История нелегальных наркотиков в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История нелегальных наркотиков в России



Многие века, если не тысячелетия, контролировали потребление наркотических, одуряющих веществ в России волхвы, ведуны, шаманы и другие представители духовного языческого мира. По сведениям профессора Б.Н. Головкина в древней Руси было известно более 100 наименований различных наркотических веществ, дурманов и одуряющих препаратов. (1) Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь истории наркотизма, профессор Б.Ф. Калачев: «Наши предки принимали одурманивающие сознание препараты (по-видимому, в первую очередь галлюциногенные грибы) под неусыпным контролем славянских жрецов в обрядовых и лечебных целях. Нельзя забывать, что в те далекие времена волхвы и ведуны были одним из первых по значимости политическим инструментом княжеской власти». (2)

И только с эпохи крещения Руси (988–989 гг.) развернулась острая политическая борьба между Православной Церковью и жрецами славянского язычества и другими языческими верованиями. C введением на Руси христианства и сосредоточением в руках Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование наркотических одурманивающих средств изменения сознания, население постепенно прекратило прибегать к наркотикам и другим одуряющим веществам. Несмотря на строгий надзор со стороны духовных лиц православия за потреблением одурманивающих веществ, в народе постепенно развивалась народная медицина, в образе ведьства, зелинничьства, потворов, чародеяния, волхования и различных заговоров. (3) В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей. (4) За ведьство тогда могли сжечь на костре, за чародеяния наказать штрафом, а за отравление травами или грибами могли покарать смертью.

Купцы древней Руси в XIII – XVI веках успешно торговали, как с Востоком, так и с Западом. Но мы не нашли фактов, литературных или исторических первоисточников, в которых авторы сообщали бы, что русские купцы привозили из дальних стран что-то похожее на гашиш или опий. Первый мак на Руси появился XI веке в Киеве, а к XV веку он был известен в Российском государстве повсеместно. Но в виде наркотика он нигде не применятся. Имел хождение только в качестве пищевого продукта и снотворного. Некоторые мамаши применяли его в качестве снотворного жмыха для грудных детей во время сельскохозяйственных работ на деревне.

Прямые указания на пресечение незаконного оборота наркотиков или других одуряющих веществ в нормах Соборного Уложения 1649 года отсутствуют. Исключение составляет ст. 23 главы XXII, предусматривающая смертную казнь в случае отравления человека зельем. В этой ситуации обвиняемого заставляли пить яд, которым он лишил жизни потерпевшего.(5)

В 1581 году английский медик Джеймс Френч впервые привез в Россию опиум для медицинских целей. Сначала царское правительство закупала опиум в Англии, но затем стало привозить прямо с Востока. (6) В XVII веке начинают формироваться торговые взаимоотношения с Китаем, который стал со временем основным поставщиком опия в Россию. Петр I определил линию общих торговых связей с Поднебесной так называемым Нерчинским договором от 27 августа 1689 года. (7) В пику экономической политики Англии, развязавшей против населения Китая настоящий наркогеноцид (Опиумные войны 1840–1842; 1856–1860 гг.), 12 апреля 1841 года издается Именной указ «О непропуске в Китайские пределы опиума», данный к исполнению Сенату и усиленный 20 января 1844 года. (8)

Присоединение в XIX веке к Российской Империи Кавказского и Закавказского регионов, особенно огромного куска территории Центральной Азии (Средней Азии), послужила мощным толчком для знакомства русских с наркотиками, которые имели место в этих регионах. По некоторым оценкам, в Средней Азии начала ХХ в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно употреблявших наркотики, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн. С 1871 по 1881 годы русские войска, находясь по приглашению манчжур на территории Китая в Илийской крае (так называемая «Новая территория» Цинской империи — Синьцзян), еще сдерживали волну наркотиков. Отвод войсковых частей обратно на территории Туркестанского края повлек за собой отток из Поднебесной некитайских народов, сочувствующих России, — уйгуров (таранчи), дунган и казахов. К 1881 году на российскую территорию их перешло не менее 200 тысяч человек. К сожалению, многие представители этих народов успели заразиться в Китае наркоманией, а уйгуры и еще более дунгане (мусульмане по вероисповеданию) — овладеть приемами наркобизнеса. (9)

7 июня 1915 года был принят Высочайший Указ «О мерах борьбы с опиокурением», запрещающий посевы мака в Забайкалье и на Дальнем Востоке России. (10)

Довольно любопытно наркотическую проблему в Российской Империи в начале XX века охарактеризовал И.С. Левитов: «В быстром распространении у нас наркотиков я вижу только симптомы грядущего влияния Азии на всю Европу. Россия, стоящая аванпостом между Азией и Европой, и служащая, как бы буфером для всех остальных европейских народов, должна сильнее и раньше всех почувствовать азиатский натиск, что мы замечаем теперь уже в этом быстром распространении у нас наркотиков. Наркотики это первый авангард желтой расы в России». (11)

