Личность в водовороте истории в романе М.Шолохова «Тихий Дон». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в водовороте истории в романе М.Шолохова «Тихий Дон».



(Краткое, в принципе, изложено) Основной проблемой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» является проблема поиска личностью своего места в «историческом вихре событий» - в меняющемся, зачастую враждебном человеку, мире.
Главный герой романа – казак Григорий Мелехов. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск жизненного пути – основа сюжета произведения. Этому простому человеку выпало жить в начале 20 века – в эпоху «кровавых событий» в России. Мелехов пришлось пережить первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. Недаром автор сравнивает испытания своего героя с мельничьими жерновами – можно сказать, что «мельничьи жернова» войн начала 20 века проходят по душе Мелехова, заставляя ее истекать кровью, необратимо калеча ее.
Мы видим, что на полях сражений первой мировой Григорий возмужал, заслужил множество наград, получил звание офицера. Он поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». Герой мечется в поисках ответа на вопрос: в чем смысл войны? Зачем это нужно людям, казакам как отдельному народу и, в частности, ему?
Еще во время первой мировой войны герой попадает в госпиталь, где знакомится с «азами» большевистской философии и идеологии. В этот момент Мелехову кажется, что наконец-то он нашел ответы на мучавшие его вопросы: «Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!» Но это «прозрение» оказалось ложным.
В начале третьей книги романа показана гражданская война 1918 года. Здесь Мелехов воюет в белом отряде под командованием своего старшего брата Петра и пытается понять «правду» офицеров-дворян. Теперь он, вместе с другими казаками, готов во всех бедах винить большевиков, разделивших народ: ««А власть твоя, - уж как хочешь, - а поганая власть».
В результате своих метаний, попыток понять правду и «красных», и «белых» Мелехов становится отщепенцем: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».
Героя не принимают ни в том, ни в другом лагере. В финале романа это накладывает трагический отпечаток на судьбу Григория. Мы понимаем, что Мелехов не сможет жить спокойно в своем хуторе. Большевики не отставят его в покое, ведь Григорий – бывший белый офицер, «контра».

В итоге, запутавшись окончательно, герой «прибивается» к бандитам, но уже не из каких-то идейных соображений, а чтобы спасти свою жизнь. Он пытается вести образ жизни своих «соплеменников», но душа Мелехова не принимает «философии падальщиков», все естество героя протестует против этого.
В конце концов, Мелехов, рискуя жизнью, возвращается на свою родину, к себе в хутор. Мелехову просто необходимо было увидеть свой дом, почувствовать родной воздух, прикоснуться к родной земле: ««Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».
Герой видит сына, и к нему возвращаются силы, у него вновь появляется смысл жизни. Но ненадолго. Война отнимает у героя последнее и самое дорогое – Аксинью. Женщина погибает от пули, предназначенной самому Мелехову: «Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
На мой взгляд, герой романа, прежде всего, несчастный человек. Имея все, он все потерял. В начале произведения мы видим Григория Мелехова молодым и озорным парнем, полным надежд, счастливым той жизнью, которой он живет. Война круто меняет судьбу героя. Здесь он видит много горя, боли, человеческих смертей. Да и самому Григорию часто приходится убивать. Но насилие, а особенно, несправедливое насилие, претит душе героя, всему его существу. Именно поэтому Мелехов очень рано поседел, сильно переживая все происходящее: ««А он из себя ничего. Только седых волос много, и усы вон почти седые… Нет, хороший казак, только вот чудной какой-то».
Но не только из-за этого героя можно назвать несчастным человеком. Война отняла у него семью и друзей. После окончания гражданской войны в живых у Григория остался лишь маленький сын и сестра, муж которой – злейший враг Мелехова.
В образе Григория Мелехова собраны черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории. Поэтому Мелехова можно назвать и, в какой-то степени, трагическим героем.
Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям народной массы. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.
Но герою не удается это сделать, потому что нет обоснования войне, а тем более, братоубийственной. Как и шекспировский Гамлет, Григорий всей душой стремится найти истину, понять смысл всего происходящего, уяснить законы жизни. Но, как и у героя Шекспира, все его попытки напрасны.
В финале романа Шолохов показывает нам, что казак возвращается на казачью землю, как сын возвращается к своей матери. Только вместе они чувствуют себя хорошо, гармонично, целостно.
Круг замкнулся. Роман заканчивается так, как должна, по мысли автора, протекать жизнь казака: вместе со своей родной землей, в мирном труде, в заботе о семье. Но жестокая война разрушила этот целостный круг, сделав из мирного труженика Григория Мелехова отщепенца, бандита, трагического героя, искателя правды и просто несчастного человека.

