Финансы как экономическая категория. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как экономическая категория. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства.



Содержание и значение финансовой политики. Задачи финансовой политики государства.

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья;

- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

 

 

Содержание и значение финансового контроля.

 

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1. как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих

органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех

экономических субъектов;

2. как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для

обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций (13, С. 43).

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.

К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие:

1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Гос-ный фин контроль в РФ осущ-ют высшие органы гос. власти–Федер. Собрание, ГосДума и Совет Фед-ции.

Постоянно действующий орган фин контроля - Счетная палата. Она осущ-ет контроль за своев-стью исполнения федер-го бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и др. учреждениях. Ее контрольные положения расспрос-траняются на все органы и учреж-ния РФ, на все фонды.

Важную роль играют также Министерство финансов и его органы на местах. Так, функционирует контрольно-ревизионное управление, а на местах - аппарат главного контролера-ревизора. Они осущ-ют контроль за производственно-фин-вой деят-стью предприятий.

Задача контроля за использованием гос-ных средств возложена на органы Федер. казначейства Министерства фин-сов РФ.

Права органов казначейства:

- проверки ден. документов на пред-тиях, в учрежде-ниях и организациях;

- взыскание средств, используемых не по назнач-ю;

- приостановление операций по счетам;

- применение к нарушителям штрафных санкций. Основная задача Гос. налоговой службы-

- контроль за соблюдением закон-ва о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевр-стью внесения.

Налог. инспекции-это органы оперативного контроля. Права налоговых инспекций:

- проверка ден. документов, бух. книг, отчетов хоз-щих субъектов;

- требование необх-мых объяснений, справок и сведений (за исключением составляющие ком. тайну);

- обследование помещений предприятий;

- приостановление операций предприятий;

- изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли;

- применение финансовых санкций и штрафов;

 

 

Внебюджетные фонды.

 

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Фи-нансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирова-ние внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюдже-тов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсион-ный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного меди-цинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюд-жетных фондов за последние годы превышали 60% доходов госу-дарственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго це-левое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Доходы внебюдж-ых фондов формир-ся за счет:

1) налогов, сборов и прочих обязательных платежей;

2) финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;

3) добровольных отчислений граждан (на пенсионное, меди­цинское страхование и т.д.);

4) ср-тв получ-х в результ-е ведения ком.деят-ти.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходова-ние средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контро-лю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возмож-ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас-ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

ПФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республи-ках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра-ва на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван-ные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда -- солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определен-ный прожиточный уровень в будущем.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) -- централизо-ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Основные задачи Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий.

•Обязательное медицинское страхование -- составная часть государствен-ного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ рав-ные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования созда-ются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхова-ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж-дения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

- выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза-тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин-ского страхования;

- осуществления контроля за рациональным использованием финансо-вых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред-ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

- финансирование обязательного медицинского страхования, проводи-мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ-ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди-цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати-вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

- финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель-ного медицинского страхования;

- выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

- предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

- накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе-мы обязательного медицинского страхования;

- контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Всем гражданам выдается страховой полис.

 

 

Пенсионный фонд

 

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Источниками финансирования бюджета фонда являются:

• страховые взносы работодателей (организаций, предприятий);

• страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• страховые взносы других категорий работающих граждан РФ;

• ассигнования из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и лицам, приравниваемым к ним;

• средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

• добровольные взносы юридических и физических лиц;

• доходы от деятельности фонда.

Денежные средства фонда направляются на следующие цели:

• выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

• компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

• повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

• социальную помощь престарелым и нетрудоспособным;

• выплату ритуальных пособий;

• финансирование текущей деятельности фонда и его органов.

Плательщиками страховых взносов в фонд являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие взносы в ПФ РФ.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Индивидуально-персонифицированный учет в системе государственного страхования обусловлен следующими факторами:

• созданием условий назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина;

• созданием информационной базы учета стажа и заработной платы каждого работника, а также сажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

• развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в фонд;

• упрощением процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В основу индивидуального учета в системе пенсионного страхования положены принципы:

• единства государственного пенсионного страхования в РФ;

• всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных лицах;

• доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

• использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;

• достоверности сведений о суммах страховых взносов каждого плательщика для индивидуального учета;

• осуществления индивидуального учета страховых взносов плательщика в процессе всей трудовой деятельности.

В соответствии с данными принципами Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет на каждое застрахованное лицо с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Лицо, впервые поступающее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами пенсионного страхования, за исключением несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Сведения о застрахованных лицах предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели предоставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовым договорам, за которых они уплачивают страховые взносы. Эти сведения передаются в органы, которых работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами предоставляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в пенсионное страхование.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

 

Финансы как экономическая категория. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Они выступают важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений. Они стимулируют или, наобо­рот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Финансы 1)это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных (фонды ДС государства, в т.ч. республик, городов) и децентрализованных (ДС предприятий и населения) фондов денежных средств; 2) это система денежных отношений, выражающаяся в образовании доходов (ден.фондов, ресурсов), осуществлении расходов (распределение и перераспределение ден.фондов и ресурсов), контроле эффективности названных процессов или соц-эк. развития, т.к. таковое пронизано указанными денежными отношениями. Т.о. финансы являются инструментом перераспределения ВВП между различными звеньями финансовой системы.

Фи­нансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отно­шений в обществе.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

- централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

- децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Финансовые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой формах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму, государство использует фондовую форму, что является целесообразным для интересов общества в целом, так как это:

- позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества;

- обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

- дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма;

2) распределительный характер отношений;

3) распределение стоимости через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой, либо нефондовой формах.

Денежные фонды - это часть финансовых ресурсов, cпециально выделенная в виде фондов целевого использования. Денежные фонды представляют собой часть денежных средств государства и предприятия (организации, учреждения).

Деньги – это материальная основа финансов.

Финансовые отношения опосредуют процесс общественного товарного производства. Областью возникновения и функционирования финансов является 2-я стадия воспроизводственного процесса — распределение стоимости, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов— это специфический способ выражения присущих финансам свойств.

Функции:

1.Распределительная: образовывает ден-ые фонды на уровне п/п и домохоз-в, гос-ва; образовывает фонды целевого назначения; осущ-ет межотраслевое, межтер-ое перераспред-ие; создает необходимые резервы на уровне п/п и гос-ва.

2. Регулирующая – вмешат-во гос-ва с пом. финансов в пр-се воспроизводства. На микро-уровне (п/п) - стимулирует его деят-ть, создавая различные фонды, кот. способствуют улучшению кач-ва, увелич-ю V, улучшают материальное положения работников. На макро-уровне (гос) эта функция, используя гос расходы, налоги, гос кредит, достигает таких же результатов.

3. Контрольная. Финансы обладают свойством подавать сигналы о том как складываются пропорции распределе-ния и каково соотношение м/у различными фондами. Ее содержание заключ-ся в обеспечении контроля за движением и образованием материальных ценностей, действует ч/з системы и формы расчетов и налогообл-ия. Огромную роль как в самой структуре рын отнош-ий, так и в механизме их регулир-ия со стороны гос играют финансы. Они — неотъемлемая часть рын отнош-ий и важный инструмент реализации гос политики.

4. Стимулирующая функция – способствование эффективному экономическому росту (штрафы, льготы и т.д.).

5. Воспроизводственная функция - обеспечивает постоянный кругооборот средств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.068 с.)