Советская власть не сразу стала уделять пристальное внимание наркотическому вопросу в стране. Только 31 июля 1918 года вышло Предписание СНК № 7206-7212 «О борьбе со спекуляцией кокаином». (12) Спекуляция наркотиками (в этом случае — кокаином) признавалась СНК «самой отвратительной из всех видов спекуляции». Несколько позднее вышло постановление СНК от 6 ноября 1924 года «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье (кокаин и его соли, опий и его производные: морфий, героин и другие). (13) Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Статьей 1 указанного Постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 года «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли» на территории СССР воспрещалось культивирование указанных растений, за исключением посевов, урожаи которых использовались для удовлетворения исключительно медицинских и научных потребностей. (14) 29 января 1936 года Советский Союз присоединился к Международной конвенции Лиги Наций о наркотических средствах 1925 года.

После Великой отечественной войны заметную поддержку укреплению контроля над нелегальными наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти. Так, принимаются постановления Совета Министров РСФСР от 7 апреля 1962 года № 405 «О дальнейших мерах по борьбе с алкоголизмом и наркоманией», от 23 января 1969 года № 60-6 «О мерах по улучшению организации лечения больных наркоманией, а также по усилению борьбы с хищением, незаконным изготовлением и распространением наркотических веществ в РСФСР» и предшествующие им постановления Совета Министров СССР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1971 года «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией» данная категория людей, уклоняющихся от лечения, по ходатайству общественной организации, трудового коллектива, государственного органа и при наличии медицинского заключения могла быть направлена в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) на срок от года до двух лет. Многие наркотические проблемы того времени разрешил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года «Об усилении борьбы с наркоманией». (15)

Резкая активизация политической жизни страны, начатая пришедшим к власти Ю.В. Андроповым и продолженная его преемниками в форме Перестройки, отразилась и на отношении властей к проблеме наркотиков. В декабре 1986 года этот вопрос в целом рассматривался на секретариате ЦК КПСС, а 21 апреля 1987 года — в части состояния антинаркотической пропаганды. 12 июня того же года принимается постановление ЦК КПСС «О ходе выполнения Постановлений ЦК КПСС об усилении борьбы с наркоманией», которым справедливой критике подверглись формализм и бюрократизм властных структур, проявленные в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В тот же день, 12 июня 1987 года, принимается постановление Совета Министров СССР № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которым не допускались помимо указанного в названии постановления наркотикосодержащего растения, также посев и выращивание конопли «на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании». В 1988 году, впервые в истории советских правоохранительных органов, нормативно унифицируется теория и практика внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению НОН (приказ МВД СССР от 5 июля 1988 года).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» подвел итог переходному периоду от социализма к капитализму. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 года. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый в будущее план долговременных действий. К сожалению, Концепция не нацеливала специалистов и все общество на глубинную профилактику, другими словами на формирование новых трезвых поколений.

С середины 90-х годов отмечается резкое увеличение количества острых смертельных отравлений наркотиками (1995г. - 40 случаев, 1996г. - 123, 1997г. - 291, 1998г. - 810, 1999г. – 958) и их доли в общей структуре смертельных отравлений (1995г. — 1%, 1996г. — 3,7%, 1997г. — 10,3%, 1998г. — 22,7%, 1999г. — 25,4%). Начиная с 1998г. смертельные отравления наркотическими веществами вышли на второе место в общей структуре отравлений, уступая лишь отравлениям спиртами и составляя 1/4 всех смертельных отравлений. (16) Прослеживается четкая тенденция замещения так называемых мягких наркотиков жесткими — героином, метадоном, эфедроном, производными амфетамина и метамфетамина, комбинирования наркотических веществ с алкоголем (до 30% всех случаев отравления наркотиками) и барбитуратами.

Во исполнение Концепции летом 1994 года учреждается Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Этот орган исполнительной власти взял на себя нелегкие обязанности межведомственной координации контроля над наркотиками. К сожалению, действия комиссии отвечали её названию – борьба велась только со злоупотреблением. Складывалось впечатление, что будто бы есть безвредное потребление наркотиков или потребление отравы во благо. За годы существования Комиссия претерпела ряд эффективных преобразований и является сегодня наиболее компетентной и авторитетной из государственных и общественных структур, занятых в области анализируемой проблемы. Но наркотическая проблема в стране не улучшается, а ухудшается.

