной программой дисциплины и способствует овладению как базовыми, так и дополнительными знаниями о философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

Для выполнении учебно-исследовательской работы студентами по изучаемой теме дисциплины в пособии предлагаются темы рефератов и литература для их подготовки.

На изучение темы отводится 2 учебных часа – 1 лекционное занятие

 

 

 

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

1. Ознакомиться с актуальностью темы и целью ее изучения.

2. Повторить пройденный материал по вопросам, указанным в разделе «Исходный уровень знаний студентов».

3. Изучить глоссарий философских терминов и понятий.

4. Изучить информацию по вопросам темы, пользуясь обязательной и дополнительной литературой, таблицами учебно-методического пособия.

5. Устно ответить на вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия.

6. Ответить на вопросы тестового задания и сверить ответы с эталоном.

7. Выполнить задания и решить ситуационные задачи.

8. Изучить перечень тем рефератов.

9. (по желанию студента) Подготовить реферат по одной из предлагаемых по теме занятия тем, используя рекомендуемую литературу.

 

 

Итоговый уровень знаний.

Студент должен знать: понятия «теоцентризм», «антропоцентизм», «монотеизм», «политеизм», «гуманизм»; принципы философии Средневековья и эпохи Возрождения, основные философские направления, их представителей, главные философские проблемы этих эпох и пути их решения философами.

Студент должен иметь представление: о роли христианской религии в истории развития западноевропейской философии, влиянии Античной философии и культуры на развитие философии в эпоху Возрождения, взаимосвязи развития философии, медицины и других наук в эпоху Средневековья и Возрождения.

 

 

Таблица 1

Таблица 2

ГЛОССАРИЙ

Утопия

Утилитаризм – учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

Аврелий Августин (Августин Блаженный - 354 - 430гг.) – выдающийся философ, теолог, епископ г.Гиппона (Северная Африка, Римская империя).

Фома Аквинский (1225 – 1274) – выдающийся теолог, философ, доминиканский монах.

Данте Алигьери (1265-1321, Италия) – поэт, философ, гуманист. Наиболее известное произведение – «Божественная комедия».

Эразм Роттердамский (1469-1536, Нидерланды) – священнослужитель, философ, теолог.

Николо Макиавелли (1469 – 1527, Италия) – философ, политик, историк.

Парацельс (Ауреол Тофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541, Германия) – врач, философ, алхимик, мистик, маг.

Мишель Монтень (1533-1592, Франция) – философ, общественный деятель.

Николай Кузанский (1401-1464) – философ, теолог, кардинал римско-католической церкви.

Иоганн Кеплер (1571 – 1630) – выдающийся астроном.

Галилео Галилей (1564 –1642, Италия) – астроном, основатель динамики.

Исаак Ньютон (1642 – 1727) – великий физик.

Николай Коперник (1473 – 1543, Польша) – священник, врач, философ

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – поэт, общественный деятель, философ.

Джованни Боккаччо (1304 – 1374) – писатель

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – художник, скульптор, ученый, инженер.

Альберт Дюрер (1478 – 1521) – художник, скульптор, гравер, архитектор, инженер.

Вильям Шекспир (1564 – 1616) – поэт, драматург.

Якоб Бёме (1575 – 1624) - философ

 

Ситуационная задача

 

Описывая идеальное государство острова Утопия, Т. Мор выражает свое отношение к жизни тяжело, неизлечимо больного человека, который уже не может приносить пользу обществу. В своем произведении он пишет: «Если недуг не только не излечим, но, напротив, постоянно мучает и терзает больного, тогда священники и должностные лица убеждают человека, что поскольку он не может справиться ни с какими жизненными обязанностями, в тягость другим, тяжел самому себе и уже находится по ту сторону своей собственной смерти, надобно ему решиться не кормить долее свою беду и погибель и умереть, если он уверен, что жизнь для него – мучение. Более того, утешившись доброй надеждой, да освободит он сам себя от этой горестной жизни, как от тюрьмы и жестокости, или дозволит своей волей другим исторгнуть себя из нее».

