Доминантность полушария и психические функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доминантность полушария и психические функции.



Особенно чувствительный удар по теории доминантного полуша­рия нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изуча­лась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответству­ющих им центров в правом и левом полушарии (табл. 13.3).

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с ин­сультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой науч­ной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи, только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после по­ступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного — после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой мотор­ной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный дви­гательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полуша­рия. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушария­ми. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с од­ним полушарием, как речь, и независима от речи.

Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автомати­ческой речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серий­ная речь, пение, репродукция заученного содержания (М. С. Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. наруше­ние способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10'раз меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что в японском языке использу­ются два вида письма: кана, где, как и в нашем алфавите, символы соответствуют зву­кам (хотя каждый символ означает не отдельный звук, а слог, т. е. сочетание звуков) и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или понятия (рис. 13.2).

Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуще­ствляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария, осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно). Правое полушарие воспри­нимает наборы элементов, подобные представленным на рис. 13.3, как цельные кон­струкции, не рассматривая отдельные входящие в них части.

Поэтому японцы, перенесшие инсульт при локализации очага поражения в левом полушарии, теряли способность читать слова, написанные на кана, но продолжали читать иероглифические тексты.

Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной {В. Т. Бахур, 1956).

Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее предста­вительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлени­ем речи при поражении левого полушария.

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формирует­ся в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынуж­ден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что •«центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым Местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено», 1955, с. 106).

По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой по­ловины — обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полу­шарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности — интеллектом.

Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предпо­лагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки ин­формации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуи­тивное, дедуктивное, образное мышление.

Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого по­лушария, а невербальный интеллект — с доминантностью правого полушария.

Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышле­ния работает исключительно одно полушарие. Имеется межпблушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются боль­шей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетиче­ском типе) полушария.

Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков карти­на несколько иная. У них, вместо характерной для взрослых левополушарной доми­нантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симмет­ричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функ­ции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11 -летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрос­лого уровня только к 18 годам (В. И. Голод, 1984; Э. Г. Симерницкая, 1985).

Зрительно-пространственная ориентировка. Нарушения зрительно-простран­ственной ориентировки и схемы тела, по мнению многих авторов, возникают, в основ­ном, при левосторонних параличах. Особенно впечатляют данные, полученные С. В. Бабенковой (1963), которая нашла, что среди 238 случаев поражения правого полушария в 78 % были нарушения схемы тела, которые распределились следующим образом: анозогнозия — 37 человек; неразличение правого и левого — 34 человека; незнание частей тела (аутотопагнозия) — 21 человек; ощущение отсутствия и чуждо­сти конечности — 24 человек; появление третьей руки на больной стороне (псевдополимелия) — 6 человек.

Однако имеется ряд фактов, заставляющих осторожно относиться к безапеляци-онному выводу о роли правого полушария в зрительно-пространственнной ориенти­ровки и восприятии схемы тела. Во-первых, отмечается, что большинство лиц, не раз­личающих правое и левое — это амбидекстры (т. е. люди, у которых нет ведущей руки). Это им раньше в армии при обучении ходьбе в строю командовали «сено-солома», привязывая им к одной ноге сено, а к другой — солому. Во-вторых, и С. В. Бабенкова не склонна считать выявленные ею нарушения «собственной функцией» правого полу­шария. Ей больше импонирует точка зрения, согласно которой у ребенка-правши со-матогнозия приобретается не сразу для всего тела, а на месяц раньше для правой стороны. Исходя из того, рассуждает она, что легче страдает то, что приобретено по­зднее, чаще наблюдается нарушение схемы тела при правополушарном поражении, так как оно связано с левой стороной (С. В. Бабенкова, (1963); И. Ф. Николаева, 1961). В-третьих, А. П. Демичев (1949) наблюдал у левшей нарушение схемы тела при по­ражении как правого, так и левого полушария, а О. Зангуилл (О. Zangwill, 1960) от­мечает, что нарушения схемы тела у правшей наблюдаются и при поражении левой теменной доли. Он считает, что топографическая ориентировка нарушается при по­ражении любого полушария.

Это подтверждают и опыты X. Терциана и К. Цекотто (Н. Terzian, С. Cecotto, 1959) с введением барбитуратов в правую и левую сонные артерии, что приводит к выклю­чению на несколько минут гомолатерального полушария. Эти эксперименты показали, что анозогнозия наблюдается как в том, так и в другом случае, что свидетельству­ет об отсутствии связи этой функции только с одним полушарием, будь то правое или левое.

