Семинар 6. Тема: «Изобразительно -выразительные средства языка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Тема: «Изобразительно -выразительные средства языка»



1. Выразительность и понятливость речи.

2. Нормы грамматические, орфоэпические, лексические и синтаксические.

3. Фигуры речи и их использование в целях коммуникаций.

4. Самостоятельный подбор изобразительно-выразительных средств для выступления в судебном заседании.

5. Использование сложных предлогов в протоколе судебного заседания.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. деловая риторика. Р /н Iд, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

6. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

 

Словари

1. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М., 1995.

2. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2000.

 

Семинар 7. Тема: «Русская орфография»

1. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, исторический и смысловой) и их значение для правописания.

2. Морфема и типы морфем русского языка (корневые и служебные). Особенности их правописания.

3. Трудные случаи русской орфографии (правописание личных глагольных окончаний, -н- и -нн- в разных частях речи, правописание наречий).

4. Орфографический диктант.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г Деловая риторика. Р /н/д,2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

 

Словари

1. Словарь трудностей русского языка. М., 1981.

2. Орфографический словарь русского языка. М., 2000.

 

Семинар 8. Тема: «Синтаксис и пунктуация»

1. Понятие о словосочетании и предложении.

2. Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений и по грамматической структуре.

3. Ошибки в построении и употреблении словосочетаний.

4. Предложения простые и сложные.

5. Способы осложнения простого предложения.

6. Знаки препинания в сложном предложении.

7. Построение собственных синтаксических конструкций с привлечением текстов юридического профиля.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г Деловая риторика. Р!н ]д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

 

Словари

1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999.

2. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983.

 

Семинар 9. Тема: «Текст как наивысшая языковая и речевая единица»

1. Текст как тематическое, смысловое и структурное единство.

2. Типы синтаксической связи в тексте: цепная, параллельная и присоединительная. Их характеристика.

3. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Их признаки.

4. Подробное и сжатое изложение текста. План. Тезисы.

5. Вторичные тексты (протокол судебного заседания, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия).

6. “Подтекст”, “контекст”, “предтекст”, “надтекст”, “текст в тексте”, “мета текст” в профессиональной деятельности судьи.

7. Анализ текста протокола судебного заседания с точки зрения лексики, фразеологии, грамматики, использования в нем изобразительно-выразительных средств и его синтаксической структуры.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р /н /д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

5. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

6. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

7. Руднев В.А. Лексикология современного русского литературного языка.

8. Язык и стиль судебных документов СП6., 2002.

 

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Данная дисциплина изучается на протяжении 1 семестра и завершается сдачей зачета.

Важнейшей задачей изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование речевой культуры, как обязательного элемента культуры профессиональной, что особенно важно для подготовки специалистов в сфере судебной деятельности.

«Русский язык и культура речи» изучает стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, выявляет общие тенденции функционирования языковых единиц в зависимости от жанровых характеристик официально-деловой документации, раскрывает особенности речевого поведения государственных служащих судебной системы Российской Федерации.

В начале изучения дисциплины следует обратить внимание на истоки формирования и особенности культурной речи. При дальнейшем изучении дисциплины важным является рассмотрение особенностей различных стилей современного русского литературного языка и их взаимодействие. Затем необходимо проанализировать основные единицы общения, условия функционирования разговорной речи, ее социально-психологические аспекты. В ходе изучения культуры русской речи и эффективности общения следует обратить внимание на жанровые особенности научно-исследовательской работы, а также ознакомиться с типами основных словарей русского языка. При исследовании феномена «культура речи» в профессиональной деятельности юриста необходимо ознакомиться с понятиями психолингвистика, социолингвистика, лингвистическая экология, юрислингвистика, с видами речевой деятельности, с понятиями коммуникация и общение. Необходимо исследовать язык и стиль отечественных мастеров судебной словесности: А.Ф. Кони, А.И. Урусовым, К.П. Победоносцевым и др.

В процессе изучения основ мастерства публичного выступления следует изучить особенности речевого взаимодействия, определить роль речевой культуры в развитии профессиональных качеств государственных служащих судебной системы России, выявить основные требования, предъявляемые к речевому этикету.

Основными видами учебных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с административным законодательством согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

организации самостоятельной работы студентов

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено достаточное количество часовот объема учебных занятий на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников.

Внеаудиторная работа дает возможность для творческой работы студентов, активизирует мыслительные процессы, нацеливает на самосто­ятельное восприятие тенденций, происходящих в современном языке и современной речи.

Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради - это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Примеры тестовых заданий

Вариант №1

1. Лексика – это…

1) наука о построении предложения

2) словарный запас конкретного языка

3) наука о значении устаревших слов

2. Совокупность букв данной системы письма – это…

1) лексикон

2) постулат

3) алфавит

3. Язык выполняет следующую функцию:

1) коммуникативную

2) методологическую

3) экологическую

4. Признаком языка не является:

1) историчность

2) материальность

3) универсальность

5. Целью фактического общения не является:

1) установление контакта

2) передача информации

3) реализация потребности в общении

6. Создатель современного литературного языка – это:

1) М.В. Ломоносов

2) Л.Н. Толстой

3) А.С. Пушкин

Вариант №2

1.В каком ряду во всех словах выделяется окончание - ий?

1) броский, звонкий, медвежий

2) шипучий, санаторий, казачий

3) мягкий, сияющий, тишайший

4) бросивший, планетарий, барсучий

 

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

 

4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

5. В каком предложении слово буйный употреблено неуместно?

 

1) Гремели камнями, боролись две буйные горные речки.

2) И он уже не в силах унять буйной ярости и гнева.

3) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

4) Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.03 с.)