Определите:

1. какое действие предлагает совершить Т.Мор неизлечимо больному, страдающему, беспомощному человеку?

2. Дайте оценку позиции Т. Мора в соответствии с принципом гуманизма.

 

Информационный блок

«Средневековье» - это период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока со времен падения Римской империи в V в. до н.э. до начала эпохи Возрождения (XIV – XV вв.). Эпоха Средневековья, охватывая целое тысячелетие, имеет ряд особенностей, отражающих социально-политические, экономические, культурные, мировоззренческие процессы, происходившие в обществе.

Процесс распада рабовладельческой Римской империи и становления феодальных отношений в Западной Европе происходили в сложной обстановке военных столкновений и народных движений. Рухнувшая Римская империя оказывала воздействие на западноевропейские народы через сохранившуюся в этих государствах сильную организацию христианской церкви. На Востоке, в Китае и Индии переход к феодализму произошел значительно раньше.

В период раннего Средневековья (VII – XI вв.) ведущую роль в развитии науки играл Восток. Лишь в более позднюю эпоху, начиная с крестовых походов, оживляется европейская наука, возникают университеты, появляются крупные ученые и научные школы.

С X века начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. На Востоке уже переводили Птолемея, Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов. Бируни размышлял о гелиоцентрической системе мира, вычислял радиус Земли. В Европе продолжали господствовать представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаном.

В XI в. начались крестовые походы, в ходе которых, в частности, европейская культура обогатилась достижениями Восточной, прежде всего арабской науки, философии, техники. В Европе появляются первые университеты, сначала в Испании, где арабами уже был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии.

Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, но до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета.

В средневековых университетах широко использовалась такая форма получения знаний как диспут, а также научные семинары и дискуссии. Лекция (букв. с лат. – чтение) была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, поэтому чтение и комментирование научных и богословских трудов было необходимо. Преподавание велось на латинском языке, он был международным научным языком. В ряде европейских университетов до нашего времени торжественные речи читаются и дипломы пишутся на латинском языке. Сохранились до нашего времени и мантии, шапочки, которые одевают в торжественных случаях ученые.

В средневековых университетах культивировалась схоластическая наука, которая базировалась на положении о том, что истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторов, и долг ученых – изучать и комментировать эту истину.

На развитие естествознания также повлияли достижения в развитии техники: механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги, компас, позволивший совершать далекие путешествия.

В период Средневековья в Европе появляются переведенные на латинский язык труды греческих авторов – Евклида, Архимеда, Птолемея, Платона, Аристотеля и др., а также труды арабских ученых.

Развитие философии в Западной Европе в эпоху Средневековья шло под мощным влиянием христианского вероучения. В этот период основные философские вопросы переосмысливаются в соответствии с основными положениями христианского вероучения.

Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти являются отличительной особенностью средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизма) приходят религии единобожия (монотеизма): христианство и ислам.

Философия эпохи Средневековья представляет собой совокупность религиозно-философских учений, созданных преимущественно служителями христианской церкви. Христианское мировоззрение опирается на две фундаментальные идеи: идея творения, составляющая основу христианской онтологии и идею откровения, составляющую основу христианского учения о познании.

В эпоху Средневековья главными проблемами в области философии становятся: отношения Бога и человека, представленность добра и зла в Боге и человеке (в т.ч. добр или злобен человек по замыслу Божьему), пути постижения Бога (с помощью разума или откровения), соотношение веры и разума в процессе познания, проблема свободы человека.

Средневековая философия представляет собой очень своеобразный способ философствования, имеющий очень много общего с античной философией, и в то же время имеющий свои, специфические особенности, т.е. средневековая философия является восприемницей античной философии и вырабатывает свои собственные принципы, главным из которых является теоцентризм.