При правополушарных поражениях отмечаются конфабуляции' и псевдоремини­сценции2 (С. Н. Давиденков и др., 1949; Г. П. Губина, 1964; С. В. Бабенкова, 1963). При левополушарном повреждении наблюдается только снижение интеллектуально-мнестических процессов.

Эмоции и межполушарная асимметрия. В отношении латерализации эмоций мне­ния ученых разделились. Бытующее представление о том, что эмоциональные про­цессы связаны исключительно с правым полушарием, многими учеными оспаривает­ся. Одни из них высказываются за связь положительных эмоций с левым полушари­ем, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным X. Терциана и К. Цекотто, выключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало раз­ные результаты. При действии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние, а при действии на левое полушарие — депрессивно-катастро­фическое состояние. Это подтверждает данные ряда авторов (К. Клейст, 1934; М. С. Лебединский, 1941; С. В. Бабенкова, 1963), что при поражении правого полу­шария у больных наблюдается эйфория, дурашливость, бестактность, неадекватность поведения.

По данным А. Кепалайте (1982), люди более жизнерадостные, оптимистичные и с большей успешностью решения вербальных тестов отличаются большей активностью левого полушария, тогда как склонные к депрессивным переживаниям и характери­зующиеся наглядно-образным мышлением — большей активностью правого полуша­рия.

Другие ученые считают, что определяющей является специфика протекания эмо­ций. Так, при поражении правого полушария особо нарушаются эмоции, связанные с процессами восприятия или наглядно-действенного (невербального) мышления, а при поражении левого полушария нарушаются эмоции, обслуживающие речь (Т. А. Доб­рохотова, 1974).

Черты тревожно-мнительного характера выражены у правшей слабее, чем у лев­шей (Р. Хикс, Р. Пелегрини [R. Hicks, R. Pellegrini, 1978]; К. Маскик-Тейлор [С. Mas-cic-Taylor, 1981]).

Итак, вышеизложенное свидетельствует 6 том, что представления ученых первой половины XX века о доминантности левого полушария у правшей не оправдались. В большинстве случаев асимметрии рук, ног, зрения и слуха у одного человека не совпадают. Этому способствует и несовершенство используемых проб для выявле­ния «рукости» или «ногости» (см. главу 17). Неудивительно, что по данным многих авторов (например, по Е. И. Николаевой и Н. М. Субботиной, 1989) процент лиц с левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных.

Генезис право-леворукости.

15.1. ГЕНЕЗИС ПРАВО-ЛЕВОРУКОСТИ

Одним из существенных является вопрос: функциональная асим-
метрия рук является врожденной или приобретенной в процессе развития человека в онтогенезе? Имеются сторонники как первой, так и второй точки зрения. А. Р. Лурия (1962), например, считал, что праворукость — врожденное свойство, совершенно не зависящее от жизненных условий и рефлекторной деятельности головного мозга. Б. Г. Ананьев (1953) же писал, что думать о том, что праворукость врожденная - реакционно. Обоснование врожденности праворукости. Сторонники врожденности функциональной асимметрии рук выдвинули несколько теорий. Согласно эмбриональной
теории функциональной асимметрии рук, причиной праворукости является положение плода в утробе матери. Эта точка зрения высказана еще в 1828 году в связи с тем, что плод в 65-70 % случаев лежит на левой стороне, а это обеспечивает большую свободу развития правой руки. Другая разновидность эмбриональной теории праворукости говорила о том, что сдавление одной половины головы в эмбриональном периоде обеспечивает лучшее питание другой половины, в том числе и полушария. В большинстве случаев таким полушарием является левое. Эмбриональная теория подверглась критике со стороны многих ученых. В частности, указывается, что если бы она была верна, то не было расхождения в асимметрии рук и ног. Е. Вебер (1905) отметил, что у двух лиц, находившихся в утробе матери во втором положении (на правом боку) отмечалась в последующем не леворукость (как следовало ожидать, исходя из этой теории), а праворукость. Сопоставление в другой работе положение плода и асимметрии рук у 486 детей также не подтвердило эту теорию. Финские исследователи А. Телкя, К. Сойва и Н. Мяки (А. Telkka, К. Soiva, N. Maki, 1952) проследили в течение 9 лет развитие асимметрии рук у детей, одни из которых находились в утробе матери в первом положении (77 человек), а другие — во втором (43 человека). Праворукость обнаружилась у 88,5 % первых и у 86 % вторых. Изучение близнецов дает больше оснований рассматривать роль положения эмбриона в утробе матери для возникновения право- или леворукости. Замечено, что среди близнецов много левшей (И. И. Канаев, 1959).

