Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие российской методики обучения грамоте в ХVIII в. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Дальнейшее развитие методики обучения грамоте в ХVIII в. было связано с приобретением отечественной букваристикой своей субъектности: она окончательно становится самостоятельной отраслью педагогических знаний. Существенное влияние на развитие отечественной букваристики в этом этапе оказали факторы, обусловленные усилением секуляризации российского общества. Она выразилась в целом ряде петровских реформ, коснувшихся и образования. Главным результатом реформирования образования было создание государственной светской школы[39]. Благодаря новой азбуке Петра[40] в содержании обучения грамоте начинает выделяться направление обучения первоначальному чтению и письму на русском (родном) языке. «Именно Петру, - замечает А.А.Леонтьев, - мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим – астрономия, фортификация и т. д.»[41]. Добавим, и первым учебником по обучению грамоте на русском языке. Только в течение 1700-1725 гг. было издано более 600 различных переводных и отечественных учебных книг. Заметным явлением для начала ХVIII века стал трехъязычный букварь («Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся» 1701 г.) Федора Поликарпова. Наряду с традиционным разделением учебного материала (буквы – склады – слова на славянском, греческом и латинском языках – тексты в форме молитв, заповедей, статей и стихов религиозного и нравоучительного содержания) в букварь впервые включен учебный словарь «О училище и о книгах» с пояснениями и переводом слов на греческий и латинский языки. Например, в словаре даются разъяснения таких слов, как академия, школа, учитель, книга, летописец, хроника и т. п. Кроме того, в предисловии к букварю Ф. Поликарпов дает советы ученику под общим названием «Благочестивому читателю о правильном обучении чинного чтения и писания», которые в целом могут восприниматься как своеобразные методические рекомендации по обучению грамоте. Однако, значительно большую роль для развития букваристики сыграл выдающийся памятник Петровской эпохи – учебник для обучения грамоте «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением его императорского величества Государя Петра Великого блаженная и вечнодостойная памяти» (1717 г.) О необычайной популярности книги свидетельствует уже то, что она в течение только 1717-1722 гг. переиздавалась четыре раза.
Хотя в целом учебное пособие построено в русле общей традиции: состоит из двух относительно самостоятельных частей - собственно букварной (29 стр.) и хрестоматийной (текстовой); букварная часть включает и алфавит, и таблицы двух- и трехбуквенных слогов, и тексты для чтения, - но, на наш взгляд, существенное значение приобретают две важнейшие особенности пособия. Во-первых, в учебнике дается не просто алфавит, а «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных», в котором старым «письменам» противопоставляется новый гражданский шрифт и новые, в основном сохранившиеся и до настоящего времени, названия букв. Впервые в состав изучаемой азбуки, кроме традиционных печатных букв, были включены еще и рукописные. Для методики обучения грамоте это событие означало рождение нового раздела в ее структуре – обучения графическому (рукописному) письму. Безусловно, обучение письму существовало в методике обучения грамоте и до ХVIII века. Однако, судя по дошедшим до нас скорописным азбукам-прописям ХVII века, оно не опиралось на устойчивую типологию содержания обучения письму. Как правило, в азбуках-прописях учебный материал представлялся совершенно произвольно: иногда он включал уставной, полууставной и скорописные варианты букв, но без определенной системы как с точки зрения формы букв, так и дидактического материала, необходимого для усвоения слитного скорописного письма. В большинстве случаев азбуки-прописи представляли собой безымянные столбцы в обычный лист или его четверть. В части прописей, имевших указание на составителя, в большей степени отражались оригинальные вкусы автора, его индивидуальность. Только к концу ХVII века начинает просматриваться тенденция к упрощению и шаблонизации прописей. Тем не менее каждая пропись выступала самостоятельным пособием для обучения письму, с собственным содержанием, практически не связанным с обучением чтению печатного текста. С выходом «Юности честное зерцало…» обучение рукописному письму не только приобретает устойчивую графику скорописи, но и становится органичной частью методики обучения грамоте в целом. Благодаря этому событию методика обучения грамоте начинает накапливать определенную систему содержания обучения первоначальному письму и соответствующие ему технологические основы.