В соответствии с особенностями развития религиозно-философских воззрений в средневековой философии выделяют периоды: апологетика, патристика и схоластика. Апологетика представляет собой ранний период становления христианской религии и начала ее распространения по странам Западной Европы.

В соответствии с принципом теоцентризма на высшей ступени в системе знания находится теология, ниже – философия, которая находится на службе у теологии, еще ниже – различные частные и прикладные науки.

Бог в ученых трактатах теологов раннего средневековья появляется как господин, феодальный сеньор, царь. Часто встречается мысль, что ангелы, монахи, миряне – вассалы Бога. На золотом французском экю (XVIII в.) изображение Христа сопровождалось надписью: «Христос – победитель, Христос – царь, Христос – император». Христос – Бог-сын – это Богочеловек, учитель, наставник, тонко понимающий смиренную душу необразованного крестьянина. Человеческая основа Христа – это основа средневекового гуманизма.Земное рассматривается как символ небесного, его отражение.

Провиденциализм – концепция, согласно которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (Бог, высшее существо или его действия).

Концепция провиденциализма применительно к проблеме бытия приводит к идее мировой гармонии, соразмерности всего земного, природного. Человек несвободен от природных сил – общественных или сосредоточенных в самих субъектах.

Античные философы считали основой бытия чувственно-материальный космос. Христианство видело основу бытия в абсолютной личности - Боге, который творит и всем управляет, включая космос.

Но реальная жизнь оказывалась богаче, чем философия. Рыцари исповедовали культ физической силы. Удовольствие доставляла еда, питье, сон, любовь. Телесные удовольствия были неотъемлемой частью средневековой жизни человека. Красивым (ярким, красочным) вещам уделяется большое внимание.

В Средневековье мир представлялся конечным. За его пределами – Бог.

В иерархии божественных творений природа стоит ниже человека, но она не подлежит критике, так как тоже является творением Бога.

Богу для акта творения не нужна материя, он не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом. Поэтому, согласно учению о сотворении мира Богом из ничего (креационизм) был сделан вывод: если творит Бог, то, пусть в меньшей степени, способен творить и человек.

Идея творчества часто противопоставлялась концепции авторитета. Это означало: творить может только Бог, а если человек начинает что-то изобретать, то это – богохульство, т.е. оскорбление Бога. Такие представления сдерживали развитие науки, искусств, технических изобретений.

Бог есть добродетель, благо, но он не тождественен сотворенному им. Поэтому в средневековой философии и теологии рассматривается проблема ответственности человека за свои дела, свою жизнь. Время жизни человека отмерено Богом, но грехи и добродетели – в воле самого человека.

 

Патристика (от лат. pater – отец) – это период в истории средневековой философии, охватывающий время с Y по X века. В то же время это понятие обозначает и название философского направления в эпоху Средневековья, обладающего рядом особенностей. Главной из этих особенностей является то, что религиозно-философские учения создавали церковнослужители, представители духовенства – «отцы церкви», что и отразилось в названии периода.

Религиозно-философские учения, созданные средневековыми философами опирались на две фундаментальные идеи христианства: идея творения, составляющая основу христианской онтологии и идею откровения, составляющую основу христианского учения о познании.

Мир создан по воле Бога и в соответствии с Его волей существует и развивается. Учение о сотворении мира, завершении земной жизни человечества Страшным Судом и наступлении Царства Божия, изложенное в священных текстах составляет суть учения об историческом процессе, соответствующем положениям христианского вероучения.

Абсолютное начало истории мира – это его сотворение, описанное в ветхозаветной книге Бытия. Главным, поворотным пунктом в истории человеческого рода является жизнь, крестная смерть и воскресение Иисуса Христа. Человеческий род, согласно этому учению движется к завершению своего существования. Когда завершится человеческая история, ведомо только Господу, но она завершится в виде пришествия Христа и Страшного Суда, после которого души всех людей, когда-либо живших, будут или осуждены на геенну огненную и вечное проклятие, пребывание в Аду или оправданы и войдут в Рай. Таким образом, человеческая история имеет начало, кульминационный пункт и завершение.