 

24) Мотив странствий в повести А. Платонова "Сокровенный человек".

Пухов ищет смысл революции, пускаясь в путь. Он порывает со своей оседлостью, домашним уютом и воодушевленно начинает движение. Важнее всего для героя уют в душе. Пухов думает о своем месте в жизни, связи с природой. Для раскрытия характера своего героя Платонов выбирает мотив странничества. А с этим мотивом в русской литературе тесно связан образ праведника в поиске истины. В повести сюжет странствия имеет второй план: символизирует новое рождение человека. Эта тема является сквозной в произведениях Платонова, связанных с революцией. От нее автор переходит к теме пробуждения всего народа. Лейтмотив дороги, странствия Пухов путешествует в Баку, в Новороссийск, в Царицын образует сюжет повести, это символ духовного поиска героя. Идет он, не имея цели и не разыскивая ее.

Пухов не может вынести одиночества и, проникаясь чувством к миру, ищет вечные истины, которые могли бы заполнить пустоту в его душе. Он не случайно назван Фомой: как Фоме неверующему, ему хочется во всем убедиться самому, и он не страшится опасностей. А апостол Фома к тому же единственный, кто понял сокровенный, тайный смысл учения Христа. Пухов же хочет постичь смысл и итоги революции, взглянув на нее изнутри народного бытия. Не все увиденное его радует. «Зачем революция, если она не несет высшей справедливости? Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы», думает Фома, не находя для нее места в душе. Как наблюдатель, Фома видит, что нравственного будущего у революции нет. Это разочарование рождает иронию. Ироничный автор показывает нам портрет Троцкого, нарисованный поверх Георгия Победоносца «плохой краской». Эпоха бюрократизма и номенклатуры опошлила революцию. «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности», свидетельствует писатель. Герой проходит достаточно сложный путь от «внешнего» в себе к «сокровенному».

В финале Пухов видит «роскошь жизни и неистовство смелой природы», примиряется в своих нравственных и философских исканиях. Он видит свою неповторимость и сеет в людях душу, что является главным, по Платонову. Писатель высказывает тезис о неповторимой ценности каждого человека, его сердечности и сострадании, говоря о том, что каждый должен обрести свое «Я», как Пухов. В этом заключена его вера в человека. В финале Пухов чувствует «свою жизнь во всю свою глубину до сокровенного пульса» и приходит к выводу, что для целостности мира необходимо всеобщее братство.

 


Краткое: «Фома Пухов не одарён чувствительностью: он на гробе жены варёную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». После погребения жены, намаявшись, Пухов ложится спать. К нему кто-то громко стучит. Сторож конторы начальника дистанции приносит путёвку на работы по очистке железнодорожных путей от снега. На станции Пухов расписывается в приказе — в те годы попробуй не распишись! — и вместе с бригадой рабочих, обслуживающих снегоочиститель, который тянут два паровоза, отправляется расчищать от снежных заносов путь для красноармейских эшелонов и бронепоездов. Фронт находится в шестидесяти верстах. На одном из снежных завалов снегоочиститель резко тормозит, рабочие падают, разбивая головы, помощник машиниста разбивается насмерть. Конный казачий отряд окружает рабочих, приказывая доставить паровозы и снегоочистку на занятую белыми станцию. Подъехавший красный бронепоезд освобождает рабочих и расстреливает завязших в снегу казаков.

На станции Лиски рабочие отдыхают три дня. На стене барака Пухов читает объявление о наборе механиков в технические части Южного фронта. Он предлагает своему другу Зворычному поехать на юг, а то «на снегоочистке делать нечего — весна уж в ширинку дует! Революция-то пройдёт, а нам ничего не останется!». Зворычный не соглашается, жалея покидать жену с сыном.