В отношении обучения первоначальному чтению, необходимо признать, что использование в структуре господствовавшего тогда буквослагательного метода нового алфавита с упрощенным названием букв существенно не облегчило обучение грамоте. Заучивание названий букв, может быть, становилось еще труднее. Но все же, благодаря стандартизованной графике печатного шрифта снимались многие проблемы в чтении книг, напечатанных в разных типографиях. Во-вторых, книга стала первым чисто светским учебником по грамоте, в котором весь текстовой материал в виде кратких нравоучений был нацелен на воспитание определенных качеств гражданина общества. Уже в букварной части книги даются «Нравоучения от священного писания по алфавиту избытие», в которых проводится идея петровских реформ и царского единовластия: Бойся бога и царя, и ни единому же их не противися. Не оправдай себе перд богом, и паче не мудрися. Тайну цареву добро храни. Цар премудр, утверждение есть людям. В основной части пособия излагаются правила внешней культуры и поведения в обществе. Отдельно приводятся правила поведения девушек из дворянского сословия, например, такие как «Девичья честь и добродетель венец», «Девичье целомудрие», «Девичье смирение». Всего пособие содержит 63 правил-рассуждений. Таким образом, в своем букваре Государь излагает систему нравственных норм, в которых выражается портрет личности, необходимой новому российскому обществу. С этой точки зрения в «Юности честное зерцало…», фактически, формулируется прямой социальный заказ государства и общества к начальному образованию и к методике обучению грамоте, требовавший воспитание грамотного гражданина страны. Для отечественной букваристики он может расцениваться как ее основная цель, в которой, как показала дальнейшая история, начинает формироваться общая тенденция: связать обучение с реальной жизнью, найти то содержание обучения грамоте, которое бы обеспечивало и воспитание детей в духе светского понимания назначения человека в жизни. Именно с позиций воспитания подошел к решению проблемы обучения первоначальному чтению Феофан Прокопович, создатель необычайно популярного в первой половине ХVIII века учебного пособия для обучения грамоте «Первое учение отроком…», напечатанного в 1720 году в Петербурге. К 1725 году букварь Феофана Прокоповича выдержал 12 изданий и стал действительно массовым учебником в российской начальной школе. Для Феофана Прокоповича обучение детей грамоте не должно ограничиваться только чисто практическими задачами усвоения техники чтения или письма. Уже в предисловии своей книги педагог задает вопрос, определяющий его подход к начальному образованию: «Какого же добра надеяться, где нет доброго детям воспитания?». По мнению Ф. Прокоповича, суть учения заключается в правильном воспитании: дети должны получить добрые наставления, должны приучиться читать только полезные книги и понимать прочитанное. Здесь же выдвигаются общие принципы воспитания и в целом учения, явно отражающие гражданские начала в образовании: «Каков кто отрок есть, таков и муж будет», - и самое главное – «Прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестанет никогда учиться…». Впервые в отечественной букваристике и, по нашему мнению, в отечественной педагогической мысли столь осознанно формулируется проблема социализации школьника уже с самого начала его обучения.
Следует добавить, что в букваре Ф. Прокоповича были сделаны и конкретные методические шаги, призванные обеспечить для школьников понимание читаемых текстов и на этой основе овладение осмысленным чтением. Кроме традиционных букв и слогов, молитв, символа веры, девяти блаженств и др., букварь содержит и «Краткое толкование законного десятисловия». Причем основное внимание сосредотачивается на толковании основ религиозного учения, включая критику некоторых суеверий, а также на разъяснении значения просвещения, что, безусловно, значительно облегчало в целом обучение грамоте. Достаточно отчетливо обнаруживается и стремление автора изложить учебный материал максимально просто и понятно. Очевидно, тексты-толкования с подобным содержанием не предполагали обязательного их заучивания на память, для Ф. Прокоповича было важным другое: овладение детьми осмысленным чтением, приводящим к максимально полному пониманию содержания текстов. Таким образом, в букваре Ф. Прокоповича, на наш взгляд, предпринимается попытка разрушить царившую в начальной школе «зубрешку», уйти от репродуктивного обучения и формализма в образовании. Тем не мене общая ситуация в обучении грамоте первой половины ХVIII века оставалась без изменений: массовая начальная школа по-прежнему ориентировалась на буквослагательный метод, который в своей сути допускал только формальную репродукцию знаний и умений. По некоторым оценкам буквослагательный метод в обучении грамоте использовался плоть до середины ХIХ века.[42] Конечно, живучесть буквослагательного метода была обусловлена не только определенным консерватизмом школы, но и в значительной степени слабостью лингвистической науки, точнее, ее раздела фонетики. По этой причине в массовой практике обучения грамоте долгое время не осознавалась связь графики (букв) с фонетической (звуковой) стороной речи и тем более те закономерности в звуковой системе языка, которые определяют специфику чтения.