В основе представлений христианских философов о человеке лежит учение об изначальной греховности человека, о первородном грехе человека и данной человеку Богом свободе выбора между добром и злом, возможностью следовать Богу или проявлять свою волю.

Христианская схема человеческого существования основана на понятиях греха и благодати, составляющих его нравственную ось. Грехопадение человека является, по мнению христианских теологов, основополагающим в понимании человеческой истории и решения философско-антропологических проблем. Человек, изгнанный из рая за проявленное им своеволие, вынужден был начать существование, к которому он не был приспособлен по замыслу Творца. Таким образом, человек, изгнанный из рая, не утрачивая божественного предназначения, тем не менее оказывается мало приспособленным для природного существования.

В христианстве образцом выступает смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов человек. Тело человека, согласно христианским канонам, является источником греха, соблазнов, зла, душа человека - высшая земная ценность и, вместе с тем, путь к постижению божьей благодати. Душа человека провозглашается ценностью, превосходящей все земные блага и мир в целом, причем каждая душа заслуживает любви сама по себе. Таким образом, утверждается в качестве ценности любовь человека к человеку.

Царство Небесное - это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в сою душу подвигом веры и любви (Царство Божие внутри нас). Путь спасения - это обретение духовности (благодати) и это цель каждой человеческой души. Но спасение - это личная проблема для каждого человека; к нему он идет своим, присущим только ему уникальным путем.

Христианство считает земное существование человека несовершенным и подлежащим преодолению.

В учениях средневековых философов было подвергнуто сомнению утверждение античных философов о способности человека самостоятельно, без влияния Божьей воли получать знания о мире, постигать законы существования мира. Одной из центральных проблем религиозной философии Средневековья становится вопрос о роли веры и разума в процессе получения знания, о значении божественного откровения и возможностях самого человека в процессе познания.

Эти основные философско-антропологические положения христианской религии по-разному интерпретировались представителями философско-религиозных школ и направлений в различные периоды эпохи Средневековья, были в различной степени представлены в научном и обыденном сознании представителей сословий средневекового общества Западной Европы.

 

Августин Блаженный (Аврелий Августин – 354 - 430гг.) – выдающийся философ, теолог, епископ г.Гиппона (Северная Африка, Римская империя), представитель западной патристики. Он внес значительный вклад в систематизацию христианского вероучения, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства.

Как философ он рассматривал основополагающие проблемы философии своего времени в соответствии с идеями христианства. Это проблема человека, его нравственной сущности (злобен человек или добр по замыслу Божьему), проблема исторического развития человечества, проблема познания (роль веры и разума в процессе получения знания).

Сущность человека, по мнению Августина, заключалась в том, чтобы вечно стремиться к идеям Бога. Сам человек несет в себе замысел творца и его образ - Д о б р о и Л ю б о в ь, т.е. человек добр по замыслу Творца. З л о проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, человек совершает зло, т.к. зло - это отсутствие добра. Зло относительно, а добро в мыслях Бога и в человеке как его образе и подобии абсолютно.

Таким образом, зло, творимое в мире, проистекает от неправильного выбора человека между добром и злом. Зло является следствием злоупотребления человеком своей свободной волей. Оно лежит в самом акте отвращения от Бога, а не в том, к чему именно человек обратился. Эти положения – основа нравственной теологии Августина.

Творение (как природа, так и человек) – в действительности безграничный и чудесный результат плодотворящей доброй воли Господа, однако первородный грех человека настолько запятнал и исказил это творение, что его изначальную целостность и славу можно восстановить лишь в ином мире. К грехопадению человека толкнул его добровольный бунт против надлежащей божественной иерархии – бунт, в основе которого лежало утверждение плотских ценностей над ценностями духовными. Так он попал в рабство к страстям низшего порядка. Первоначальные греховные помыслы и поступки со временем вошли у человека в привычку. Лишь вмешательство божественной благодати может прервать порочный круг греховности. Человек связан по рукам и ногам гордыней и тщеславием, он стремится навязать свою волю другим и поэтому не способен своими силами внутренне преобразиться. Положительную свободу человеку может дать только Бог. Движение человека от эгоистической любви к себе к бескорыстной любви к Богу составляет, по Августину, сущность морального прогресса.