Через неделю Пухов и ещё пятеро слесарей едут в Новороссийск. Красные снаряжают на трёх кораблях десант из пятисот человек в Крым, в тыл Врангелю. Пухов плывёт на пароходе «Шаня», обслуживая паровой двигатель. Непроглядной ночью десант проходит Керченский пролив, но из-за шторма корабли теряют друг друга. Бушующая стихия не даёт десанту высадиться на крымский берег. Десантники вынуждены вернуться в Новороссийск.

Приходит известие о взятии красными войсками Симферополя. Четыре месяца Пухов проводит в Новороссийске, работая старшим монтёром береговой базы Азово-Черноморского пароходства. Он скучает от недостатка работы: пароходов мало, и Пухов занят тем, что составляет отчёты о неисправности их механизмов. Он часто гуляет в окрестностях города, любуясь природой, находя все уместным и живущим по существу. Вспоминая свою умершую жену, Пухов чувствует своё отличие от природы и горюет, уткнувшись лицом в нагретую его дыханием землю, смачивая её редкими неохотными каплями слез.

Он покидает Новороссийск, но едет не к дому, а в сторону Баку, собираясь дойти до родины вдоль берега Каспия и по Волге. В Баку Пухов встречается с матросом Шариковым, который налаживает Каспийское пароходство. Шариков даёт Пухову командировку в Царицын — для привлечения квалифицированного пролетариата в Баку. В Царицыне Пухов показывает мандат Шарикова какому-то механику, которого встречает у конторы завода. Тот читает мандат, мажет его языком и приклеивает на забор. Пухов смотрит на бумажку и надевает её на шляпку гвоздя, чтобы её не сорвал ветер. Он идёт на вокзал, садится на поезд и спрашивает людей, куда он едет. «А мы знаем — куда? — сомнительно произносит кроткий голос невидного человека. — Едет, и мы с ним».

Пухов возвращается в свой город, поселяется у Зворычного, секретаря ячейки мастерских, и начинает работать слесарем на гидравлическом прессе. Через неделю он переходит жить в свою квартиру, которую он называет «полосой отчуждения»: ему там скучно. Пухов ходит в гости к Зворычному и рассказывает что-нибудь о Чёрном море — чтобы не задаром чай пить. Возвращаясь домой, Пухов вспоминает, что жилище называется очагом: «Очаг, черт: ни бабы, ни костра!»

К городу подступают белые. Рабочие, собравшись в отряды, обороняются. Бронепоезд белых обстреливает город ураганным огнём. Пухов предлагает собрать несколько платформ с песком и пустить с уклона на бронепоезд. Но платформы разлетаются вдребезги, не причинив бронепоезду вреда. Бросившиеся в атаку рабочие падают под пулемётным огнём. Утром два красных бронепоезда приходят на помощь рабочим — город спасён.

Ячейка разбирается: не предатель ли Пухов, придумавший глупую затею с платформами, и решает, что он просто придурковатый мужик. Работа в цехе отягощает Пухова — не тяжестью, а унынием. Он вспоминает о Шарикове и пишет ему письмо. Через месяц он получает ответ Шарикова с приглашением работать на нефтяных приисках. Пухов едет в Баку, где работает машинистом на двигателе, перекачивающем нефть из скважины в нефтехранилище. Идёт время,

Пухову становится хорошо, и он жалеет только об одном: что немного постарел, и нет чего-то нечаянного в душе, что было раньше.

Однажды он идёт из Баку на промысел. Он ночевал у Шарикова, к которому вернулся из плена брат. Неожиданное сочувствие к людям, одиноко работающим против вещества всего мира, проясняется в заросшей жизнью душе Пухова. Он идёт с удовольствием, чувствуя родственность всех тел к своему телу, роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии. Постепенно он догадывается о самом важном и мучительном: отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Душевная чужбина оставляет Пухова на том месте, где он стоит, и он узнает теплоту родины, будто вернулся к матери от ненужной жены. Свет и теплота напрягались над миром и постепенно превращались в силу человека. «Хорошее утро!» — говорит он встретившемуся ему машинисту. Тот равнодушно свидетельствует: «Революционное вполне».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.016 с.)