Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Модель дуополии Курно может быть дополнена моделью с ломаной кривой спроса, разработанной английскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем и американцем П. Суизи с целью объяснить устойчивость цен в условиях олигополии. Модель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкуренты с готовностью поддерживают любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение. На рынке присутствуют две фирмы — 1 и 2, имеющие приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта и не состоящие в сговоре между собой о разделе рынка. Рассмотрим два варианта их поведения (рис. 6.5). 1-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 в точности повторяет ее стратегию. График функции спроса для фирмы 1 получит достаточно крутой наклон (D2ED'2), рыночные доли обеих фирм практически останутся прежними, общий объем продаж незначительно изменится, и то лишь за счет других отраслей. 2-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 не реагирует на ее действия. График функции спроса для фирмы 1 будет достаточно пологим (D1EDꞌ1). Если она увеличит цену, то потеряет часть рынка (некоторые клиенты перейдут к конкуренту), но не весь рынок, поскольку товар дифференцирован. Отдельные покупатели даже при определенном повышении цены предпочтут продукцию фирмы 1, и она не будет полностью вытеснена с рынка. Когда фирма 1 снижает цену, а конкурент на это никак не реагирует, доля фирмы 1 в отраслевом объеме продаж значительно возрастает. На рис. 6.5 MR1FMR'1 и MR2FMR'2 — графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях. На практике фирма 2 вряд ли выберет чистую стратегию поведения. Скорее всего, она станет вслед за фирмой 1 снижать цену, чтобы не потерять рынок, но затем не будет ее поднимать по примеру конкурента. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы 1 оказывается ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1E и неэластичного ED'2 (на рис. 6.5 отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также ломаная. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже цены P0 существует разрыв fg между эластичным и неэластичным отрезками предельного дохода mr1 и mr2. Этот разрыв можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода mr1 Fgmr'2 фирмы 1. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмы: mr = мс.
Модель с ломаной кривой спроса объясняет устойчивость олигополистических цен. Если при исходной равновесной цене P0 (модель не объясняет, как она установилась на этом уровне) прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. В противном случае возможны перераспределение рынка в пользу фирм, воздерживающихся от повышения цен, либо ценовая конкуренция в отрасли и уменьшение прибыли всех фирм. Таким образом, положение фирмы, которая изменит цену, только ухудшится. Модель лидерства по ценам. Фирма может выстраивать рыночную стратегию, уделяя основное внимание не объему продаж, а установлению цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы максимизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем продаж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2 = f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1 = Q - Q2 где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2 — объем предложения фирмы-ведомого. Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыночным спросом и предложением фирмы 2. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.
Следует оговориться, что не все фирмы действуют по принципу «лидер — ведомый», многие предпочитают самостоятельно принимать решения в отношении объемов продаж или установления цен. Следующая модель соответствует их стратегии с одновременным принятием решений. Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой. Графическая интерпретация представлена на рис. 6.3. Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q°2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1 = f(Q°2), Q2 = f(Q°1). Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции X, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы. Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их активность будет продолжаться, пока равновесие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке. Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоятельных в выборе цены своих товаров, но в вопросе объема продаж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы стараются максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов заданными. Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек. С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры. Например, организации-потребителю необходим какой-либо товар (услуга). Она объявляет тендер, и все заинтересованные организации — продавцы данного товара (услуги) выдвигают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает поставщика с самым выгодным предложением (самыми низкими ценами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не известно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие продажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.
Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигополии не только при стратегии одновременного установления цен, но и при последовательной игре. Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже завоевать его полностью. Однако конкуренты зачастую поступают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецелесообразно — это приведет фирмы к разорению, а повысить цену — значит потерять рынок. Из сравнительного анализа моделей поведения дуополии (лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска, одновременное установление цен и решение в случае сговора) можно сделать следующий вывод: если результатами сговора являются наименьший отраслевой объем выпуска и наивысшая цена, то при равновесии по Бертрану достигаются наибольший выпуск и самая низкая цена. Показатели других моделей распределяются между этими крайними ситуациями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.009 с.) |