В соответствии с таким пониманием человека и христианским учением о об истории мира, Августин Блаженный создает произведение «О граде Божьем», в котором показывает историю человечества как процесс нравственного, духовного совершенствования человечества. Он представляет историю как вечную борьбу двух градов (царств) – града Земного и града Божьего.

Град земной – это общность, основанная на любви к себе, доведенная до презрения Бога, это царство, погрязшее в грехе и несовершенное, царство зла и упадка, в котором ничего доброго не происходит. Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре. Оно погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством.

Град божий – это духовная общность, построенная на любви к Богу, доведенной до презрения к себе, царство Божие находится по ту сторону земной истории, за пределами царства земного. В нашем мире представителями этого иного царства являются Божьи избранники, истинно верующие люди, каждый из которых несет в себе частицу царства Божия. В них – залог продолжения человеческой истории, но не в материальном смысле, а в духовном, в смысле веры. Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь.

В процессе борьбы Града Земного и Града Божьего существуют бедность, болезни и другие несчастья в жизни человека. Бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее.

В средневековом понимании состояние болезни — это, прежде всего, состояние переживания боли. Но боль, так же как и радость, благодарность, — это человеческое чувство. «А чувство, — учил Августин Блаженный, — есть то, благодаря чему душа осведомлена о том, что испы­тывает тело». Чувство боли, например, от ноже­вой раны испытывает душа, ибо «боль не содер­жится в ножевой ране, так как чисто механическое повреждение не заключает в себе боли». Именно душа является для тела деятельным и управляю­щим принципом. Душа человека, по мнению Августина, разумна.

Счастье человека понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины. После смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Августин был убежден, что разум – одно из самых сомнительных и неопределенных свойств человека до тех пор, пока он не просветлен божественным откровением.

В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти. Короли и императоры должны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому. Церковь – единственная сила, способная объединить мир.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Что такое теоцентризм?
  2. Что такое монотеизм?
  3. Назовите главные проблемы философии эпохи Средневековья.
  4. Что такое «патристика»?
  5. Что такое схоластика?
  6. Назовите главные философские идеи Августина Блаженного.
  7. Что такое «град Земной» и «град Божий»? Кто из средневековых философов использовал в своей теории эти понятия?
  8. Охарактеризуйте философские взгляды Фомы Аквинского на сущность человека.
  9. Почему эпоха Возрождения так называется?
  10. Что такое «антропоцентризм»?
  11. Назовите главные философские проблемы эпохи Возрождения.
  12. Что такое «гуманизм»?
  13. Что такое «утопизм»?
  14. Охарактеризуйте основные философские идеи утопистов.
  15. Назовите научные исследования и открытия эпохи Возрождения, оказавшие наибольшее влияние на развитие философии.

Тестовые задания

 

1.Для средневековой философии характерно

а) обоснование идей христианства

б) использование научных данных в теориях

в) художественная форма выражения идей

г) рассмотрение проблем с позиций христианства

2. В философии эпохи Средневековья не рассматривались проблемы

а) космологические

б) гносеологические

в) этические

г) антропологические

3. Попытку объединить христианское вероучение с идеями неоплатонизма предпринял

а) Плотин

б) Ориген

в) Климент Александрийский

г) Григорий Нисский

4. Политеизм – это

а) вера в одного, единого Бога

б) вера во многих богов

в) наука о Боге

г) признание Бога центром мира

5. Монотеизм – это

а) вера в одного, единого Бога

б) вера во многих богов

в) наука о Боге

г) признание Бога центром мира

6. Главным принципом средневековой философии был

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

в) гуманизм

г) политеизм

7.Теоцентризм – это философский принцип, согласно которому

а) мир является упорядоченной системой

б) центром и источником мира является Бог

в) центром и главной движущей силой мира является человек

г) мир вечен, неизменен и бесконечен

8. Философское направление эпохи Средневековья, в котором философские идеи развивали представители духовенства («отцы» церкви) – это