Невзирая на крайне слабую научную базу, в отечественной методике обучения грамоте уже во второй половине ХVIII века начинает учитываться и звуковая сторона письменной речи. По всей видимости, существенную роль в этом сыграли учебники Я. А. Коменского, труды которого к этому времени были хорошо известны в России. Показателен в этом смысле новгородский рукописный букварь «Преднаказание детям», вероятнее всего составленный одним из братьев Лихудов, в котором рекомендуется называть буквы так, как они произносятся в разговорной речи и при чтении. Продолжил развитие светской букваристики А.А.Барсов в своем букваре 1768 г. [43]. Хотя букварь и продолжал следовать устоявшимся подходам в обучении грамоте, тем не менее в нем прослеживалось стремление связать буквослагательный метод с элементами звукового анализа. Так, в содержание букваря были включены сведения о делении звуков на гласные, согласные и безгласные (ь и ъ), а также их определения. В текстовой части учебника впервые использовались общеобразовательные тексты о временах года, количестве месяцев в году, о странах света, основных государствах и их столицах и др. Во второй половине ХVIII века в отечественной букваристике намечается традиция создания народных букварей, рассчитанных на широкое использование. Публикацию таких букварей начал в 1780 г. выдающийся русский просветитель, писатель, журналист и издатель Н.И.Новиков [44]. Вся его общественная, издательская и творческая деятельность, в том числе и в области букваристики, по сути, создала в России массового читателя. Несколько позже традицию народных букварей продолжил известный педагог Ф.И.Янкович-де-Миреево, приглашенный в Россию для организации народных училищ (школ). Будучи членом «комиссии об училищах», а также директором Петербургского народного училища, Ф.И.Янкович-де-Миреево создал несколько учебников и среди них «Российский букварь для обучения юношества чтению…» [45]. Кроме букваря, Ф.И.Янкович подготовил к изданию в 1783 г. «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезко-австрийского педагога И. И. Фельбигера. В целом «Руководство…» считалось официальным (обязательным для исполнения) документом, регламентирующим организацию обучения в народных училищах. Наряду с дидактическими принципами классно-урочной системы Я.А.Коменского в «Руководстве…» представлялся и метод «совокупного чтения» (или метод «совокупного наставления»), который являлся главным элементом новой методики коллективного обучения грамоте. Необходимо добавить также, что выход «Руководства…» означал переход светского образования в русло нормированной государством школы и соответственно применявшейся в ней методики обучения грамоте. Государственное управление организации школьного дела в целом опиралось на заимствование открытий западноевропейской дидактики.
Для развития методики обучения грамоте как функциональной системы «Руководство учителям первого и второго класса» может расцениваться как становление одного из компонентов подсистемы технологических основ методики – ее программного обеспечения, который обеспечивал устойчивость функционирования методики как системы. (См. Рис. 4)
Необходимо подчеркнуть и то, что во второй половине ХVIII века происходило интенсивное развитие технологических основ методики за счет ее обогащения различными средствами (учебными пособиями) обучения грамоте. В частности, в этот период появляются первые печатные азбуки-прописи [46]. В качестве учебных пособий, предназначенных для обучения грамоте, начинают использоваться также азбуки-хрестоматии, которые по своей структуре и объему текстов для чтения фактически стали прообразом будущих книг для литературного чтения. К первым подобным учебным пособиям могут быть отнесены две азбуки, составленные в 1795 г. А.Г.