Развитие певческих навыков и умений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие певческих навыков и умений



 

 

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо­изменяются по мере разучивания все более слож­ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет.[17] По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при­меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.

К концу года дети должны уметь:

2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль­ным сопровождением наиболее простые песни;

средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);

старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со­провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль­ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли­тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;

подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин­дивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру­гих во время пения и исправлять ошибки; различать движе­ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва­ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металло-

Стр.85

фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас­положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.

Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про­цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа­тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна­чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.

В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко­торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы­зывают необходимость развития этих навыков.

 

 

Подготовка к обучению пению по нотам

 

Ребенок 6—7 лет постепенно подготавливается к пе­нию по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух

музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способ­ности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить нагляд­но, что более высокий звук изображается выше, что широкая кар­точка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т. д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием зву­ков и т. д.

Вот несколько примеров песен, разучивая которые дети при­обретают навыки: различать звуки по высоте и длительности, оп­ределять направление движения мелодии.

«Петушок», русская народная песня:

[Не спеша]

Стр. 86

Дети протягивают последний звук в каждом такте и отмечают его длительность (звучит дольше предыдущих). «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой:

[Живо]

Дети отмечают, что мелодия движется вниз. «Майская песня», музыка Е. Тиличеевой:

[С движением]

 

 

Мелодия движется сначала вверх, а затем вниз.

Все эти навыки закрепляются также при обучении игре на дет­ских музыкальных инструментах и при разучивании музыкально-ритмических движений.

Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, из­ложенная в «Музыкальном букваре», которая будет описана в по­следующих параграфах.

 

Песенное творчество

 

Возможность развития песенного творчества у де­тей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже ма­ленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваи­вают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т. д.

Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание пере­кличек («Лена, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Ма­рина» и т. д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и

 

Стр.87

ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.

Таким образом, в процессе обучения пению:

реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;

усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;

постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;

обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некото­рые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме про­изведения (запев, припев, вступление, фраза);

развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;

применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздни­ках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.009 с.)