а) апологетика

б) схоластика

в) патристика

г) софистика

9. Философское направление эпохи Средневековья, в котором изучение всех проблем шло в соответствии с положениями священных текстов – это

а) софистика

б) апологетика

в) патристика

г) схоластика

10. Аврелий Августин – представитель философского направления эпохи Средневековья

а) патристика

б) схоластика

в) апологетика

г) неоплатонизм

11. Фома Аквинский – представитель философского направления эпохи Средневековья

а) патристика

б) схоластика

в) апологетика

г) аристотелизм

12. Августин Блаженный считал, что зло – это

а) свойство природы человека

б) следствие злоупотребления свободой воли

в) следствие несовершенства человеческого разума

г) независимая сила мира

13. Человек, по мнению Аврелия Августина

а) изначально добр

б) изначально порочен

в) становится добрым или злым в жизни

г) изначально предрасположен и к добру, и к злу

14. Разум – это одно из самых сомнительных и неопределенных свойств человека до тех пор, пока он не просвещен божественным откровением, считал

а) Пьер Абеляр

б) Аврелий Августин

в) Григорий Нисский

г) Фома Аквинский

15. Историческое развитие общества представляет собой путь морального совершенствования человека, считал средневековый философ и теолог

а) Пьер Абеляр

б) Григорий Нисский

в) Аврелий Августин

г) Фома Аквинский

16. История человечества показана как вечная борьба двух царств – Земного и Божьего в произведении средневекового философа

а) Василия Кессарийского

б) Августина Блаженного

в) Пьера Абеляра

г) Фомы Аквинского

17. Общество, основанное на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, царство зла и греха, согласно учению Аврелия Августина, - это

а) Град земной

б) Град Божий

в) общество эпохи Средневековья

г) общество будущего

18. Общество, представляющее собой духовную общность, основанную на любви к Богу, самоотречении и находящееся за пределами земного мира, согласно учению Аврелия Августина, - это

а) Град земной

б) Град Божий

в) общество эпохи Средневековья

г) общество будущего

19. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы

а) исследовать жизнь общества

б) понять строение мира

в) найти рациональное доказательство веры

г) сформировать христианскую философию

20. Идея о том, что истина уже открыта в священном писании и трудах богословов, а долг ученых – изучать и комментировать эту истину, принадлежит представителям философского направления эпохи Средневековья

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

г) неоплатонизма

21. К основным целям схоластики не относится

а) разрешение проблемы веры и разума

б) дать философское обоснование христианской веры

в) познание религиозной истины с помощью философских методов

г) создание философского метода для изучения природного мира

22. Познание истины при помощи разума и божественного откровения – это два самостоятельных пути познания, считал представитель Средневековой философии

а) Августин Блаженный

б) Григорий Нисский

в) Фома Аквинский

г) Пьер Абеляр

23. Фома Аквинский считал, что духовное и телесное в человеке – это две

а) одинаково важные части единого целого

б) самостоятельные части его природы

в) противоборствующие стороны

г) неравнозначные составляющие

24. Зло – это свойство поведения человека, в основе которого – несовершенство человеческого разума, считал средневековый философ

а) Фома Аквинский

б) Григорий Нисский

в) Августин Блаженный

г) Пьер Абеляр

25. Человек – то общественное существо, для которого общественное благо должно быть более значимо, чем личное, считал средневековый философ

а) Августин Блаженный

б) Григорий Нисский

в) Фома Аквинский

г) Пьер Абеляр

26. Принцип мировоззрения, согласно которому центром мироздания считается человек – это