Решетниковым, «Новая российская азбука для обучения детей чтению» [47] и ее краткий вариант «Учитель красоты российских букв и чистаго письма изданный во пользу любящего краснописание юношества» [48]. К жанру азбук-хрестоматий может быть также отнесена и «Азбука для малолетних детей» [49]. Как видно, к концу ХVIII века отечественная букваристика располагала достаточно большим количеством разнообразных учебных пособий по обучению грамоте. Среди них выделялись, кроме традиционных букварей, предназначенных для обучения первоначальному чтению, методические рекомендации-программы учителям, первые печатные азбуки-прописи, а также азбуки-хрестоматии как первые пособия по внеклассному чтению. Таким образом, в отечественной букваристике формируются основы специальной отрасли прикладных знаний (теории учебника), призванной обеспечить обучение грамоте необходимыми средствами – системой эффективных учебников и учебных пособий. Данное явление невозможно переоценить, поскольку с распространением в массовой практике обучения учебников методика обучения грамоте приобретала системность и устойчивость в своем развитии. [1] Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Михаил Ростиславович Львов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 75. [2] ИсторияУкраинской ССР: В 10-ти т. / Гл. редкол.: Ю. Ю. Кондуфф (гл. ред.) и др.- Киев: Наукова думка, 1981 - Т. 1: Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества. Киевская Русь (до второй половины XIII в.) / [И. И. Артеменко, С. Н. Бибиков, В. И. Бидзили и др.]; редкол.: И. И. Артеменко (отв. ред.) и др. – 1981. - С. 426. [3] Ветвицкий В. Г. Современное русское письмо / В. Г. Ветвицкий, В. Ф. Иванова, А. И. Моисеев. – М.: Просвещение, 1974. - 144 с. [4] Рождественская Т. В. Письменная традиция Северной Руси по эпиграфическим данным / Т. В. Рождественская // Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. – М., 1987. – С. 36 – 44. [5] Львов М. Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2004. - № 9. – С. 20. [6] Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской: в 2 вып. Вып. 2. По материалам граффити ХI–ХVII вв. / С. А. Высоцкий. – Киев: Наукова думка, 1976. – С. 41. [7] Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд., перераб. и доп. / Виктор Александрович Истрин. – М.: Наука, 1988. – 192 с., 24 ил. – (Серия «Литературоведение и языкознание»). [8] [9] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – С. 31. [10] Повесть временных лет: в 2 ч. / подгот. текста Д. С. Лихачева; пер. Д. С. Лихачева, Б.А. Романова. – М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950 - Ч. 1: Текст и перевод. – С. 81, 83. [11] Клибанов А. И. Написание о грамоте / Александр Ильич Клибанов // Проблемы религии и атеизма. – М., 1955. – Вып. 3. - С. 352 - 379. [12] Панченко А. М. Русскаякультура в канун петровских реформ / А. М. Панченко; отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984. - С. 167. [13] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV-ХVII вв. / АПН СССР; [сост., биогр. очерки, коммент. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова; вступ. ст. Д. С. Лихачева, Г. М. Прохорова]. – М.: Педагогика, 1985. – С. 167. [14] Львов М. Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2004. - № 9. – С. 19. [15] Рыбаков Б. А. Любеч – феодальный мир Монаха и Ольговичей: излож. докл. / Борис Александрович Рыбаков // Крат. сообщ. Ин-та археологии. –1964. - Вып. 99.- С. 21 – 23. [16] Янин В. Л. Я послал тебе бересту… / Валентин Лаврентьевич Янин. - 2-е изд., испр. и доп. новыми находками. - М.: Изд-во МГУ им. В. М. Ломоносова, 1975. - С. 5. [17] [18] Паульсон И. И. Методика грамоты по историческим и теоретическим данным: в 2 ч. / Иосиф Иванович Паульсон. – СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1887. Ч 1, с. 9 [19] Янин В. Л. Берестяная почта столетий / Валентин Лаврентьевич Янин. - М.: Педагогика, 1979, с ил. (Б-чка Детской энциклопедии «Ученые – школьнику»). - С. 88-89. [20] Львов М. Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2004. - № 9. – С. 20. [21] Арциховский А. В. Берестяные грамоты мальчика Онфима / А. В. Арциховский // Сов. Археология. -1957. – Вып. 12. – С. 218. [22] Паульсон И. И. Методика грамоты по историческим и теоретическим данным: в 2 ч. / Иосиф Иванович Паульсон. – СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1887. - Ч. 1: Историческая. - 1887. - С. 4. [23] Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1972-1976 гг. / А. В. Арциховский, В. Л. Янин. – М.: Изд-во АН СССР, 1978. – С. 27. [24] См.: Геллерштейн Л. С. Древнерусская педагогика как предмет историко-педагогического изучения / Л. С. Геллерштейн, О. Е. Кошелева // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси: (Малоисслед. пробл. и источники): сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики, Науч. совет по истории мировой культуры АН СССР, Секция истории культуры Древ. Руси; [редкол.: Э. Д. Днепров (отв. ред.) и др.]