Экономический ущерб от наркотизации России сегодня составляет около одного триллиона рублей или более двух процентов ВВП в год. Среди современных наркоманов России 70 процентов – молодёжь до 30 лет. В последние годы нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня: 11–12 лет, это совсем дети, учащиеся 5–6 классов. Ежегодно по подсчётам, которые ведутся правоохранительными органами РФ, более 200 тысяч преступлений связаны с незаконным оборотом наркотических средств. (17)

Следующей управленческой акцией в реализации предписаний Концепции стала Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995–1997 годы», 3 июня 1995 года принятая Правительством Российской Федерации. Этот программный документ, позволил осуществить крупные научные и прикладные работы фактически по всем отраслям знания, касающимся урегулирования и изучения проблемы наркотиков в России. В 1999 г. первую Программу сменила ее преемница, рассчитанная до 2001 года, а вслед за ней — до 2004 года, затем новая и еще раз новая. Но, наркотическая проблема от этого не сокращалась, а росла, так как не намечались пути коренной корчевки проблемы.

Помимо сказанного из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, также исходят: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», 8 января 1998 года утвержденный Президентом Российской Федерации; Федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими, созданный согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. № 5442.

24 сентября 2002 года создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. (18) 11 марта 2003 года он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России). Комитету передана материальная база и бо́льшая часть (40 тысяч единиц) штатной численности упразднённой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Комитет начал свою деятельность 1 июля 2003 года. 6 июня 2003 года утверждено «Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». (19) 9 марта 2004 года Госнаркоконтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 28 июля 2004 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. (20)

Масштабы наркомании в России сегодня представляют угрозу национальной безопасности государства. Об этом говорится в докладе рабочей группы Госсовета РФ, президиум которого состоялся в апреле 2011 года в Иркутске. По сравнению с 1996 годом количество только официально зарегистрированных в стране лиц, употребляющих наркотики, увеличилось в 9 раз и составляет сегодня более 600 тысяч человек, отмечают эксперты в докладе. Реальное число наркопотребителей в России оценивается примерно в 2 с половиной миллиона человек - это приблизительно 2 процента населения страны.

Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» организован Государственный антинаркотический комитет России. Кроме борьбы с наркопреступностью ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительства). Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления — стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркобаронов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановления №231 6 мая 2005 года (об утверждении размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречило целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и фактически легализовывало мелкий наркобизнес в России. К сожалению, пока столь необходимой государству для борьбы с наркоугрозой координации исполнительной власти достигнуть не удалось. На сегодня отсутствует эффективный механизм предъявления претензий к тем региональным правительствам, которые из года в год игнорируют реальную антинаркотическую работу, подменяя ее формальной деятельностью межведомственных антинаркотических комиссий. Причем, деятельность таких комиссий скользит, чаще всего, по поверхности проблемы. Не происходит системной корчевки проблемы, как таковой. Не предусмотрены такие и шаги, к сожалению, и в последней Антинаркотической концепции. Нет в ней главного – формирование трезвого общества – что является самой главной защитой от проникновения нелегальных наркотиков в наши семьи, в молодежную среду.

Литература:

1. Рише Шарль. Самозащита организма. - СПб., 1895, с. 70.

2. Калачев Б.Ф. Наркотики на Руси. Древняя Русь. /Русский медицинский журнал.

3. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. - Л., 1989.

4. Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. - М., 1984. с. 139–140; 148–150; 168–170; 189–193.

5. Минкевич И.А., Борковский В.Е. Масличные культуры. - М., 1955, с. 42–43.

6. Российское законодательство X–XX веков. Т. 3. - М., 1985, с. 251; Левинштейн И. Первые русские аптеки // Вестник фармации. - 1927. - № 12. - С. 621–626.

7. Сборник договоров России с Китаем. 1689–1881. – СПб., 1889, с. 5.

8. Профессор Б.Ф. Калачев отыскал в архивах такой источник: ПСЗРИ. Т. XIX. СПб, 1845. Ст. 14450, Ст. 17547.

9. Григорьев П. Туземцы и кокнар (К вопросу о воспрещении жителями края приготовления и продажи наркотических веществ) // Туркестанские ведомости. - 1880. - № 27. - С. 106–107.

10. Сборник узаконений. 1915. № 170. Ст. 1291.

11. Левитов И.О. Бузо-гашишный вопрос на наших окраинах. - СПб., 1909, с. 325.

12. ЦГАОР. Ф. 130. Оп. 2. Д. 66. С. 179.

13. Административный вестник. - 1925. - № 1.

14. ЦГАОР. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 20. С. 145.

15. Аналогичный Указ Президиум Верховного Совета РСФСР принял 15 июля 1974 года.

16. http://narkologsamara.ru/index.php/naukastati/71-sovremennaya-narkomania-rf

17. http://www.narkotiki.ru/ocomments_6902.html

18. Указ Президента России от 24.09.2002 № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».

19. Указ Президента России от 06.06.2003 № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

20. Указ Президента России от 28.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.021 с.)