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

г) агностицизм

27. Принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способностей к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей должно быть конечной целью общества, называется

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

в) гуманизм

г) агностицизм

28. Термин «гуманизм» буквально означает

а) божественный

б) человечный

в) природный

г) животный

29. Гуманистическое мировоззрение первоначально стало складываться в

а) Нидерландах

б) Германии

в) Италии

г) России

30. В человеке должны гармонично сочетаться естественное и природное начало считали представители философии эпохи Возрождения направления

а) натурфилософия

б) гуманизм

в) аристотелизм

г) неоплатонизм

31. Идеальный человек – это энциклопедист, созидатель, творец своей судьбы считали

а) утописты

б) натурфилософы

в) гуманисты

г) неоплатоники

32. Первым итальянским гуманистом считается

а) Данте Алигьери

б) Джованни Боккаччо

в) Франческо Петрарка

г) Никколо Макиавелли

33. В своих произведениях Данте Алигьери не рассматривает вопросы

а) нравственности и смысла жизни человека

б) устройства гражданского общества

в) отношений общества и церкви

г) познания божественной истины

34. Данте Алигьери считал, что человек в своем духовном творчестве зависит от

а) законов мира природы

б) и божественного, и природного мира одновременно

в) святого духа

г) не зависим ни от чего

35. Философ и поэт, впервые поставивший в своих произведениях проблему новой системы ценностей, в которой на первом месте находится внутренний мир человека в его земном существовании, - это

а) Данте Алигьери

б) Франческо Петрарка

в) Мишель Монтень

г) Никколо Макиавелли

36. Главное в человеке – его добродетель, активное проявление добрых начал человека. Подлинное благородство в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям, в творческой деятельности и в христианской вере, считал философ и поэт эпохи Возрождения

а) Данте Алигьери

б) Франческо Петрарка

в) Мишель Монтень

г) Никколо Макиавелли

37. Философ и теолог эпохи Возрождения, который размышляя о разуме человека, написал произведение «Похвальное слово глупости» - это

а) Николай Кузанский

б) Мишель Монтень

в) Эразм Роттердамский

г) Парацельс

38. Философ и теолог эпохи Возрождения, который создавал учение, в котором соединились бы идеалы раннего христианства и культурные традиции древности, - это

а) Мишель Монтень

б) Эразм Роттердамский

в) Николай Кузанский

г) Парацельс

39. Идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей вообще характерны двойственность, наличие у них противоположных свойств, выдвинул философ и теолог эпохи Возрождения

а) Николай Кузанский

б) Никколо Макиавелли

в) Эразм Роттердамский

г) Парацельс

40. Представитель гуманистического направления философии эпохи Возрождения, изучавший законы общества, особенно его политической сферы

а) Николай Кузанский

б) Никколо Макиавелли

в) Эразм Роттердамский

г) Галилео Галилей

41. Политика – это автономная сторона человеческой деятельности, в которой проявляется свободная воля человека, и которая регулируется естественными законами жизни и человеческой психологии, считал выдающийся мыслитель и политик эпохи Возрождения

а) Леонардо да Винчи

б) Никколо Макиавелли

в) Эразм Роттердамский

г) Галилео Галилей

42. Подавляющее большинство людей («человек толпы»), по мнению Н.Макиавелли

а) добры и благородны

б) изначально добры, но склонны к порокам

в) изначально злы и порочны

г) благородны в зависимости от обстоятельств

43. Идея о том, что величие человека состоит в том, чтобы осознать себя частью природы, всего живого, существующего в мире, достичь гармонии с природой, принадлежит представителям философского направления эпохи Возрождения

а) неоплатонизм

б) натурфилософия

в) гуманизм

г) пантеизм

44. Понимание природы как существующей по своим собственным законам, имеющей свое собственное начало, не связанное с проявлением божественной воли характерно для философского направления эпохи Возрождения

а) гуманизм

б) неоплатонизм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.302 с.)