. – М., 1983. – С. 22 — 35; Изборник 1076 года / под ред. С. И. Коткова. – М.: Наука, 1965. – 1091 с. [25] Забелин И.Е. Две грамотки // Помощь голодающим: Научно-литературный сборник. – М., 1892. С. 277. [26] Демков М.И. История русской педагогики: В 3 ч. – М.: Демков, 1909-1913. Ч. 1, с. 141. [27] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. С. 171. [28] См. об этом: Львов М. Р. Забытые страницы истории методов обучения // Нач. шк. – 1992. - № 2. С. 80-84. [29] Тихомиров М.Н. Русская культура Х-ХVII вв. – М., 1968. с. 338. [30] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. С. 243. [31] Клибанов А.И. Реформационные движения в России в ХIV- первой половине ХVI веков. – М., 1960. С. 343. [32] См.: Извеков Д. Букварная система обучения в исходе ХVII и начала ХVIII ст. // Семья и школа. - № 4. – 1872. С. 739-762. [33] См.: Ботвинник М. Б. Откуда есть пошел букварь. – Минск: Вышэйшая школа, 1983. – 198 с. [34] См.:Соболь Спиридон. Букварь сиречь начала учения детям начинающим извикати. – Кутейно: [ Тип. Спиридона Соболя ], 1631. – 80 л.; Соболь Спиридон. Букварь языка славеньска. – Могилев: [ Тип. Спиридона Соболя ], 1619. – 80 л. [35] См.: Азбука:Начальное учение человеком хотящим разумети божественнаго писания. - М.: изд. В. Ф. Бурцова – Протопопова, 1634. – 108 л.; Азбука. – Супрасль: Изд. В. Ф. Бурцова – Протопопова, 1657. – 120 с.; Букварь языка словенска, сиречь начало учения детям... - М.: изд. В.Ф.Бурцова – Протопопова, 1637. – 216 с. [36] Галкина Э. З. Русские художники детской книги. – М.: Сов. писатель, 1963. С. 7-66. – 230 с. [37] Карион Истомин. «Букварь» (Из книги «От азбуки Ивана Федорова до современного букваря». М., 1974) // Начальная школа. – 2004. - № 9. С.18. [38] Редозубов С. П. Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте в русской школе / К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте. Основы звукового метода. – М., 1941. С. 6-7. [39] Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Т. 2, ч. 2 / Павел Николаевич Милюков. – М.: Прогресс; Культура, 1994. – С. 254. [40] Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных: [ Образцы шрифтов Моск. тип. ] – М.: Моск. тип., около 1708. – 11 с. – Без тит. л. и обл. – Приплетено 4 л. образцов Москов. тип. 1708 – 1709 гг. [41] Леонтьев А.А. Система образования в России / А.А. Леонтьев // «Школа 2100…» / под научн. ред. А.А. Леонтьева. – М.: БАЛЛАС, 2000. – Вып. 4: Приоритетные направления развития Образовательной программы. – С. 74. [42] Назарова Л.К. Из истории методов обучения грамоте // Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1973. С. 25. – 413 с. [43] Барсов А. А. Азбука церковная и гражданская, с краткими примечаниями о правописании / Антон Алексеевич Барсов. - М.: Тип. при Имп. Моск. ун-те, 1768. – 60 с. [44] Букварь для употребления российского юношества. - М.: Моск. универс. тип., у Н. Новикова, 1780. – 24 с. [45] Янкович-де-Мириево Ф. И. Российский букварь для обучения юношества чтению, изданный при учреждении народных училищ в Российской империи, по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя / Ф. И. Янкович-де-Мириево. – СПб.: [Тип. Брейткопфа], 1788. - 36 с. [46] От азбуки Ивана Федорова до современного букваря (1574-1974) / сост. В. П. Богданов, Г. В. Карпюк. – М.: Просвещение, 1974. – С. 56. [47] Решетников А. Г. Новая российская азбука для обучения детей чтению с присовокуплением прописей, руководствующая к чистому российскому письму, содержащая в себе примерные письма, многие нравоучительные правила, краткую грамматику и басни с картинками / Андрей Гордиевич Решетников. - М.: Тип. А. Решетникова, 1795. – 106 с. [48] Решетников А. Г. Учитель красоты российских букв и чистаго письма изданный во пользу любящего краснописание юношества / А. Г. Решетников // Решетников А. Г. Новая российская азбука для обучения детей чтению. - М., 1795. – С. 79 – 85. [49] Азбука для малолетних детей: С молитвами, нравоучениями, правилами о соблюдением здоровья и стихотворениями. - СПб.: Тип. И. Глазунова, 1806. – 44 с.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.044 с.) |