Модели инвестиционного партнёрства государства и частного сектора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели инвестиционного партнёрства государства и частного сектора



6.1 История возникновения партнерства государства и частного бизнеса

В XIX в. в Европе и США частным лицам передава­лись концессии на строительство железных дорог. Перс­пективы получения значительных прибылей и готовность частного сектора принимать на себя риск использовались государством для развития инфраструктуры. В 1874 г. в Австрии государство передало частному консорциуму кон­цессию на финансирование строительства и управление железной дорогой. Характерно, что привлечь финансо­вые средства удалось лишь после предоставления госу­дарственных гарантий. Впоследствии, после выплаты дол­гов, железная дорога перешла в собственность государ­ства. В 1925 г. между Миланом и озером Комо была по­строена первая в Италии дорога, управлявшаяся консор­циумом. С участием государства и частного сектора про­ложены первые платные автомобильные магистрали — в середине 50-х годов во Франции и в середине 60-х годов в Испании.

Примерно до 1980 г. финансирование развития инфра­структуры, особенно в сферах транспорта, энергетики, во­доснабжения, телекоммуникаций и т.д., рассматривалось как важнейшая задача государственного сектора, реализуе­мая непосредственно государственными предприятиями. На­чиная с 80-х годов, наблюдается смена парадигм в понима­нии роли государства — от восприятия его как структуры, самостоятельно оказывающей общественные услуги («про­изводитель услуг»), к отношению к нему как к структуре, создающей рамочные условия для оказания услуг частны­ми лицами и гарантирующей оказание этих услуг («гарант предоставления услуг»).


Штштятт


С середины 90-х годов во многих странах возрастает интерес к проектам развития инфраструктуры, в финанси­ровании и управлении которыми участвуют государство и частный бизнес. Несмотря на некоторое «ужесточение» го­сударственного управления, связанное в том числе с крити­ческим отношением к моделям партнёрства государства и частного сектора, во многих странах Европы был принят ряд мер для поддержки механизмов такого партнёрства. В других регионах мира наблюдаются те же тенденции.

Это не вызывает удивления, поскольку разрыв между растущими требованиями к общественным услугам и инф­раструктуре, с одной стороны, финансовыми и бюджетны­ми ограничениями государства (в том числе установленны­ми в ЕС Маастрихтским договором), — с другой, постоян­но возрастает. Объём капитала в экономике достаточен, не­обходимо лишь привлечь его для использования в реализа­ции совместных проектов государства и частного сектора.

В Великобритании с начала 80-х годов правительство М. Тэтчер стало осуществлять масштабную программу прива­тизации. Вслед за продажей государственных пакетов акций предприятий таких классических «рыночных» секторов, как сталелитейная и автомобильная промышленность, была на­чата приватизация компаний секторов общественных услуг в сфере телекоммуникаций, энергетики, железных дорог и т.д. В начале 90-х годов в Великобритании принят закон о «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative), который должен был облегчить частным струк­турам «вхождение» в сектор общественных услуг посредством чёткого определения рамочных условий. На основе данного закона к настоящему времени реализовано более 450 проек­тов на общую сумму 32 млрд. евро в сфере дорожного хозяй­ства, транспорта, здравоохранения, охраны правопорядка и обороны. При этом речь не идёт только о крупных проек­тах: проекты стоимостью более 150 млн. евро составляют около 7 % их общего числа, а стоимость большей части ре­ализованных проектов — до 30 млн. евро. По оценкам Ми-


нистерства финансов Великобритании, в 2002-2005 гг. в до­говорном порядке будет инвестировано 36 млрд. долл.

Численность стран, в которых в различных формах раз­вивается партнёрство государства и частного сектора, по­стоянно растёт. Схема 6.1 даёт представление о современ­ных масштабах совместной реализации проектов по секто­рам и странам. В целом в развитии подобных проектов на­блюдается следующее.

Схема 6.1 Партнёрство государства и частного бизнеса в промышленно-развитых странах по секторам и рынкам

 

Страны Дорожное хозяйство - Железные дороги Водоснабжение Уборка мусора Энергетика Недвижимость Здравоохранение Образование Правопорядок Оборона Административные здания
Австрия   У     У У       У
Австралия У У       У X / У  
Бельгия У X У У     У X      
Канада У У У У   У У X X У
Финляндия У X         У X     У
Франция у   У     У       X  
Германия / X У У     У   У X  
Греция у У У       X X      
Голландия у У У У У            
Ирландия у X У X У     X У   У
Италия у У У /              
Португалия У X У       X     X  
ЮАР У X У       X X У    
Испания у У У   У   У        
Великобритания У У У У   У У У У У У
США У   У   У       У X  

Сделки: х — заключены; S — готовятся.


1. В ряде стран Европы — Ирландии, Португалии, Ис­пании и Италии — приняты законодательные акты, облегчающие партнёрство государства и частного сек­тора в реализации проектов.

2. В Нидерландах, Германии и Австрии первые (пилот­ные) проекты находятся ещё на ранней стадии. В Гер­мании с расширением партнёрства государства и час­тного сектора связывают серьёзные перспективы в развитии транспорта и дорожной инфраструктуры.

3. Новички ЕС — Венгрия, Чехия, Словакия, Хорва­тия и Польша, отстающие от его старожилов в раз­витии инфраструктуры, нуждаются в разработке и реализации совместных проектов.

4. В Канаде и Австралии концепция партнёрства госу­дарства и частного сектора включена в правитель­ственные программы.

5. Во многих развивающихся странах (Китае, Малай­зии, Аргентине и др.) также разрабатываются пер­вые проекты с участием государства и частного биз­неса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.007 с.)