Если обобщить данные ряда авторов, то зеркальная асимметрия (один правша, другой - левша) была найдена в 21-23 %, а у одного автора - даже в 46 % случаев.'
Однако имеется не меньше данных, которые свидетельствуют, что среди однояйцевых близнецов левшей столько же, сколько и среди двуяйцевых (двойняшек). Исходя из этих данных можно предполагать, что причина асимметрии рук либо не в зеркальности положения плодов в утробе матери, либо зеркальность развития распространяется и на двуяйцевых детей. Отсутствие одинаковой асимметрии у всех пар близнецов в одном случае объясняется тем, что у одних пар установление асимметрии начинается до раздвоения (в течение первых двух недель развития плода), а у других - после. В первом случае асимметрия у близнецов одинаковая, а во втором случае — разная. В другом случае выдвигается следующая причина: часто последний при рождении близнец при тяжелых родах получает при родовспоможении повреждение левого полушария, вследствие чего он становится «патологическим» левшой. Это подтверждается и тем, что среди близнецов выявляется непропорционально высокая частота неврологических и других заболеваний, которые, как полагают, являются следствием повреждений, возникающих из-за стесненности во время внутриутробного развития плода.
Насколько серьезна эта причина в появлении леворукости и у сиблингов (не близнецов) видно из данных, приведенных А. П. Демичевым (1949). Среди 272 левшей он нашел в 40 % легкие пирамидные расстройства на правой руке, что могло указывать на наличие патологического очага в левом полушарии, возникшем в раннем детстве. И действительно, при тщательном собирании анамнеза и просмотра в роддоме документации А. П. Демичев нашел в 36 % случаев энцефалиты, травмы головы во время родов и в раннем детстве.
Характерно, что по его данным левши с пирамидными симптомами на правой руке в большинстве случаев не имели левшей в семье, а у левшей без этих симптомов в большинстве случаев в семье левши были. То, что многие левши «патологические», подтверждают и косвенные факты, полученные в некоторых исследованиях. Так, среди людей, перенесших небольшие повреждения мозга до или во время рождения, леворукость встречается довольно часто (например, среди умственно отсталых - до 20 %). Леворукость характерна для детей с пониженными способностями к обучению, а также для эпилептиков. Большинство ученых считают, что леворукость бывает как «естественной» (генетической), так и патологической. Интересно отметить, что в большинстве исследований найдено большее количество левшей среди лиц мужского пола, чем женского.Ряд авторов видят причину праворукости в неодинаковом кровоснабжении левого и правого полушарий (левое полушарие, считают они, снабжается лучше за счет лучше развитой левой сонной артерии) и левой и правой рук (лучше снабжается кровью правая рука). Однако в мозгу имеется множество анастомозов между правой и левой сосудистой сетью («вилизиев круг») для выравнивания кровоснабжения обоих полушарий. Не случайно поэтому в состоянии покоя различия в кровотоке между симметричными отделами полушарий незначительные. Даже при таком высоколатерализованном виде деятельности, как речь, найдено поразительное сходство в характере кровотока на двух сторонах мозга. Установлено также, что у левшей и правшей расположение сосудистой сети мозга совершенно одинаково. Рядом ученых разработаны различные генетические модели появления той или иной рукости. М. Аннетт (М. Annett, 1964) считает, что «рукость» определяется действием одного гена, имеющего две различные формы, или два аллеля. Один аллель, R, является доминантным и кодирует праворукость. Второй, /, является рецессивным и кодирует леворукость. Человек, унаследовавший от "обоих родителей аллель R, будет праворуким, так же как и человек с генотипом Rl {R от одного родителя, а / — от другого). Леворукими будут те, кто унаследовал аллель / от обоих родителей.
Тем не менее эта модель не может объяснить, почему более половины детей от
двух леворуких родителей являются правшами. Делались попытки усовершенствовать эту генетическую модель введением понятия о переменной пенетрантности (вероятности появления гена). Переменная пенетрантность подразумевает, что не у всех людей с одним и тем же генотипом этот генотип может проявляться одинаково. Предполагается, что некоторые люди с i?/ генотипом будут левшами. Эти левши могли передавать своему потомству аллель R, чем и объясняется появление праворуких детей у двух леворуких родителей. Однако с учетом даже этой поправки соответствие предсказаний этой модели фактическим данным остается невысоким. Более сложная модель предложена Д. Леви и Т. Нагилаки (D. Levy, Т. Nagylaki, 1972). Они предполагают, что «рукость» является функцией двух генов. Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель г - локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие — ипсилатеральной или контралатеральной. Контралатеральный контроль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный — рецессивным аллелем с. Человек с генотипом L г С Сбудет правшой с центром речи в левом полушарии. У человека с генотипом Lrcc центры речи тоже будут в левом полушарии, но он будет левшой. Эта модель лучше объясняет варианты рукости среди родственников, но и она не может объяснить все получаемые результаты. Через 10 лет М. Аннетт (1974) предложила новую генетическую модель, в корне отличающуюся от предыдущей. Она предположила, что большинство людей облада-ют геном, который она назвала фактором «правого сдвига». Если этот фактор имеется у человека, он предрасположен стать правшой. Если фактор отсутствует, человек может стать либо правшой, либо левшой в зависимости от обстоятельств. Для проверки своей гипотезы она изучала, с какой быстротой дети, у которых оба родителя левши, могут выполнить задание по сортировке колышков. Оказалось, в соответствии с предсказанием, что половина детей лучше справлялась с заданием правой рукой, а половина — левой рукой. Однако у леворуких родителей, перенесших, по их словам, родовую травму, было значительно больше детей, лучше выполнявших тест правой рукой. В принципе, и эта модель доказывает только то, что у родителей-левшей, ставших таковыми вследствии патологии, а на самом деле — генетических правшей, больше рождается праворуких детей, чем в семьях, где оба родители левши. Точка зрения о врожденности право- и леворукости получила сильные аргументы со стороны анатомов, изучавших строение больших полушарий головного мозга. Было выявлено различие в строении речевых зон правого и левого полушарий как у правшей, так и у левшей.
Некоторые ученые высказали предположение, что это различие является следствием обучения языку. Но такая же асимметрия свойственна и мозгу человеческого плода. Таким образом, анатомическое различие — скорее причина праворукости или леворукости, нежели ее следствие. Сильвиева (латеральная) борозда в левом полушарии у правшей более длинная и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх. Такая же асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандертальского человека; это позволяет предположить, что асимметрия полушарий составляет часть генетического наследия Homo sapiens. Обоснование приобретаемости в онтогенезе функциональной асимметрии рук. В качестве доказательства приобретаемости право- или леворукости выдвигаются разные доводы, однако, как правило, они могут быть легко опровергнуты. Некоторьм ученые, например, считают, что праворукость возникает из-за того, что матери носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу, чем левой. Но во-первых, у многих народов детей носят не на руках, а на спине или на груди передсобой, праворукость же все равно наблюдается, а во-вторых, так как в одной и той ж«семье встречаются и левши, и правши, то мать должна была бы одного носить на левой руке, а другого — на правой, чего в действительности нет. Не убедительно и утверждение, что к праворукости приводит то обстоятельство, что дети спят на левом боку: правши и левши спят на правом боку одинаково часто или же, но данным одного исследователя, обследовавшего 16000 правшей и 700 левшей, правши спят на правом боку в два раза чаще, чем на левом, а левши спят на том и другом боку одинаково часто. Ряд авторов считают, что причиной «рукости» является асимметричное расположение центра тяжести тела — смещение его вправо или влево. Вследствие большего веса правой половины тела она служит хорошей подпоркой для правой руки и дает большую массу при ее действиях, что приводит к выигрышу силы. Из-за этого человек и избирает правую руку в качестве ведущей. Однако фактические данные не соответствуют и этой гипотезе. К. Макалистер (К. Macalister, 1934), например, описал четыре случая, в которых у людей было найдено обратное расположение внутренних органов при наличии у них праворукости. А. Ф. Брандт (1928) замечает, что ребенок начинает предпочитать правую руку еще тогда, когда не умеет стоять, следовательно, нет необходимости в уравновешивании центра тяжести тела. Некоторые авторы для доказательства приобретенности праворукости идут не от причины, а от ее развития в онтогенезе (хотя развитие вовсе не исключает генетической природы появления того или иного феномена). На основании того, что с возрастом абсолютная (в кг) разница между силой правой и левой руки возрастает и что
праворукость у младенцев проявляется не сразу (все эти факты действительно имеют место). Й. Черначек (I. Сегпасек, 1968), например, считает, что приобретенность праворукости доказана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.012 с.)